microbik.ru
1
Тема: Атмосфера и ее строение.
Цель: сформировать начальные знания учащихся об атмосфере как газовой оболочке Земли; дать представление о ее составе, строении, значении; познакомить с тропосферой как частью атмосферы, наиболее важной для жизни человека, с мероприятиями по охране чистоты воздуха; развивать наблюдательность, логическое мышлення; воспитывать понимание необходимости охраны атмосферного воздуха.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, , компьютер, колонки, атласы, учебники.

Ход урока.

Ι. Организацийний момент.

IΙ. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. Дети! Представьте себе, что с космоса к нам летит космический корабль. Что бы увидели пришельцы, приближаясь к Земле?

Они обратили бы внимание на большие белые шапки на полюсах, на просторные равнины, занятые зелеными лесами и желтыми пустынями из песка, на могучие горные цепи, которые, как будто рубцы, пересекают сушу в разных направлениях, на созданных руками человека города и поля, дороги и каналы.

Все то, что увидели бы пришельцы, приближаясь к Земле, образует ее внешние оболочки, с которыми мы уже начали знакомство на предыдущих уроках, а сегодня мы продлим их изучение.

IIΙ. Актуализация опорных знаний

Беседа

- Давайте вспомним, какие оболочки Земли мы знаем?

- А которые из них мы уже выучили?

- Что вы можете о них сказать?

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель. У Я. Л. Акима есть такое стихотворение:

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только здесь

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету —

Ведь другой похожей нету!
Я думаю, что все вы догадались, о какой планете-сад идет речь. О планете, на которой мы живем.

-Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

-Почему существует человечество?

-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Отгадайте загадку.
Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило.

Да при том не видно было,

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!
Следовательно, тема нашего урока — "Атмосфера и ее строение". Изучая ее, мы расширим знание об атмосфере, рассмотрим ее строение и значение , а так же способы её изучения..

V. Изучение нового материала

Атмосфера — Воздушная оболочка Земли,

Слово "атмосфера" ( гр.) атмос-воздух

сфера-шар

Атмосфера самая верхняя оболочка , состоящая из воздуха .
Ф. «Атмосфера Земли из космоса» (слайд-шоу, 4 фото)
Наверное, очень красива родная планета, если смотреть из дальнего космоса, мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса. Она бережёт планету от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры, которые несёт в космос смена дня и ночи. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом.
Лёгкая на вид атмосфера становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости» - метеориты.
С. Воздух.
Р. Состав атмосферы.

Атмосферный воздух- всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели.содержиться в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить.

Рассмотрим диаграмму «Газовый состав атмосферы»
В атмосфере больше всего, какого газа? (78% азота)
Каково значение азота? (азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений)
Сколько процентов приходится на кислород? (21%)
Каково значение кислорода? (без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы)
1% приходится на другие газы.
Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?
Каково значение углекислого газа? (он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение )
Учёные считают, что современная земная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад.

Как появилась атмосфера?
Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На её формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.
Строение атмосферы.
Мы узнали о составе воздуха, узнали о происхождении атмосферы.
Теперь познакомимся со строением атмосферы.
«Строение атмосферы».
Принято считать, что толщина атмосферы - воздушной оболочки Земли более 2000 км.
Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Мы с вами живём на дне воздушного океана.
Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как на большой высоте – до 3000км – воздух настолько разрежен, что обнаружены только его следы.
В вертикальном отношении атмосфера неоднородна. По характеру изменения температуры воздуха с высотой и другим физическим свойствам она делится на следующие слои-сферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера, верхние слои атмосферы.
Тропосфера - самый нижний слой, в нём сосредоточено 80% воздуха всей атмосферы, 90% водяного пара.
Слой снегов, дождей и ветров –

Атмосферы слой живой,

Восемнадцать километров

Этот самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере –

Кислород, азот,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, радон.
Нижний слой – тропосфера нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха. Это связано с вертикальным градиентом температуры, на каждые 100 м температура понижается на 0,6 градусов.
Тропосферу называют «фабрикой погоды», «кухней погоды». Почему?
Воздух нагревается от земной поверхности, явления погоды происходят только в тропосфере, только в ней есть водяной пар, образуются облака и выпадают осадки.
В тропосфере больше всего примесей природного происхождения, например пепла, выброшенного извергающимися вулканами, пыли, песчанок, поднятые ветром.

С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

2) Стратосфера содержит минимум водяного пара. Воздух холодній и разряжен. Верхняя граница- 50- 55 км.

3) Верхнии слои атмосферы температура понижается от 0 до 90◦( -138)

мезосфера 80-85 км ионосфера

термосфера 800 км (температура 2000)
экзосфера 2000-3000км.
Озоновый слой поглащает жёсткие ультрофиолетовые солнечные лучи , губительные для живых организмов В 20 веке 80-е годы ученые заметили уменьшение озона , назвали это явление «озоновыми дырами». ( сообщение)
Значение атмосферы:

Значение атмосферы прочитать в учебнике

1 - защищает

а) От метеоритов

б) Перегревания

в) Переохлаждения

г) Озон - задерживает ультрафиолетовые лучи

2 - дыхание

1. Источник воздуха;

  1. Поверхность Земли не нагревается днём солнечными лучами и не остывает ночью очень сильно;

  2. Предохраняет Землю от метеоритов.

Изучение атмосферы

Люди давно заметили что некоторые природные явления в атмосфере предвещают ясную погоду, другие явления говорят что погода будет пасмурная , дождливая, поэтому большое значение люди придают изучению атмосферы.

1000 метеорологических станций изучают состояние атмосферы.

Первоначально происходило изучение атмосферы лишь в нижних слоях , но поскольку воздух простирается , вверх на 1000 км таких сведений не достотаточно для предоставление полной картины явлений в атмосфере. Поэтому строят метеорологические станции в горах ( на Эльбрусе, Памире 5000м)

Метеорологи создали ряд приборов

Шар пилот ( для изучения направления ветра и скорости)

Шар-зонд

Воздушные шары стратостаты
Влияние человека на воздух атмосферы.
- Атмосферный воздух — наибольшее богатство, которое мы не всегда должным образом оцениваем, важна часть окружающей среды, в которой мы живем. А как же человек к нему относится? С развитием промышленности транспорта возникла проблема охраны воздуха от загрязнения. В связи с выделением при сгорании топлива огромного количества углекислого газа изменяется газовый состав воздуха. Ежегодно в атмосферу поступает намного больше углекислого газа, чем его могут поглотить все растения Земли. Это приводит к парниковому эффекту.

(Выступление ученика, получившего опережающее задание )
-Вы, по-видимому, слышали о кислотных дождях.

(Выступление ученика, получившего опережающее задание )

-Есть еще ряд загрязнений атмосферы. Послушайте об одном из них .

(Выступление ученика, получившего опережающее задание )
Решить проблему охраны воздуха можно, устранив причины его загрязнения. Необходимо работать над созданием безотходных производств. Для транспорта необходимо найти новые виды топлива, которые незагрязняющие атмосферу. В городах уже появился экологически чистый вид транспорта, который работает на электроэнергии. Важную роль исполняют очистительные сооружения при больших И фабриках и заводах, охрана лесов (их насаждения значительно улучшают состояние воздуха). Хотелось бы,

чтобы люди помнили о значении атмосферы и бережливо относились к ней.

VΙ. Закрепление изученного материала.

-тест

Закрепление - тест

  1. Атмосфера

А)твердая

Б)жидкая

В)газообразная

  1. 78%

А)углекислый газ

Б)кислород

В)азот

  1. Нижний слой атмосферы

А)мезосфера

Б)тропосфера

В)стратосфера

  1. Происходит круговорот воды

А) тропосфера

Б) стратосфера

В) мезосфера

5.Образуются облака

А)мезосфера

Б)тропосфера

В)стратосфера

6. Озон

А)мезосфера

Б)тропосфера

В)стратосфера

Ответы:1 В 2 В 3 Б 4 А 5 Б 6 В

VII. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Выучить § 35 учебника. Составить кроссворд (по желанию).

Приложение 1

Парниковый эффект

В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.

В чем же опасность парникового эффекта? Парниковый эффект изменит такие критически важные величины, как количество осадков, слой туч, океанические течения, размеры полярных ледяных шапок. Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким.

Глобальное потепление вызовет таяние ледников Гренландии, Антарктиды.

Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают сотни миллионов людей, расположены города, фермы, сады и поля.

Приложение 2

Кислотные дожди

Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:

• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;

• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;

• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);

• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;

• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;

• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;

• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;

• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно
Приложение 3

Табачный дым

Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи

(!) раз превышает все предельно допустимые нормы.

Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.