microbik.ru
1 2


АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

«Комплексной программы МОУ СОШ №168 по профилактике безнадзорности, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних

«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»

за 2009 – 2013 г.г.»

Профилактическая работа в школе №168, направленная на пресечение и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, ведется в соответствии с районной комплексной программой профилактики безнадзорности, правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних и школьной «Комплексной программой профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании и иных зависимостей «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : создать благоприятные условия для

  • развития ребенка (уважение к праву голоса и естественным потребностям ребенка в самореализации, удовлетворении интересов, в сотрудничестве со взрослыми; создание и укрепление школьных традиций…);

  • укрепления социальной компетентности;

  • воспитания критичного, основанного на правдивой информации отношения к удовольствиям, средствам зависимости и потребительскому стилю жизни;

  • активного включения родительской общественности в профилактическую деятельность, способствующую формированию у детей и подростков социально – позитивного жизненного стиля с преобладанием ценностей здорового образа жизни как важного условия профилактики зависимостей;

  • устранения неблагоприятных условий школьного окружения (аддиктивного окружения, дискриминации и подавления ребенка, негативного отношения со стороны других детей, педагогов);


ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Разработать и апробировать школьные программы профилактики зависимостей;

  2. Изучить и творчески осмыслить теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков;

  3. Разработать и ввести в действие программу по вовлечению родителей учащихся в профилактическую работу.

  4. Обеспечить условия для обучения педагогов

  5. Поэтапно создавать профилактическую и правовую систему и постоянно ее развивать;

  6. Теоретическое знакомство с видами правонарушений, причинами, статистикой антисоциального поведения детей и подростков, видами юридической ответственности.

  7. Используя содержание предметов школьной программы обучить учащихся правилам поведения и нормам действующего законодательства.

  8. Используя различные методические приемы и объективную позицию на уроке, во внеклассной работе, разъяснять учащимся возможные последствия неконструктивного поведения.

  9. Координировать совместную с внешними организациями деятельность по планированию, координации, профилактике антисоциальных проявлений в поведении учащихся во время их обучения в школе.




  1. Разработать и апробировать школьные программы профилактики зависимостей;

Одной из основных функций деятельности заместителя директора по правовому

регулированию является проектировочная деятельность, которая предполагает определение целей, задач, содержания педагогического процесса.

Проектировочная деятельность – это процесс прогнозирования развития школьного коллектива и определение стратегии воспитательно – профилактической работы. Для этого на основе городских и районных программ была составлена Комплексная программа школы, рассчитанная на несколько лет, которая служила основанием для разработки ежегодных планов работы школы по профилактике различных форм девиантного поведения.

В нашей школе действовала Комплексная программа МОУ СОШ №168 по «Профилактике безнадзорности, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на 2002 – 2008 г.г.» .С 2009 – 2013 учебный год действует Комплексная программа МОУ СОШ №168 по профилактике безнадзорности, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних на 2009 – 2013г.г. «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…».

Комплексная программа состояла из нескольких разделов:

Раздел №1: информационные мероприятия;

Раздел №2: мероприятия с педагогическим коллективом;

Раздел №3: мероприятия с родителями и учащимися;

Кроме того - Программа мероприятий по вовлечению в профилактическую деятельность родительской общественности, Программа МОУ СОШ №168 по пропаганде ЗОЖ» культура здоровья школьника» , Программа управленческой деятельности по профилактической и правовой работе МОУ-СОШ № 168.


Содержание деятельности этих программ прослеживается в следующих документах и планах работы:

  • План управленческой деятельности з\д по ПР

  • План работы по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений среди уч–ся МОУ СОШ №168

  • План работы по профилактике СПИДа, табакокурения, алкоголизма, наркомании и других зависимостей МОУ СОШ №168

  • План работы Совета профилактики

  • План проведения семинаров классных руководителей.

  • План совместной работы МОУ СОШ №168 с ПДН В-И района

Работа по данным профилактическим программам дала видимые положительные результаты, о которых будет сказано ниже.

  1. Изучить и творчески осмыслить теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков;

На решение этой задачи была направлена вся методическая работа коллектива: работало М.О. классных руководителей, на заседаниях которого, кл. руководители получали информацию и методические рекомендации. Наша школа активно работала совместно с Ц.С.Ш, где были организованы лекции по данной тематике, специалисты ежегодно выступали на педагогических советах.

За период 2009-2010г.г. были организованы теоретико-методические семинары и тренинги для педагогов школы, которые проводит педагог-психолог Шулаков А.И.:

  • Обучение педагогов по профилактическим программам

  • Содержание и основные противоречия саморазвития в подростковом возрасте

  • Теоретические основы концепции воспитания в современном обществе.

  • Методика взаимодействия образовательного учреждения с семьей

  • Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

  • Методика планирования воспитательно-профилактической работы с классом

  • Современные молодежные движения, организации и течения

  • Влияние современного экстремизма и сектантства на молодежь

  • Алкоголизм, подросток и закон (информационно – правовой практикум)

  • Работа с детьми группы риска

  • Обучение педагогов методике работы с родителями (конфликты в семье, типичные ошибки родителей в общении с детьми).

  1. Разработать и ввести в действие программу по вовлечению родителей учащихся в профилактическую работу.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

В связи с усилением вышеозначенных тенденций была разработана программа МОУ СОШ №168 по вовлечению в профилактическую деятельность родительской общественности «Школа и родители».

Цель которой:

  • создание благоприятных условий для изменения ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение и здоровье.

  • воспитание критичного, основанного на правдивой информации отношения к удовольствиям, средствам зависимости и потребительскому стилю жизни;

  • укрепление воспитательной функции родителей, семьи;

Эта программа успешно действует с 2009г. Большие надежды школа возлагает на совместную работу с родителями, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в создании условий адекватного самоопределения детей и молодежи в выборе ценностных ориентиров.

Для этого был создан и успешно работает Общешкольный родительский комитет, одной из функций которого, является проведение в школе рейдов , помощь в подготовке и проведении как внутришкольных, так и различных конкурсных мероприятий совместно с детьми. Именно совместная работа педагогов, детей и родителей является одним из условий, адекватного самоопределения детей и молодежи в выборе ценностных ориентиров.

Традиционным стало проведение в школе весеннего приема у директора - чествование детей и родителей, куда приглашаются не только дети – победители олимпиад и показавшие большие успехи в учебе, но и те ребята, которые вели общественную работу в школе, участвовали в различных конкурсах, соревнованиях, активно работали в Совете старшеклассников, выпускали школьную стенную газету и др. Так же на прием приглашаются родители детей, проявивших себя не только в учебе, но и в других позитивных делах, а так же родители, которые оказывали любую помощь школе (не обязательно материальную): активно работали в Общешкольном родительском комитете, помогали в проведении рейдов, в оформлении и подготовке праздников, выпускали стенгазеты и т.д.

.

Перечень профилактических мероприятий, с участием детей и родителей, которые начали традиционно проводиться в МОУ СОШ №168
1. Участие в районных и городских конкурсах по формированию ЗОЖ

2. Заседания Совета школы в виде круглого стола.

3. Рейды общешкольного родительского комитета.

4. Участие в акциях «Молодежь без пива», «Мы против наркотиков» и др.

5. «День открытых дверей».

6. Праздник «Мама, папа я –спортивная семья»

7. Прием у директора.

8. Дни здоровья , игра –зарница, смотр строя и песни.

Кроме того, ежемесячно проходят заседания Совета Профилактики школы с участием представителей общешкольного родительского комитета и Совета старшеклассников.

Вся работа, ведущаяся в этом направлении была разбита на несколько блоков: информационный блок, организационный блок, обучающий блок, деятельностный блок, которые представлены в следующей таблице.






Информационный блок

Организационный блок

Обучающий блок

Деятельностный блок

Педагоги

Методическое объединение (обсуждение планов работы, целей и задач на год), тематические педагогические советы. Информирование

через школьный «Уголок профилактики»

Ежемесячные совещания по разработке программы работы на текущий месяц и схемы взаимодействия педагогов, родителей и учащихся

Методическое объединение классных руководителей (обучение формам и методам работы и консультации для классных руководителей в школе).

Обучение педагогов по программам центра «Диалог», ЦСШ.

Участие в школьных днях профилактики, в городских и районных конкурсах на лучшую организацию профилактики зависимостей в школах г. Екатеринбурга, в районных и городских акциях «Мир без сигареты», «Мы против наркотиков» и т.д.

Родители

Общешкольные, классные родительские собрания. Информирование

через школьный «Уголок профилактики»

Заседание Общешкольного родительского комитета и Совета школы по разработке плана работы школы, распределение обязанностей.

Родительский лекторий: «Школа для родителей», консультации специалистов ЦСШ и др.

Участие родителей – специалистов в проведении школьных дней профилактики, в рейдах по соблюдению ПВРШ, издание периодической газеты по итогам рейдов, участие в Днях открытых дверей, «Звездном часе», в проведении «Семейных мастерских». Участие в районных и городских конкурсах и акциях.

Учащиеся

Создание и организация работы настенного периодического издания «4000 кв. м. и о том, что на них происходит», школьной фотогазеты. Информирование

через школьный «Уголок профилактики»

Организация работы «Совета старшеклассников», разработка плана работы Совета на год, распределение обязанностей.

Индивидуальные консультации специалистов ЦСШ и др., проведение тренингов специалистами ЦСШ, бесед и кл. часов .

Участие в общешкольных и кл. мероприятиях.

Участие в школьных днях профилактики, в ежегодных выборах президента школы, в городских и районных конкурсах на лучшую организацию профилактики зависимостей в школах г. Екатеринбурга, в районных и городских конкурсах и акциях «Мы за здоровый город», «Мир без сигареты», «Мы против наркотиков» и т.д.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНО СО ШКОЛОЙ, КЛАССОМ:

  1. Наличие организационной структуры / родительский комитет/

  2. Конкретные дела родителей в помощь школе.

  3. Участие в совместной профилактической деятельности с учащимися.

  4. Позитивный уровень сохранности здоровья детей.

  5. Оперативная реакция родителей на запросы школы и реакция школы на потребности родителей и их детей.


Работа школы по данной программе привела к следующим результатам:

Активность родителей значительно возросла: от крайне низкой ( систематически посещали родительские собрания 30% родителей), до 50 – 56% посещения.

Учащиеся школы, совместно с родителями, принимают активное участие в районных и городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, занимают призовые места.

Учащиеся, учителя и родители приняли участие в городском фестивале «Мы за здоровый город». На районном уровне были представлены – методические разработки классных часов «День здоровья в школе» (4 учителя); сочинение учащихся 5-8 классов «Если бы я был наркополицейский» (12 работ); фильм «Истоки здоровья. Семейный вернисаж» ,

« Заботливые родители – здоровые дети» (6 работ), творческом конкурсе «Мое здоровье -в моих руках»(15 работ), конкурсе кроссвордов «Будь здоров!»(5 работ).

С марта – по ноябрь 2009-2010г в ОУ проведено 15 целевых мероприятий в рамках Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей», где :

- учащиеся 6- го и 2-го классов заняли призовые места в районных конкурсах по правилам дорожного движения и противопожарной безопасности ;

- участие волонтерского отряда в акциях ГАИ;

-участие в молодежном форуме «Мы за здоровый город» -2007-2008г., 2008-2009г,2010г;

- победа в районном , городском этапе конкурса «Семейный вернисаж» - 2007-2008г..

- участие в районном конкурсе «Семейный вернисаж» -2009-2010г.

-победа в районном этапе конкурса « Здоровый ученик - здоровый учитель»- 2010г.

- участие в районном конкурсе «Папа ,мама, я – здоровая семья »-2009 ,2010г..

Большую помощь детям, в подготовке к конкурсам, оказывают их родители, которые, помогают в оформлении проводимых мероприятий, сами с удовольствием выступают на сценах школы и района.

Недостатком этой работы является то, что не всегда удается задействовать весь контингент родителей (над этим мы будем работать и далее), но уже то, что нам удалось привлечь родительскую общественность к совместной работе является большим плюсом.

  1. Обеспечить условия, для обучения педагогов

Наша школа активно работала совместно с Ц.С.Ш. Классные руководители 5-8 классов , в течении ряда лет, посетили все занятия “Клуба классных руководителей”, психологи Ц.С.Ш. на протяжении нескольких лет проводили консультации для детей (в том числе “трудных” ), их родителей, учителей и классных руководителей; психолого-педагогические семинары. Наша школа тесно сотрудничала с центром “Диалог”. Педагоги школы охотно посещают проводимые семинары и тренинги, совместно с детьми участвуют в программах центра.

5. Теоретическое знакомство с видами правонарушений, причинами, статистикой антисоциального поведения детей и подростков, видами юридической ответственности.

Эта работа очень необходима, т. к. преподаватель, работающий с учащимися должен знать современное законодательство. В этой области проводилась большая работа. Успешно работало М.О. классных руководителей, на заседаниях которого, кл. руководители получали статистическую информацию о тенденциях и состоянии подростковой преступности в городе, районе, школе, а так же методические рекомендации и материалы, для проведения классных часов по указанной тематике. Школой заключен договор, в соответствии с которым специалистами ЦСШ проводится циклы занятий для учащихся 6-х, 8-х, 9-х, 10-х классов, лекция для родителей выпускных классов. Организована работа консультационного пункта для учащихся психологи Ц.С.Ш., совместно с школьным психологом ,на протяжении нескольких лет проводили консультации для детей (в том числе “трудных” ), их родителей, учителей и классных руководителей; психолого-педагогические семинары.

6. Используя содержание предметов школьной программы обучить учащихся правилам поведения и нормам действующего законодательства.

Для решения этой задачи мы использовали содержание предметов школьной программы, таких как – правоведение, обществоведение, ОБЖ и КБЖ. Работа, безусловно, нужная, важно чтобы учащиеся не совершали правонарушения по незнанию. Для этого разработаны примерные тексты бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних для учащихся. В них вошли вопросы по освещению таких проблем, как ответственность за соучастие в преступлении, ответственность за употребление спиртных напитков, наркоманию, токсикоманию, нецензурную брань в общественных местах, о том с какого возраста и за какие преступления несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность, как нужно вести себя, если вас задержала милиция и др. Разработаны тексты для проведения классных часов для учащихся 5-11-х классов о правах н\л задержанных милицией. Для учащихся 1-11 классов так же разработаны примерные тексты бесед по ознакомлению с правилами внутришкольного распорядка. Все тексты выдаются классным руководителям, которые проводят кл. часы и беседы. На информационном стенде вывешивается информация о правах учащихся достигших призывного возраста, о правах н/л при устройстве на работу, о внутреннем распорядке в ОУ, так же учащиеся и их родители могут ознакомиться со статьями закона “ Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка. Разъясняется необходимость правовой пропаганды на совещаниях учителей, выступления по правовым вопросам на родительских собраниях. Разработаны электронные версии внеклассных мероприятий по профилактике экстремизма и толерантности. Работа проведена большая, но мы считаем, что в будущем, необходимо больше привлекать специалистов (особенно для учащихся старших классов).

  1. Используя различные методические приемы и объективную позицию на уроке, во внеклассной работе, разъяснять учащимся возможные последствия неконструктивного поведения.

С этой целью проводились индивидуальные беседы, классные часы, в соответствии с планом школы, школа активно участвовала в проведении “Месячников и недель безопасности движения”, в рейдах “Безнадзорные дети”, в “Неделях профилактики табакокурения, наркомании, борьбы со СПИДом”и др., приглашались специалисты для проведения лекций для учащихся школы, проводились конкурсы рисунков, сочинений, познавательных викторин (профилактической направленности). Классными руководителями регулярно проводились беседы по профилактике алкогольной зависимости, где особое внимание уделялось вопросу о недопустимости употребления слабоалкогольных напитков и об ответственности несовершеннолетних за употребление спиртного. В течение нескольких лет в школе работает “Уголок профилактики”, где для детей и их родителей представлена информация по соответствующей тематике. Профилактическая работа ведется в школе постоянно.

В системе проводилась просветительская работа по половому воспитанию. Для учащихся 7-х классов, проводятся уроки гигиены для девочек и мальчиков. Работа проведена большая, но в ней можно отметить и недостатки: по разным, в том числе и объективным причинам, мы недостаточно использовали помощь родителей и инспектора ПДН.

  1. Для более эффективной работы с учащимися по предупреждению правонарушений, проводить индивидуальную работу с детьми и подростками, относящимися к группе риска. Создать атмосферу открытого и искреннего обсуждения проблем правонарушений, наркомании, токсикомании.

Совместно с ОМ №8 Верх-Исетского ОВД нами разработан комплекс мероприятий для детей группы риска: профилактические беседы, лекции, отслеживается занятость данных учащихся после уроков и во время школьных каникул, посещение этими учащимися внеклассных мероприятий, библиотек, музеев, театров. Работа с данной группой учащихся оказывается не всегда эффективной, т.к. эти дети живут зачастую в неблагополучных семьях и их родители не оказывают положительного влияния на своих детей. В соответствии с планом работы школы ежемесячно проходили заседания Совета Профилактики на которых рассматривались персональные дела учащихся нарушающих ПВРШ и совершающих противоправные действия.

Динамика изменения количества учащихся персональные дела которых рассматривались на КДН и состоящих на внутришкольном учете .

Работа по выявлению детей живущих в неблагополучных семьях, социально - незащищенных семьях, опекаемых детей, детей-инвалидов велась совместно с ОПСиД. Посещаются семьи по месту жительства, как отдельно работниками школы, так и совместно с представителями отдела опеки, по всем посещениям составлялись акты обследования.

Недостатком в этой работе является то, что в этой группе оказываются учащиеся, как правило, уже после совершения какого-либо правонарушения. Нашей задачей на ближайшие годы является: как можно раньше начинать индивидуальную профилактическую работу,

9 .Координировать совместную с внешними организациями деятельность по планированию, координации, профилактике антисоциальных проявлений в поведении учащихся во время их обучения в школе.

Координация совместной с внешними организациями деятельности осуществляется на протяжении многих лет. На основе городских и районных программ составляется Комплексная программа школы, рассчитанная на несколько лет, которая служит основанием для разработки ежегодных планов работы школы по профилактике различных форм девиантного поведения.

Ежегодно в сентябре месяце школой заключается план о совместной работе МОУ СОШ №168 с ПДН В-И района. Совместная работа состояла из взаимодействия школы с общественными организациями, ОПСиД, КДН, ОППН, ЦС и Ш , МЦ «Диалог» .

Цель: расширение педагогического пространства, использование дополнительных возможностей в профилактической работе, которые школа создать не может.

Формы работы: встречи, беседы, проведение совместных рейдов и других профилактических мероприятий.

Результат: именно совместная работа способствует успешной профилактической деятельности, которая начинает приносить ощутимые результаты.


следующая страница >>