microbik.ru
1
Автор: Юрьевцева Елена 10 класс.

Руководители: Перелыгина Зоя Петровна, учитель истории; Дробышева Марина Александровна учитель технологии и основ проектирования.

Тема: «История моей семьи – история моей страны»

Образовательное учреждение: МОУ «Тогурская средняя общеобразовательная школа» Колпашевского района, Томской области.

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.

1. Актуальность исследования (почему данная тема взята автором для исследования?)
Семья - основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Не смотря на тяжелое социально – экономическое состояние нашей страны огромное внимание со стороны президента и правительства уделяется семье. И даже 2008 год был провозглашён годом семьи. В целом же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.

Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей в рамках семьи: от родителей – детям. В общефилософском понимании «ценность» - это термин, указывающий на человеческое социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесённых коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.

Наши бабушки и дедушки с необыкновенной теплотой хранят, словно реликвии, воспоминания, фотографии, документы, значки, медали и т.д.

Просмотрев домашние архивы, я обнаружила документ о реабилитации моей прабабушки Федяниной Дарьи Андрияновны. Я предположила, что это связано с историей коллективизации нашей страны в 30 –е годы, в результате которой моя семья оказалась на севере Томской области.

Цель моей работы: узнать историю моей семьи в период коллективизации.

Я поставила перед собой задачи:

  • Изучить и проанализировать историю Сибири в период коллективизации.

  • Провести анкетирование учащихся старших классов, с целью выяснить, как они знают историю своей семьи.

  • Проанализировать документы и фотографии моей семьи.


2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?
Я выбрала предметом исследования судьбы моей семьи и семей нашего села в период коллективизации.
3. Формулировка проблемы. В чём заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить?
Проблема заключается в том, что нет достаточных сведений о жизни семей нашего села и осталось мало очевидцев того времени, поэтому мне предстоит ответить на следующие вопросы:

- Какую роль сыграла коллективизация в истории сибирских крестьян?

- Как и откуда попали в Сибирь опрошенные мною семьи?

- Откуда переехали мои предки в Тогур?
4. Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?
Зная некоторые сведения из жизни моей семьи, я могу предположить, что моя семья оказалась на Севере Томской области в период коллективизации в эпоху ссылок и репрессий.
5. Проверка гипотезы. Выбор методов исследования.
Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала: анкетирование, интервью, анализ литературы, публицистических источников и практических материалов.
5.1. Изучение материалов.
Работая с литературой и в сети Интернет, я узнала, что:

-Обновление жизни деревни, повышение технического уровня сельскохозяйственного производства было необходимо и для крестьянства, и для всей страны. Оптимальным был бы, возможно, путь кооперирования при сохранении самостоятельности крестьянских хозяйств.

-Однако партийное руководство рассматривало объединение крестьян в колхозы как единственный путь обновления, принуждая земледельцев вступать в колхозы насильственными мерами, прежде всего угрозой раскулачивания.

-Коллективизация была для Сибири особенно тяжела, привела к разрушительным последствиям.

-Жизнь крестьянства в условиях колхозного строя характеризовалась большими контрастами: социальный и культурный рост некоторых групп сельского населения соседствовал со всеобщим бесправием.

Известный актер И. Смоктуновский, детство которого прошло в Сибири, вспоминал: «Это было в 1929-1930гг. По всей Сибири смерчем пронесся голод. Для того чтобы хоть как - то противостоять этой беде, одни бежали в город на заводы и фабрики, другие, оставаясь в деревне, старались избавиться от лишних ртов. Меня спровадили в город, а старший брат, оставшийся с родителями в деревне, умер».

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскому хозяйству. Валовое производство зерна в СССР в 1932г. Снизилось до 69,9млн. тонн против 78,3 млн. в 1928г. Количество лошадей уменьшилось с 36 до 20 млн. голов, коров – с 68 до 30 млн. Для сибирской деревни последствия коллективизации имели еще более разрушительный характер. В 1932г. Валовой сбор зерновых составил в Сибири 61,3 млн. центнеров против 83,6 млн. в 1928г. Количество лошадей за это время уменьшилось с 4704000 до 1861000, коров – с 3697900 до 1965900 голов. Прежние размеры поголовья животных не удавалось восстановить на протяжении ряда десятилетий.

Немаловажно, что в результате индустриализации в деревне появилось большое число тракторов и комбайнов. Это позволило отчасти облегчить крестьянский труд и высвободить дополнительную рабочую силу для заводов и строек. К 1941г. На Машинно-тракторных станциях (МТС) Сибири было около 43 тыс. тракторов и свыше 23 тыс. комбайнов. На селе сложился новый слой квалифицированных работников – механизаторов. Сесть за руль трактора или комбайна в то время стало заветной мечтой деревенских парней - это была весьма престижная работа.

Бесспорным достижением явилось и повышение культурного уровня крестьянства, ликвидация неграмотности. Как уже упоминалось, в 1920г. Среди сельских жителей Сибири грамотных было 17,6% (в том числе среди мужчин – 26,4%, среди женщин – 74,8%). По данным переписи населения 1939г., число грамотных крестьян в возрасте от 9 до 49 лет достигло в Западной Сибири 83,1% (в том числе среди мужчин – 92,1%, среди женщин - 74,8%). В Восточной Сибири эти показатели составили соответственно 83,; 91,1; 74,4%.

В 1930-е гг. многие крестьяне впервые услышали радио и увидели кино. Все это воспринималось людьми, не избалованными жизнью, как огромное достижения, как выражение небывалой заботы советской власти о народе.

Сохранявшееся в какой-то мере традиционное трудолюбие крестьян давало о себе знать в различных производственных инициативах, в успехах знаменитых в те годы ударников и стахановцев. Во второй половине 1930-х гг. особую известность получило движение за повышение культуры земледелия, за создание звеньев высокого урожая.

5.2. Результаты анкетирования

Я провела анкетирование среди учащихся 9-х и 10-х классов с целью: выяснить, знают ли они, как их семьи оказались в Тогуре и связано ли это с коллективизацией. И получила следующие результаты: из всех опрошенных знают историю своей семьи в 9 «Б» - 9 %, 9 «В» - 14 %, 10 «А» - 29 %, 10 «Б» - 22 %. И поняла, что историю своих семей наши учащиеся не знают или знают плохо.
5.3. Результаты опроса Тогурских семей и моих родственников
Семья Четвериковых (из рассказа Ивана Мельчёхина, ученика 9 класса)

«Мой прадед Четвериков Михаил Васильевич со своей супругой Анастасией Васильевной и двумя маленькими детьми проживали в селе Усово, Тальменского района Алтайского края. В 30-е годы в России началась коллективизация, в селах начали создавать колхозы.

У зажиточных крестьян, которые не хотели отдавать свое хозяйство, имущество в колхоз и вступать в колхоз стали подвергать репрессии и высылать в Сибирь. У моего прадеда были лошади, коровы, сельхозтехника. Мой прадед отказался вступать в колхоз и его с семьей сослали как кулаков в Томскую область Колпашевского района, село Березовка, село было расположено за деревней Инкино. Сейчас села Березовка не существует. Условия проживания были очень тяжелые так, как завезли в глухую тайгу. Строений никаких не было, и первую зиму жили в землянках. Все переселенцы корчевали лес, распахивали поля, образовался колхоз. Все работали от темна до темна. Была образована начальная школа. Мой прадед был хорошим охотником. Он добывал зимой много пушнины и сдавал ее, а летом рыбачил с бригадой и они сдавали рыбу в рыбокомбинат г. Колпашево. А когда началась Великая Отечественная война, моему прадеду дали бронь, т.к. он добывал много пушнины, а государство покупало на пушнину оружие. После смерти Сталина вышел указ об откреплении спецпереселенцев от комендатуры, люди могли поменять место жительства. Мой прадед сразу сменил место жительства и переехал в село Белояровка, а затем переехал в с. Рейд.»

Семья Миковых (из воспоминаний Зарубиной Галины Александровны, бывшего учителя СОШ)

Микова Мария Александровна рассказывала о деде Микове Александре Афанасьевиче сосланного из Алтайского края, села Ангудай с тремя детьми: Панова Нина Александровна 13 лет (сейчас живет в с. Тогур), Панова Ольга Александровна 11 лет (умерла 10 лет назад), Панова Валентина Александровна 9 лет (умерла 18.01.2009 г.) В 1931 году летом семья была раскулачена и сослана в пос. Семеновский (сейчас его нет) Томской области. До Катуни ехали на лошадях, потом на поезде до Томска, а потом на барже до поселка.

Семья Бирюковых (из воспоминаний протоиерея Валентина Бирюкова)

«Родился в селе Колыванское, Павловского района, Алтайского края в 1922 году. Отец, Яков Федорович,- учитель начальных классов на все руки мастер, таких теперь и не сыщешь: и валенки катал, и кожи выделывал, печки клал без единого кирпича - из глины. В 1930 году на первой неделе Великого поста, отца посадили в тюрьму за то, что отказался стать председателем сельсовета. А семью сразу после этого сослали в ссылку. В ссылке, среди тайги, появилась деревня Макарьевка. С нуля ее построили. Продуктов не было – варили травы, все, в том числе и дети, питались травой. И здоровы были, не болели. А тем временем отец с помощью друзей, сбежал из тюрьмы, шел по тайге к месту ссылки. И не знал, увидит свою семью в живых, или нет. Шел отец пешком с Алтайского края в Томскую область. Полтора месяца шел, пешком одолел 800километров. Встретились в августе 1930 года».

Период коллективизации в жизни моей семьи

История моей семьи мало отличается от истории, представленных мною семей выше. Моя прабабушка Федянина Дарья Андреяновна проживала в Алтайском крае Родинского района в селе Камышинки с родителями Федяниным Андреяном Ивановичем и Федяниной Марией Андреяновной, с пятью детьми: Евстигнеем, Евдокимом, Прокопием, Дарьей и Григорием.

Сейчас в живых остался только Григорий ему 86 лет живет в селе Обском Томской области, инвалид войны, ветеран труда.

В 30-е годы в России началась коллективизация, в селах начали создавать колхозы. У зажиточных крестьян, которые не захотели отдавать свое хозяйство, имущество в колхоз и вступать в колхоз, тех стали подвергать репрессиям и высылать в Сибирь.

Условия проживания были очень тяжелые, так как завезли в глухую тайгу. Строений никаких не было, и первую зиму жили в землянках. Затем они все переселенцы корчевали лес, распахивали поля, образовался колхоз. Все работали, от мало до велика, от темна до темна. Были образованы магазины, школа, построены дома. И все это возводилось трудом женщин, мужчин, и детей. Много раз сбегали в Чалково, потому что там занимались лесозаготовками, и в отличие от колхозов платили деньги, но комендатура возвращала их обратно. Затем в Чалково открылся лесозаготовительный пункт Нарымской сплавной конторы, куда затем их спец. комендатура и сослала. Вскоре моя прабабушка вышла замуж за Матвеева Прокопия, который работал на лесозаготовках. Прабабушка была не грамотная, работала на лесозаготовительном пункте. В 1937 году родился сын Михаил, который в дальнейшем работал на шахтах и проживал в городе Анжеро-Судженске. А в 1940 году родился мой дедушка Александр, который, как и все работал на сплаву и лесозаготовках, затем дедушка переехал в Тогур. До 1953 года жили под комендатурой и дети и взрослые до этого времени они не могли выехать и переехать без разрешения коменданта.

6.Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы
Подведём итоги моей работы. Работая с литературой и в сети Интернет, я выяснила, что период коллективизации повлиял как на жизнь крестьян Сибири в целом, так и на жизнь каждого человека и каждой семьи.

Проведя опрос среди учащихся и жителей нашего села, и собрав материал, я представила в работе жизнь Тогурских семей Четвериковых, Миковых и Бирюковых в период коллективизации, а также я рассказала об истории своей семьи, и выяснила, что моя семья, как и другие семьи в результате коллективизации была сослана в Сибирь и оказалась в Тогуре. Что и подтверждает мою гипотезу.

Меня поразило, что это поколение людей, испытавшие столько трудностей и лишений были долгожителями и сохранили любовь к своей Родине!
7. Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчета.
Для написания отчёта был использован текстовый редактор WORD, Итоговый материал представлен в виде презентации POWER POINT, включающей в себя иллюстрации.
8. Список используемой литературы


  1. Баранов П. Л Обществознание в таблицах 10-11класс - 2006г. – 96с.

  2. Боголюбов Л. Н Человек и общество - 2007г. – 376с.

  3. Гущин Н. Я. Раскулачивание в Сибири (1928—1934 гг.): методы, этапы, социально-экономические и демографические последствия. Новосибирск, 1996г.- 140с.

  4. Исупов В. А. Спецпереселенцы в Западной Сибири. // История - 1998г.-№31 стр.7-10.

  5. Кузнецов И. С. Спецпереселенцы в Западной Сибири // История - 1998г.- № 31 стр. 4-6.

  6. http://ru.wikipedia.

  7. http://www.istorya.ru/referat/7367/1.php

  8. http://stalinpravda.narod.ru/fan975.html