microbik.ru
1 2 3 4
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ


Дом детского творчества «На Таганке»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДДТ «На Таганке»

__________А.И.Богачева

«_____»___________2006г.

Образовательная программа

«От интереса - к мастерству»

Дома детского творчества «На Таганке»

г. Москва
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовательном пространстве учреждения дополнительного образования занимают все более значимые позиции.

Дополнительное образование ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка сфере на пути к мастерству; предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программы, объема и темпа ее усвоения.

Именно в учреждении дополнительного образования происходит сложный многофакторный процесс – формирование личности школьника, его социализация, профориентация и адаптация в условиях современного общества.

Многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «На Таганке» осуществляет образовательную деятельность на основе Устава образовательного учреждения, лицензии на образовательную деятельность образовательной программы учреждения дополнительного образования с приложением пакета образовательных программ различной направленности в системе дополнительного образования детей.

Образовательная программа Дома детского творчества «На Таганке» ориентирована на осуществление в учреждении комплексного подхода в организации образовательного процесса в обучении, воспитании и развитии ребенка:

- познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и формирование умственных способностей;

- ценностно-ориентированная деятельность представляет процесс формирования отношений ребенка к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоение нравственных и духовных принципов и моральных норм жизни людей;

- коммуникативная деятельность направлена на создание среды общения и развития ребенка, воспитание культуры поведения;

- досуговая деятельность направлена на содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит школьникам.

Личностно-ориентированный подход в реализации образовательной деятельности учреждения позволяет удовлетворить запросы каждого ребенка, используя потенциал его свободного времени, в соответствии с природными склонностями и способностями каждого воспитанника. Обучение направлено на адаптацию школьника в современных условиях, решение практических жизненно важных проблем ребенка.

Основное предназначение программы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.

Образовательная программа - это целостная, организуемая по направлениям деятельность, обусловленная динамикой развития, имеющая прогнозируемый результат и реализуемая педагогическим коллективом ДДТ.

Цель образовательной программы:

Создать благоприятные условия для гармоничного саморазвития, самосовершенствования, самоопределения детей.

Задачи программы:

  • помочь детям в выборе сферы деятельности, создать оптимальные условия для ее реализации;

  • способствовать формированию творческой личности в различных видах деятельности через «ступени роста», созданию ситуации успеха;

  • обеспечить педагогическую поддержку обучающихся в развитии их творческого потенциала;

  • оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;

  • обеспечить духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся во внеурочной деятельности;

  • создать условия для гармоничных отношений педагогов, детей и родителей, организовать межведомственные связи с другими образовательными учреждениями и общественными организациями округа.


ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Научно-педагогической и практической основой образовательной программы в системе дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки и культуры;

  • демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе;

  • дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей школьников в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии со склонностями, индивидуальными возможностями и интересами;

  • увлекательности и творчества - развитие творческих способностей детей, в связи с чем в образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

  • системности – преемственность знаний;

  • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

  • природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества.

Использование данных принципов позволяет правильно организовать образовательный процесс, выработать стратегию и соответствующим образом выстроить педагогическую тактику.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная образовательная программа реализуется в течение 5 лет. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Запись в группы производится с 15 августа. Детские объединения начинают свою работу с

1 сентября.

Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются название объединения, учебные группы, время и продолжительность занятий, место проведения, количество часов в неделю, Ф.И.О. педагога дополнительного образования Расписание занятий составляется с учётом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов в соответствии с требованиями СанПиНов. Численный состав детских групп определяется педагогом в соответствии с характером деятельности, возрастом учащихся и с образовательной программой дополнительного образования детей. Занятия в группах 1-го года обучения как правило проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; в группах 2-го и последующих годов обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. Допускается деление групп на подгруппы для реализации учебных целей и личностно-ориентированного подхода.

В рамках реализации образовательной программы используются различные формы деятельности, в частности, внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, театры, на выставки и др.

Организация учебно-воспитательного процесса соответствует требованиям техники безопасности.
ОСОБЕНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная комплексная целевая программа «От интереса – к мастерству» ДТ «На Таганке» реализуется по 6 направленностям, таким, как:

- научно-техническая;

- культурологическая;

- художественно-эстетическая;

- социально-педагогическая;

- туристско-краеведческая;

- физкультурно-спортивная

и состоит из шести основных блоков:

  • «Зарянка»;

  • «Совершенство»;

  • «Чистый звук»;

  • «Школа мастерства»;

  • «Техника, творчество, технология»;

  • «Спорт, здоровье, гармония».

Данные блоки тесно связаны системообразующими видами деятельности, сохраняющими преемственность и творческий подход в реализации данной деятельности.

Блок «Зарянка» дает возможность раскрыть свои таланты самым маленьким воспитанникам Дома детского творчества, в котором наряду с всесторонним эстетическим развитием детей проходит их подготовка к школе, а также социализация и адаптация в современной образовательной среде. В творческой и комфортной атмосфере дети обучаются основам керамики, изодеятельности, музыки. Правильному физическому развитию растущего организма ребёнка способствуют занятия ритмикой и гимнастикой. Опытные педагоги ведут занятия по развитию речи и математике, используя современные развивающие технологии. В эмоционально-образной, игровой форме дети начинают изучать английский язык. Большое внимание уделяется формированию культуры поведения.
Блок «Совершенство» предполагает индивидуальную работу с обучающимися, обеспечивает творческий личностно-ориентированный подход в обучении детей различным видам искусства: музыке, пению, танцу, театральной деятельности. Обучающиеся, при содействии педагогов, принимают участие в подготовке и проведении окружных и городских мероприятий: концертов, конкурсов, фестивалей. В ходе обучения накапливается исполнительский опыт воспитанников, который вместе с практикой, дает возможность обучающимся стремиться к совершенству.

Творческие объединения, входящие в блок «Совершенство», художественно-эстетической направленности :

  • студия классического балета «Сильфиды»,

  • фольклорный ансамбль «Золотой рожок»,

  • музыкальный театр,

  • класс баяна,

  • класс аккордеона,

  • класс фортепиано,

  • класс гитары,

  • класс скрипки,

  • класс флейты,

  • студия хореографии и эстетики «Маргаритки»,

  • хореографический ансамбль «Аккордес»

  • цирк,

  • театральная студия «Весна»,

  • музыкальный ансамбль ложкарей «Потешки»,

  • фольклорный ансамбль «Горенка»,

  • фольклорный ансамбль «Жар птица»,

  • хореографический ансамбль «Ритмы планеты»,

  • эстрадно-вокальный ансамбль,

  • ансамбль народной песни

ШКОЛА ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Занятия в творческих объединениях предусматривают начальное обучение игре на различных музыкальных инструментах детей 5-летнего возраста.

В рамках шести образовательных типовых программ обеспечивается эстетическое, художественное и музыкальное развитие детей, обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеоне, баяне, гитаре, флейте, ВИА).

В основе образовательных программ для детей 5-17 лет по инструментальному жанру лежит освоение техники игры на различных музыкальных инструментах и достижение уровня мастерства в исполнении музыкальных произведений на избранном инструменте.

В рамках программ практикуется индивидуальная, и ансамблевая работа с детьми.

Образовательный процесс строится по традиционной схеме:

  • знакомство с инструментом,

  • разучивание музыкальных произведений различной степени сложности,

  • проведение зачетов и экзаменов с целью определения достигнутого уровня техники игры на инструменте, концертная и конкурсная деятельность.

ВОКАЛ.

В творческих объединениях по вокалу дети в возрасте от 6 до 15 лет получают музыкальное и эстетическое развитие; воспитание вокально-хоровых навыков, разучивание песенного репертуара, концертная деятельность, развитие голоса и слуха. Цель занятий - способствовать общему музыкальному развитию ребенка, развить музыкальную память, установить координацию между слухом и голосом, обучить пению по нотам, дать знания по музыкально-хоровому сольфеджио, научить петь по нотам, правильно интонировать, петь с сопровождением и без него. В результате обучения дети будут знать основные понятия вокально-хорового искусства, иметь основные певческие навыки, выполнять основные указания в работе по руке дирижера, осмысленно и выразительно исполнять песни, следить и оценивать качество звука.

КЛАССИЧЕКИЙ ТАНЕЦ.

Программы для разновозрастных групп детей, посещающий студию классического балета «Сильфиды» предусматривают систематическое обучение детей 5-16 лет искусству классического танца (балета), музыкальное воспитание, эстетическое и физическое развитие, знакомство с классическими и современными балетами крупных мастеров, разучивание отдельных партий, постановочную работу, репетиции, выступления.

В младших группах осуществляется подготовительная работа: дети обучаются правильному выполнению движений в игровой форме. Более старшие дети работают у станка (классический экзерсис, способствующий развитию ловкости, собранности, внимания). Программа предусматривает теоретические занятия: беседы о балете, просмотр видеоматериалов и их последующий анализ. В основе занятий студии «Сильфиды» классическая школа русского балета, которую педагоги сохраняют сознательно, возрождая лучшие фрагменты из отечественных балетов.

НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ.

Программы предусматривают обучение детей 5-17 лет искусству народного танца в детском хореографическом коллективе «Ритмы планеты». Программы начального периода обучения используются педагогами других детских коллективов, когда необходимо научить детей правильно двигаться. Цель занятия - нравственно-эстетическое и творческое воспитание детей на лучших образцах музыкального и танцевального искусства народов мира. Весь учебный процесс пронизывает постановочная и репетиционная работа. Кроме того, программа позволяет детям осознанно ориентироваться в традициях народного искусства и наиболее полно выражать в танцах особенности национальной культуры народов мира.

В результате занятий творческого объединения развивается творческая инициатива, воображение, вырабатывается умение красиво двигаться и способность передавать художественный образ через музыку и движение; осуществляется художественно-творческое и физическое развитие детей.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ.

Театральный жанр способствует многоплановому развитию личности, раскрытию творческих способностей детей 9-17 лет, формирование потребности к самовыражению, стимулирование театральной деятельности, участие в постановке спектаклей. Театр способствует созданию условий для социально-психологического комфорта и адаптации детей в обществе.

Занятия проводятся по 2-м направлениям: драматический театр, художественное слово.

В основе учебной программы лежат классические традиции русской театральной школы. Основная цель - развитие художественно-творческих способностей детей, работа по сценическому воплощению пьесы. Проводятся беседы об искусстве, совместные просмотры спектаклей и их обсуждение, посещение выставок, творческие встречи с артистами.

Занятия в театральной студии способствуют развитию образного мышления, памяти, воображения, творческой активности, общительности и самостоятельности детей.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ.

Для занятий по данному направлению рекомендуется привлекать обучающихся с 12 лет.

У детей, обучающихся по данной программе формируются знания об истории моды, ее законах и формах развития.

На занятиях девочки овладевают навыками и приемами работы по пошиву одежды. Программа предусматривает следующие занятия: отработка стежков, швов, устройство швейной машины, изготовление образцов, пошив изделий, отделка готовых изделий, уход за одеждой, изготовление верхней одежды. Попутно дети знакомятся с историей костюма, с модой разных эпох, с особенностями одежды людей разных поколений и времен, составляют коллекции из швейных изделий, устраивают театрализованные показы мод.

МАКРАМЕ И ФРИВОЛИТЕ.

Целью занятий творческого объединения программы является вовлечение детей 9-15 лет в творчество, изготовление сувениров, развитие художественного вкуса и возрождение древнего художественного ремесла. Группы комплектуются в зависимости от возраста обучающихся. На занятиях дети знакомятся с историей макраме и фриволите, свойствами ниток, учатся выполнять основные узлы, овладевают приемами узелкового плетения, узнают об особенностях ухода за готовыми изделиями и правилами их хранения. При составлении учебного плана занятий предусматривается постепенное усложнение работ, по мере накопления умений у детей осуществляется переход к более сложным работам. В готовых изделиях проявляется индивидуальный вкус ребенка. Учащиеся оформляют выставки, представляют свои работы на конкурсы. Занятия способствуют ориентации обучающихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Подведение итогов года подводится в форме отчетной выставки детских работ.

следующая страница >>