microbik.ru
1 2 3


c:\documents and settings\у\local settings\temporary internet files\content.word\короб лицей[1].jpg



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Саратовская обл., г. Энгельс, ул. М.Расковой, 8А

Тел/факс: 8(8453) 72-26-47, E-mail: engmtt@mail.ru, Сайт www.engmtt.ucoz.ru




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Техническая механика»

по теме

«Напряжения и деформации

в сварных швах»


Разработала:

преподаватель

Трунтова Т.П.

Энгельс

2011- 2012 уч.г.

c:\documents and settings\у\local settings\temporary internet files\content.word\короб лицей[1].jpg



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Саратовская обл., г. Энгельс, ул. М.Расковой, 8А

Тел/факс: 8(8453) 72-26-47, E-mail: engmtt@mail.ru, Сайт www.engmtt.ucoz.ru


ПЛАН УРОКА
ТЕМА: «НАПРЯЖЕНИЯ И ДЕФОРМАЦИИ В СВАРНЫХ ШВАХ»


ТИП УРОКА:

урок обобщения и систематизации знаний

ВИД УРОКА:

урок – устный журнал с элементами ролевой игры

ЦЕЛИ:

дидактическая – обобщить знания о напряжениях и деформациях в сварных швах и способах их уменьшения, закрепить умения выполнять расчет на прочность сварных швов;




развивающая – развить умения студентов осуществлять информационный поиск, совершенствование умения работать с технической литературой, умения выделять и обобщать главное в большом объеме информации, умения анализировать, делать выводы;




воспитательная – продолжить формирование представлений о связи дисциплины «Техническая механика» с выбранной специальностью и с другими дисциплинами профессионального цикла, развитие интереса к избранной специальности, формирование умения работать в группе;




методическая – совершенствование методики деятельностного подхода в обучении при проведении уроков обобщения и систематизации знаний

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:

спецтехнология

физика

черчение

математика

информатика

материаловедение

МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ:


репродуктивный (фронтальный и индивидуальный опрос, опережающее задание),

самостоятельная работа (частично-поисковый, практический),

информационный (видеосюжеты, натуральные образцы, компьютерные презентации),

групповая работа

УРОВЕНЬ

УСВОЕНИЯ:

II, III


КМО:

натуральные образцы: макеты источников питания, сварные соединения, сварные конструкции, опорные плиты

опорный конспект,

компьютерные презентации,

видеоролики,

мультипроектор,

компьютер,

карточки 3 цветов.




c:\documents and settings\у\local settings\temporary internet files\content.word\короб лицей[1].jpg


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ МЕХАНИКО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Саратовская обл., г. Энгельс, ул. М.Расковой, 8А

Тел/факс: 8(8453) 72-26-47, E-mail: engmtt@mail.ru, Сайт www.engmtt.ucoz.ru

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – 2 мин.

Проверка готовности студентов к уроку

II. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ – 27 мин.

2.1. Сообщение темы и целей урока

2.2. Вступительное слово преподавателя

- Представление творческих групп

2.3. Первая страница устного журнала «ТМиС» «Сварные соединения и швы»

- Выступление участника раздела «Открытая трибуна»:

Презентация исследовательской работы по теме «Сварные соединения и швы»

2.4. Обобщение материала по первой странице журнала

- Экспресс-опрос

- Просмотр видеоролика

- Заполнение опорного конспекта

2.5. Вторая страница устного журнала «ТМиС» «Напряжения и деформации при сварке»

- Информация преподавателя

- Выступления участников раздела «Открытая трибуна»:

Презентация исследовательской работы по теме «Сварочные напряжения, понятие и виды»

Презентация исследовательской работы по теме «Сварочные деформации, понятие и виды»

Презентация исследовательской работы по теме «Сварочное оборудование»

- Заполнение опорного конспекта

2.6. Обобщение материала по второй странице журнала

- Просмотр видеоролика

- Ответ на вопрос «Какие остаточные деформации, возникают в сварных конструкциях, изображенных на экране?»

2.7. Третья страница устного журнала «ТМиС» «Способы предупреждения и уменьшения сварочных напряжений и деформаций»

- Проведение «Часа общения», беседа преподавателя со студентами по актуальным вопросам

- Заполнение опорного конспекта

- Просмотр видеоролика

2.8. Ролевая игра «Слет специалистов»

- Представление участников

- Полемика участников по теме «Мероприятия для уменьшения остаточных напряжений и деформаций»

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА – 12 мин.

3.1. Четвертая страница устного журнала «ТМиС» «Расчет на прочность сварных швов»

- Выступление участника раздела «Открытая трибуна»:

Презентация исследовательской работы по теме «Прочность сварных соединений и конструкций»

- Заполнение опорного конспекта

- Ролевая игра «Практикум по технической механике»

- Постановка задач

3.2. Работа групп с практическими заданиями

3.3. Подведение итогов практикума

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА – 3 мин.

4.1. Анализ урока.

4.2. Объявление оценок за урок.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – 1 мин.

5.1. На основе опорного конспекта составить более полный конспект по теме «Напряжения и деформации в сварных швах»

5.2. Составить тестовое задание, программируемое задание, кроссворд или тест-сопоставление по теме «Напряжения и деформации в сварных швах»
Тема урока: «Напряжения и деформации в сварных швах»
1. Организационный этап – 2 мин.

Преподаватель: Здравствуйте ребята, садитесь.

Тема нашего урока - «Напряжения и деформации в сварных швах».

Цели нашего урока, вспомнить типы сварных соединений и швов, виды сварочных напряжений и деформаций, рассмотреть способы предупреждения и уменьшения сварочных напряжений и деформаций и научиться рассчитывать на прочность сварные швы.

Урок у нас будет необычный, в виде устного журнала «ТМиС» - «Техническая механика и сварка» с элементами ролевой игры, поэтому вы будете работать по группам «Напряжение» и «Деформация». У каждого из вас на столе находится лист с заготовкой опорного конспекта, на экране – его увеличенная копия. При помощи страничек устного журнала мы с вами будем заполнять его.

Сегодня на уроке мы пролистаем такие страницы журнала «ТМиС»:

1) Сварные соединения и швы;

2) Напряжения и деформации при сварке;

3) Способы предупреждения и уменьшения сварочных напряжений и деформаций;

4) Расчет на прочность сварных швов.
2. Обобщение материала и контроль знаний – 27 мин.

Преподаватель: Открываем первую страницу нашего устного журнала «Сварные соединения и швы».

Каждый из вас будет сваривать различные сварные конструкции и без знаний видов сварных соединений и типов сварных швов вы не сможете сварить правильно конструкцию, ведь от качества выполнения соединения деталей зависит качество и надежность готовых изделий.

В нашем устном журнале есть раздел «Открытая трибуна». Вы заранее получили опережающие задания в виде исследовательских работ и сегодня тезисы этих работ мы послушаем. Во время прослушивания работ вы должны заполнить рейтинговые листы каждого докладчика дав оценку работе, в конце урока я подведу итоги. Приглашается первый участник открытой трибуны.

Студент: Тема моей исследовательской работы «Сварные соединения и швы».

Сварной шов – это закристаллизовавшийся металл, который в процессе сварки находится в расплавленном состоянии. Сварное соединение – ограниченный участок конструкции, содержащий один или несколько сварных швов.

В зависимости от формы сечения сварные швы могут быть стыковыми, угловыми, прорезными.

Сварные швы классифицируют по следующим признакам:

- по назначению — прочные (обеспечивают передачу нагрузки с одного элемента на другой); прочно-плотные (обеспечивают передачу нагрузки герметичность соединения — непроницаемость для жидкостей и газов);

- по расположению сварного шва в пространстве — нижнее; вертикальное, горизонтальное; потолочное. При всех прочих равных условиях нижний шов самый прочный, потолочный — наименее прочный.

В зависимости от характера сопряжения свариваемых деталей различают следующие виды сварных соединений стыковые соединения, угловые соединения, тавровые соединения, нахлесточные соединения, торцовые соединения.

Стыковым соединением называется сварное соединение двух элементов, примыкающих друг к другу торцевыми поверхностями и размещенных на одной поверхности или в одной плоскости. Угловым соединением называется сварное соединение двух элементов, размещенных под углом и сваренных в месте примыкания их краев. Тавровым соединением называется такое сварное соединение, в котором торец одного элемента примыкает под углом и присоединен к боковой поверхности другого элемента. Нахлесточным соединением называется сварное соединение параллельно размещенных и частично перекрывающихся элементов. Торцовым соединением называется такое сварное соединение, в котором боковые поверхности элементов примыкают друг к другу.

По своей прочности нахлесточные соединения уступают стыковым. Их применяют, когда по конструктивным соображениям стыковые швы применить невозможно. Соединения с накладками применяют, когда сварные швы не обеспечивают необходимой равнопрочности. В конструкциях, подверженных действию вибрационных и знакопеременных нагрузок, нахлесточные соединения и соединения с накладками применять не рекомендуется (создается значительная концентрация напряжений).

На качественные показатели сварных соединений накладывает отпечаток множество факторов, к которым относятся свариваемость металлов, их чувствительность к термическим воздействиям, окисляемость и т.д. Поэтому для соответствия сварных соединений тем или иным эксплуатационным условиям следует эти критерии учитывать.

Преподаватель: Спасибо. Обратите внимание на то, что согласно Единой системе конструкторской документации изображения и обозначения швов сварных соединений на чертежах изделий должны соответствовать ГОСТ 2.312-72 и независимо от вида сварки видимый шов сварного соединений условно изображают сплошной линией, а невидимый – штриховой.

Давайте теперь попробуем ответить на видеовопросы.

1) Какие сварные швы вы видите на экране? (Ответ: на данном изображении угловой и стыковой швы)

2) В каких соединениях используют угловой сварной шов? (Ответ: угловой шов – это сварной шов углового, таврового и нахлесточного соединения)

3) Что обозначает вспомогательный знак Z для условного обозначения сварных швов? (Ответ: данный знак обозначает шов прерывистый или точечный с шахматным расположением)

4) Перечислите основные параметры сварных швов? (Ответ: основными параметрами по ГОСТ 5264-80 стыкового шва являются ширина шва – е, выпуклость шва – q, глубина проплавления (провар) – Н; углового шва – величина катета - К)

5) Как можно устранить следующий дефект и в чем причина его возникновения в корне сварного шва? (Ответ: данный дефект является подрезом. Подрезы представляют собой углубления, образующиеся в основном металле вдоль края шва при завышенном сварочном токе и длинной дуге, они могут явиться причиной разрушения сварного соединения. Подрезы устраняются наплавкой тонких швов электродами малых диаметров)

Преподаватель: У нас в гостях выпускник нашего техникума Шутров Иван, он работает на предприятии «Трансмаш» сварщиком и сейчас Ваня расскажет как он устранял один из дефектов, образовавшийся при сварке.

Преподаватель: Заполните опорный конспект в соответствующей ячейке.

Преподаватель: Переворачиваем первую страничку «Сварные соединения и швы» устного журнала «ТмиС» и переходим ко второй страничке нашего журнала «Напряжения и деформации при сварке».

Мы с вами знаем, что любое силовое воздействие на тело сопровождается возникновением в нем напряжений и развитием деформаций.

Что называют напряжением и деформацией?


следующая страница >>