microbik.ru
1
"Алкены - непредельные углеводороды.

Получение, химические свойства и применение"


Учебная цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.
Задачи урока для учителя:
1. Образовательная:

Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме.

Развить общие представления о способах получения алкенов, о типах химических реакций и механизмах их протекания, о применении алкенов.
2. Развивающая:

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью.
3. Воспитательная:

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.


Задачи урока для ученика:
1. Образовательная:

Получить первоначальные представления о реакциях полимеризации и строении полимера.
2. Развивающая:

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность (участвовать в общем диалоге), умения слушать и слышать другого человека (рецензирование и саморецензирование ответов).
3. Воспитательная:

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности, воспитывать экологическое мышление.

Метод обучения: частично-поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.

Эпиграф к уроку: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Д.И. Менделеев
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!
II. Постановка темы и учебной цели.
Учитель: Мы продолжаем изучать углеводороды, тему «Алкены – непредельные углеводороды». Сегодня нам предстоит познакомиться с промышленными и лабораторными способами получения алкенов, охарактеризовать химические свойства этих веществ на примере этилена, обусловленные двойной связью, получить первоначальные сведения о реакциях полимеризации и рассмотреть основные области применения алкенов. Идея урока заключена в словах великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, которые и послужат нам на уроке в качестве эпиграфа.
III. Изучение нового материала.
СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

Учитель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Я знаю», «Хочу узнать», «Что узнал» (слайд № 4) и Приложение 1. В течение 5 минут каждый из вас заполнит первую графу «Я знаю», отвечая на вопросы задания № 1 (слайд № 5):

1.Какие углеводороды называются алкенами?

2.Какова общая формула алкенов?

3.Какова структурная формула первого представителя гомологического ряда алкенов?

Назовите его.

4.Почему в отличие от алканов алкены в природе практически не встречаются?

5. Какие способы получения алкенов вы знаете? Каким лабораторным способом можно получить алкены?

6.Какие химические свойства обуславливает наличие кратной (двойной) связи в молекулах алкенов?

7.Для чего используют алкены?
!!! Как правило, большая часть учащихся (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №5, №6 и №7.
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Учитель: Ребята! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?
Учащиеся: Вопросы №5, №6 и №7.
Учитель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия органической химии мы с вами уже прошли? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.)
Учитель: Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю рассмотреть схему получения алкенов. Для этого воспользуемся интерактивным мультимедиа учебником «Органическая химия». Объяснение учителя.
В ходе объяснения материала по разделу «Способы получения алкенов» учитель обращает внимание учащихся на известные уже им химические понятия такие как «крекинг», «дегидрирование», «дегидратация», «дегалогенирование», «дегидрогалогенирование». Учащиеся в ходе изучения способов получения алкенов дают им определения и записывают в тетради уравнения химических реакций, с помощью которых были получены.
Со способами получения алкенов дегалогенированием и дегидрогалогенированием учащиеся лишь только знакомятся.
Учитель: В чём заключается особенность строения молекул алкенов? (ответ: в наличии двойной связи)
Учитель: Какова активность алкенов по сравнению с алканами. Почему? (ответ: алкены наиболее химически активны из-за наличия непрочной π-связи)
Учитель: Как вы думаете, какие типы химических реакций будут характерны для класса алкенов? (ответ: горение, присоединение).
Учитель объясняет принцип присоединения веществ к молекулам алкенов на примере этилена( показывая видеоопыт раздела «Галогенирование» из интерактивного мультимедиа учебника «Органическая химия»), акцентируя внимание на реакции галогенирования – качественной реакции на непредельный характер алкенов (обесцвечивание бромной воды), и гидрогалогенирования, в которой используется правило Марковникова.
Учитель: Могут ли вступать в реакции присоединения молекулы алкенов друг с другом? (ответ: да, так как имеют кратную связь)
Учитель: (Демонстрирует видеоопыт реакции горения этилена, используя мультимедиа учебник «Органическая химия»). Эта реакция называется ещё реакцией окисления. Почему? (ответ: у атомов меняется степень окисления)
Учащиеся проставляют степень окисления, определяя окислитель и восстановитель.
Учитель: К реакциям окисления относят и обесцвечивание алкенами раствора перманганата калия. Что можно определить с помощью этой реакции? (ответ: непредельный характер алкенов)
Учитель: Подводит итоги по химическим свойствам алкенов, плавно переходя к областям применения их продуктов (раздел 4.6 мультимедиа учебника «Органическая химия») .

III. Домашнее задание.