microbik.ru
1
Декоративно-прикладное искусство и станковая композиция
Андреева Наталья Александровна,

преподаватель БУ «Югорский художественный техникум»,

ХМАО - Югра, г. Югорск
Различные художественные профессии предполагают наличие образного мышления и воображения.

Композиция - это главная форма произведения, которую с помощью специфических средств направляют на выражение замысла, произведения используя цвет, линейный строй, пространство, движение, расположение фигур в действии. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей. Он предстает перед нами как сложное, богатое по возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. 

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивается определённый вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы быта. Эти места - Хохлома, Н-Тагил, Жостово, Городец, Гжель, Палех.

Изучение декоративно прикладного искусства имеет большое значение и создает фундамент для более полного понимания и умения выражать свой замысел. Материалом для декоративно-прикладного искусства может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее, привязана к форме решает те же задачи, что и станковая живопись.

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве, которое, разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции. Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Построение композиции - это закономерное деление на части, то есть рассечение целого на куски. Получить равновесие всех частей по цвету тепло-холодности, светло-тёмности; по форме основная задача композиции.

В декоративно-прикладном искусстве одна часть композиции не должна быть перегружена формами, а в другой образовываться пустота. Симметрия, наличие полей для воздуха, смещение ядра композиции от середины вертикальной линии – обязательные условия композиции. Предметы, как правило, либо частично перекрывают друг друга, либо находятся на расстоянии друг от друга, но только не касаются друг друга своими контурами (жостово), развитее сюжета ведется от первого плана, здесь осуществляется детальная прорисовка предметов. Ритмическое построение цветовых пятен (холодных теплых, светлых темных), ритм пустот, выстраивает цветовое развитее основной темы.

Художник, в декоративно-прикладном искусстве, встречаясь с действительностью, перерабатывает увиденное, стилизует форму придает ей стилистические особенности конкретной росписи, принимая на себя и дизайнерские таланты. Сюжет, пространство, цвет и пластика не могут существовать раздельно. Все это свойственно и станковой композиции, так понимая композицию декоративно-прикладного искусства, можно развить и видение станковой композиции, понять различные стили в искусстве.

Первая и главная особенность декоративно-прикладного искусства содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией.

Декоративно-прикладное искусство может быть полезно и тем, что из него можно черпать новые идеи и вдохновение. Важно понять, что сами по себе художественно-технические приемы и выразительные средства живописи способны создавать живописные произведения. С помощью красок, наносимых на твердую поверхность, используя цвет и рисунок, светотень, выразительность мазка, фактуру и композицию на плоскости воспроизводится красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственная глубина и световоздушная среда, состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, эффект движения и т. п.

В живописи возможны развернутое повествование и сложный сюжет, что позволяет ей, не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлеченных идей. Таким образом, живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Сколь бы интересными и прекрасными небыли живописные картины, они не поднимут произведение на высокий эстетический уровень, если нет дыхания поэзии. Для художника важно обладать даром поэтического восприятия мира, чтобы воспеть красоту проявления природы. Ибо только яркое, эмоциональное, искреннее отражение действительности захватывает и увлекает зрителя. Эмоциональная связь с культурным наследием прошлого развивает самосознание.

Эту задачу решает декоративно-прикладное искусство, которое своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, является важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, на протяжении многих веков декоративно-прикладное искусство являлось важнейшей, а для ряда племен и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удерживается в народном творчестве вплоть до наших дней. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» работа в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий. Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции. Любовь к красоте и желание украсить свой быт с давних времен были свойственны человеку. Русские люди сумели сохранить великое чувство любви к родной природе. Народные умельцы вдохновлялись красотой родной земли.

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно – прикладного искусства. Прикладное и значит то, к чему приложено умение, искусство. Яркое и самобытное декоративное искусство народа раскрывает перед нами многообразие орнаментальных форм и мотивов, богатый мир гармонии рисунка и красок. Оно свидетельствует о таланте народа, о неиссякаемости его творческих сил и способностей. Оно повествует о том, что забитые нуждой народные умельцы опытом и смекалкой постигали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени и передавали свое мастерство из поколения в поколение.

Только в наши дни по – настоящему понято научно – эстетическое и практическое значение народного творчества. Лучшие художественные традиции народа изучаются и пропагандируются, используется в художественной промышленности и современном декоративном искусстве, полиграфии и архитектуре, живописи и художественной самодеятельности.

Список литературы:

  1. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. – М.: Изобр. Искусство, 1983. – 472 с.

  2. Пульман, Л.Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ / Л.Г. Пульман – Минск: Университет, 1980. – 281 с.

  3. Терещенко, Т.Ф. Декоративно-прикладная композиция / Т.Ф. Терещенко. – М.: Просвещение, 1987. – 427 с.

  4. Шорохов, Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. — М.: Искусство, 1986. – 276 с.

  5. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. — М.: Искусство, 1979. – 389 с.