microbik.ru
1 2 3 4


ГОУ СОШ с углубленным изучением информатики №1254 ВОУ

«Утверждено» «Утверждаю»

на программно-методическом совете ГОУ СОШ №1254 директор ГОУ СОШ №1254

____________________________ _______________________

Русакова Д. Д.


«ПОРОСЛЬ»
Авторская программа юных корреспондентов
Автор Н.М.Мякинина, педагог дополнительного образования

ГОУ СОШ с углубленным изучением информатики №1254

ВОУ г. Москвы


Возраст детей, на которых рассчитана

дополнительная образовательная программа 11-16 лет

Срок реализации

дополнительной образовательной программы 2 года

МОСКВА - 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа юных корреспондентов в ГОУ СОШ №1254 «ПОРОСЛЬ» создана велением времени. Развитие новых технологий в СМИ заставило по - иному посмотреть на работу в коллективах дополнительного образования, базирующихся на подобной тематике. Актуальность и новизна стали основными принципами создания данной программы. Специфика выбранного предмета – журналистика – позволяет в своем содержании соблюдать оперативность и подвижность, вариативность курса. Поэтому своеобразным толчком к созданию данной программы стало проведение социологического опроса среди школьников и родителей, в результате которого выяснилось следующее:

  • Средняя общеобразовательная школа №1254 Восточного округа г. Москвы, в котором работает КДО «Поросль» специализируется на информационных технологиях, в результате чего качественно возрос интерес к издательскому делу, используя при этом инновации.

  • С внедрением инноваций в многопрофильную работу современного журналиста резко возрос интерес подростков к профессии журналиста.

  • Школа имеет локальную сеть, Интернет, электронную версию газеты «Школьный эксПРЕСС», ведется разработка электронного детского журнала «Поросль». Все это позволяет большее количество часов выделить на темы, посвященные работе с техникой, сайтом, радиоузлом, индивидуальной работе с авторами – членами коллектива.

  • Школа, основанная в 1937 году, имеет свои традиции. Преемственность поколений прослеживается через деятельность школьного музея выпускника, где проходят наиболее значимые мероприятия, утренники, торжественные линейки, в которых принимают активное участие юные корреспонденты.

  • В программе предусматривается проведение социологических исследований (изучение общественного мнения своих сверстников с целью создания условий для их самовыражения). Таким образом, через систему Интернет, рубрики газеты «Школьный экспресс», в определенной степени решается проблема самовоспитания, так как подросток начинает разбираться в себе и окружающих, задумываясь над вопросом «Каково мое место в семье, коллективе, будущей жизни?»


Актуальность программы обусловлена всевозрастающим интересом подростков к СМИ, желанием сказать свое слово, высветить назревшие проблемы коллектива, общества.
Целевое назначение программы:

  • способствовать формированию активной жизненной позиции, социальной ориентации подростков через юнкоровскую деятельность;

  • оказать существенную помощь в самоопределении личности, создать условия для ее самореализации;

  • способствовать формированию у обучающихся картины мира, соответствующей современному уровню знаний;

  • способствовать формированию человека и гражданина, входящего в современное ему общество с целью совершенствования этого общества;

  • помочь развитию творческого потенциала учащихся, выбору профессии.



Цель программы:

Развитие интересов современных подростков с учетом их особенностей; способствовать формированию профессиональной ориентации через юнкоровскую печать.
Задачи программы:

  1. Сформировать у подростков первоначальные умения и навыки журналистской деятельности: умение разбираться в газетных жанрах, самостоятельно готовить публикацию для газеты и радиоузла (собрать материал, обработать его, выбрать выразительные средства языка, жанр; научиться верстке и макетированию выпусков газеты, журнала, сборника, используя новые технологии).

  2. Используя разнообразие средств телекоммуникации, помочь подростку преодолеть трудности в общении, приобрести уверенность в себе, развить интерес к свободному творчеству, выбрать дело по душе.

3. Повысить интеллектуальный уровень подростка, помочь развить эстетические (дизайнерские) способности, по-другому оценивать возможности компьютерных технологий, делая их надежными помощниками в жизни.

4. Развить интерес к профессии журналиста. Допрофессиональная подготовка даст представление юнкорам о многообразии её специализации




ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Первый год занятий:

  1. Повышение культурного и интеллектуального уровней подростков с помощью их работы в школьной прессе, самовоспитание.

  2. Активное участие в конкурсах (разных уровней), сотрудничество с телевидением, юношеской библиотекой, выпуски газеты, участие в подготовке к выпуску приложения к газете.

  3. Начальный интерес к профессии журналиста.

  4. После окончания первого года ребята могут продолжить занятия в КДО «Поросль».


Второй год занятий:

1.Повышение культурного и интеллектуального уровней подростков с помощью их работы в школьной прессе, самовоспитание.

2. Углубление знаний, использование умений и навыков, приобретенных за 1 год обучения.

3. Активное участие в конкурсах (разных уровней), сотрудничество с телевидением, юношеской библиотекой, выпуски газеты, подготовка к выпуску школьного сборника стихов «Так начинают жить строкой»

( приложение к газете «Школьный эксПРЕСС»).

  1. После окончания курса ребята могут продолжить свою творческую деятельность в литобъединениях, внештатными корреспондентами газет, создавать свои странички в Интернете, участвовать в работе электронного журнала «Поросль». Подготовиться к поступлению на факультет журналистики.


В целях прохождения программы курса и усвоения полученных знаний, развития детского творчества
Учебный план рассчитан на два года реализации (324часа) внеурочного времени.
Для первого года - 216 ч. Учитывая возросший интерес к новым технологиям, первое знакомство с азами журналистики, количество занятий на раздел «Основы журналистики» - теоретическая и практическая части - увеличено.

Режим занятий – вторая половина дня: 6 часов (3 – 5 раз в неделю).

Второй год обучения в учебном плане отмечен 108 часами. Учитывая приобретенные за первый год обучения умения и навыки, а также расширенный интерес к новым технологиям, количество занятий на раздел «Основы журналистики» - теоретическая часть (так как это второй год обучения) уменьшена.

Режим занятий – вторая половина дня: 3 часа (1- 3 раза в неделю).

Существует и пополняется необходимая материально-техническая база: кабинет с достаточным количеством компьютерной техники, графические планшеты, принтеры, сканер, веб-камеры, программное обеспечение. Занятия проходят в медиатеке – части школьного Информационно-издательского центра.

СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие: Техника безопасности. Программа занятий. Порядок подготовки к занятию.

Практика Деление на группы по интересам (авторы, художники, фотокорреспонденты, дизайнеры)

  1. Основы журналистики


Понятие СМИ. Виды СМИ. Из истории газеты. Газетный и журнальный номер.

    1. Разбор периодической печати.

    2. Знакомство с частями номера (полоса, подвал, заголовок, врезка).



Жанровое многообразие СМИ.

Газетные жанры. Профессиональная терминология. Виды заметок. Приемы написания заметки. Роль рубрики в газете.

1.Обсуждение разных видов заметок.

2. Работа с газетными текстами

    1. Конкурс на лучшую рубрику.



Зарисовка как вид публицистического и художественного стилей. Роль зарисовки в номере. Приемы написания зарисовки.

1.Анализ зарисовок в периодической печати.

2.Написание зарисовки на темы: мой друг, моя семья, моя мама, штрихи к портрету и т.д.

3. Конкурс на лучшую зарисовку.
Понятие жанра интервью. Знакомство с видами интервью. Роль интервью в номере. Правила создания интервью. Вопросник. Создание интервью-диалога. Экспресс-опрос. Формулы этикета при взятии интервью.

1.Разбор видов интервью по материалам периодической печати.

2.Написание интервью- диалога.

3.Экспресс-опрос.
Понятие жанра «Репортаж». Виды репортажа. Правила написания репортажа.

1.Разбор репортажа.

2. Практические задания.
Сатирические жанры. Их роль в газете. Композиция юмористических рассказов.

1.Разбор юмористических рассказов Зощенко. Работа с текстами.

2.Индивидуальные задания.

3. Конкурс на лучший рассказ.
Реклама. Понятие рекламы. Ее виды в СМИ. Положительные и отрицательные аспекты в рекламе.

Живая газета. Интернет. Правила подготовки материалов для сайта.

1.Разбор рекламной продукции в СМИ.

2.Выявление положительных и отрицательных аспектов в рекламе.

3.Работа с текстами.

4. Конкурс на лучшую рекламу.

5Разбор интернет-материалов.

6.Ведение ЖЖ.


  1. Развитие речи


Особенности публицистического стиля в СМИ. Понятие о стилистике текста.

  1. Разбор периодической печати

  2. Работа с текстами разного стиля.

3. Разбор стилистических особенностей зарисовки и заметки

Выразительные средства литературного языка. Фразеологизмы. Крылатые выражения. Роль штампов и клише в газете.

1.Выявление крылатых выражений,

2.Выявление фразеологизмов в газетных текстах.

3.Работа с текстами, газетными и своими.

4.Выявление штампов и клише.
Понятие о корректуре текстов. Обозначения.

1.Правка своих текстов.

2.Терминологический диктант.

  1. Конкурс «Лучший корректор».



  1. Основы социологии

Для чего нужна социология? Роль социологического опроса в СМИ. Виды опросов. Рейтинг.
1.Составление анкет открытого и закрытого типа.

2.Работа с анкетами.

3.Выявление результата, подсчет.

4. Рекомендации.


  1. Психология общения

Понятие общения как особого вида взаимодействия и взаимоотношений.

1.Диагностика характера по методике В.С.Ивашкина. Разбор ситуаций

2Разбор анкет

3.Обсуждение анкетирования и выводы

Человек и коллектив.

  1. Опросник Г. Айзенка.

  2. Деловая игра « Я - редактор полосы»

Человек и нестандартная ситуация.

1.Тренинг по методике Б.В.Зейгарник «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

2.Пробуем дискутировать
V.Оформление газеты «Школьный эксПРЕСС»
От стенной печати к современному выпуску. Из истории домашних и школьных газет.

1.Разбор периодической печати.

2. Сообщения о школьных и домашних газетах.

Виды выпусков. Молния. Специальный. Тематический. Праздничный.

Правила оформления школьного периодического издания.

1.Составление плана номера (молнии).

2.Понятие макета как части готового номера.

3. Составление элементов макета – полос.

4. Планирование праздничного номера.
Способы подбора фотоматериала.

1. Работа с иллюстрациями.

2. Работа с фотографиями

3. Работа в компьютерной программе Paint

4. Комбинирование рисунков.

5. Создание фотокомпозиции.
Способы подбора шрифтов. Их соотношение к тексту. Роль заголовка. Дизайн номера. Интерфейс. Коллаж. Электронная версия полосы.

1. Подборка шрифтов.

2. Коллаж. Составление коллажа.

3.Рисунок на листке бумаги.

4.Использование заставок.

5. Выявление соотношения с макетом.

6. Заставки к праздничному номеру.

7. Конкурс на лучшую заставку.

8. Подбор материала в праздничный номер

9. Создание странички на бумаге (по макету).

10. Перенос материала странички-полосы в электронный вид.

11. Корректировка соотношений текста и иллюстраций.

12. Дизайн номера. Интерфейс электронной полосы.

13. Конкурс на лучший коллаж

14. Конкурс « Лучшая страничка-полоса»

15. Обсуждение конкурсных работ.
Работа с техническими средствами
Технические средства в СМИ. Их роль в создании номера газеты.

Фотоаппарат, диктофон, телефон. Компьютер.

Программное обеспечение школьной газеты (обзор).

1.Навыки работы с фотоаппаратом

2. Правила использования диктофона при взятии интервью.

3. Применение многофункциональности мобильного телефона.

4.Работа в компьютерных программах при создании полосы.

5. Возможности сканера для обработки иллюстраций. Сканирование рисунков.

6. Использование графического планшета в создании полосы-страницы.

7. Работа с принтером: печать полосы.

8. Работа с флеш – картой и другими носителями информации.

9. Применение технических средств на занятиях и в творческих командировках


  1. Творческая практика


Виды сотрудничества. Содействие информационному центру школы и совету школы.

1.Участие в работе школьного информационного центра.

2. Работа на торжественных мероприятиях школы: вечерах, линейках, концертах, конкурсах.

3.Участие в работе школьного совета.

4. Участие в работе школьного музея.


  1. Индивидуально- групповые консультации


Диагностика трудностей, возникающих у юнкоров в процессе их деятельности

Индивидуальные консультации по подготовке публикаций

Индивидуальная работа с одаренными детьми, проявившими себя в разных видах журналистского творчества.



  1. Планирование иллюстративного материала номера.

  2. Задания фотокорреспондентам, художникам.

  3. Задания дизайнерам.

  4. Работа с группой авторов (задания текущие и на перспективу)

  5. Дистанционные занятия-задания в системе он-лайн.



  1. Поисково-краеведческая деятельность


Родной город в СМИ (центральных, региональных, районных). Район «Преображенское» В СМИ.

История школы.

1.Поиск материала о городе и районе.

2. Работа с текстами.

3.Подготовка материалов для публикаций в газете.

4. Создание тематической полосы в школьной газете.

5. Пополнение рубрики «Наши выпускники»


следующая страница >>