microbik.ru
1 2

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал. 

Том 9. Вып. 3. 2010.

УДК 572.1



АНТРОПОГЕНЕЗ

(статья для «Энциклопедии научных концепций»)
2010 г. Харитонов В. М., Козлова М. С.
Статья содержит обзор научных подходов в исследовании антропогенеза - уникального процесса становления человека, его культуры и общества. Особое внимание уделено альтернативным теории Ч.Дарвина концепциям антропогенеза.

Ключевые слова: физическая антропология, эволюция человека, методы исследования антропогенеза.

Введение



Антропогенез (от антропо- и …генез), - процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках процесса социогенеза - становления общества. Антропогенез имеет сложный характер, включая биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление общественных отношений.

Одним из несомненных достижений современной теории антропогенеза является вывод о параллелизме морфологической эволюции гоминид, развития высшей нервной деятельности, обусловивших возможность создания и усовершенствования орудий труда, появления сознания и развития общества. Гоминизация (процесс очеловечения обезьяны) – комплексный феномен, включающий в себя развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга, превращение руки в орган труда, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, сознания, концептуального мышления, перестройку онтогенеза, развитие общественной организации и ряд других аспектов.

Значение антропогенеза как биосферного процесса. При оценке общего значения развития человека, антропогенез, сопровождающийся развитием человеческого общества может приравниваться по значению к биогенезу на нашей планете (Дубинин, Шевченко, 1976). С другой стороны, можно рассматривать антропогенез лишь как одно из направлений прогрессивной эволюции биосферы.

Можно попытаться дать определение человеку через, образовавшийся в антропогенезе, "стык" закономерностей различной природы (биологической и социальной). Человек, таким образом, соотносится с областью в развивающейся материи, где сосуществуют закономерности различного характера (точнее, биологические существуют, а социальные - возникают).Не существует в природе закономерностей смешанного, гибридного характера. Биологические и социальные закономерности в развитии гоминид действуют на одни и те же объекты, сохраняя при этом свою специфику. Можно предположить, что возникновение социальных законов связано с подобластью статистических связей между объектами, а не динамических, глубоко детерминированных (Рогинский, 1966).

Благодаря речи и труду в условиях общественной жизни, человек поднялся над природой (Холличер, 1971). Он - единственный биологический организм, вышедший за пределы биологической эволюции (Дубинин, 1983). При этом человек включает в себя наиболее высокорганизованные формы биологического движения, надбиологическая сфера человека (материальная и духовная жизнь общества) существенно зависит от биологических условий существования.

Можно определить феномен человека через качество сознания, ибо оно, по мнению ряда авторов, не является развитием соответствующей функции животных, но обусловлено внезапным, биологическим преобразованием предшественника, совсем необязательным по характеру (Дубинин, 1983).

По-разному оценивается относительная значимость биологического и социального в сущности человека. Так, с одной стороны, можно всю сущность человека представлять как социальную, имеющую биологическое основание (Дубинин, 1983). Данный автор считает, что и биологические свойства человека не имеют аналогов в животном мире. Но можно в существе человека, своеобразно адаптированного к труду, обществу и ноосфере, т.е. социальном существе, видеть и существо "самое биологическое", несущее в себе весь биологический опыт (Зубов, 1976, 1983).

Стремление отказаться от попытки соподчинить биологическую и социальную сущность человека ничего не проясняет в рассматриваемом вопросе. Вспомним тезис об органах труда человека как "органах деятельности", присоединенных к прочим органам человека в марксизме. Можно, видимо, спорить с утверждением, что биологическое в человеке "не своеобразно" (Зубов. 1976, 1983), но полностью соотносится с духовным богатством и материальной культурой.

В сравнении с другими биологическими организмами, гоминиды (особенно - современный человек) характеризуются проявлениями индивидуальности каждого индивидуума, основанной на уникальности генетической программы, а в общественном плане - специфике усваиваемой социальной программы. Вторая компонента сущности человека базируется на особой форме передачи социального опыта от поколения к поколению.

Феномен человека основан также на сформированном в эволюции сочетании таких качеств как универсальность и неспециализированность (Рогинский, 1966; Зубов, 1976; Дубинин, 1983; Dobzhansky, 1970).

Наиболее существенное в биологии человека можно определить через ведущую адаптацию. Приведем пример подобного рода. Г. А. Шмидт (1947) считал, что наиболее всего строение человека отражает приспособление к труду, он - "трудовой организм". Таким образом, адаптация к природе у человека осуществляется через производство и употребление орудий. С другой точки зрения, своеобразие человека можно выявить через комбинацию традиционных биологических адаптаций (Фоули, 1990).

Со времени работ Ч. Дарвина и Т. Гексли акценты в результатах сопоставления человека и близких к нему зоологических видов смещены. От развития идеи особенного сходства человека и антропоидов на фоне низших приматов (Т.Гексли, 1864) сделан переход к выделению черт качественного отличия человека (в величине показателей цефализации, в выраженности функциональной асимметрии полушарий головного мозга, в наличии у человека второй сигнальной системы, в способности человека целенаправленно изменять окружающую среду и т.д.).

Наконец, рассматривая человека и биосферу, вспомним о взгляде на человека и человечество в целом как специальном планетарном "органе" (богосозидающим у Теярда де Шардена (1987), геологической силе и предпосылке ноосферы у В. И. Вернадского (1978), органе самопознания и самоуправления планеты у И. Забелина (1968)).

Итак, приведенные примеры позволяют заключить, что широкомасштабный подход к гоминидам имеет смысл и просто интересен для биологов разных профилей. Суть целого познать невозможно, изучая лишь его часть. Теория антропогенеза в своем развитии подошла к черте, после которой исследование деталей и выявление новых частных черт в биологии гоминид не дает принципиально нового знания. Будущее антропологии в изучении взаимодействия общих и частных тенденций в материальном оформлении материи.

Специфика антропогенеза как эволюционного процесса. Крайней точкой зрения на антропогенез является отрицание его объективности как эволюционного процесса. Палеонтолог В. К. Грегори (1934) критикует известную концепцию ретардации Л. Болька (один из вариантов антиэволюционизма), противопоставляя ей концепцию пролонгированного эволюционного процесса развития с выраженной стадиальностью, обусловленной кон-кретным соотношением итогов процессов редукции и дифференциации.

Реконструируемое содержание антропогенеза не сводится к морфофизиологическим изменениям, но и к перестройке внутривидовой структуры («таксономическое лицо» антропогенеза) и структуры сообществ (Наумов, 1967).

Для эволюции гоминоидов характерно изменение форм отбора. Изменения в морфологической организации постепенно отступают на второй план, а на первый выходят изменения в поведении, что возможно лишь при высоком развитии высшей нервной деятельности разумного типа. В антропогенезе, как предположено рядом исследователей, снижается темп эволюционных преобразований, результат которых отражен в таксономической расчлененности.

И. И. Шмальгаузен (1969) исключительно для гоминид выделил особый тип адаптиоморфоза - эпиморфоз, при котором не происходит замены одной среды на другую, а во второй безграничное расселение осуществляется путем овладения ею.

Рассматривая антропогенез как закономерный этап планетарной эволюции, в ряде работ его поднимают в значении до уровня атомной, химической и органической эволюции. В предлагаемом аспекте антропогенез рассматривается как "культурная эволюция", характеризующаяся накоплением и передачей между поколениями культурного наследия человечества. В развитой форме антропогенез позволяет осуществляться неограниченному прогрессу на социальном уровне (Северцов, 1987), деятельный аспект осуществляется человеком современного вида с его разумом, культурой и гибким поведением (Грант. 1980).

Антропогенез характеризуется такой особенностью, как периодичность, которая вызвана меняющимся во времени соотношением биологических закономерностей эволюции и социальной программы гоминид, возрастающим уровнем производительных сил (Дубинин, 1983; Рогинский, 1966 ). В собственной концепции "гармонизирующей" эволюции Н. П. Дубинин (1983) описывает меняющееся соотношение биологического и социального в антропогенезе как сочетания развивающихся производительных сил, отбора мутаций и рекомбинаций.

Основная трудность изучения механизмов антропогенеза очевидна: анализ морфологии ископаемых костей дает лишь косвенные свидетельства действия отбора, не отражая его сущностных сторон.

В связи с решением конкретных задач восстанавливаются детали антропогенеза. Так в аспекте стратегии размножения анализируется сочетание относительно постоянного низкого уровня плодовитости с тенденцией к усовершенствованию средств, уменьшающих смертность молодых особей. Другой взгляд на антропогенез заключается в том, что особенности данного эволюционного процесса проистекают из необходимости компенсировать потерю качеств (с макромутациями), которые помогали добывать пропитание животными методами (М. Е. Лобашев, по Северцов, 1987).

Антропогенез - одно из русел направленных процессов эволюции органического мира в целом (Шмальгаузен, 1969). Особенности его связаны с накоплением адаптаций широкого значения, не исчезающих в изменяющихся экологических условиях (например - высшая нервная деятельность).

В антропогенезе различают кроме биологической эволюции также элементы небиологического развития ("экзосоматическую" или "психосоциальную" эволюцию - по Р. Фоули, 1990). Орудия человека при этом рассматриваются как "внешние органы", которые совершенствуются в процессе исторического развития. При "экзосоматической" эволюции существенное значение имеют внегенетические каналы передачи информации в череде поколений.

Антропогенез можно рассматривать не как частный эпизод в развитии биосферы, а как результат взаимодействия различных форм эволюции. Природные условия четвертичного периода обусловили отбор "магистральных" тенденций в эволюции (Зубов. 1976). Условия среды диктовали все более ограниченные возможности для развития адаптивных морфологических специализаций. Характер эволюции рода Homo уникален своей специализацией к неспециализированности (Dobzhansky,1970). Вся Земля стала адаптивной нишей для рода Homo (Зубов, 1976). Примечательно, что при этом в основе антропогенеза лежат ароморфные качества млекопитающих. Решение проблемы оптимизации отношений с изменяющейся средой выливается в автономизацию онтогенеза и усложнение поведения, адаптивные перестройки морфофизиологического характера становятся не обязательными, они замещаются выраженной церебрализацией и выработкой новых форм поведения. Поэтому антропогенез можно считать биологической адаптацией к искусственной среде путем ароморфных перестроек мозга, усовершенствования руки и других изменений.

Развивается в современной науке, так сказать, конкретный, экологический взгляд на проблему антропогенеза. Известный эколог Р. Фоули (1990) считает, что возникновение человеческого вида с особыми свойствами не был неизбежным и заранее предопределенным. Эволюция гоминид - следствие существования предков человека в определенных экологических и эволюционных условиях. Ни один аспект или достижение эволюции не имели промежуточного значения, но всегда имело значение решение экологических задач данного момента существования.

Можно себе представить, что существуют следующие пути исследования антропогенеза как процесса развития в общебиологическом аспекте: а) поиск особенностей реализации исходных тенденций эволюции позвоночных животных (включая млекопитающих), б) анализ соотношения специальных факторов антропогенеза и общих факторов макро- и микроэволюции, в) поиск особенностей таксономического отображения эволюции гоминид. В силу того, что дивергенция является лишь одним модусом эволюции, проявляющаяся наряду с конвергенцией и параллелизмами, интересно попытаться выявить независимое становление гоминидных качеств у других животных организмов.



следующая страница >>