microbik.ru
1 2 ... 5 6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена

Институт дополнительного образования

Кафедра управления образованием

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ СОВЕТОВ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ»
Выполнил:

слушатель 2 курса ОЗО

Потапов Андрей Александрович
Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор кафедры

управления образованием

Трапицын Сергей Юрьевич

г. Санкт-Петербург

2006

Содержание:

Введение…………………………..……….………………………………..стр.3

Глава 1. Роль и место Советов молодых учителей в освоении профессиональной деятельности.

1.1. Характерные особенности профессионального

становления молодого учителя ……………………………………стр.7

1.2. Особенности подготовки молодых учителей

к профессиональной деятельности за рубежом………………….стр.22

1.3. Деятельность городских Советов молодых

учителей …………………………………………………….................стр.27

1.4. Работа с молодыми педагогами в районах

Санкт-Петербурга…………………………………………………….стр.33
Глава 2. Основные особенности деятельности районного Совета молодых учителей на примере Совета Василеостровского района.

2.1. Деятельность Совета молодых учителей

Василеостровского района………………………………………… стр.40

2.2. Критерии эффективности деятельности образовательного

учреждения……………………………………………………….........стр.46

2.3. Влияние Совета молодых учителей Василеостровского

района на повышение эффективности деятельности

образовательных учреждений района……………………………...стр.49
Заключение………………………………………………………………....стр.54

Использованная литература……………………………………………..стр.57

Приложения………………………………………………………….……..стр.58

Введение.
В сложных условиях последствий реформации последнего деся­тилетия Правительству Санкт-Петербурга, Комитету образования Санкт-Петербурга и Территориальному комитету профсоюзов работников народного образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области удалось сохранить традиционно высокий уровень образования и разработать пути его дальнейшего развития, создать систему управления, опреде­лить главные задачи современного образовательного процесса, про­должить реализацию принципа непрерывности и преемственности обучения.

В результате принимаемых мер в Санкт-Петербурге складывается но­вая личностно-ориентированная практика обучения и воспитания, в центре которой ученик, развитие его способностей, интересов, пра­вильных жизненных ориентиров.

Однако это не говорит о том, что все проблемы решены. В частности, требует глубокого изучения состояние подготовки молодых педагогических кадров, от которых в значительной степени будет зависеть дальней­шее поступательное развитие не только системы образования, но и страны в целом.

Кроме того, необходимо исследование основных проблем и трудностей становления молодого учителя как профессио­нала, как личности, способной воспитать достойное молодое поколение в соот­ветствии с требованиями современного демократического общества.

Именно в течение первых лет учительской деятельности молодой специалист приобретает начальный практический педагогический опыт, осваивает основные профессиональные навыки, враста­ет в новую социальную среду, пытается найти оптимальные формы взаимодействия с коллегами, учащимися и их родителями, с админи­страцией образовательного учреждения. В этот же период бывший студент вступает в самостоятельную трудовую и семейную жизнь.

Не­обходимость сочетания профессионального и социального приспо­собления к новой среде является непростой задачей для молодого человека. Успешная адаптация за короткий срок обеспечивает высо­кую эффективность его дальнейшего труда. Затрудненная, затянув­шаяся адаптация оказывает не только негативное психоэмоциональ­ное воздействие (появление чувства своей неполноценности, неуве­ренности, пессимизма, невротизации и психосоматических заболева­ний), но приводит к снижению качества преподавания и взаимодейст­вия с участниками педагогического процесса - то есть к ухудшению профессиональных показателей деятельности учителя.

Вопросы подготовки молодых учителей волновали общественность России еще в позапрошлом веке. «Будущий учитель должен получить общее образование и специально педагогическое, с подразделением последнего на теоретическое и практическое (в нем акцент должен быть на обучении будущего учителя тому, как знакомиться с детьми, наблюдать их, распределять на группы, отличать выдающихся учеников и т.д.)»1. Но при этом далеко не все разделяли ту точку зрения, что необходимо заводить специальные учреждения для подготовки учителей. «Университет не задается целью подготовки учителей для средних учебных заведений. Их подготовка должна осуществляться совершаться после окончания университета. Для практической подготовки назначаются 2 года. Педагогические курсы состоят при одной из гимназий. Считается крайне полезным, чтобы молодой учитель сначала освоился с интересами школы, сжился с тем особым миром, который составляют дети того возраста, когда они учатся в гимназии. На него не наваливают сразу 20-25 уроков, чтобы дать возможность обдуманно готовиться к урокам, пополнять свое педагогическое образование, посещать уроки других учителей, пользоваться советами опытных преподавателей»2.

В отечественной практике вопрос подготовки молодых специалистов тесно связан с понятием наставничества: «наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником»1. Массовое движение наставничества было отмечено в СССР с конца 50-х годов прошлого века в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. Наставничество осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми работниками, пришедшими в коллектив.

Поэтому изу­чение этих процессов, своевременное оказание реальной поддержки и помощи молодому учителю становится актуальной задачей органов управления образования, профсоюзных организаций, региональной и федеральной властей.

Все это говорит об актуальности нашей работы.

Объектом исследования является процесс профессионального становления молодых учителей Санкт-Петербурга.

Предметом исследования является деятельность районных Советов молодых учителей по работе с молодыми специалистами.

Гипотеза: если молодые учителя Василеостровского района будут активно участвовать в работе Совета, а также директора образовательных учреждений и председатели профсоюзных комитетов будут прислушиваться к выработанным в Совете молодых учителей рекомендациям, то эффективность деятельности образовательных учреждений района повысится.

Цель работы: исследовать теорию и практику деятельности Советов молодых учителей по формированию профессиональных навыков молодых педагогов и влияние этого на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.

Задачи работы:

  • Проанализировать характерные особенности профессионального становления молодого учителя

  • Исследовать особенности подготовки молодых учителей к профессиональной деятельности за рубежом

  • Изучить исторические аспекты возникновения Советов молодых учителей

  • Изучить состояние дел в работе городских Советов молодых учителей Санкт-Петербурга и Москвы и районных Советов молодых учителей Санкт-Петербурга (на примере Адмиралтейского, Центрального и Кировского районов)

  • Разработать критерии эффективности деятельности образовательных учреждений, на которые возможно повлиять Совету молодых учителей

  • Исследовать влияние районного Совета молодых учителей на эффективность деятельности образовательных учреждений на основе разработанных критериев (на примере Совета молодых учителей Василеостровского района)

Практическая значимость работы заключается в выявлении основных направлений влияния Совета молодых учителей Василеостровского района на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений по разработанным критериям.

Методами исследования являются: анализ нормативно – правовой базы, наблюдение, анкетирование, опрос.

Глава 1. Теория и практика участия Советов молодых учителей в их профессиональном становлении.
1.1. Начальный период профессиональной деятельности

молодого учителя.
Трудовой кодекс РФ не уточняет понятия «молодой специалист» (государство освободило себя от обязанности трудоустраивать молодых специалистов). Теперь статус молодого специалиста присваивается в соответствии с региональным законодательством.

На официальном Internet-сайте партии «Единая Россия»1 можно прочитать, что сегодня понятие "молодой специалист" отсутствует как таковое. Когда человек идет учиться, поступает в вуз, он должен знать востребованность получаемой им профессии на рынке труда, свой будущий заработок, возможности самореализации, дальнейшего трудоустройства. Работодатели ищут сотрудников с опытом работы, то есть пять лет обучения в вузе теряют смысл. В результате молодой специалист вынужден находить любую работу, благодаря которой сможет зарабатывать себе на жизнь. И как итог: отсутствие перспектив и карьерного роста у каждого отдельного человека и потеря специалистов различных областей.

Вообще поскольку законодательно термин не определен, то лучше не экспериментировать. В разных контекстах может быть по-разному. Обычно, если речь идет о трудовых вопросах, молодой специалист - это выпускник, который еще вообще не работал.

Понятие «молодой специалист», казалось бы, безвозвратно ушло в прошлое вместе с советской эпохой2. Большинство отечественных предприятий предпочитают искать уже готовых профессионалов на рынке труда, а не разрабатывать собственную специализированную программу подготовки кадров.

Оформление на работу молодого специалиста, как и любого нового работника, начинается с заключения трудового договора. Необходимо проверить, чтобы в трудовом договоре были указаны все условия будущей работы (ст. 57 ТК РФ).

В течение трех дней с момента заключения трудового договора издается приказ о приеме на работу по унифицированной форме Т-1, которая была утверждена постановлением №1 Госкомстата России от 5 января 2004 г.

Оформляя документ, работодатель должен помнить, что речь идет о молодом специалисте. А к этой категории работников надзорные органы проявляют особый интерес. Поэтому приказ (впрочем, как и другие кадровые документы) должен быть составлен безупречно. Первая запись, которую делает работодатель в приказе, – это наименование организации. Название должно строго соответствовать Уставу (положению) организации и быть развернутым. Сокращенный вариант употребляется только в том случае, если он зафиксирован в учредительных документах компании.

Далее заполняется код организации по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций). В графе «Дата составления» (приказа) необходимо обратить внимание на такую деталь: дата и номер документа вписываются кадровиком вручную после его подписания руководителем. А при оформлении проекта приказа проставляется лишь месяц и год его издания. Приказ о приеме на работу визируется всеми заинтересованными лицами. Последним свою подпись ставит руководитель.

Для впервые поступающих на работу молодых специалистов Трудовой кодекс запрещает устанавливать испытание (ст. 70 ТК РФ). Если вопреки требованиям Закона работодатель все же устроит профессиональную проверку, работник без особого труда оспорит это решение, пожаловавшись в суд или правовому инспектору. По указанию компетентных органов он будет признан принятым на работу без испытания.

Существуют льготные условия труда для молодых специалистов. Многим ребятам, закончившим средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы), к моменту поступления на работу не исполнилось еще 18 лет. А это значит, что по закону они имеют право на льготные условия работы, в частности, на сокращенный рабочий день (ст. 92 ТК РФ), удлиненный ежегодный отпуск (ст. 267 ТК РФ), пониженные нормы выработки (ст. 270 ТК РФ), право выбирать отпуск в любое удобное для них время. Но необходимо иметь в виду, что такие моменты должны быть обязательно прописаны в трудовом договоре. Согласно постановлению Минтруда РФ от 12 октября 1992 года "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти" очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года.

Поскольку работодатель берет человека, который не приобрел еще необходимого трудового опыта и не имеет понятия, как вести себя в трудовом коллективе, необходимо разъяснить новичку, что такое трудовой договор, какова роль этого документа в отношениях между работником и организацией, какова ответственность за нарушение условий договора.

Молодой специалист должен иметь четкое представление о своих обязанностях, о своей «трудовой миссии». Также работодатель обязан ознакомить нового работника с правилами действующего внутреннего трудового распорядка, с другими нормативными актами, действующими на предприятии, с коллективным договором.

Вместе с тем, можно прочитать, что понятия «молодой специалист» нет и существовавшие ранее для этой категории граждан льготы (запрет на увольнение и т.д.) ныне не действуют1.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах Российской Федерации с молодыми специалистами области образования ведется планомерная работа. Рассмотрим города Москву и Санкт-Петербург.

Действительно, в Постановлении Правительства Москвы от 15.01.02 № 36-ПП “Об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы” содержится понятие “молодой специалист”: “Молодыми специалистами считаются лица, непосредственно после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования) поступившие на работу по специальности, при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы - независимо от объема педагогической нагрузки.

Доплаты молодым специалистам устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя образовательного учреждения и могут быть отменены или частично снижены в случаях, предусмотренных положением, коллективным договором (соглашением) или иными локальными актами образовательного учреждения”

В Москве доплаты устанавливаются в течение трех лет работы молодого специалиста: в первый год - 40%, во второй - 30%, в третий - 20% ставки заработной платы, а молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, - 50% ставки заработной платы.

В свою очередь, в Санкт-Петербурге установлены доплаты молодым специалистам, окончившим высшие педагогические учебные заведения, начиная с 2003 года: для специалистов, имеющих диплом с отличием, единовременная выплата из бюджета Петербурга составит 11 тысяч 73 рубля, остальные педагоги получат по 7 тысяч 382 рубля. «Подъемные» деньги выплачиваются специалистам в течение 4-х месяцев после окончания учебного заведения. Но определения понятия «молодой специалист» в Санкт-Петербурге в настоящее время нет. Этот вопрос был поднят представителями молодых учителей города на встрече с губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко 27 сентября 2005 года и в настоящее время находится в стадии разработки.

Начальный период трудовой деятельности молодого специали­ста любой профессии неизбежно связан с определенными трудностя­ми, обусловленными отсутствием профессионального и жизненного опыта, устойчивостью стереотипов прежнего поведения во время уче­бы в школе и ВУЗе, которые следует коренным образом менять, не­достатком высокой личной ответственности за результаты труда, не­обходимостью коррекции некоторых своих психологических особенно­стей, не соответствующих требованиям профессии и т. д.

Сталкива­ясь с этими препятствиями, вступающий в новую среду человек, в пер­вую очередь, должен рассчитывать на собственные силы и волевые качества, бороться с самим собой, перевоспитывать самого себя. Это достаточно трудный процесс, который по силам лишь тому, кто осоз­нает необходимость такой работы над собой ради достижения по­ставленной цели.

От того, насколько продумана, осознана и желаема цель стать специалистом и профессионалом, зависит степень прило­жения собственных усилий. Достигает желаемого лишь мотивирован­ный человек.

В процессе выбора профессии важную роль играет при­нятие самостоятельного, осознанного решения, но для этого нужно обладать солидной информацией о выбираемой профессии, о ее дос­тоинствах и трудностях, о цене, которой достигается профессио­нальный успех. Не у всякого школьника или студента сложилось такое достаточное представление о будущей деятельности.

Поэтому неред­ко при выборе профессии учителя определяющим для него становится совет родителей или других авторитетных лиц, мнение друзей, зачастую недостаточно информи­рованных, пример любимого учителя. На выбор педагогической профессии оказывают влияние и случайные об­стоятельства: близкое расположение педагогического ВУЗа (колледжа), желание учиться вместе с друзьями, либо относительная легкость посту­пления в то или иное учебное заведение: невысокий конкурс, отсутствие экзаменов по трудным или нелюбимым предметам и др. Если выбор профессии связан с такими факторами, то мотивация зачастую оказывается недостаточной и по окончании ВУЗа.

Юношеское представление о будущей профессии остается в определенной степени эмоциональным и иллюзорным до тех пор, пока молодой человек не начал работать учителем. Именно в первый год этой деятельности и происходит проверка правильности выбора профессии, соответствия собственных представлений о ней с фактами объективной реальности, которая, как правило, оказывается более жесткой и рациональной, требующей значительных усилий и воли. Поэтому именно начальный период трудовой деятельности становится показателем устойчивости мотивации, определившей выбор профессии.

Еще в середине 90-х годов прошлого века для продолжения своего обучения в аспирантуре студентам было необходимо идти работать по специальности, нужен был стаж работы два года. У остальных определяющим мотивом являлось получение опыта, зарплата стояла на втором месте, так как она редко превышала стипендию.

Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию и ради этого готовы жить на невысокую зарплату.

Основная проблема лежит глубже. За время обучения в педагогическом учебном заведении студенты изучают помимо научных дисциплин методику обучения. К тому же педагогические практики зачастую оказываются действительно интересными, оборачиваются радостными впечатлениями. И тогда многие студенты задаются вопросом: «А не пойти ли мне работать в школу?». И многие идут, а разговоры, что молодежь не идет работать в школу, - это миф со множеством опровержений. Идти-то они идут, да мало кто остается работать в школе.

А те, кто остаются работать в школе, должны понимать, что, во-первых, как профессионалы они еще очень слабы, так как во время обучения была получена только сумма знаний, практики ее применения в ходе занятий с аудиторией не было. Во-вторых, недавние студенты не имеют представления о том, с кем им придется работать. За 5-8 лет, которые прошли с окончания школы, жизнь динамично изменилась, и воспоминания о своей школьной жизни могут сильно помешать. В-третьих, молодой человек, решивший работать в школе, совершенно не понимает, что эта его работа – десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями и стереотипами.

На первых порах1 довольно часто у молодого специалиста душевный подъем и полная эйфория, на работе все складывается удачно. Но уже скоро могут начаться проблемы, конфликты с участниками образовательного процесса его школы.

Конфликт может возникнуть с администрацией образовательного учреждения. Для многих директоров и их заместителей молодой учитель, который по возрасту мало отличим от старшеклассников, - непонятен. Им невдомек, что очевидные на их взгляд вещи совсем неочевидны для молодого работника, и что сразу навалившийся на него огромный объем школьной документации заставляет молодого специалиста почувствовать себя полностью профнепригодным. Исходя из общения со многими молодыми коллегами по всей России, можно отметить, что терпеливая, внимательная администрация в школе, к сожалению, большая редкость.

Проблемы могут возникнуть у молодого учителя и с учениками. Это касается и знания предмета, и коммуникативной культуры учителя, и психологической готовности к тому, что учащиеся будут молодого учителя «проверять». Умение не выпустить ситуацию из-под контроля, умение немедленно и правильно среагировать являются залогом успешности учителя.

Ситуации конфликта у молодого педагога могут возникнуть с родителями учащихся. Особенно остро это происходит у молодых классных руководителей. Кроме того, что родители считают, что все знают о своих детях лучше всех, а также кроме того, что они знают чему и как надо учить их отпрысков, положение усугубляется тем, что не всякий родитель станет всерьез воспринимать советы человека двадцати с небольшим лет.

Проблемные ситуации могут складываться у молодого учителя и внутри педагогического коллектива, с коллегами. По мнению многих опытных учителей, у только что пришедшего работать в школу специалиста не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков коммуникации с детьми, т.е. профессионализма. Часто так и бывает. Но не всегда традиционная методика или общепринятая теория являются современными, перспективными. Чтобы пытаться ими овладеть, требуется сделать над собой усилие. Как показывает опыт, это усилие легче дается менее опытным коллегам. И начинается война взглядов на методику и содержание обучения. Приемлемой оказалась бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым, а те, в свою очередь, методично бы излагали свои взгляды на обучение учащихся.

Нельзя не отметить еще одну конфликтную ситуацию, связанную с приходом на работу молодого учителя. Она связана с необычайно устойчивым стереотипом о непрестижности профессии учителя. В этот конфликт будет вовлечена собственная среда молодого учителя. И разрешить этот конфликт способны грамотная национальная политика в области образования.

С первых дней вступления в трудовую деятельность перед каж­дым молодым специалистом встает ряд взаимообусловленных задач:

  • найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями, коллегами-учителями, админи­страцией образовательного учреждения;

  • умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении, предварительно оценив уровень
    использования инновационных методов в учебном процессе и це­лесообразность внедрения нововведений, которыми владеет моло­дой специалист;

  • перестроить студенческий стереотип жизни в соответствии с изме­нившимися условиями труда, приспособиться к новому ритму, ре­жиму и приоритетам новой деятельности;

  • объективно оценить соответствие собственных характерологических особенностей и способностей требованиям профессиональной
    деятельности и при необходимости постараться скорректировать
    свои недостатки.

Последовательное решение перечисленных задач является не­обходимым условием для благоприятной последующей адаптации на­чинающего трудовую жизнь учителя.

Молодой учитель, осваивающий новую для него сферу деятельности и испытывающий определенные трудности в процессе профессиональной, социальной и психологической адаптации, требует максимального внимания со стороны органов управления образованием всех уровней, профсоюзных и общественных организаций. Это внимание должно проявляться во всех областях жизни и деятельности начинающего специалиста: в вопросах оптимальной организации труда, материального благополучия, действенной помощи в организации отдыха и досуга, медицинского обеспечения, поддержки семьи, в создании условий для профессионального роста и совершенствования и др.

Целенаправленное, систематическое оказание поддержки и помощи молодому учителю облегчает процесс его адаптации, ограничивает влияние объективно существующих проблем и трудностей, повышает эффективность и качество труда, снижает текучесть кадров, повышает социальную активность педагога как гражданина.

Конкретная поддержка молодого учителя может реализовываться в виде оказания материальной помощи семье, повышении оплаты труда, своевременной выплате детских пособий, организации отдыха самого учителя и его детей, улучшение жилищных условий и др.

Исполнение перечисленных функций зависит от активности деятельности администрации образовательного учреждения, районных, городских и региональных профсоюзных и общественных организаций, Совета молодых учителей.
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. В России кадровыми службами не уделяется достаточного внимания важности мероприятий по адаптации работников.

Под адаптацией можно понимать процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды1.

Многими авторами процесс адаптации разделяется на несколько этапов. Например2:

  1. Оценка уровня подготовленности новичка (необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации, куда входят знакомство с производственными особенностями организации, включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, правила поведения и др.)

  2. Ориентация (практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые предъявляет организация)

  3. Действенная адаптация (приспособление нового работника к своему статусу, включение в межличностные отношения с коллегами)

  4. Функционирование (постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе)

Программа действий Министерства образования России по реализации

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из пунктов содержит «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом». В этой связи управление процессом профессиональной адаптации начинающих учителей - чрезвычайно важный аспект.

Адаптационный синдром учителей-стажеров включает в себя такие признаки как: повышенный уровень тревожности, обостренная чувствительность к стрессогенным факторам1. Эти обстоятельства обусловлены тем, что молодой специалист, приходя после окончания учебного заведения на производство (в данном случае, в образовательное учреждение), сталкивается с проблемой сложного и многоаспектного «приспособления» к условиям, функциям и особенностям профессиональной деятельности. В последние годы этот процесс осложнился ускоренной модернизацией средней школы, включением ее в инновационную деятельность, возрастанием числа новых методик, внедряемых в учебно-воспитательный проект.

В первые годы профессиональной деятельности молодой учитель испытывает многочисленные стрессы в силу неподготовленности к условиям работы, а именно: по причине дефицита информации о специфике образовательного учреждения, школьного коллектива, родительского социума, а также вследствие недостаточности у начинающего педагога навыков работы в статусе классного руководителя и недостаточного уровня развития коммуникативных навыков.

Ведущими компонентами адаптационных процессов начинающих педагогов являются: доминирующий тип интеллекта; оценка их деятельности и самооценка; категории отношений в комплексе «молодой учитель – педагогическое окружение»; валеологическая и гендерная составляющие; профессионально-адаптационные затруднения – сложным образом организованные структуры, оказывающие негативное влияние на темп, динамику, траекторию процесса профадаптации и снижающие уровень адаптационного потенциала начинающего педагога; учет типа интеллекта при профотборе, валеологический и гендерный компонент, позитивная оценка деятельности молодых педагогов, вовлечение их в инновационную деятельность образовательного учреждения, а также использование ими новых технологий (в том числе и компьютерно-ориентированных) оптимизируют адаптационные процессы начинающих учителей и усиливают их адаптивность1.

Учебно-воспитательный процесс, который осуществляется молодыми учителями, сопровождается целым спектром затруднений как профессионального, так и адаптационного характера. Вызывают особую озабоченность незначительный охват молодых учителей продуктивным наставничеством. В частности, это сотрудничество осуществляется по следующим видам деятельности: оформление школьной документации, проверка конспектов уроков молодого коллеги, помощь в решении методических и дидактических вопросов, методические советы по проведению работы с родителями, изготовлению наглядного материала.

Педагогические работники из числа начинающих учителей Василеостровского района выделяют следующие затруднения в процессе профессиональной адаптации: недостаточная оснащенность учебного процесса, высокая психоэмоциональная нагрузка, чрезмерная загруженность работой, школьная документация, состояние нравственности учащихся, недисциплинированность учащихся, взаимодействие с коллегами, администрацией.

В аспекте позитивного профессионального развития учителя, действительно, одну из главных ролей должна играть администрация школы. Но часто на деле получается по-другому: директор, завуч больше проверяют молодого учителя, чем способствуют оказанию им помощи в работе. А они должны, прежде всего, понимать, что личность молодого учителя играет ведущую роль, и нужно помогать личности развиться, раскрыть свои способности и возможности.

Адаптивными возможностями обладает тот молодой учитель, который имеет наиболее широкое «мотивационное поле»1, обладает широким кругом интересов, высоким уровнем не только профессионального, но и общего развития личности. В свою очередь адаптация – не только социальное приспособление, а гораздо более - развитие личности, активное отношение субъекта к социальной ситуации. Следовательно, творческий подход к педагогической деятельности, индивидуальное своеобразие педагога создает существенные предпосылки для достижения профессионального успеха, формирует для молодого специалиста позитивное отношение к педагогическому труду.

Итак, в идеале администрация должна направлять свои действия на развитие творческого потенциала личности, который сочетает общее и профессиональное развитие педагога, включающее эмоциональную устойчивость, коммуникативное, волевое и интеллектуальное начало.

Представители администрации должны помнить, что у молодого специалиста труд не является ценностью сам по себе, а является средством удовлетворения потребностей. С этой целью в школе, районе, городе необходимо создание условий развития начинающего педагога, среди которых не последнее место должны иметь следующие моменты:

1. Создание неких объединений молодых учителей, где они могли бы найти ответы на возникающие вопросы, связанные с профессиональной деятельностью.

2. Проведение семинаров с активным участием молодых учителей, опытных педагогов, специалистов Центров повышения квалификации специалистов образования.

3. Создание условий для освоения новых технологий.

4. Забота о достижении определенного уровня благосостояния молодого педагога.

Роль руководителя образовательного учреждения в процессе профессиональной адаптации его молодых сотрудников должна сводиться к следующим моментам:

  • Создание комфортных психологических условий работы в специфическом коллективе (пол, возраст)

  • Помощь в нахождении молодым специалистом оптимальных вариантов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями, коллегами-учителями, админи­страцией образовательного учреждения

  • Обеспечение фактическим наставничеством (сюда входит и работа со школьной документацией)

  • Поощрение стремления к инновационной деятельности

  • Обеспечение проведения открытых уроков, мастер-классов, тренингов на базе образовательного учреждения

  • Проведение мониторинга профессиональных проблем молодых учителей, отбор тех из них, которые можно решить внутри образовательного учреждения

  • Распространение опыта решения проблем молодых учителей в конкретном образовательном учреждении

  • Охват молодых учителей досуговой деятельностью

  • Независимо от профсоюзной принадлежности оказание материальной поддержки молодым учителям

Сотрудничество руководства образовательным учреждением с районным Советом молодых учителей способно усилить эффективность влияния на адаптацию молодых учителей.

Во время бесед с молодыми специалистами из различных районов Санкт-Петербурга и других городов России озвучиваются главные проблемы, которые для всех, в общем, весьма схожи. Выделим следующие:

1. Как найти себя в потоке обязанностей и дел, мероприятии и контактов?

2. Что значит " правильно себя поставить"?

3. Как добиться взаимопонимания с учащимися?

4. Как завоевать авторитет у учащихся и коллег?

5. Как найти свое место в педагогическом коллективе?

6. Как сделать единым обучение и воспитание на уроке?

7. Как грамотно вести общение с родителями учащихся?

8. Как преодолеть конфликты между молодыми учителями и более опытными педагогами?

  Проблема общения с коллегами-учителями старшего поколения, часто воспринимающими молодых как конкурентов, искажает межличностные отношения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, ценностными ориентациями, политическими взглядами. Различие в нравственных ориентациях и ценностях молодежи и людей старшего поколения носит объективный характер и отражает различие тех исторических условий, в которых происходило становление их личности. Но определенный субъективизм в понимании «нравственного» и «безнравственного», присущий как молодежи, так и людям зрелого возраста, нравственная стереотипность и догматизм способны негативно повлиять на адаптационные возможности молодых специалистов системы образования.

Проблема обучения будущих педагогов навыкам и умениям педагогического взаимодействия на сегодняшний день является весьма актуальной. Ни для кого не является секретом то обстоятельство, что студентам педагогических вузов в полном объеме даются педагогические дисциплины (история педагогики, теория воспитания и образования, методики воспитательной работы, педагогические технологии и др.). При изучении этих дисциплин в основном рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия в системе отношений «педагог—ребенок» и «педагог - педагогический коллектив». Последствия такого, достаточно «однобокого» подхода сказываются на качестве профессиональной адаптации молодого учителя к условиям реальной педагогической действительности.



следующая страница >>