microbik.ru
1
Название мастер-класса: Профессиональное мастерство телепублициста (часть 2)

Автор: В. В. Мукусев

Кафедра: Радио и телевидения

Продолжительность: 10.35 – 13.35
Аннотация: Мастер-класс известного журналиста, доцента кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского университета кино и телевидения,

ведущего научного сотрудника Государственного института Искусствознания посвящён процессу создания телевизионной программы сложной публицистической формы. Такого рода аудиовизуальные произведения требует от журналиста комплексных умений сценариста, драматурга, ведущего, организатора, владения диапазоном выразительных средств ТВ, широкой эрудиции и главное – глубокого понимания проблемы, которой посвящена передача.

Журналист, возвращаясь к предыдущей встрече с участниками мастер-класса, анализирует два материала, посвященные капитальной «реконструкции» крейсера «Аврора», которые вышли в эфир в с интервалом почти в 15 лет (в программе «Взгляд» и в программе «Максимум»). В.Мукусев демонстрирует, как за это время выросли профессиональные навыки репортерской журналистики, но изменились и ценностные ориентиры, степень личностной вовлеченности журналиста в материал.

На примере программы «Третьего не дано» (ТВЦ), которая строится на обсуждении профессиональной ситуации из практики тележурналистики, В Мукусев анализирует процесс создания, организации и сценарной разработки сложного публицистического материала. Работа в подобной программе требует от журналиста собственного морально-этического выбора, без которого не может состояться настоящий публицист.

Мастер-класс рекомендуется к прослушиванию студентам и магистрам профилизации радио и ТВ старших курсов, а также всем, интересующимся проблемами профессиональной журналистской этики.
Вопросы:

  1. В.Мукусев сравнивает материалы, которые вышли в эфир в разные исторические периоды на разных каналах, но посвящены одному и тому же событию. Чем отличаются эти материалы (хронометраж, выразительные средства, темп, доказательность, стиль, позиция автора)?

  2. В. Мукусев просит оценить качество работы съемочной группы в процессе подготовки этих материалов.

  3. Как элементы сюжета влияют на восприятие события? О чем просмотренные телематериалы, если сформулировать идею в одной фразе?

  4. Герой программы «Третьего не дано» стоит перед профессиональным и моральным выбором: сообщить ли в прямом эфире свой программы о грядущей через неделю деноминации рубля, о которой он узнал от нового министра финансов, давнего друга семьи. А что думает аудитория, посмотрев сюжет с открытым финалом?

  5. Достаточно ли четко в сценарии выписаны позиции и характеры героев? Угадываются ли их реальные взаимоотношения и мотивации?

  6. Как оценивают участники мастер-класса позиции дискутирующих в студии? Достаточно ли они четко выражены? Насколько аргументированы?

  7. Какие профессиональные приемы используются в диалогах?


Задания:

  • Попробуйте сформулировать основную мысль просмотренного материала в одной фразе.

  • Попробуйте коротко и ясно рассказать историю героя из программы «Третьего не дано». Опишите морально-этическую дилемму журналиста.

  • Попробуйте оставить список участников студийной дискуссии, указывая их профессию, социальный статус, роль в программе. Аргументируйте свой выбор.

  • Попробуйте спрогнозировать возможные результаты каждого из вариантов выбора героя сюжета. Допишите финал незаконченной истории.


Список литературы:

  1. Мукусев В. «Разберемся...». М., 2009.

  2. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

  3. Муратов С.А. ТВ-эволюция нетерпимости: история и конфликты этических представлений. М., 2001.

  4. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.