microbik.ru
1
Репортаж «С болью в сердце и верой в душе».

Автор: Рыбакова Надежда Николаевна

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ№3» города Пикалёво

Бокситогорского района Ленинградской области

С болью в сердце и верой в душе.

В настоящее время на территории России действуют огромное количество православных монастырей. Каждый из них несёт из прошлого духовное наследие своим потомкам. К сожалению, ещё больше монастырей находится в плачевном состоянии, а многие вообще заброшены. Печально, но это установленный факт.

Вопросы, связанные с верой, с религией были и остаются актуальными для русского человека. Ведь именно православие является нашей первой национальной идеей. Сегодня много пишут и говорят о росте национального самосознания, связывая этот процесс с религиозным возрождением. Открытие новых храмов, приходов, монастырей и восстановление разрушенных, заставляет нас иначе оценить роль и место православной церкви в истории России. Но, тем не менее, мы вынуждены наблюдать «руины» Свято-Троицкой Рёконской пустыни.

История этого места непростая, впрочем, как и всех мест, которые, так или иначе, связаны с духовными поисками и ценностями человечества. Особенно если они несут религиозный характер.

Раньше Рёконская обитель входила в состав Недашецкой волости Тихвинского уезда. А теперь она отошла Любытинскому району Новгородской области (40-45км. от Тихвина).

Пустынь разместилась на берегах речки Рёкони среди лесных тихвинских болот. Это место действительно необитаемое. Ближайший населённый пункт находится в 7-12 км. от неё.

Почему было выбрано это место для создания обители, сказать трудно, но возможно, это было решение старообрядцев, недовольных проведением церковной реформы и началом раскола в русской церкви.

Время возникновения монастыря назвать трудно. Легенды, записанные в конце прошлого столетия, относят его к XIII веку, когда охотники нашли на берегу Рёкони, на камне, икону Троицы. Она прославилась чудесами и исцелениями, а тот камень существует и сохранился до наших дней.



Разросшаяся пустынь заняла оба берега речки. В 1764 году в связи с реформами Екатерины II пустынь упраздняется, и была обращена в приходскую церковь «..при ней священник с причтом». Монастырские постройки постепенно ветшают, имущество расхищается.

Второе рождение монастырь переживает в XIX веке, оно непосредственно связано с именем её восстановителя отца Амфилохия. Чтобы осуществить свою мечту схимонаху пришлось обращаться и в суд, и в Сенат, и к царским особам. За это его подвергали насмешкам, унижениям, « три раза сажали в тюрьму и один раз отправляли в ссылку в Сибирь». Только в 1855 году Амфилохию улыбнулась удача - по личному приказу Александра II пустынь была «…вознаграждена в 42 856 руб. 15 коп, которые позволили приступить к восстановлению обители».

В Рёкони закипает строительство. Один за другим растут каменные постройки для настоятеля, для братии и богомольцев. Монастырь обзаводится хозяйством, сооружается каменный погреб, вырывают пруд. Распахивают огород, заводят коров и даже пчёл.



К началу XX века тут складывается интереснейший монастырский ансамбль, построенный по проекту архитектора М.А. Щурупова. Он состоял из двух усадеб: Троицкой и Покровской, и к ним примыкала хозяйственная зона монастыря.



Не обязательно быть свидетелем событий, чтобы в монастыре заметить следы Великой Отечественной войны. Выбоины от пуль и снарядов остались на древних стенах монастыря. А на щите, укреплённом на фасаде одного из монастырских зданий, имеется надпись,
из которой следует, что здесь в 1941 году был остановлен враг. Фашистов выбивали при поддержке танков. По-видимому, их снарядами и был разрушен центральный купол храма.



Начиная с 90-х годов, несмотря на непорочность этого места, наблюдаются следы мародёров - всюду разбросаны рабочие инструменты. Даже слова на крестах «Во имя Отца, Сына и Святого Духа..» не остановили святотатцев.

Поистине, Рёконская пустынь – загадочный мир, который сочетает в себе святость места с крайним запустением. Чем дольше здесь находишься, тем больше побеждает мысль об особом статусе этой обители. Она продолжает быть частью духовной культуры русского народа. Многое, безусловно, тут изменилось за ушедший век, но осталась вера, которая и прокладывает дороги сквозь лес к берегу реки Рёкони. И именно в этом заключается суть, так как очень важно, чтобы место было востребовано и к нему вели дороги.

Сейчас монастырь в плачевном состоянии, но, может быть, время для его возрождения вот-вот наступит, когда в Санкт - Петербургской епархии один за другим восстанавливаются существовавшие здесь ранее монастыри, когда вернулась в свою обитель покровительница северо-западных земель России – Тихвинская икона Божьей Матери.

Хочется верить, что этот затерянный мир, который до сих пор притягивает к себе массы паломников, заново предстанет перед нами в прежней своей красе. Он заброшен государством, но не забыт народом. Такое отношение к святому заставляет задуматься каждого представителя православной веры. А наша задача сохранить то святое, что наследует нам история.

Список литературы.

  1. Материалы из архива Тихвинского Успенского монастыря.

  2. Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. – СПб.: ЛГУ, 2006.

  3. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне.- СПб.: «Ника»,1994.

  4. Описание Свято-Троицкой Рёконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Ив. Шапошникова, в схиме отца Амфилохия.- СПб.: «Доступная библиотека», 1870.

  5. Тихонова.Е. Свято-Троицкая Рёконская пустынь и её восстановитель схимонах о. Амфилохий. – СПб.: «Доступная библиотека», 1901.

Периодическая печать:

  1. Анатольев М. Его слушались люди и звери.// Невское время.- 2006.- №3.

  2. Виноградов В.В. Явление Рёкони. // Тихвинский краеведческий альманах «Летопись». – 2002.- №1.

  3. Кутузов. В. Затерянный мир – Реконь.// ( Рукописный вариант).

  4. Кутузов.В. Рёконская пустынь. //Смена. – 1991. - №3.

  5. Материалы из архива конференции: RU. TOURISM. – СПб. 26 мая 2004.

  6. Яковлев.Н. Соболева.К. Рёконь – место тихое и святое.// Святыни. – 2003. -№12.

Фото из личного архива Рыбаковой Н.Н.