microbik.ru
1
М. ШЕМЕТОВ,

соискатель Московского университета МВД России
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ЖАЛОБАМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Жалобы в административной деятельности таможенных органов – сложный феномен, который необходимо рассматривать как единый организм, с учетом внутренних связей между их составными частями. Поэтому в ходе реализации норм административного права, определяющих режим института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, возникает целый комплекс административных правоотношений материального и процессуального характера. Как отмечается в научной литературе, таможенные правоотношения играют все более важную роль в жизни современной России, затрагивают интересы значительного числа российских граждан, требуют особого внимания в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина1.

В этой связи есть объективная необходимость в исследовании специфики правоотношений, которые возникают в связи с реализацией права жалобы.

Как известно, правоотношение – это основная форма реализации правовых норм. В ходе правоотношения общее предписание правовой нормы конкретизируется в зависимости от состава юридического факта (события или действия, влекущего за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений) по управомоченным и обязанным лицам, а также по-своему объему2.

Административные правоотношения являются специфической разновидностью правоотношений. Следует сказать, что проблема административных правоотношений в советской юридической литературе разрешалась далеко не однозначно. Не углубляясь в суть разногласий, кратко рассмотрим, что понимается под административными правоотношениями в современной юридической литературе.

Таможенные и связанные с ними отношения возникают не только по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, но и в связи с осуществлением процедур таможенного контроля, возникновением таможенных конфликтов и др. Иными словами, таможенное правоотношение порождается юридическими фактами, которые могут носить и позитивный, и негативный характер. О.В. Золина, анализируя таможенные отношения, отмечает, что данные правоотношения носят комплексный характер, т.е. регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности; по своему содержанию данные отношения основаны на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Таможенные отношения носят имущественный характер, так как всегда связаны с перемещением материальных благ, в том числе денежных средств3. Однако далеко не всегда таможенные правоотношения носят имущественный характер. Отношения по таможенному администрированию, защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в таможенных отношениях также лишены имущественной стороны.

Обобщение научной и учебной литературы по административному праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики правоотношений, возникающих в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Обязательным участником данных отношений является орган государственного управления – таможенный орган, т.е. данные отношения протекают с участием государства. Как отмечает Л.М. Розин, «признание административных правоотношений с участием государства дает возможность прослеживать, какие и перед кем возникают права и обязанности, какими нормами они устанавливаются. Тем самым глубже раскрываются механизм административно-правового регулирования общественных отношений»4. Ю.М. Козлов полагает, что специфической особенностью административно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие – обязательное участие в них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, т.е. субъект исполнительной власти и представляющие его должностные лица5.

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы в деятельности таможенных органов, могут возникать по инициативе физических и юридических лиц, например, когда названные субъекты инициируют административное производство. Гражданин обращается в таможенный орган с жалобой на неправомерные действия или решения должностного лица таможенной службы.

Как отмечают Т.Е. Чижикова, К.А. Тимошкин, зачастую неправомерные действия сотрудников таможенных органов приводят к необоснованным задержкам в декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, вследствие чего участники внешнеэкономической деятельности несут необоснованные убытки, которые могут быть взысканы за счет средств федерального бюджета6.

Решение – оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера.

Действие – совершение какого-либо действия (от имени таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий.

Бездействие – невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия.

К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники таможенных органов, т.е. граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»7.

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, носят горизонтальный характер. Обусловлено это тем, что данные отношения носят процессуальный характер. Как отмечает С.Д. Хазанов, исследуя сущность административно-процессуальных отношений «именно эта часть административного права должна обрести статус «гражданского административного права», регулирующего правосубъектность физических и юридических лиц»8.

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации, несмотря на их в целом позитивный характер, имеют правоохранительную направленность.

Административное правоотношение, как и другие элементы правового механизма реализации института права жалобы в деятельности таможенных органов, имеет свою структуру. О.В. Золина, говоря о структуре таможенного отношения, отмечает, что таможенные отношения имеют строго определенную структуру, складывающуюся из субъектов, объекта и содержания9. С данной позицией согласиться нельзя, поскольку структура данного правоотношения выглядит неполно. Само наличие субъекта и объекта правоотношения не позволит зародиться правоотношению, необходимо еще одно условие возникновения правоотношения – юридический факт.

В этой связи под структурой административно-правового отношения, возникающего в связи с реализацией института права жалобы, понимается совокупность взаимосвязанных элементов. К числу данных элементов относятся:

• субъекты административно-правового отношения;

• объекты административно-правового отношения;

• юридические факты, на основании которых возникает административное правоотношение.

Субъектами административного правоотношения, возникающего в связи с реализацией института права жалобы в деятельности таможенных органов Российской Федерации, являются участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Как отмечает А.И. Столмаков, «субъективные права – это не какая-то юридическая абстракция, имеющая ценность сама по себе. Субъективные права имеют свой объект, которым являются материальные, духовные, общественные блага и возможность пользоваться свободой в обществе, то есть то, к чему человек стремится. Субъективное право – это гарантированная законом мера возможного поведения управомоченного лица»10. М.В. Завершинская также отмечает, что субъективные права и обязанности данных лиц есть содержание таможенного отношения11.

Ю.Н. Алистратов считает, что право на обращение является субъективным правом граждан и их объединений, но оно не может подменяться решениями руководящих органов общественных объединений, каким бы демотическим путем они ни были сформированы12.

В научной литературе ставится вопрос о субъектах отрасли права, который относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они необходимы для организации научной работы ученых-административистов13.

Как отмечает Д.Н. Бахрах, под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический – признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях14.

О.В. Золина под субъектом таможенного права понимает лиц, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела15.

Аналогичной точки зрения придерживается и М.В. Завершинская, которая, исследуя структуру таможенного отношения, отмечает, что субъектов таможенных отношений можно подразделить на две большие группы – публичные и частные, активные и пассивные, контролирующие и подконтрольные. Одни субъекты таможенных отношений наделены властными полномочиями, другие не наделены таковыми, являются подконтрольными субъектами16.

Констатируя общетеоретический аспект, касающийся статуса субъекта права, отметим, что в общей теории права до недавнего времени было распространено мнение о том, что все субъекты права делятся на две группы – граждане и организации17. Критерий их деления представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает. Субъекты таможенных отношений обладают различными правами и обязанностями. Особое место в системе прав субъектов таможенных правоотношений занимает право жалобы. Однако в научной литературе существуют и иные точки зрения. В частности, А.Ф. Боровиков пишет о том, что «основными конституционными правами и свободами граждан в сфере таможенных правоотношений являются: защита достоинства личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения, объединения, равного доступа к государственной службе, обращение в государственные органы, получение информации. Особое место в сфере таможенных правоотношений имеет свобода экономической деятельности»18.

Что касается объекта административного правоотношения, то в теории административного права высказаны две точки зрения на объект административного правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникает и существует правоотношение19. Сторонники другой точки зрения полагают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся действия, бездействия, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага20.

М.В. Завершинская отмечает, что объект таможенного правоотношения представляет собой порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств и связанных с ним процедур, соблюдение которых обеспечивается поведением субъектов данного правоотношения21.

О.В. Золина считает, что объектом таможенного правоотношения являются действия, поведение лиц в таможенной сфере, которое способно удовлетворять потребности участников непосредственно и путем воздействия на материальные блага. Под непосредственным объектом таможенных правоотношений имущественного характера предлагает понимать такие материальные блага, как товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу22. О.В. Золина дифференцирует объект таможенного отношения на организационную и имущественную составляющую. Данный подход представляется вполне оправданным, но в то же время необходимо отметить, что объект любого правоотношения – это то, по поводу чего оно складывает и развивается.

Объект административно-правового отношения – это действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для определенного правоотношения. Иными словами, объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений, связанных с реализацией института права жалобы, является то правовосстановление, которого добивается лицо, инициировавшее производство по жалобе.

Содержание административно-правового отношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участников соответствующих отношений. Наличие нормы административного права само по себе еще не порождает административных правоотношений. Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, т.е. те фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений.

Норма административного права только тогда начинает реализовываться, когда складываются соответствующие условия события или происходят действия. Различия между событиями и действиями, которые порождают правоотношения, состоит в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют явно выраженный волевой характер.

Действия, которые порождают административные правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией института права жалобы, могут быть только неправомерными. Как отмечают А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, «особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер»23.

Юридическим фактом, на основании которого возникают охранительные правоотношения в сфере реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, являются правонарушения, посягающие на установленный порядок в сфере организации и осуществления таможенного дела. Охранительные правоотношения иначе называются деликтными отношениями24.

Говоря о юридических фактах как основаниях возникновения таможенного правоотношения, М.В. Завершинская отмечает, что в административно-правовом аспекте данные факты могут проявляться в форме административных актов, которые принимаются таможенными органами, а также юридические поступки субъектов данных правоотношений, которые могут заключаться в совершении правомерных и неправомерных деяний (нарушений таможенных правил)25.

Следует сказать, что охранительную окраску имеют административные правоотношения, связанные с разрешением административных споров, которые нередко возникают в ходе реализации таможенных отношений. Таможенные споры весьма распространенное явление, и в этой связи позволим себе не согласиться с тезисом М.Ю. Минаева о том, что введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает неправомерные действия, правонарушения и преступления26.

Административно-правовые споры, возникающие в связи с реализацией института права жалобы в деятельности таможенных органов, могут разрешаться как судебном, так и в досудебном порядке. Как отмечает Ю.М. Козлов, административно-правовые споры между сторонами административных правоотношений разрешаются преимущественно путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих им юридически властных полномочий27.

В целом ряде зарубежных государств созданы специализированные органы, занимающиеся рассмотрением публично-правовых споров, а также детально определена административная процедура их разрешения. В частности, в Испании на основании закона «О правовом режиме органов государственной администрации и общем административном процессе» предусмотрен порядок подачи гражданином жалобы в орган государственной власти. Во Франции создан институт медиатора (посредника), который имеет существенные права, в частности право способствовать разрешению административных споров, возбуждать дисциплинарное производство в отношении должностных лиц. В ряде стран созданы разнообразные по организационно-правовой форме структуры, занимающиеся разрешением административно-правовых споров, которые возникают между гражданами и должностными лицами в ходе реализации административных процедур. Так, в Канаде действует целый ряд несудебных инстанций – агентств, советов, федеральных комиссий, трибуналов, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается защитой прав граждан и позволяет урегулировать споры между гражданином и государством, не прибегая к судебным процедурам28.

В некоторых сферах государственного управления развиваются досудебные формы разрешения правовых конфликтов. В частности, в сфере налогового регулирования приказом МНС России от 17 августа 2001 г. № БГ-3-14 /290 утвержден регламент рассмотрения споров в досудебном порядке29.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступил с инициативой создания Федеральной административной службы, которая занималась бы разрешением споров, вытекающих из публично-правовых отношений в досудебном порядке. По мнению И.В. Пановой, задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел должны являться:

• создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);

• повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);

• разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;

• создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел30.

Можно выделить критерии для классификации специфики административных правоотношений, возникающих в механизме реализации института права жалобы. В научной литературе предлагаются различные критерии для классификации административных правоотношений. Учитывая общетеоретические наработки по проблеме классификации административных правоотношений, нас интересуют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться проблемы реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов.

В.Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения на юрисдикционные, контрольно-надзорные, связанные с обеспечением разрешительной системы, охраной собственности, обеспечением безопасности дорожного движения, и др.31 Г.И. Петров дает развернутую классификацию административных правоотношений, в частности, классифицирует административные правоотношения по их конкретному социальному содержанию, характеру, занимаемому месту в их системе, по территории их распространения, времени их деятельности, соотношению прав и обязанностей, по характеру порождающих их фактов32.

Данную классификацию можно признать классической в научной литературе по административному праву. А.П. Коренев классифицирует административные правоотношения в зависимости от соотношения прав и обязанностей их участников; по содержанию административные правоотношения дифференцируются А.П. Кореневым на материальные и процессуальные, по характеру порождающих их юридических фактов – на охранительные и регулятивные; по способу защиты административные правоотношения подразделяются на защищаемые в судебном порядке и защищаемые в административном порядке33.

Данная классификация вполне приемлема для изучения административных правоотношений, складывающихся в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Довольно часто отношения, связанные с реализацией института права жалобы, возникают из-за нарушений процедур таможенного контроля. Таможенно-контрольные отношения носят вертикальный характер, это отношения власти-подчинения. Таможенный контроль в системе таможенно-административных процедур представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу34.

М.В. Завершинская при классификации таможенных правоотношений выделяет следующие критерии: отраслевое регулирование, характер деятельности таможенных органов, количество субъектов, степень приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характер правовых норм, продолжительность действия правоотношения, вид субъекта, вид объекта, способ перемещения товаров через таможенную границу, уровень правового регулирования. К таможенным правоотношениям административно-правового характера М.В. Завершинская относит отношения по управлению системой таможенных органов, внутриорганизационные отношения; отношения, связанные с применением административного принуждения, а также отношения по обжалованию незаконных действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов35.

В.А. Бочков, исследуя понятие и виды таможенных отношений, отмечает, что данные отношения разнообразны и их можно классифицировать по различным критериям. Так, таможенные отношения могут быть подразделены в зависимости от правоотраслевого регулирования, структуры и системы таможенного права, характера деятельности таможенных органов, количества субъектов, степени приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характера правовых норм, продолжительности действия, вида субъекта, вида объекта, способа перемещения товаров через таможенную границу, уровня правового регулирования36.

В.Д. Сорокин предложил свою концепцию административно-процессуальных отношений37. Административно-процессуальные отношения, по мнению В.Д. Сорокина, – это такие урегулированные правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами. В.Д. Сорокин классифицирует административные правоотношения по следующим основаниям: по содержанию, по видам административного производства, по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений, по соотношению прав и обязанностей их участников38.

Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Данные правоотношения проявляют себя при разрешении таможенных споров. Н.Г. Салищева отмечает, что административно-процессуальные отношения, складывающиеся в ходе юрисдикционной деятельности и представляющие ее необходимый элемент, служат, таким образом, средством осуществления материальных и процессуальных прав гражданина. Кроме того, административно-процессуальные отношения – обязательная форма юрисдикционной деятельности39.

Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С.Б. Абулгазиным, который классифицирует административные правоотношения в сфере общественного порядка по содержанию, специфике правовой регламентации, соотношению прав и обязанностей участников административных правоотношений, по формам реализации административно-правовых норм посредством административных правоотношений, по характеру фактов, порождающих административные правоотношения, по формам защиты административных правоотношений40.

В.А. Бочков отмечает, что существует мнение о существовании трех групп таможенных отношений:

• оформительские – отношения, регулирующие деятельность по таможенному оформлению товаров;

• административные – возникающие между таможенным органом и субъектами внешнеэкономической деятельности;

• таможенно-контрольные отношения – регулирующие деятельность по контролю над прохождением товаров41.

К данной группе отношений можно добавить таможенно-защитные отношения.

В механизме реализации института права жалобы в административной деятельности органов Российской Федерации возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп. По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей – вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов – порождаемыми позитивными действиями и порождаемыми в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы, могут быть дифференцированы по способу защиты.

Административные правоотношения материального характера, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются процессуальными нормами административного права.

Производство по жалобам в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации осуществляется в определенной последовательности. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем. С целью своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются: наименование вышестоящего таможенного органа (должность вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба; наименование таможенного органа (должность сотрудника таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (наименование) заявителя, его место жительства (местонахождение) или иной адрес, по которому может быть направлен ответ на жалобу; сущность обжалуемого решения, действия или бездействия; обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства; требования лица, обратившегося с жалобой; перечень прилагаемых к жалобе документов. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу.

Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению только по тому основанию, что обращение не озаглавлено либо оформлено не как жалоба. Большое значение в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов принадлежит отношениям, которые связаны с соотношением прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов. В ходе реализации института права жалобы в деятельности таможенных органов существуют горизонтальные административные отношения, которые проявляют себя, когда гражданин или юридическое лицо обращаются в таможенный орган с заявлением и должностные лица таможенного органа обязаны его принять и провести соответствующую работу; и вертикальные отношения, проявляющие себя при проведении контрольных мероприятий.

1 См.: Боровиков А.Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

2 См.: Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972. С. 144.

3 См.: Золина О.В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 9.

4 См.: Розин Л.М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 152.

5 См.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001. С. 47.

6 См.: Тимошкин К.А., Чижикова Т.Е. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2004. № 4. С. 75.

7 См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

8 См.: Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 61.

9 См.: Золина О.В. Указ. соч. С. 9.

10 См.: Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1971. С. 5.

11 См.: Завершинская М.В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 8.

12 См.: Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. С. 35.

13 См.: Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16.

14 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138, 139.

15 См.: Золина О.В. Указ. соч. С. 9.

16 См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 8.

17 См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 331.

18 См.: Боровиков А.Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

19 См.: Коренев А.П. Административное право. М., 2000. С. 57.

20 См.: Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 29; Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 90.

21 См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 7.

22 См.: Золина О.В. Указ. соч. С. 9.


23 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 83.

24 См.: Лапшин В.Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 49.

25 См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 7.

26 См.: Минаев М.Ю. Таможенные отношения как предмет таможенного права // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. № 1. С. 403.

27 См.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 2001. С. 48.

28 См.: Кудря В.С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации. 2005. № 8. С. 84.

29 См.: Экономика и жизнь. 2001. № 38.

30 См.: Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. № 4. С. 4.

31 См.: Лапшин В.Н. Указ. соч. С. 45.

32 См.: Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 96–106.

33 См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 56.

34 См.: Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. № 12. С. 65.

35 См.: Завершинская М.В. Указ. соч. С. 7.

36 См.: Бочков В.А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность. Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. С. 208.

37 См.: Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. С. 16.

38 См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 152, 158.

39 См.: Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. С. 29.

40 См.: Абулгазин С.Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 71.

41 См.: Бочков В.А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность. Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. С. 208.