microbik.ru
1
«Коррупционные составляющие в сфере образования»
Уровень коррупционных составляющих в сфере образования, в частности при сдаче школьниками Единого государственного экзамена возрастает, - именно к таким выводам пришел социолог Фонда ИНДЕМ Владимир Римский, который представил доклад «Коррупция в сфере образования России». Обобщив довольно большой объем сообщений о коррупции в той или иной отрасли образования, автор пришел к выводу, что с введением Единого госэкзамена мздоимство встало на институциональную основу.
Так, ссылаясь на данные Рособрнадзора, автор сообщает, что «по результатам проведения ЕГЭ в 2009 году примерно четверть экзаменационных листов со всеми правильными ответами оказалась поддельной». Раскрываются и другие коррупционные схемы. «С начала 2009 года в здравоохранении и образовании России выявлено 2,2 тысячи фактов мошенничества. Один из вариантов мошенничества, отмеченных Департаментом экономической безопасности МВД России, следующий: когда абитуриенты с высокими баллами подают документы в несколько вузов, а проходят по конкурсу и потом выбирают какой-то один из них, на не занятые ими места зачисляются абитуриенты с более низкими баллами. Мошенники же предварительно берут деньги в качестве взяток у таких абитуриентов, а при их зачислении в вуз утверждают, что это их заслуга»,- говорится в докладе.
В качестве еще одного из недостатков Единого госэкзамена автор доклада Фонда ИНДЕМ называет чрезвычайную закрытость системы ЕГЭ и невозможно открытого экспертного анализа результатов. Наряду с закрытостью результатов Римский отмечает открытость заданий: «Известно, что все прошлые годы экспериментов по введению ЕГЭ правильные ответы на его задания, как правило, появлялись в сети Интернет примерно за две недели до дня экзамена, который, как известно, проводится по всей стране в один и тот же день. То же самое произошло и в 2009 году. Такие явления стали возможными потому, что задания для ЕГЭ создаются заранее, распространяются по регионам, городам и районам России по сложной многоуровневой процедуре, в которой при распространенности коррупции в нашей стране всегда находится возможность получить тексты заданий ЕГЭ и ответы на них заинтересованным лицам».
Вместе с тем Римский отмечает, что коррупция перетекла из вузов в школы, в которых теперь совершается основное число преступлений, и все они в той или иной степени связаны с ЕГЭ. По данным автора, конкретно взятки составляют только 8% случаев. 12% - это злоупотребление служебным положением, к которым относится в том числе передача тестовых заданий по ЕГЭ кому-либо. 10% - это служебные подлоги, т. е. подмена экзаменационных листов, и 60% - хищения и растраты. Автор доклада видит коррупционную составляющую во всем процессе работы учебного заведения - от питания детей и охраны до ремонта и организации выпускных - все, что осуществляется на конкурсной основе.
Здесь важно отметить, что статистика, носит оценочный характер, но приводимые цифры действительно вызывают интерес. В ходе презентации доклада в Общественной палате участники справедливо задавались вопросом, почему статистика по коррупции есть, а уголовных дел нет.
Автор доклада Фонда ИНДЕМ видит «одну из основных» причин такого положения в том, что «граждане взаимодействуют друг с другом на основе норм неформальных договоров, реальных норм морали и нравственности, существенно отличающихся от декларируемых и описанных в книгах и документах.
Реальные нормы взаимодействий между гражданами в быту переносятся в сферу их взаимодействий с представителями органов власти, государственного и муниципального управления, а также частного бизнеса и даже общественных организаций.
Картина, которая вырисовывается из документа, безусловно, пугающая. И совсем не тем, что, по данным автора, средняя взятка в школе составляет порядка 20 тысяч рублей. И не тем, что в России ежегодно продается 500 тысяч поддельных дипломов о высшем образовании. Самый страшный вывод, который можно сделать из приведенных данных, - бесплатно поступить в вуз в России невозможно, а те, кто поступает, учиться не хотят. Как пишет Римский, - «для современных абитуриентов ценность высшего образования очень высока, а его направленность - не очень значима. Они уверены, что, имея высшее образование, получат больше возможностей хорошо оплачиваемой работы, но в большинстве своем не хотели бы вкладывать много сил и времени на освоение сложных, как, например, технических или малопопулярных, как, например, педагогических, специальностей».