microbik.ru
1 2 3 4


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЗЕМЛИ

И НЕДВИЖИМОСТИ

(МСО «ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ»)

А.А.АЛПАТОВ


СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

(тезисы лекции)

Москва, 2004




СОДЕРЖАНИЕ




  1. Основные направления земельной реформы

в Российской Федерации………………………………………………3

  1. Основные цели, задачи и направления создания эффективной

системы управления земельными ресурсами……………………….12

  1. Программа повышения эффективности управления

земельными ресурсами……………………………………………….26


  1. Основные направления земельной реформы

в Российской Федерации



Переход России от планово-административной к рыночной экономике потребовал ускоренного преобразования всех сфер социально-экономической жизни, в том числе в области земельных отношений. Сложившиеся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в новых рыночных условиях не стали обеспечивать эффективного использования огромных земельных активов Российской Федерации общей площадью 1,7 млрд. га, что объективно потребовало их реформирования.

Земельная реформа – это формирование адекватных рыночным условиям структуры земельных ресурсов, системы земельных правоотношений и инфраструктуры рынка земли с целью ускорения социально-экономического развития на основе повышения эффективности использования земельных ресурсов (рис.1). Земельная реформа является частью структурной реформы экономики Российской Федерации.

Главной целью земельной реформы следует определить повышение благосостояния граждан и ускорение экономического роста на основе эффективного и рационального использования земельных ресурсов Российской Федерации.

В качестве основополагающих задач земельной реформы следует выделить:

  1. формирование многообразия форм собственности на землю (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная и частная), оптимизация их структуры и создание системы эффективного управления земельными ресурсами каждого уровня;

  2. формирование законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей целостность и системность рыночных земельных правоотношений;

  3. формирование развитого рынка земли и недвижимости на основе создания и функционирования всех необходимых институтов и элементов его инфраструктуры.

Проведение земельной реформы в Российской Федерации должно основываться на следующих принципах:

  • учета значения земли как основы жизни и деятельности граждан, проживающих на территории Российской Федерации;

  • приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, сохранения особо ценных и особо охраняемых земель;

  • приоритета охраны жизни и здоровья граждан при использовании земель;

  • сочетания интересов общества и законных интересов граждан, а также участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов регулирования использования и охраны земель;

  • многообразия и равноправия государственной, муниципальной и частной форм собственности на землю;

  • разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

  • единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости;

  • платности использования земли;

  • деления земель по целевому назначению, определения их правового режима исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования, а также учета природных, социальных, экономических и иных факторов.

Основываясь на вышеприведенных понятиях, целях, задачах и основных принципах земельной реформы в Российской Федерации в качестве главных ее направлений на современном этапе следует определить:

    1. Разграничение государственной собственности на землю.

    2. Оптимизация структуры государственных и муниципальных земель, создание системы эффективного управления и распоряжения ими.

    3. Приватизация и вовлечение в оборот земельных ресурсов, не участвующих в обеспечении государственными и муниципальными органами власти их функций и задач, установленных законодательством Российской Федерации.

    4. Формирование целостного пакета действующих законодательных и нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных и имущественных отношений.

    5. Создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей полноценное функционирование и развитие рынка земли и иной недвижимости.


следующая страница >>