microbik.ru
1



Уральский государственный педагогический университет

Математический факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан математического факультета
«01.09.2011» _______________

ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

общепрофессиональной компетенции,

добавленной вузом:

«ОПКВ-1 – Готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся»

при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО


Направление подготовки «050100.62 – Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Математика»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Нормативный срок обучения 4 года

Екатеринбург 2011
ОПКВ-1 – Готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Бакалавр должен

Знать: основы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Уметь: организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся; определять средства для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучаемых; разрабатывать уроки, предполагающие учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Владеть: первичным опытом организации исследовательской или проектной деятельности школьников при обучении предмету или в социальной сфере; навыками конструирования материалов для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Компетенция ОПКВ-1 формируется в процессе изучения следующих дисциплин учебного плана:

педагогика, психология, методика обучения и воспитания в математическом образовании, курсовые работы по математике, педагогике, психологии, методике обучения и воспитания в математическом образовании, учебно-исследовательская и педагогическая практики.

Основные пути, методы и технологии формирования компетенции ОПКВ-1

  • Лекции, семинарские и практические занятия

  • Дискуссии, деловые игры, беседы, тренинги

  • Выполнение письменных работ (рефераты, доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе)

  • Решение профессиональных задач

  • Метод проектов (исследовательские, информационные, межпредметные, личностные, групповые и др.), представление результатов

  • Учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы

  • Система заданий, выполняемых на учебно-исследовательских и педагогических практиках

  • Участие в реализации различных проектов во внеаудиторной деятельности

  • Выполнение курсовых и дипломных работ.

Календарный график и возможные траектории формирования компетенции ОПКВ-1

В формировании компетенции «ОПКВ-1 - Готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» можно выделить 3этапа.

Первым этапом (1-4 семестр) формирования компетенции ОПКВ-1 является изучение дисциплин психология, педагогика.

При изучении дисциплины Психология (1-3 семестр) формируются

  • знание особенностей групповой и коллективной работы школьников, способов мотивации и включения школьников в деятельность;

  • умение устанавливать контакты, поддерживать взаимодействие в процессе деятельности;

  • владение способами осуществления психологической поддержки.

В ходе изучения дисциплины Педагогика (1-4 семестр) формируются

  • знание особенностей учебно-исследовательской деятельности школьников, принципов ее организации, форм и видов исследовательских работ учащихся;

  • умение проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий;

  • владение способами организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Вторым этапом (2-8 семестр) в формировании компетенции ОПКВ-1 является изучение дисциплины методика обучения и воспитания в математическом образовании, курсов по выбору студента в профессиональном цикле, выполнение курсовых работ по математике и методике обучения математики.

При изучении курсов по выбору в профессиональном цикле, выполнении курсовых работ формируются

  • знать возможности математики для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • уметь формулировать математические задания для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • владеть способами организации исследования при решении математических задач.

При изучении дисциплины Методика обучения и воспитания в математическом образовании (4-7 семестр) формируются

  • умение выявлять средства для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучаемых, выделять особенности организации урока, основной целью которого является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, разрабатывать уроки, предполагающие постановку учебно-исследовательской проблемы;

  • владение навыками конструирования материалов для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, с учетом особенностей конкретного учебного коллектива.

Третий этап (6-7 семестр) предусматривает прохождение производственной практики.

В результате прохождения производственной практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

  • знание основ организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательном процессе;

  • умение разрабатывать уроки, предполагающие постановку учебно-исследовательской проблемы;

  • владение навыками конструирования материалов для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, с учетом особенностей конкретного учебного коллектива.

Выделенные этапы формирования компетенции «ОПКВ-1 - Готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» проиллюстрированы ниже на схеме.


Таким образом, по завершении указанных этапов у студента должна быть сформирована компетенция «ОПКВ-1 – Готов организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся».

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций и необходимые оценочные средства проверки сформированности компетенции ОПКВ-1

Психология – зачет, 1, 3 сем., экзамен, 2, 4 сем.

Педагогика – зачет, 1, 3 сем., экзамен, 2, 4 сем.

Методика обучения и воспитания в математическом образовании – зачет, 4,5,6 сем., экзамен, 7 сем.

Наблюдение и анализ деятельности студента на практике.

Защита проектов, защита результатов лабораторных и практических работ, защита курсовых работ.

Документ одобрен на заседании УМК математического факультета, Ученым советом математического факультета УрГПУ

от 19 мая 2011 года, протокол № 5.