microbik.ru
1
Н.И. Фалькова, И.В. Зубко, В.В. Жир

Донецкий национальный технический университет

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Анотація:

У роботі розглянута проблема взаємозв'язку психологічних і рухових особливостей студенток для індивідуалізації педагогічного процесу у фізичному вихованні, дана характеристика розвитку фізичних якостей щодо типів темпераменту.

Аннотация:

В работе рассмотрена проблема взаимосвязи психологических и двигательных особенностей студенток для индивидуализации педагогического процесса в физическом воспитании, дана характеристика развития физических качеств относительно типов темперамента.

Summaru:

In this article the focus is on the problem of interrelation of
psychological and movement peculiarities of female students for an
individualization of pedagogical process in physical education, it was given
the description of development of physical characteristics in relation to
the types of temperament.

Ключові слова: тип темпераменту, рухові особливості, взаємозв'язок, характеристика

Ключевые слова: тип темперамента, двигательные особенности, взаимосвязь, характеристика

Key words: type of temperament, movement characteristics, relationship, description
Актуальность. Для современного этапа изучения двигательной деятельности человека характерна интеграция информации с разных областей знаний. Научное мышление стало учитывать структуру и функцию исследуемых объектов, как сложных системных образований. Системный подход позволяет более качественно управлять и своевременно вносить коррективы в деятельность педагогической системы [ 4, 5, 8 ].

Одной из фундаментальных проблем в психологии является изучение индивидуально-психологических различий между людьми, потому что воспитание, обучение, деловое взаимодействие невозможны без учета психологических особенностей отдельных людей. Каждая черта характера специфически выражается в динамических особенностях деятельности, стилистике поведения индивида.

Роль темперамента в работе и обучении состоит в том, что от него зависит влияние на деятельность разных психических состояний, вызванных негативными ситуациями: эмоциональными факторами, педагогическими влияниями. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента [3,6].Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от его частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности и принятию решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях суровой регламентированной деятельности и монотонной работы выявляют большую производительность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники [ 3,7 ].

Анализ исследований в области физического воспитания показывает, что мышечная и психическая деятельности индивида протекает в неразрывном единстве и взаимовлиянии. В тоже время, недостаточно изучена проблема взаимосвязи типа темперамента и уровнем развития двигательных способностей, для формирования учебных групп по типам темперамента, с целью индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию.

Задача исследования: установить функциональную зависимость типов темперамента и двигательных характеристик в процессе физического воспитания студенток.

Методы и организация исследования: В эксперименте принимали участие 150 студенток I курса основной медицинской группы.

Для психодиагностического исследования использовался опросник Г.Ю.Айзенка[1]. Анкета состоит из 57 вопросов, из них по шкале интроверсии 24, по шкале возбудимости 24 и 9 по шкале ошибочных ответов. По опроснику Г.Ю. Айзенка устанавливались следующие типы темперамента: меланхолический, флегматический, холерический, сангвинический.

Уровень двигательных характеристик студенток определялся по помощи упражнений государственного тестирования. Результаты исследований обрабатывались методами математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования показал, что по данным психодиагностического исследования общее количество испытуемых по типами темперамента составило: сангвиник – 15,3%; холерик – 44,4%; меланхолик – 18,1%; флегматик – 22,1%. Самый большой процент студенток (59,7%) к экстравертам, наименьший (40,2%) к интровертам (талбл.1).

Таблица 1.

Распределение типов темперамента по количеству исследуемых студенток


Тип темперамента

Сангвиник

Холерик

Меланхолик

Флегматик

Количество студенток

23

67

27

33


Как видно из таблицы, наибольшее количество студенток характеризуется холерическим типом темперамента. Почти в два раза меньше представителей флегматического типа темперамента, наименьшее количество студенток сангвинического типа темперамента.

Сегодня накоплен большой фактический материал научных исследований, посвященных оценке физической подготовленности студенческой молодежи. По данным этих исследований установлено, что уровень физической подготовленности студенток I курса удовлетворительный.

Анализ результатов нашего тестирования (табл.2) показал, что уровень развития отдельных физических качеств студенток отвечает среднему уровню. В то же время отмечаются различия результатов тестирования разных типов темперамента.

Таблица 2

Показатели государственного тестирования относительно типов темперамента студенток


Тип темперамента


n

Прыжок

в

длину

Поднимание туловища

Челночный

бег

Бег

100м

Бег

2000м

Сгибание рук в упоре лежа

см

балл

количество

балл

сек

балл

сек

балл

мин.

сек

балл

количество

балл

Меланхолик


27

172

2

36

3

11,1

3

17,9

1

11,07

3

11

2

Флегматик

33

160

1

32

2

11,1

3

17,4

2

11,17

3

12

2

Сангвиник

23

167

1

36

3

11,0

3

16,8

2

10,08

4

10

1

Холерик

67

171

2

34

2

11,2

3

19.0

0

10,30

4

11

2

X

150

167

1

34

2

11,1

3

17,7

1

11,05

4

11

2

Наиболее отстающими показателями тестирования у всех типов темперамента есть: прыжок в длину из места, бег 100 метров, изгибание рук в упоре лежа. В то же время тесты, которые требуют проявления выносливости и ловкости, выполнялись на уровне 3балльной оценки. Обращает на себя внимание тот факт, что экстраверты (сангвиники и холерики) выполнили тест “бег 2000 метров” на 4 балла.

Использование двигательных тестов в практике физического воспитания наиболее часто определяют как статическое измерение. Поэтому необходимо установить информативность упражнений государственного тестирования, которые устанавливают двигательные качества как показатели уровня физической подготовленности студенток (табл.3).

Таблица 3

Информативность упражнений государственного тестирования [2]




Вид тестирования

Двигательное качество

1

Бег 200 м

Общая выносливость

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Сила верхнего плечевого пояса

3

Поднимание туловища из положения лежа в сед

Силовая выносливость

4

Прыжок в длину с места

Скоростно-силовое («взрывная» сила)

5

Бег на 100 м

Быстрота, скорость

7

«Челночный бег» 4х9 м

Ловкость

8

Наклон туловища вперед в положении сидя

Гибкость


Корреляционный анализ между шкалой интроверсии - экстраверсии и результатами государственного тестирования (табл.4) показал наличие положительной связи по всем тестам.
Таблица 4.

Корреляционная зависимость между типом темперамента и физических качеств студенток

Тип темперамента

Прыжок в длину

Поднимание

туловища

Челночный бег

Бег 100 м

Бег 2000 м

Сгибание

рук в упоре

лежа

Сангвиник

0,421

0,461

0,636

0,578

0,492

0,421

Холерик

0,474

0,261

0,484

0,080

0,380

0,209

Меланхолик

0,498

0,509

0,536

0,457

0,793

0,509

Флегматик

0,100

0,529

0,203

0,265

0,149

0,111


Положительная корреляция показывает адекватность результатов тестирования по типам темперамента. Так, студентки сангвинического, холерического и меланхолического типов темперамента характеризуются относительно высоким уровнем ловкости, а флегматического типа темперамента – силовой выносливости. Студентки меланхолического типа темперамента – уровнем развития общей выносливости и силой верхнего плечевого пояса. Об этом свидетельствует довольно высокая корреляционная зависимость между типом темперамента и двигательными качествами.

По коэффициенту детерминации эта взаимосвязь выглядит так. Прямое влияние типа темперамента на показатели “взрывной” силы: сангвиники – 17,7%; холерики – 22,4%; меланхолики – 24,8% и флегматики, всего 1,0%. Силовая выносливость: сангвиники – 21,2%; холерики – 6,8%; меланхолики – 25,9%; флегматики – 27,9%. Ловкость: сангвиники – 40,4%; холерики – 23,4%; меланхолики – 28,7%; флегматики – 4,1%. Скорость: сангвиники – 33,4%; холерики – 0,6%; меланхолики – 20,8%; флегматики – 7,0%. Общая выносливость: сангвиники – 24,2%; холерики – 14,4%; меланхолики – 62,8%; флегматики – 2,2%. Сила верхнего плечевого пояса: сангвиники – 17,7%; холерики – 4,3%; меланхолики – 27,0%; флегматики – 1,2%.

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.По шкале интроверсии - экстраверсии у студенток наблюдаются преобладание значения экстраверсии – 59,7%. У экстравертов преобладает использование энергии от внешних источников и они проявляют больший интерес к разнообразию физических упражнений, а интроверты используют внутренние источники энергии с наличием определенной мотивации к физической нагрузке. Такую энергетическую ориентацию целесообразно использовать на занятиях с физического воспитания.

2. У самого большого процента студенток (44,4%) установлен холерический тип темперамента, почти в два раза меньше представителей флегматического типа темперамента – 22,1%. Наименьший процент представителей сангвинического типа темперамента – 15,3%.

2.Наши исследования показали расхождение в двигательной подготовке студенток относительно типов темперамента. Установлена прямая взаимосвязь между темпераментом и уровнем развития двигательных качеств. Самое большое прямое влияние на показатели развития “взрывной” силы зафиксирован у студенток меланхолического типа темперамента –24,8%; силовой выносливости – флегматического типа темперамента – 27,9%; ловкости – сангвинического типа темперамента – 40,4%; скорости – сангвинического типа темперамента – 33,4%; общей выносливости – меланхолического типа темперамента – 62,8%; силы верхнего плечевого пояса – меланхолического типа темперамента – 27,0% .

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении.

Выявленные функциональные отличия между типом темперамента и развитием физических способностей позволили установить перспективу дальнейших исследований, которую мы рассматриваем в разработке отдельных методик для усовершенствования физических способностей относительно каждого вида темперамента. Для выбора адекватной интенсивности, объема и характера упражнений в учебном занятии, в настоящее время мы проводим ряд экспериментальных исследований относительно взаимосвязи между типом темперамента и сенсомоторными характеристиками студенток.
Список литературы

1.Айзенк Г.Ю. Перевірте свої здібності.- М.: Знание,1972.- 204 с.

2.Бубка С.Н. Розвиток рухових здібностей людини. - Донецьк:Апекс, 2002.-

302 с.

3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Изд-во Питер, 1999.- 368 с.

4. Раевский Р.Т., Канишевский С.М., Краснов В.П., Рыбковский А.Г. Концепция развития физического воспитания учащейся молодежи Украины в современных социально-экономических условиях // Здоров'я та освіта: проблеми та перспективи. Мат. II Міжнародної науково-практичної конференції. – Донецьк: Норд-Прес, ДонНУ, 2010.- 261 с.

5. Рыбковский А.Г. Управление двигательной активностью человека (системный анализ). Донецк: ДонГУ, 1998.- 300 с.

6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 512 с.

7. Фалькова Н.І., Сергієнко Л.Г, Ієрусалімова І. В. Індивідуально-психологічні особливості людини та іх роль в праці і навчанні // Молода спортивна наука України: Зб. Наук. Праць в галузі фізичної культури та спорту. Вип.8: у 4-х т. – Львів: НВФ “Українські технології”, 2004. – Т.4. – С. 355-359.

8. Фалькова Н. І. Взаємозв'язок типів статури студенток з відношенням до фізичного виховання та темпераментом//Педагогіка, психологія та медико – біологічні проблеми фзичного виховання і спорту:Зб.наук.пр.за ред.Єрмакова С.С.-Харків-Львів:ХДАДМ (ХХПІ),2003.-№ 16.-С.87-91.