microbik.ru
1
Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.

Назовите зоны в порядке, их изучения.

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)

Фонарь и глобус

- Мы с вами составим схему влияния солнца на природу всех зон.

Солнце - климат - почва - растения - животные

- Все взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны?

  1. Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. Тундра

  2. Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования. Арктика

  3. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит".
    Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. Леса

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗОН 1, 2, 3 + тест из нового теста устно

- Послушайте ещё одно описание.

Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых.(?)

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 слайд 1

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 слайд 1

Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить? Расположение, климат, почва, растения, животный мир, особенности, заповедники

Слайд 2

а) Положение на карте.

- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.

-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)

- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов -картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.

С.77 и С.64 (учебник)

РАБОТАЕМ В ПАРАХ

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

- Мы выяснили географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться, мы выяснять будем дальше.

Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи?

Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.

А давайте мы с вами определим, от чего зависит климат степей. Итак, к какому выводу вы пришли?

Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение? (книга-учебник, стр. 114 второй абзац)

- Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.

Слайд 3

Растительный мир

- Если там жаркое лето. То какая же будет зима? А что можете сказать про почву?

Благоприятные ли условия для растений?

- Давайте вспомним, что необходимо растениям?

ДЕРЕВО с карточками СВЕТ, ТЕПЛО, ПИТАНИЕ, ВЛАГА

Всё есть необходимое.

- Можно предположить, что растительность очень богатая?

- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 4-8

Тюльпаны и ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом их приспособленность к жизни в степи.

Ковыль и типчак переносят сильную засуху, благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Растения степи по разному приспособились к природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод: растения приспособились к засушливому климату. Для высокорослых растений нет условий.

Деревья встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.

В какой зоне тоже нет высокорослых растений? Почему?

Животные

Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много каких животных? (насекомых, птиц)

Слайд 9 – 16

Кобылка и кузнечик. Различать их лучше всего по усикам. У кобылки они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки питаются растительной пищей, а кузнечики поедают мелких насекомых.

Много живёт насекомых – опылителей. Почему? Какие? (бабочки, пчёлы, шмели)

Красавка – стр. 118

Много грызунов. От жары и от хищников они прячутся в норы.

Орёл – очень крупная хищная птица. Размах крыльев до 2 метров.

Хорёк – поедает много грызунов.

А знаете ли вы?

Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

РАБОТА В ГРУППАХ

Так почему нет крупных растениеядных животных? (медведь, лось - нет жилищ)

Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды, спасение от преследования)

Красная книга

Какие животные попали в красную книгу?

Слайд 17 – 19

Как вы думаете почему?

(не осталось степей, т.к.почва очень плодородна, много света и тепла получают здесь растения, вся степь распахана, на их месте поля и сады. Где нераспаханные участки, там пасут скот, чаще всего овец. Из-за неумеренного выпаса скота степь превращается в пустыню. Охота. Гнёзда птиц погибают во время полевых работ.)

Посмотрим, как в одном из питомников разводят дроф. Стр. 120, 3 абзац.

Зачем учёные ломают голову над вопросом: Как спасти степь?

(каждая зона по -своему красива, удивительный и уникальный растительный и животный мир)

Слайд 20

Чтобы вы сделали, чтобы спасти степь от вымирания?

(прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники)

Подведём итог. Проверим полученные знания.

Слайд 21

РАБОТА В ТЕСТАХ В ГРУППАХ

Проверка групп.

Д/З: стр. 114-120 пересказ + р/т + доклад (отличие от реферата)

Запас презентация 000