microbik.ru
1
Адаптация детей к детскому саду в первой младшей группе.

Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.п. Ребёнок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляются и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Адаптация к детскому саду - тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Отрыв ребёнка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя и др.

Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условия, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, и негативным (стресс).

Включение родителей в процесс воспитания и обучения не только облегчает процесс адаптации к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию как к сложному и кропотливому процессу введения ребёнка в пространства культуры. Первый этап подготовки малышей в детский сад мы начинаем со сбора информации о детях, которые будут посещать детский сад. Родители приглашаются на «Встречу с будущими родителями», на которой они знакомятся с организацией жизни детей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, знакомятся с педагогами и сотрудниками детского сада. Для родителей готовится папка-передвижка «Завтра в садик мы идём!», в которой находится информация для родителей: «Готовим малыша в детский сад», «Адаптация ребёнка к условиям детского сада», рекомендуем по подготовке ребёнка к детскому саду, памятки, которые родители могут взять собой. Очень большое внимание обращается в ДОУ на психологическую совместимость при подборе воспитателей и помощника воспитателя в группу, где будет осуществляться приём новых детей.

Основные принципы нашей работы по адаптации детей следущие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение группы ( 1-2 ребёнка в неделю).

3. Неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации.

4. Гибкий режим пребывания ребёнка в детском саду.

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющих у малыша привычек.

Ежедневный контроль за состоянием здоровья эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребёнка в первый месяц (с этой целью на каждого ребёнка заполняется так называемый «адаптационный лист».

« Чтобы адаптационный период в детском саду прошёл как можно более гладко и безболезненно, главное, что нужно в работе с самыми маленькими, - это терпение, любовь и забота» - считаем мы. Ведь именно от этого будет зависеть, станет ли хождение в садик для малыша радостью, или же превратится в ежедневную пытку и выдержку «на прочность» как детской, так и родительской нервной системы. Необходимо установить доверительные отношения с родителями детей, которые впервые пришли в детский сад. Опыт работы подсказывал, что ключевая форма работы с семьёй – индивидуальная. С родителями мы проводим анкетирование. Родители отвечают на самые простые вопросы: какая игрушка у ребёнка любимая, что любит кушать, как спит, как дома называют ребёнка. Проводим индивидуальные беседы о ребёнке, о его привычках, интересах. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между родителями и педагогами. Родители чувствуют себя после таких бесед окрылёнными. Ведь они услышали самое важное для себя: их малыша любят, какой он есть.

Мы рекомендуем родителям больше улыбаться, думать о хорошем, готовиться к первому посещению детского сада как к празднику.

«Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребёнком, которого привели в детский сад. После первого дня в детский сад мы рекомендуем родителям беседовать с ребёнком о том, где он гулял, какие там были игрушки, с кем познакомился, что ему большем всего понравилось. Благодаря таким несложным действиям, детский сад будет вызывать у ребёнка только положительные эмоции.

Сравнительная характеристика адаптации детей, поступивших в детский сад, ещё раз потвердила, что дети, мягко, без стресса перешли с домашнего на общественное воспитание.

Программа, несмотря на свою результативность, не претендует на роль единственно возможной, но главным её преимуществом являются:

- налаживание взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями детей и создание атмосферы общности интересов;

- установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка, выработка целесообразных методов и единого стиля воспитания де

тей в детском саду и семье;

- повышение педагогических знаний родителей, детей раннего возраста;

- осознание родителями важности дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребёнка.

Несмотря на то, что процесс адаптации всегда пугает родителей, он проходит очень быстро. Спустя совсем немного времени малыши осваиваются с новой для них ролью – детсадовца и чувствуют себя полноценными членами детского коллектива.

Литература:

Л.В. Белкина. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- Воронеж. Т.Ц «Учитель», 2004г.

Е.О. Севостьянова. Дружная семейка. – Москва. 2006г.

В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. – М. Линка –Пресс. 2005г.