microbik.ru
1
«Удивительные свойства воды»

( интегрированная деятельность в старшей группе)

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?»

4.Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

5.Наблюдениеза водой на прогулке.

Ход деятельности

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычный день. Я обнаружила на столе загадку, а разгадать никак не могу! «Она и в озере, она и в лужице. Она и вчайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода .

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения)..
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Дети рассказывают схихи:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!

Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?..

Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".
Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.
Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Сегодня мы проведем опыты с водой, узнаем о ее свойствах и о значении .

Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Часть 2

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?( ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доске выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

На доске выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? ( добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? ( ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

 Физкультминутка

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щеткой зубы трём

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше

Изобразительная деятельность

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы вы не забыли про это, вот памятка _ напоминание "Помыл руки плотно закрой кран".http://www.zasn.ru/static/media/event_media/zakrivayte_kran_1.jpg

Ребята, давайте, у себя в умывальной комнате и в своих ваннах повесим такие же памятки. Согласны?
Часть 4

Итог деятельности:

чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде, что понравилось больше всего?  

Проект « Берегите воду! Вода-источник жизни!»

  1. Описание проекта

Тип проекта:

      Групповой,         Долгосрочный,      Полугодовой

По содержанию:

Познавательный.

По доминирующей в проекте деятельности:

Обучающий; Исследовательский; Игровой.

По числу участников:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

II. Актуальность проблемы.

Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство  детей с круговоротом воды в природе.

 

III. Цель проекта:

    Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.

      Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.

    Определение  значимости воды для жизни всего живого на Земле.

 

IV. Задачи проектной деятельности:

 Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.

Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.

Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.

Способствовать   формированию   представлений   о простейших связях между явлениями в природе.

Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.

Активизировать умственные способности детей.

Дать элементарные представления о свойствах  и состояниях воды в разное время года.

 Создать условия для проведения практических опытов с водой.

Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.

Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы  взаимозависимы друг от друга.

 

IV. Задачи педагогов:

Создать условия для формирования элементарных экологических знаний.

Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.

Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.

Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.

Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

 

V. Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:

Создание экспериментального уголка в группе.

Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.

Активное участие родителей в  проектной деятельности.

Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

 

 

VI. Предполагаемый результат:

Повысился уровень мотивации к занятиям;

Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное,  и наоборот;  устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.

У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.

Дети   осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.

Дети знают свойства воды.

V11. Содержание проектной деятельности:

Представлено тематическим планированием по старшему возрасту.

  V111. Презентация проекта:

1. Игры - эксперименты.

2. Тематические занятия.

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Фотовыставка.

6. Дидактические игры, подвижные игры.

7. Выступление на педагогическом совете.

1X. Обеспечение проектной деятельности:

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

3.     Дошкольное воспитание № 9 1990 г.

4.     Дошкольное воспитание № 7 2005 г.

5.     Дошкольное воспитание № 5 2008 г.

6.     Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.     Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа. 1995.

8.     Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трёх лет. нач. шк.. – М.: Просвещение, 1995.

9.     Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4–е изд., испр. и доп. – М.: Москва – Синтез, 2005.

10.  Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

11.  Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

12.  Уроки Монтессори. Воспитай меня правильно


Проект « Берегите воду! Вода-источник жизни!»

Время проведения: сентябрь-декабрь.

Цель: приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.

Цель, поставленная перед детьми: осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды, развивать у детей интерес исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

I. Подготовительный этап.

  1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.

  2. Проведение беседе с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».

  3. Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».

  4. Беседы по содержанию прочитанных текстов.

  5. Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.

  6. Разучивание стихотворений песен о воде.

  7. Рассказывание экологических сказок о воде.

  8. Изготовление «капелек воды».

  9. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для проведения экологической акции.

II. Исследовательский этап.

1. Рейд «Берегиня».

В течение проекта дети вместе с воспитателями:

  • проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.

  • результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.

  • беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».

2. Занятия с экспериментами.

а) Проводят занятия с экспериментами:

  •  «Когда льется вода, когда капает»;

  • «В какую бутылку быстрее нальется вода»

  • «Волшебная вода»

б) Знакомство детей с водой и ее свойствами.

в) Наблюдения:

  • за состоянием воды;

  • «Путешествие капельки»;

  • художественная деятельность: «Это волшебная вода» (портрет воды), «Что нам вода» (профессии), «Где живет вода» (плакаты в защиту рек и воды).

III. Обобщающий этап.

  1. Придумывание экологических сказок о воде , ее пользе для всего живого

  2. Распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.

  3. Оформление тематической ширмы совместно с родителями «Давайте беречь воду».

  4. Экологические, подвижные, дидактические, музыкальные игры.

  5. Фотовыставка.

Результат:

  • Закладываются основы бережного отношения к ресурсам: воде.

  • Воспитывается ответственность за порученное дело.

  • Развивается коммуникабельность.

  • Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.

  2. Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

  3. Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.

  5. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004

  6. Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.

  7. Киселева Л.С., Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арктри. 2005

  8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  9. Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.

  10. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С.57-66.

  11. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

  12. Николаева С.Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.

ЭKOЛOГИЧECKAЯ CKAЗKA «KOPOЛEBA-BOДA»

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям. Taк пpoшлo мнoгo лeт...

Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды. Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.

To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны - нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.

«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.

Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.

Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.

Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй - Плaнeтoй.