microbik.ru
1
Анализ работы по профилактике ДТП
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Но к сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача педагогов была - доступно разъяснить правила детям, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Главной ЦЕЛЬЮ в этом учебном году было совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, педагогов и родителей.

А приоритетными ЗАДАЧАМИ стали:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
А это значит, что кроме изучения Правил дорожного движения по школьной программе ОБЖ и программе ПДД, большое значение придавалось внеклассной работе с учащимися.
_s1055
_s1055


_s1055


_s1055






Для нас данная проблема была особенно актуальна, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями: ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск, занятия, экскурсии на прилегающие к школе перекрестки, чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение тематических недель, динамических пауз, конкурсов, викторин с приглашением сотрудников ГИБДД и т.д.. В комплекс школьных мероприятий по изучению Правил дорожного движения была включена еще и работа с родителями учащихся. При закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности детей. Для оказания методической и практической помощи классным руководителям постоянно пополнялась методическая база по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Все это позволило ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге и привлекло родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением. Наверное поэтому число нарушителей ПДД в школе снизилось на 20 человек.

Анализируя возрастную группу нарушителей, мы сделали вывод, что в основном это ребята младшего (7-10 лет) и среднего (10-14 лет) школьного возраста (7-10 лет)


Младшие школьники только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственны повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их прежде всего на дороге.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. Происходит половое созревание, интенсивно протекают процессы роста и развития. У них вырабатываются характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. В этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям, особенно на дорогах города.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в школе оформлен уголок безопасности, который постоянно обновлялся. Данный стенд использовался для оперативной информации, где размещались сведения о детях, пострадавших в ДТП в городе, в районе; советы учащимся, как нужно вести себя на улице, чтобы не попасть в ДТП; сообщения о погодных условиях и сезонных особенностях, какие меры предосторожности нужно соблюдать в данной конкретной обстановке; сообщения о Всероссийских, областных, городских и школьных мероприятиях, касающихся безопасности движения детей; информация о победителях школьных конкурсов по ПДД; рекомендации родителям.

В школе был создан и работал отряд юных инспекторов движения (ЮИД) на базе 6а класса. Основными направлениями работы этого отряда являлись: организация изучения ПДД и основ безопасного поведения на дорогах; оформление уголка безопасности и другой наглядной агитации, выпуск школьной газеты; организация и проведение в школе тематических вечеров, игр, викторин, соревнований и конкурсов. Их работа заключалась не только в пропаганде ПДД, но и в том, чтобы показать, как нужно правильно вести себя на дороге, как избежать ДТП, чтобы остаться невредимым, чтобы сохранить свою жизнь, чтобы не принести в дом беду. Так же ребята активно принимали участие в городских олимпиадах и соревнованиях по ПДД.

На производственных педагогических совещаниях при директоре и при заместителе директора по ВР обсуждались вопросы анализа детского дорожно-транспортного травматизма в городе, области; организации и планирования работы по обучению детей правилам дорожного движения; обязанностей пешеходов и пассажиров; передового опыта организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице; требований, предъявляемых к преподавателю при передвижении с группой детей по улицам и дорогам. На видном месте, в специально оформленном уголке под рубрикой «Что должен знать педагог» размещалась информация, знание который необходимо каждому учителю.

На общешкольных родительских собраниях весь год освещались такие вопросы, как: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют», «Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма и меры его предупреждения», «Роль взрослых в обучении детей правилам поведения на улицах» и другие.

Для проведения уроков, викторин по ПДД классные руководители использовали созданные ими же учебные презентации в программе Microsoft Power Point, а еще в обучении они широко использовали печатные пособия по ПДД, созданные классными руководителями совместно с учащимися.

Еще в этом году был разработан электронный вариант тестов для разных возрастных групп на основе программы изучения правил безопасного поведения на дорогах, методические пособия для учащихся и преподавателей в печатном варианте, которые использовали классные руководители в своей работе с детьми.

Благодаря ИКТ увеличилось количество учащихся, желающих заниматься пропагандой правил дорожного движения среди учащихся нашей школы. Умение использовать ИКТ позволило учащимся раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор.

Ни одно мероприятие по ПДД не проходило без использования ИКТ: создание листовок, буклетов – памяток для юных пешеходов, оформление стенда с использованием графического редактора Paint, Photoshop, творческого отчета с использованием пакета программ Microsoft Office.

Диагностика уровня усвоения знаний по правилам безопасного поведения детей в дорожном движении показала (анализ 2008 – 2009 учебного года):
1. 72% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают;
2. 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 20% также от родителей;
3. 58% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей;
4. 88% считают, что ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний.

Результаты анкетирования подтвердили необходимость проведения работы по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма.

Для выявления эффективности работы по профилактике детского травматизма было проведено повторное анкетирование в 2009 – 2010 учебном году.
1. 95% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 5% ответили, что не знают;
2. 30% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 70% также от родителей;
3. 80% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей;
4. 100% считают, что ПДД нужно изучать.


Выводы по результатам анкетирования:
1. У детей развился интерес к изучению ПДД, родители стали активно участвовать в решении данной проблемы;
2. Из дополнительных вопросов выяснилось, что дети осознали необходимость изучения ПДД;
3. Большой интерес у детей вызвали наглядные, практические и игровые методы обучения, использование ИКТ технологий по изучению правил дорожного движения.
Количественные показатели:


№ п/п

Мероприятия

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

1.

Количество учащихся, получивших травмы при ДТП.

1
по вине водителя

0

2.

Количество учащихся, ознакомленных с ПДД в школе.

100

100

3.

% учащихся, ознакомленных с ПДД в семье.

20

60

4.

Результаты участия команды школы в городских соревнованиях агитбригад «Красный-желтый-зеленый».

3

3

5.

Результаты участия команды в городской олимпиаде по ПДД

1

2

6.

Количество учащихся задержанных инспекторами дорожного движения при переходе улице в неустановленном месте

54

34



Хочется отметить, что в игровой форме с использованием ИКТ технологий у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге. Подготовка школьников к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении, воспитанию правопослушного и культурного участия в транспортной среде, непременно приводит к снижению уровня дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей.
Показатели результативности
Анализ условий





Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал

- Поддержка и сотрудничество с Орджоникидзевским ГИБДД, управлением образования, районным и городским методическим кабинетом.
- Инспектора ПДД других школ города

- Педагоги школы

- Школьный инспектор ПДД

- Медицинская сестра

- Родители

Материально-техническое обеспечение

- Оборудование уголков безопасности в группах

- Оборудование уголка безопасности в школе

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

- Приобретение кабинета по ПДД

- Приобретение необходимого дидактического материала

- Создание видеолектория и игротеки по ПДД

- Обеспечение условий для предупреждения травматизма

-Реконструкция “Дорожки безопасности” на территории школы

- Приобретение игрового стенда «Школа улиц и дорог»

Специальные службы

ГИБДД, отряд ЮИД МОУ «СОШ №20»

Школьный инспектор ПДД



Благодаря тому, что в 2008 году школа приняла участие в конкурсе УО, активно внедряющих инновационные образовательные программы и получила грант Президента, материально техническое обеспечение воспитательного процесса значительно улучшилось. В частности был приобретен учебный кабинет по безопасности дорожного движения, оснащенный в полном соответствии с учебно-методическими рекомендациями.
Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

Яркая наглядность, техническая оснащенность класса служит повышению мотивации изучения ПДД ребятами. Кабинет потребовал от педагогов разработки мероприятий на новом уровне, способствовал расширению пропаганды безопасного поведения на дорогах, увеличению количества мероприятий.

В кабинете есть столы и стулья из расчета одновременной посадки около 30 учащихся. На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов, кинофильмов и презентаций, созданных как детьми, так и педагогами, а также магнитная доска, имитирующая проезжую часть и служащая практическим материалом для изучения различных дорожных ситуаций.

Имеются таблицы, плакаты, комплект дорожных знаков, электрифицированный светофор.

МО классных руководителей было принято решение о составлении единого планирования занятий ПДД. Все учителя работают по единому тематическому планированию, которое соответствует программе на каждую параллель. Спланирована работа по профилактике ДТП, предусмотрено ежегодное проведение месячника по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В течение учебного года проводились консультации и профилактические беседы по ПДД для учащихся до и после каникул, а также «минутки безопасности». На заседаниях школьного методического объединения разработано и утверждено содержание домашних заданий для совместного выполнения их родителями с учащимися.

Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа - дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника из дома до школы и обратно. Родители активно привлекаются к делам классов, таким, как походы в кинотеатры, экскурсии, туристические слеты, на которых они наряду с классными руководителями отвечают за безопасность школьников.

В школе систематически организовывались встречи с офицерами ГИБДД, на которых ребята повторяли правила, участвовали в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирали ошибки в поведении пешеходов.

Традиционно в этом учебном году в школе проводился конкурс для подростков «Дорожный марафон», игра «Правила движенья – достойны уваженья...», в которых ребята не только воспроизводили свои знания ПДД и истории их возникновения, но и выполняли творческие задания: готовили рекламные заставки, ролики телевизионных передач на тему дорожного движения.

Победители были награждены путевками во Всероссийский лагерь «Океан»

С 1990 года в школе функционирует отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений.

В этом году коллектив обновился. Старшие школьники закончили свою работу, а новые шестиклассники только начали погружение в интересную работа отряда: театрализованные представления, соревнования, показ диа- и видеофильмов, проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т.д.

В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организовал конкурсы рисунков, плакатов, рисованых фильмов, составил для ребят тренировочные кроссворды, привлек школьников к сочинению песен, стихов, загадок. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, медицину, страхование, что дает им возможность объективно и грамотно выступать на соревнованиях «Безопасное колесо», слетах отрядов ЮИД.

Разнообразие форм, насыщенность занятий требует от классных руководителей большой предварительной подготовки.

Поэтому в течение года для учителей проводились встречи с офицерами ГИБДД, которые давали рекомендации по организации работы в рамках пропаганды ПДД, совещания при зам. директоре по ВР, где давались рекомендации по планированию и организации деятельности классов в этом направлении, семинары-практикумы «Формы внеклассной работы по ПДД», на которых были представлены специальная и художественная литература, способствующая воспитанию чувства улицы у школьников; методические разработки наших педагогов и других авторов; настольные, дидактические игры: лото, домино, стоп-сигналы и другие. Все представляемые формы находят практическое воплощение в ходе деловых игр, что позволяет классным руководителям эффективно применять их в классных коллективах.