microbik.ru
1 2 3


Аналитический отчёт

о реализации учреждениями социального обслуживания Республики Коми комплексных программ в 2010 году
В течение последних лет в Республике Коми ведется целенаправленная деятельность по внедрению в работу учреждений социального обслуживания семьи и детей программно-целевого подхода, что обусловлено необходимостью повышения эффективности оказания услуг населению. К настоящему времени все центры (отделения) помощи семье и детям и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработали и реализуют собственные комплексные программы работы с различными категориями населения. В целом необходимо отметить, что в них четко определены цели и задачи, предусмотрены различные формы и методы работы, прописаны ожидаемые результаты и разработаны критерии эффективности деятельности. Многие программы сопровождаются приложениями, которые содержат формы отчетной документации, буклеты, фотографии и другие материалы. Комплексный подход в реализации программ обеспечивается за счет деятельности различных специалистов (воспитателей, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, медицинских работников, педагогов-психологов), которые осуществляют индивидуальную и групповую профилактическую и коррекционную работу.

Методическое сопровождение данной деятельности осуществляется специалистами ГУ РК «Республиканский центр социальной помощи семье и детям». Они оформляют экспертные оценки подготовленных учреждениями социального обслуживания семьи и детей программ, оказывают методическую помощь в их доработке, ведут постоянное консультирование по данной тематике.

Мониторинг ситуации, сложившейся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей по разработке комплексных программ, проведенный специалистами отделения профессионального развития и обучения, показал, что подавляющее большинство учреждений планирует реализовывать свои программы без внесения корректив. Это свидетельствует о том, что они полностью соответствуют тем проблемам, которые являются актуальными для каждого конкретного муниципального образования, и позволяют их эффективно решать.

В течение 2010 года учреждения социального обслуживания семьи и детей Республики Коми осуществляли деятельность в соответствии с утвержденными программами.
Основной целью комплексных программ специализированных учреждений для несовершеннолетних Республики Коми в соответствии с их уставной деятельностью являлось создание условий для социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи; программы состоят из нескольких подпрограмм, которые направлены на медицинскую, психолого-педагогическую, социальную, трудовую и творческую реабилитацию воспитанников, а также социальное сопровождение семьи.

Несовершеннолетние, поступающие в реабилитационные центры и приюты, зачастую имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди детей распространены кожные заболевания, хронические заболевания органов дыхания, болезни нервной системы, гипотрофия и недостаточный вес. В связи с этим медицинская реабилитация приобретает особое значение. С целью оздоровления детей проводится их первичное медико-психологическое обследование, оздоровление с помощью медикаментов, витаминных препаратов, закаливающих и профилактических мероприятий, а также занятия по формированию установок на здоровый образ жизни, профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения. В результате проведения программных мероприятий можно отметить укрепление здоровья несовершеннолетних, приобретение ими санитарно-гигиенических навыков. Подпрограммы по медицинской реабилитации воспитанников реализуются практически во всех специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Например, подпрограммы «Букварь здоровья» (ГУ РК «Районный детский приют «Надежда» Прилузского района), «Будем здоровы» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» Корткеросского района) направлены на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни и др.

Подпрограммы, направленные на психолого-педагогическую реабилитацию, включены в комплексные программы тех учреждений, штатное расписание которых предусматривает ставку психолога или педагога-психолога. Среди основных задач данных подпрограмм можно выделить коррекцию негативных эмоциональных переживаний, формирование эффективных навыков общения и адекватной самооценки, содействие интеллектуальному и эмоционально-волевому раскрытию личности несовершеннолетних. Таким образом, психологическая работа с детьми и подростками способствует восстановлению их статуса; снижению уровня тревожности, агрессивности; развивает навыки конструктивного взаимодействия при общении с окружающими, способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; развивает умение планировать свою собственную жизнь и реализовывать данные планы; развивает способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств; формирует позитивный образ «Я», умение критично относиться к своей деятельности, ее результатам. Например, подпрограмма «Мой светлый мир» (ГУ РК «СРЦН «Надежда» г.Сосногорска), направленная на социально – психологическое сопровождение детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; подпрограмма по развитию самосознания для подростков «Я - подросток» (ГУ РК «Диюрский СРЦН» Ижемского района); подпрограмма «Познай себя» по коррекции нарушения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры), подпрограммы по коррекции агрессивного поведения детей и подростков «Добрые эмоции» и «Я учусь доверять» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» г.Ухты) и некоторые другие.

В целях оказания психолого-педагогической помощи детям-жертвам насилия в ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры реализуется подпрограмма «Волшебная палитра». Психолог Центра помогает детям приобрести чувство эмоциональной безопасности, адаптироваться в коллективе, избавиться от страхов и преодолеть негативные последствия перенесенного насилия.

Индивидуальная коррекционная работа с родителями воспитанников предполагает социально-психологическое сопровождение таких семей: проведение индивидуальных профилактических бесед на дому, распространение памяток и буклетов. Также для них организуются занятия, в ходе которых обсуждаются вопросы формирования и коррекции детско-родительских отношений.

В ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков» Корткеросского района функционирует комната психологической разгрузки, оборудованная такими средствами релаксации, как сухой бассейн, ароморелаксатор, мягкие кресла «Капельки» и др. Занятия позволяют воспитанникам снять мышечный тонус, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страхом, тревожностью, смущением.

Обращает на себя внимание появление в деятельности педагогов-психологов специализированных учреждений для несовершеннолетних работы с педагогическим составом учреждения. Педагог-психолог ГУ РК «СРЦН Троицко-Печорского района» ведет работу с целью повышения информированности сотрудников Центра о возрастных особенностях детей и подростков, о таких важных проблемах, как детская агрессия, тревожность, эмоциональное благополучие и т.д.

Основными направлениями социально-педагогической работы с несовершеннолетними являются: улучшение самочувствия ребенка в условиях доброжелательного общения с педагогом, устранение пробелов в знаниях, обогащение представлений об окружающем мире и др. Среди задач, решаемых в рамках реализации подпрограмм данного направления, кроме непосредственного преодоления трудностей, связанных с педагогической запущенностью, можно выделить следующие:

- патриотическое воспитание несовершеннолетних. Например, целью подпрограмм, реализуемых ГУ РК «Щельяюрский СРЦН» Ижемского района, ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района, является воспитание у несовершеннолетних интереса к российской истории, чувства гордости за свою страну и ее народ, правовое информирование несовершеннолетних.

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Например, подпрограмма «Права на всякий случай» (ГУ РК «СРЦН г.Сыктывкара») направлена на повышение социально-правовой грамотности детей и подростков.

- профориентация детей и подростков. Например, подпрограмма «Антошка» (ГУ РК «РСРЦН «Гренада» Сыктывдинского района) направлена на формирование у несовершеннолетних представлений о многообразии мира профессий и их общественной значимости, а также активизацию процессов осознанного и самостоятельного выбора будущей профессии.

- половое воспитание детей и подростков. Например, подпрограмма «Мы вступаем во взрослый мир» (ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района).

- духовно-нравственное воспитание. Например, подпрограмма «Первые шаги к православной жизни» (ГУ РК «СРЦН» Сысольского района), целью которой является позитивное развитие личности подростка через приобщение к нормам нравственности, участие в народных праздниках, изучение основ православия, формирование толерантности.

- экологическое воспитание. Например, в рамках подпрограмм (ГУ РК «СРЦН «Надежда» г. Сосногорска, ГУ РК «Диюрский СРЦН» Ижемского района) у детей и подростков были расширены представления о флоре и фауне родного края, сформированы нравственные и правовые принципы природопользования, практические навыки и умения по уходу за растениями, проводились занятия по воспитанию бережного отношения к природе.

- эстетическое воспитание. Например, подпрограмма «Школа этики и эстетики» (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков Усть-Цилемского района») направлена на изучение правил и норм вежливого поведения; занятия в форме бесед, дискуссий и викторин, сопровождающиеся приемами рефлексии, позволили достичь положительных результатов; подпрограмма «Художественное слово» (ГУ РК «Удорский СРЦН «Радлун») позволила познакомить воспитанников с художественными произведениями, привить любовь к чтению.

- формирование правильного поведения при возникновении неблагоприятных (кризисных) ситуаций (ГУ РК «СРЦН «Лысва» г.Печоры, ГУ РК «Эжвинский СРЦН», ГУ РК «СРЦН «Надежда» г.Сосногорска, ГУ РК «СРЦН Троицко-Печорского района»). Данные подпрограммы направлены на формирование сознательного, ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение навыков по сохранению жизни и здоровья в повседневной жизни, а также в неблагоприятных и опасных условиях; умение оказать само- и взаимопомощь.

- профилактика употребления психоактивных веществ, развитие стратегий и навыков здорового образа жизни, препятствующего злоупотреблению табачной, наркотической и алкогольной продукцией (ГУ РК «Социальный приют для детей и подростков «Надежда» г.Воркуты, ГУ РК «ЦПДОбПР «Гаврош» Усть-Вымского района, ГУ РК «СРЦН г. Сыктывкара»).

Трудовая реабилитация несовершеннолетних предполагает формирование у детей навыков самообслуживания, обучение основам домоводства, а также развивающий творческий труд. При вовлечении несовершеннолетнего в трудовую деятельность учитываются возрастные и психофизиологические особенности. Таким образом, трудовая деятельность развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. С помощью самообслуживания воспитывается опрятность, прививаются навыки личной гигиены, умение ухаживать за своими вещами, развиваются коммуникативные навыки, повышается творческая активность и т.п. После проведенных мероприятий, предусмотренных программой трудовой реабилитации, у большинства воспитанников появляется стимул к выполнению трудовых поручений, что способствует повышению социально-бытовой адаптации, формированию ответственности за выполнение поручений, потребности трудиться.

Подпрограммы по творческой реабилитации воспитанников направлены на развитие творческого воображения, снятие эмоционального напряжения и повышение самооценки детей. В ходе их реализации решаются такие задачи, как активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка, коррекция сферы общения со сверстниками и взрослыми, профилактика аффективных проявлений, агрессивных действий и повышенной конфликтности, развитие внимания, воображения, мышления, памяти, художественного вкуса. Подпрограммы по данному направлению реабилитации реализуются во всех без исключения специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В рамках реализации подпрограмм, направленных на социальное сопровождение семьи, сотрудники приютов и социально-реабилитационных центров для детей и подростков осуществляют патронажи и межведомственные рейды, проводят консультативную деятельность, работу по повышению педагогической компетентности родителей. Данные подпрограммы включают в себя такие мероприятия, как консультации, проведение совместных мероприятий. Для родителей изготавливаются памятки и буклеты на различные темы (по вопросам воспитания детей, предупреждения у них вредных привычек, ответственности родителей за воспитание и содержание); оформляются выставки детских работ, информационные стенды и др. Эта деятельность дает возможность взрослым пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, получить необходимую информацию, предлагает конструктивные варианты проведения совместного досуга и разрешения возникших в семье проблем.

Важным блоком работы является внедрение в Республике Коми системы заключения договоров с семьями воспитанников, в соответствии с которыми родители берут на себя определенные обязательства по трудоустройству, оформлению необходимых документов и т.д. Внедрение договорных отношений с родителями воспитанников оказывает положительное влияние на родителей, которые соглашаются на заключение договора. Несмотря на то, что заключаемый договор не является юридическим документом и содержит только моральные обязательства сторон друг перед другом, опыт показывает, что данная процедура организует и мотивирует родителей на работу по улучшению ситуации в семье. Однако несмотря на необходимость данной деятельности и тот факт, что она позволяет создать условия для возвращения ребенка в семью, существуют определенные трудности. Например, эмоциональное сопротивление, иждивенческая позиция и др.

Важным блоком работы специалистов специализированных учреждений для несовершеннолетних является взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений. Основными задачами профилактики являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Общность целей и задач определяет и формы взаимодействия субъектов системы профилактики. Это обмен информацией о неблагополучных семьях, безнадзорных детях, мерах по изменению сложившихся условиях, совместная деятельность разных структур по выявлению неблагополучных детей и семей, создание совместных программ социальной профилактики и реабилитации, а также организация разностороннего влияния на семью и детей с целью решения их проблем.

Анализируя трудности, возникающие при реализации комплексных программ специализированными учреждениями для несовершеннолетних, необходимо отметить следующие:

- различный срок пребывания детей в СРЦН. В связи с тем, что периоды пребывания воспитанников в специализированных учреждениях для несовершеннолетних различны, не всегда возможно организовать реализацию мероприятий в полном объеме. В том случае если ребенок поступает в специализированное учреждение для несовершеннолетних повторно, работа продолжается с того этапа, на котором была завершена при первичном помещении в приют или реабилитационный центр.

- недостаточное финансирование. Для успешной реализации программ необходимы различные материалы и пособия: картины, дидактические игры, пособия для организации мероприятий и проведения занятий.

- недостаток площадей для реализации программных мероприятий, что затрудняет организацию многих форм деятельности.

следующая страница >>