microbik.ru
1
«Психология и педагогика»
ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Проблема личности в психологии

План:

1.1. Определение понятия «личность». Психологические признаки личности.

1.2. Формирование и развитие личности. Обусловленность особенностей развития личности.

1.3. Личность и поведение. Социальная роль, статус, позиция.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений


  1. Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?

  2. Назовите основные психологические сферы личности и дайте их системную характеристику.

  3. Нарисуйте на листе бумаги схему основных (базовых) свойств личности, а также компонентов каждого их них.

  4. В чем психологические различия индивидуальности лич­ности и индивидуализма?

  5. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?

  6. Дайте психологическую характеристику влияния внешних условий и собственной активности человека в его психо­логическом становлении как личности.

  7. Каковы возможности развития и саморазвития личности в любом возрасте?

  8. Прокомментируйте формулу одной из важнейших психо­логических закономерностей: внутренние причины дей­ствуют через внешние условия.


Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988.

  3. Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровс­кого. — М., 1996.

  4. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. — М., 2000.

  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1987.

  7. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964.

  8. Мерлин B.C. Психология индивидуальности — М., Воронеж, 1996.

  9. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. — М., 1999.

  10. Организация и эффективность правового воспитания. — М., 1983.

  11. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антро­пологии. Психология человека: введение в психологию субъек­тивности. — М., 1995.

  13. Собчик Л.Н. Характер и судьба. — М., 1997.

  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е. — Ростов н/Д., 1999.

  15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

  16. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.—сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1999.

  17. Шадриков В.Д. Способности человека. — Воронеж, 1997.

  18. Шадриков В.Д. Духовные способности. — СПб., 1997.


Задание 2. Семья как ведущее звено в системе воспитания и социализации личности.

Литература

  1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

  3. Волков Т.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М.,1998.

  5. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995.

  6. Дилигенский Г.Г. Соцально-политическая психология. — М.,1996.

  7. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987.

  8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения. — М., Воронеж, 1999.

  9. Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1989.

  10. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

  11. Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям /Авт.—сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998.

  12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М 1999.

  13. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач- М., 1995.

  14. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

  15. Очерки российской психологии. — М., 1994.

  16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М.,1998.

  17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Крими­нальная субкультура. — Тверь, 1994.

  18. Популярная психология для родителей. — М., 1997.

  19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.

  20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М., 1994.

  21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975.

  22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

  23. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

  24. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. —
    М., 1993.

  25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.



Задание 3. Характер: определение, система отношений. Акцентуации характеров.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988.

  3. Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровс­кого. — М., 1996.

  4. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. — М., 2000.

  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1987.

  7. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964.

  8. Мерлин B.C. Психология индивидуальности — М., Воронеж, 1996.

  9. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. — М., 1999.

  10. Организация и эффективность правового воспитания. — М., 1983.

  11. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антро­пологии. Психология человека: введение в психологию субъек­тивности. — М., 1995.

  13. Собчик Л.Н. Характер и судьба. — М., 1997.

  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е. — Ростов н/Д., 1999.

  15. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.

  16. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. /Ред.—сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1999.

  17. Шадриков В.Д. Способности человека. — Воронеж, 1997.

  18. Шадриков В.Д. Духовные способности. — СПб., 1997.


ВАРИАНТ № 2

Задание 1. Проблема личности в педагогике

План:


  1. Специфика педагогического подхода к личности

  2. Сущность категории формирования личности и педагогическая цель.

  3. Социально-педагогические закономерности и общие педагогические принципы формирования личности.

  4. Противоречия процесса формирования личности.

  5. Педагогическая система формирования личности в обществе.



Вопросы и задания для самопроверки и размышлений


  1. В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимо­связь с ним?

  2. Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?

  3. Чем отличается современная трактовка категории «фор­мирование личности» от существовавшей ранее в нашей стране?

  4. Перечислите основные положения, на базе которых це­лесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.

  5. Сформулируйте цель формирования личности в совре­менных условиях.

  6. Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.

  7. Проследите, какие социально-педагогические законо­мерности и как сказываются на формировании вашей личности?

  8. Воспроизведите по памяти общие педагогические прин­ципы формирования личности и проследите, какие пе­дагогические закономерности они отражают.

  9. Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?

  10. Обоснуйте необходимость педагогической системы фор­мирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуж­даются, по вашему мнению, в первоочередном совершен­ствовании.

Литература

  1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

  2. Латынина Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России (X — начало XX веков). — М., 1998.

  3. Гессен СИ. Основы педагогики. — М., 1995.

  4. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.

  5. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

  6. Менчшская НА. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.

  7. Педагогика здоровья. — М., 1992.

  8. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.

  9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.

  10. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Часть III.

  11. Психологическая служба школы. — М., 1995.

  12. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.

  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.

  14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

  15. Торинов В.Е. Непрерывное экологическое воспитание и образо­вание. — Брянск, 1998.

  16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. Раздел III.

  17. Управление воспитательной системы школы: проблемы и реше­ния. — М., 1999.

  18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т., т.8. - М., 1980.

  19. Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.

  20. Щуркова НЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1999.

  21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.


Задание 2. Психология и педагогика в решении проблем современного Российского общества.

Литература

  1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

  3. Волков Т.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М.,1998.

  5. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995.

  6. Дилигенский Г.Г. Соцально-политическая психология. — М.,1996.

  7. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987.

  8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения. — М., Воронеж, 1999.

  9. Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн, 1989.

  10. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

  11. Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям /Авт.—сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998.

  12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М 1999.

  13. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач- М., 1995.

  14. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

  15. Очерки российской психологии. — М., 1994.

  16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М.,1998.

  17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Крими­нальная субкультура. — Тверь, 1994.

  18. Популярная психология для родителей. — М., 1997.

  19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.

  20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М., 1994.

  21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975.

  22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

  23. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

  24. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. —
    М., 1993.

  25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.


Задание 3. Темперамент личности: определение, особенности, типы.
Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

  2. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988.

  3. Введение в психологию/ Под. общ. ред. проф. А.В. Петровс­кого. — М., 1996.

  4. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. — М., 2000.

  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1987.

  7. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964.

  8. Мерлин B.C. Психология индивидуальности — М., Воронеж, 1996.

  9. Мухина B.C. Детская психология. 2-е изд. — М., 1999.

  10. Организация и эффективность правового воспитания. — М., 1983.

  11. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000.

  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антро­пологии. Психология человека: введение в психологию субъек­тивности. — М., 1995.

  13. Собчик Л.Н. Характер и судьба. — М., 1997.

  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Изд. 3-е. — Ростов н/Д., 1999.


Тест (общий для 2-х вариантов)

  1. Основная функция психических познавательных процессов:

    1. сигнальная;

В. побудительная;

С. познавательно-аналитическая;

  1. регулятивная.


2. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом:

  1. ощущение;

  2. внимание;

  3. представление;

  4. восприятие;


3. Взаимодействие и взаимовлияний ощущений друг на друга:

  1. адаптация;

  2. явление контраста;

  3. сенсибилизация;

  4. дифференциация;


4. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя:

  1. адаптация;

В. явление контраста;

С. сенсибилизация;

D. дифференциация;
5. Ощущения, отражающие механические свойства предметов, которые отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие:

  1. слуховые;

  2. обонятельные;

  3. осязательные;

  4. вкусовые;


6. Минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений:

  1. дифференцированный порог;

  2. нижний порог;

  3. временной порог;

  4. верхний порог;


7. Пассивное непреднамеренное воображение, при котором человеком воспринимается несуществующий объект:

  1. мечты;

  2. грезы;

  3. иллюзии;

  4. галлюцинации;


8. Отодвинутые во времени желания, не связанные с действительностью, в принципе не осуществимые:

  1. мечты;

  2. грезы;

  3. иллюзии;

  4. галлюцинации;


9. Процесс воображения, состояние комбинации, «склеивания», слияния отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ:

  1. типизация;

  2. гиперболизация;

  3. агглютинация;

  4. схематизация;


10. Процесс воображения, заключающийся в увеличении или уменьшении предметов, изменение количества частей предмета или их смещение:

  1. типизация;

  2. гиперболизация;

  3. агглютинация;

  4. схематизация;


11. Способность человека воспринимать только лишь те предметы, которые представляют интерес для его деятельности:

  1. избирательность восприятия;

  2. активность;

  3. осмысленность;

  4. предметность;


12. Зависимость восприятии от прошлого опыта:

  1. целостность восприятия;

  2. константность;

  3. апперцепция;

  4. избирательность;


13. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов:

  1. переключение;

  2. концентрация;

  3. распределение;

  4. устойчивость;


14. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

  1. переключение;

  2. концентрация;

  3. распределение;

  4. устойчивость;


15. Сохранение материала после его запечатления на время выполнения задачи:

  1. неустойчивая память;

  2. оперативная;

  3. долговременная;

  4. кратковременная;


16. Процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее:

  1. запоминание;

  2. воспроизведение;

  3. сохранение;

  4. забывание;


17. Память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные, вкусовые образы:

А. двигательная;

В. эмоциональная;

С. наглядно-образная;

D словесно-логическая;
18. Субъективные причины, влияющие на продуктивность памяти:

  1. предшествующий опыт;

В. характер материала;

С. количество материала

D. обстановка;
19. Объективные причины, влияющие на продуктивность памяти:

  1. тип запоминания;

В. установка;

С. состояние организма;

D. обстановка;
20. Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

  1. наглядно-образное;

  2. интуитивное;

  3. предметно-действенное;

  4. репродуктивное;


21. Мышление, совершенное на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются:

  1. творческое;

  2. наглядно-образное;

  3. предметно-действенное;

  4. абстрактно-логическое;


22. Процесс, при котором утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности:

  1. понятие;

  2. суждение;

  3. умозаключение;

  4. систематизация;


23. Восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей:

  1. анализ;

  2. синтез;

  3. сравнение;

  4. обобщение;


24. Умственные операции, заключающиеся в обобщении, структурировании изученного:

  1. классификация;

  2. систематизация;

  3. конкретизация;

  4. абстракция;


25. Мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов, явлений и выделение в них основного, главного:

  1. классификация;

  2. систематизация;

  3. конкретизация;

  4. абстракция;


26. Способность человека посредством речи побуждать людей к действию:

  1. функция выражения;

  2. воздействия;

  3. обозначения;

  4. сообщения;


27. Речь говорящего и пишущего человека:

А. пассивная;

В. устная;

С. письменная;

D. активная;
28. Сигнификативная функция речи человека:

  1. передача знаний;

  2. обозначения;

  3. называния;

  4. передача чувств;