microbik.ru
1
ГБОУ СПО КС «Кисловодский медицинский колледж»

Амбарцумян Лиана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы

Квалификационная категория: первая.

Тема занятия: урок - литературная гостиная

«Нам не дано предугадать» по творчеству Ф.И.Тютчева.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Форма занятия: нетрадиционная (урок гостиная).

Цели занятия:

  1. Познакомить студентов с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

  3. Показать, что стихотворения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

  4. Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Задачи занятия:

Образовательные: Расширить знания учащихся о личной жизни поэта, показать роль женщин в творчестве Ф. И. Тютчева. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта.

Знания: студенты должны знать важные события из жизни и творчества Тютчева, основные темы в лирике поэта, своеобразие стихотворений.

Умения: уметь чувствовать и анализировать стихотворения Ф.И.Тютчева ,чувствовать ритм, темп стихотворений, сравнивать, выделять главное.

Навыки: совершенствовать, развивать и углублять знания и умения по творчеству Ф.И.Тютчева. Развитие навыков устной речи, навыков общения, выразительного чтения.

Развивающие: развивать внимание, память, речь, мыслительную деятельность студентов. Приобщение студентов к миру искусства. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка студентов к общению. Развитие воображения, фантазии в процессе выразительного чтения стихотворений и их анализ.

Воспитательные: Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии. Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.

Оборудование:

  • Презентация «Нам не дано предугадать»

  • Музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;

  • Романсы.

  • Песни на стихотворения Тютчева.

  • Декламация стихотворений Ф.И.Тютчева в исполнении И.Смоктуновского и В. Кутепова.



План-конспект занятия: (занятие рассчитано на 2 часа.)

  • Организационный момент -3мин.

  • Постановка целей занятия-5мин.

  • Изучение нового материала -30 мин

  • Закрепление изученного материала -30мин

  • Итоги занятия-17мин

  • Домашнее задание -5мин

Ход урока.

1этап. Организационный момент. (Приветствие, внешний вид, список отсутствующих в начале занятия подают дежурные.)

Слово преподавателя.

Добрый день, уважаемые студенты и гости! Сегодня урок - литературная гостиная «Нам не дано предугадать» посвящен творчеству великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Вашему вниманию представлена презентация, информация преподавателя, библиографов, так мы назвали наших студентов, которые подготовили информацию о творчестве Тютчева, музыкальное сопровождение- это романсы, песни на стихи Тютчева, декламация стихотворений Тютчева в исполнении Иннокентия Смоктуновского и много интересного о жизни поэта.

2 этап. Постановка целей занятий.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

Выделим основные темы и особенности тютчевской лирики.

Поможем вам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Уважаемые студенты, внимательно слушайте всю информацию, записывайте важные моменты из жизни поэта. По окончанию, Вашему вниманию будут представлены вопросы, на которые вы должны будете ответить.

3 этап. Изучение и закрепление изученного материала. Звучит музыкальная композиция «Времена года» Чайковского.

Преподаватель:
                                           Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется-
                                           И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать

Детство.

Слайд 4 Библиограф 1.Айрапетова Людмила.(муз сопровождение. Времена года)

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Библиограф 2. Побережник Виктория. (продолжение муз. сопровождения)

Юность.

Слайд 5

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Ребята, вашему вниманию предоставляется песня Дым печной в исполнении Олега Митяева на стихи Тютчева. Внимательно прослушайте песню, и мне бы хотелось, чтобы вы передали свои впечатления.

Песня в исполнении Олега Митяева «Дым печной»

Беседа после прослушивания песни, выделить основную мысль данного муз. Произведения.

Слайд 6 Музыкальная композиция . Классическая, о любви.

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Слайд 7

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Слайд 8 Преподаватель:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

Библиограф 3.Аматунян Елена. (под муз сопровождение о любви)

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

Слайд 9

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

Слайд 10

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, посвящено «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Преподаватель:

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Предлагаем вашему вниманию романс в исполнении Дмитрия Хворостовского и камерного хора « Я встретил Вас…»

После прослушивания беседа о чувствах автора и как передаёт эти чувства исполнитель

Слайд 11 Аматунян Елена. (под муз сопровождение о любви)

Ещё недавно ходили пластинки с записью романса в исполнении И. Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря музыковедам удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поёт Козловский,- Леонид Дмитриевич Малашкин.

«Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

Библиограф 4.Саакянц Виктория. (муз. сопровождение. Времена года.)

Слайд 12

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Слайд 13

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

Слайд 14

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Чтец:Эркенова Мадина.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Преподаватель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение люблю «Весенняя гроза» в исполнении Кутепова. При прослушивании закрыть глаза и представить ту картину, которая встаёт перед вами. После прослушивания беседа.

Слайд 15 Саакянц Виктория.

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Слайд 16 Преподаватель:

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы.

Песня в исполнении Муслима Магомаева «Весенние воды»после прослушивания беседа со студентами.

Слайд 17

Чтец:Айрапетова Эвелина

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветры тёплого порывы,
Дальний гром и дождь, порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий,
Окаймил её поля.

( Обратить внимание на глаголы, которые использует автор, каков темп и ритм стихотворения, цвета, присутствующие в ст.)

Филимонова Александра, Устарашвили Дмитрий.

Слайд 18

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Слайд 19

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Преподаватель: автор стихотворений оживляет природу, вводит сказочные элементы. Стихотворения Тютчева приятно слушаются, и образ любого времени года мы можем представить в своём воображении. А чтобы ярко представлять, автор использует множество выразительных средств: метафора, эпитеты, сравнения и т. д.прослушайте пожалуйста стихотворение в исполнении Алины

Слайд 20 Чтец: Алина

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Библиограф5.Корчак Екатерина (под муз сопровождение о любви)

Слайд 21

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

Слайд 22

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Библиограф 6.Кесопуло Татьяна

Слайд 23

Вскоре Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину. В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина»

Преподаватель: Вашему вниманию предоставляется декламация стихотворения «Она сидела на полу» в исполнении И.Смоктуновского. Внимательно послушайте и представьте образы. Какие чувства у вас возникают?

Преподаватель:

Слайд 24

Его ум не старел с годами, не старело и сердце. На всю жизнь Тютчев сохранил способность к безрассудной, не помнящей себя, слепой любви. Его стихи и в самую позднюю пору дышат юношеской страстью, а ведь  сердце, по всем человеческим законам должно было бы устать от бесчисленных увлечений. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью.

Преподаватель: Вашему вниманию предоставляется песня на стихотворение Тютчева « О как убийственно мы любим» в современной трактовке.

В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Слайд 25 Филимонова Александра

Последняя любовь,
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…,
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,--
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…,
О, ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить….
И сердце на клочки не разорвалось…

Вашему вниманию предоставляется песня в исполнении Елены Камбуровой «Последняя любовь»

Преподаватель:

Преподаватель:

За это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал несколько превосходных стихотворений в журнале «Галатея» Раича, а в «Молве»(1833г.) появилось его замечательное «Silentium!», лишь много позже оцененное по достоинству.
Чтец: Чернявская Александра.

   Silentium.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине,
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому, как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!.. 

Слайд 26 Преподаватель:

Философская лирика.

В петербургском обществе Тютчев имел большой успех. Федор Иванович слыл в аристократических салонах светским львом, несмотря на что, что был дурен собой, неуклюж, небрежно одет и рассеян. Все это исчезало, когда он начинал говорить.

«Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались,  одетый небрежно… Вот  он входит в ярко освещенную залу, музыка гремит, бал кружится в самом разгаре… Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены… Из угла прищуренными глазами  окидывает все собрание. Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что бы нужно обратить внимание… К нему подходит кто-то и заводит разговор. Он отвечает отрывисто, сквозь зубы… Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация».

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской. Но он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе ещё один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прикоснуться к неопознанному через познание мира. Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

Слайд 27

Поэт воспринимал мир таким, каков он есть, и умел при этом оценивать всю кратковременность действительности. Он понимал, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени. «Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – всё пространство, – писал Тютчев. Смерть же он считает единственным исключением, которое увековечивает

Слайд 28

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Стихотворение в исполнении Смоктуновского «Наш век» Прокомментировать.

Слайд 29

Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удручённому тяжёлой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа! Можно прослушать песню в исполнении Владимира Шукина «Эти бедные селенья»

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Чтец: Айрапетова Эвелина:

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Слайд 30

Летом 1844 года была напечатана первая политическая статья Тютчева – «Россия и Германия». Тютчев доказывал, что Россия- особый мир, с высшим духовным призванием, перед которым должен со временем преклониться Запад. Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Чтец:Медведев Андрей

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Слайд 31

Библиограф 7. Алина.

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета иностранной цензуры. Он часто выступал в роли заступника изданий и влиял на органы печати в духе своих убеждений. Чувство одиночества было особенно ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди.

Муз сопровождение Анна Краснобоева « За годом год»

Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней.
Вот эта книжка небольшая,
Томов премногих тяжелей

Слайд 32

Ребята, в заключении мне бы хотелось, чтобы вы прослушали музыкальное произведение Насти Кочетковой и Дино «Не рассуждай» на мой взгляд в этом произведении однозначно присутствует связь времён, все проблемы, все ответы на вопросы, которые волнуют нас и волновали великого поэта Ф.И.Тютчева .В припеве песни вы услышите стихи поэта. После прослушивания мне бы хотелось услышать ваше мнение.

4 этап. Подведение итогов.

Подведём итоги нашего занятия. Уважаемые студенты, сегодня на занятии мы познакомились с творчеством великого поэта Фёдором Ивановичем Тютчевым, узнали много интересного, прочувствовали стихотворения автора прослушали множество музыкальных произведений, не побоюсь этого слова шедеврами того времени, прикоснулись пальчиком к высокой культуре и если вам понравилось, будем продолжать в том же духе. А вот понравилось вам или нет, восприняли ли вы эту информацию, покажут ответы на вопросы, которые вы видите на проекторе. Я вам даю 2 минуты, на то, чтобы вы прочитали вопросы и подготовили на них ответы.

Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?

  2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?

  3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?

  4. Назовите основные темы стихотворений Тютчева.

  5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».

  6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?

  7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

  8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.

  9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?

  10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

5 этап. Оценивание студентов.

6 этап. Домашнее задание. Выучить стихотворение и попробовать дать оценку.

Спасибо за внимание. Занятие закончено.