microbik.ru
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
тел. 37-5-20 346064, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Большинка


ПРОТОКОЛ
«31» октября 2009г. №3
с. Большинка

заседания педагогического совета
Председатель - Фролов В.С.

Секретарь - Попова С.И.

Присутствовали - 15 человека (Приложение №1)

Начало: 14:00

Окончание: 15:00
ПОВЕСТКА ДНЯ:


  1. Анализ адаптационного периода в 1, 5 классах (докладчики – заместитель директора по УВР Попова С.И., содокладчики – классные руководители 1 и 5 классов Казаркина Т.С., Афанасьева Г.Г.).


По повестке дня слушали:

1.Заместителя директора школы по УВР Попову С.И. Она сообщила цель педсовета: определение степени адаптации первоклассников и пятиклассников к школьному обучению.

Задачи:

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников и пятиклассников в   адаптационный  период;

  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х, 5-х классов.

План:

  • Организация учебного процесса в 1-х и 5-х классах. Зам.директора по УВР.

  • Характеристика 1-х и 5-х классов. Классные руководители: Казаркина Т.С., Афанасьева Г.Г..

  • Психологическая диагностика первоклассников и пятиклассников.

  • Решение педсовета.

В сообщении докладчика были отражены определения адаптированности, причины пристального внимание к школьной адаптации, особенности организации учебного процесса в 1, 5 классах. В рамках программы адаптации было организовано взаимопосещение уроков учителями предметниками, посещение уроков администрацией школы, руководителями МО. В результате посещения выявлено, что учителем создаются благоприятные условия для адаптации детей к школе. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к условиям обучения школьников – проводятся по 3 урока 35 минут каждый, остальное время учитель проводит целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры. Для снятия статистического напряжения школьников Татьяна Степановна использует не классно-урочную, а иную форму организации учебного процесса. Уроки физкультуры направлены на развитие и совершенствование движений детей и проводятся только на свежем воздухе. На этих уроках используются различные игры и игровые ситуации.

При организации уроков математики учитель уделяет должное внимание развитию математической речи детей, работа по ознакомлению с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности. Дети учатся сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, а также по направлению и принадлежности. Используются в заданиях вопросы развивающего, сравнительного и обобщающего характера. Например: «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам», «Что изменилось?», «Что не изменилось?»

При организации уроков окружающего мира, технологии, ИЗО, музыки происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, т.к. проводятся экскурсии, целевые прогулки, ярко выражены игровые моменты. Эти приемы позволяют учителю сделать процесс обучения увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузку детей в первые месяцы обучения.

Обучая первоначальному чтению, учитель старается развивать фонематический слух учащихся. Учит различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работает над совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчётливого и правильного произношения слогов, слов. Большинство ответов учащихся правильные, полные, аргументированные.

Следует отметить доброжелательность учителя, взаимопонимание с учащимися. Тон Татьяны Степановны терпеливый, мягкий.

Требования, предъявленные учителям, учащимися выполняются, вводятся постепенно, в форме пожеланий, а не указаний.

Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности, планировать свои действия. Например: убрать учебник или тетрадь, наличие пошаговой инструкции, подробное объяснение, что и как делать.

Учителем осуществляется учёт индивидуальных особенностей ребёнка, предоставление каждому ребёнку возможности работать в присущем ему темпе.

Контроль знаний производится только как словесно объяснительная оценка, никакая знаковая символика не употребляется.

При проверке школьной документации замечаний по оформлению личных дел, заполнении классного журнала не выявлено. Все записи делаются своевременно, аккуратно, без исправлений.

Но еще велика доля участия учителя в выполнении задания учащимися, недостаточно используются творческие, развивающие задания, ролевые игры и игры с правилами, дидактические игры.

Что касается 5 класса, то отмечено следующее:

На начало учебного года в классе обучается 22 человека, из них девочек - 13 (59% от общего числа обучающихся класса) мальчи­ков - 9 (41 % от общего числа обучающихся класса)

Собранные в ходе проверки материалы позволяют утверждать, что адаптация учащихся 5 класса к новой форме обучения на средней ступени протекала в допустимые сроки и оптимально.

Данные психологического обследования дают возможность утверждать, что большинство пятиклассников положительно относятся к школе, многим учебным предметам, учатся с высоким уровнем познавательной мотивации, не устают в процессе учебного дня, с интересом выполняют домашние задания. Количество дезадаптированных учащихся не превышает допустимые значения и составляет 10,4 % от списочного состава пятиклассников, что подтверждают отзывы классного руководителя и учителей, работающих в 5 классе. У большинства учащихся не только высокий уровень познавательной мотивации, желания учиться и положительного отношения к школе, но и эмоционально благополучный психологический фон, доброжелательное отношение к учителям, классному руководителю и одноклассникам.

Основными причинами трудностей организации учебно-воспитательного процесса являются несоответствие темпа работы учителя и учащихся на уроке, изменение или завышение предъявляемых к пятиклассникам требований, а, следовательно, не учитываются физиологические и психологические возрастные особенности, не осуществляется щадящий подход к организации жизнедеятельности пятиклассников в школе. Необходимо отметить, что отдельные педагоги не уделяют внимания установлению обстановки и отношений сотрудничества на уроке, не развивают интерес к преподаваемому предмету, тем самым способствуют осложнению субъект-субъектных отношений в учебном процессе.

Отзывы учителей, работающих в 5 классе, позволяют утверждать, что 5-й класс – это сложившийся коллектив со своими традициями и особенностями. Учащиеся обладают необходимой суммой знаний, умений и навыков для продолжения обучения на средней ступени школы. Большинство из них работоспособны, активны на уроках, эмоционально отзывчивы. Далее был сделан анализ диагностических контрольных работ по русскому языку и математике, чтению.
Выступили:

1. Беспалова Е.А., Амакова Н.Н. – учителя-предметники 5 класса. В своем выступлении они отметили недостаточное развитие у пятиклассников навыков самоконтроля и саморегуляции на уроках и переменах.

2. Афанасьева Г.Г. классный руководитель 5 класса Она дала краткую характеристику уровню адаптированности учащихся 5 класса.

3. Васильева Л.Н. руководитель МО учителей гуманитарного цикла В своем выступлении она сделала анализ посещенных уроков русского языка, литературы, истории, немецкого языка в 5 классе, результаты контроля тетрадей по русскому языку.
Преподавание русского языка, литературы в 5-м классе ведет учитель русского языка и литературы Афанасьева Г.Г.

Посещенные уроки показали, что учитель проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков, выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, ана­лизировать, делать выводы.

В соответствии с программой ведется повторение материала, изученного в начальной шко­ле по орфографии и пунктуации, своевременно проводится анализ срезовых и контрольных работ.

Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Однако учитель испытывает затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией. Части урока не всегда логически связаны друг с другом, на уроке не используется частично-поисковый метод обучения.

Преподавание немецкого языка ведет Амакова Н.Н.

Учителем грамотно построена индивидуальная работа с учащимися, на протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения, пере­вода.

Эффективно была использована наглядность, мультимедийная презентация, проведено повторение материала, изученного на предыдущем уроне и ранее по грамматике.

Но основной материал усвоен обучающимися не в полном объеме, не в достаточном для первичного усвоения.

Своевременно проведена физкультурная пауза. Домашнее задание дано с объяснением, однако отметки за работу на уроке, а также домашнее задание даны после звонка с урока.

Учителю необходимо рационально использовать время урока, актив­нее вовлекать в работу обучающихся, слабо успевающих по предмету.

Историю преподает молодой учитель Жулева Е.А. Использование большого объема дополнительного материала развивает и кругозор учащихся и познавательную активность. Однако учителю необходимо рационально распределять время, чтобы более эффективно проходил этап проверки знаний. Не давать домашнее задание со звонком, планировать опрос таким образом, чтобы 30% учащихся можно было оценить за урок.
4. Бухтаева Л.В. руководитель МО учителей естественно-математического цикла В своем выступлении она сделала анализ посещенных уроков математики в 5 классе, результаты контроля тетрадей по математике.
Преподавание математики ведет учитель Беспалова Е.А. Посещенные уроки показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, умело организует деятельность обучающихся. Учитель, учитывая возрастные особенности обучающихся, а также с целью усилении заинтересованности предметом, проводит в начале урока мате­матическую разминку.

При проведении опроса и закреплении нового материала требует от обучающийся точных формулировок. Уроки проходят в оптимальном темпе. Прослеживается отработан­ность учебных действий между учителем и обучающимися. Однако не всегда содержание урока соответствует целям урока.

Преподавание природоведения ведет учитель Шевченко Н.Н. Посещенные уроки показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся. Эффективно используется наглядность на уроке. На уроке проводит­ся работа по повышению уровня сформированности общеучебных и пред­метных умений и навыков: обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать тему урока, высказать гипотезу, проверить ее верность, используя учебник.

Учителем используются разные формы работы: беседа, работа с ма­териалом учебника, взаимный опрос обучающиеся по теме, построение ло­гических цепочек. Обучающиеся активно работают, дают попные ответы, однако не все обучающиеся заинтересованы происходящим на уро­ке. Мало участвуют в работе 4 обучающихся.

Учителю необходимо ежеурочно организовывать работу обучающихся с низкой познавательной активностью.


На всех посещенных уроках проводилась физминутка, хотя время ее проведения не выполняется, не интересны и приемы ее проведения, проводится часто только под сопровождение учащихся, а можно использовать и музыкальное сопровождение. Недостаточно учителя учитывают тот момент, что в 5 классе должны быть игровые приемы, больше занимательности.
5. Казаркина Т.С. учитель 1 класса –

Оценка уровня адаптации ребёнка к школе обусловлена также и необходимостью современного предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников.
Адаптация первоклассников представлена следующими компонентами:
1.Психосоциальная готовность ребёнка к обучению

2.Развитие школьно-значимых психологических функций и освоение приёмов новой деятельности.

3. Состояние здоровья.
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе представлена в следующей таблице:


Компоненты адаптации

Характеристики

Методики

Цель

Форма проведения

Психосоциаль-ная готовность ребёнка к обучению

Отношение к процессу учения.

Учебная мотивация.

Умение общаться.

Организация поведения.

Методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе.

Модификация методики Н.А.Малышевой.

Анализ успешности адаптации первоклассников к школе

Тестовая

беседа.

Индивидуаль-ные карты учащихся.

Развитие кругозора, общих представлений ребёнка. Ориентирование в жизненных ситуациях.

Методика 1.

Оценка психосоциальной зрелости.

Выявление уровня психосоциаль-ной зрелости.

Тестовая беседа.

Развитие школьно-значимых функций и освоение приёмов новой деятельности.

Развитие тонкой моторики кисти руки.

Методика 2.

Имитация написанного текста

Прогноз успешности овладения навыками письма. Уровень психического развития

Письменная работа.

Развитие речи, мышления.

Методика 3.

Мышление и речь.

Выявление уровня развития речи, понимания множественнос-ти предметов, грамматических конструкциях

Индивидуаль-ная форма.

Развитие словесно- логического мышления.

Методика 4.

Умозаключения.

Методика

Э. Замбацявичене,

Л. Чупров.


Исследование способности ребёнка делать умозаключения по аналогии с образцом.

Тестовая

беседа

Состояние здоровья.

Отсутствие заболеваний в период адаптации.

Анкетирование родителей.




Анкета


Анализируя анкеты родителей первоклассников можно сделать вывод о том, что состояние здоровья детей в период адаптации удовлетворительное.
В таблице указаны 5 основных методик, используемых для диагностики адаптации первоклассников.
Освоение способов и приёмов новой деятельности непосредственно связано с уровнями педагогической и психологической готовности ребёнка к школе, которые также оказывают влияние на общий уровень адаптации первоклассников.

В ходе диагностики были получены следующие результаты.
Результаты диагностики адаптации учащихся 1 класса.
Высокий уровень-37%

Средний уровень-57%

Низкий уровень-6%



Диаграмма отражает общее состояние адаптированности первоклассников. Более половины учащихся имеют средний уровень адаптации. Достаточно большое количество учащихся с высоким уровнем адаптации. Дезадаптация одной из обучающихся (Жданковой Дины) связана с низкой школьной готовностью, низкой мотивацией, инертностью нервной системы. Опасение вызывает её отстранённость и замкнутость. Полные данные по каждому ученику в приложении.


Ф.И. ребёнка

Психосоциальная готовность ребёнка к обучению

Развитие школьно-значимых психологических функций и освоение приёмов новой деятельности.

Желание учиться в школе

Учебная мотивация

Умение общаться

Организация поведения

Кругозор
(Выс -24 -29 б, Ср.-20 - 23 б,

Н -15-19 б)

Развитие тонкой моторики кисти руки (выс- 5-4б, ср-3б, низ-2-1б)

Развитие речи мышления (выс-3б, ср-2б, низ-1б.)

Развитие словесно- логического мышления (выс-7 и более, ср.-5-6 б,низ-4 и менее)

1.Александрова О.

3

4

4

4

24

4

3

7

2.Божкова В.

3


3

4

4

21

4

2

5

3Жд 3.Блохина В.


4

4

4

4

23

5

3

6

4.Жданкова Д.

2

1

1

2

12

1

1

2

5.Коробченко А.

3

4

4

3

25

4

2

5

6.Молчанов Г.

4

4

4

3

22

4

2

5

7.Ночкин Д.


4

4

4

4

20

4

3

5

8.Рубашкина К.

4

3

3

4

21

3

3

6

9.Руденкова А.


4

3

4

3

20

3

3

6

10.Сыщенко И.

4

3

4

4

20

4

2

5

11.Тынянова А.

4

3

3

3

24

4

2

5

12.Чернов В.

3

3

3

3

20

3

2

5

13.Чернов Н.

3

3

4

3

20

3

2

5

14. Чернов С.

3

3

3

3

20

3

2

5

15. Чехов И.

3

3

4

3

21

3

2

5

16. Ярославцева С.


4

4

3

3

24

4

2

6

Высокий уровень,


50

37%

63%

37%

25%

57%

31%

6%

Средний уровень,


44%

57%

31%

57%

69%

37%

13%

88%

Низкий уровень,

6%

6%

6%

6%

6%

6%

6%

6%


Уровни адаптации: высокий-37%, средний- 57%, низкий- 6%
Постановили:

1. Осваивать и внедрять новые современные технологии, совершенствовать урок как основную форму учебно-воспитательного процесса.

2.Вовлекать в активную учебную деятельность учащихся с низким уровнем мотивации, применять больше игровых, занимательных приемов.

3.Считать в 1, 5 классах благоприятное завершение адаптационного периода.

4.Активизировать работу по взаимопосещению уроков в 1, 4, 5 классах школы.

Голосовали: «за» - 15 человек, «против» - 0 человек

Председатель: Фролов В.С.

Секретарь: Попова С.И.