microbik.ru
1
А. Головкина
Особенности PR – деятельности фармацевтических компаний (2007)

Введение

Связи, отношения с общественностью (Public Relations, PR) становятся все более важной сферой деятельности российских фармацевтических компаний, и не в последнюю очередь из-за особой социальной значимости рынка лекарств. В развитых странах PR уже давно являются одной из основных функций менеджмента, устанавливающей и поддерживающей коммуникации (информационный обмен) между организацией и общественностью. Это обусловлено резко возросшей озабоченностью компаний тем, как они воспринимаются на рынке и в обществе в целом.

Рынок PR (общественных связей) в российской экономике развивается очень динамично. Состояние этого сектора экономики непосредственно связано с экономическим развитием страны в целом, с быстрым развитием внутреннего рынка и его растущими связями с рынком мировым. Социальные преобразования в обществе, изменившие структуру массового сознания и раздвинувшие границы информационного пространства, особенно ярко демонстрируют зависимость роста и процветания компании, её брендов от отлаженности и надежности «связей с общественностью». Что же касается фармацевтического рынка – это тоже очень быстро растущая составляющая российского рынка. Фармацевтический сектор, как, пожалуй, ни один другой, привлекает крупные иностранные корпорации. При этом и российские игроки не собираются сдавать своих позиций. Рынок лекарственных средств – арена жесткой конкуренции. Однако не стоит упускать из виду тот факт, что этот сектор российского рынка – очень развитый; Основная борьба - борьба за информационное пространство, за лояльность и поддержку потребителей.

Нарастающая конкуренция способствует всплеску информационной борьбы на фармацевтическом рынке. И, если негативная информация о компании появляется в СМИ, необходимо мгновенное реагирование. Для этого существует целая специальная отрасль связей с общественностью – так называемый, кризисный PR.

Повышенное внимание к PR-обслуживанию именно этого сектора бизнеса объясняется тем, что, во-первых, фармацевтические фирмы тратят на PR-обслуживание финансовых ресурсов больше многих других отраслей, поскольку у них массовые целевые аудитории (хорошее здоровье интересует всех и каждого), а, во-вторых, продвижение их продукции (особенно рецептурных препаратов) с помощью открытой массированной рекламы сильно затруднено из-за многочисленных законодательных запретов и ограничений.

Развитие фармацевтического рынка России диктует его участникам необходимость овладения различными инструментами продвижения своих товаров и услуг. Жесткое государственное регулирование и отсутствие конкуренции, которое еще помнят отдельные, сохранившиеся с советских времен фармацевтические предприятия, стремительно уходят в прошлое. Как превратить производственные мощности в конкурентоспособную компанию? Как успешно вывести на рынок новую продукцию?1

Статья 20 закона «О рекламе» в новой редакции практически полностью лишает производителей лекарственных препаратов и медицинских услуг возможности общения с конечным потребителем посредством традиционных инструментов массовой коммуникации. Если до этого маркетинговая активность безрецептурных препаратов практически не встречала ограничений, то с принятием нового закона они оказываются, по сути, в тех же условиях, что и рецептурные медикаменты. В этой ситуации эффективное взаимодействие с медицинской общественностью, которому и ранее отводилась ведущая роль, становится вдвойне важным.

Такую возможность, помимо прямого общения, оставляют специализированные выставки, семинары, конференции, реклама в профильных печатных изданиях, которые не подвержены столь жестким ограничениям. Впрочем, тяготы общения с медицинской общественностью не понаслышке знакомы большинству участников рынка. ЧТО и КАК сказать, с одной стороны, конечному потребителю, с другой, искушенным специалистам? Как просчитать и проанализировать результат?

Как и в любой другой категории «Брендов под запретом», на фармацевтическом рынке необычайно важна возможность использования нестандартных каналов коммуникации с целевой аудиторией. А с учетом высокой конкуренции, встает проблема креативных маркетинговых решений. Наконец, эффективная маркетинговая стратегия невозможна без четкого понимания законодательных рамок. Что можно и чего нельзя с юридической точки зрения? 2

  1. Запрет рекламы лекарственных средств и медицинской техники при отсутствии у субъекта разрешения на их производство и реализацию.

  2. Запрет на рекламу рецептурных лекарств и средств, для использования которых необходима специальная подготовка. Реклама разрешена только в специализированных изданиях.

  3. Запрет на рекламу рецептурных лекарств в СМИ.

  4. Сведения, сообщаемые в рекламе должны соответствовать фармакологическим свойствам и требованиям государственных стандартов.

  5. Запрет на представление в рекламе лекарства как уникального, самого эффективного, наиболее безопасного, исключительного по отсутствию побочных эффектов.

  6. Запрет на введение потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны и патентованности лекарства.

  7. Запрет на подрыв репутации производителей лекарственных средств

  8. Запрет на подрыв веры в действие лекарственных средств.

  9. Запрет на создание впечатления ненужности медицинских консультаций.

10. Запрет на создание ощущения гарантированности эффекта от приема лекарственного средства.

Потребители, имеющие сейчас больше информации, чем когда-либо ранее, начинают тяготеть к специализированным товарам и услугам. Можно сказать, что массовый рынок теперь не существует как таковой, он представляет собой разветвленную систему, ориентированную на разные целевые аудитории, различающиеся по признаку пола, возраста, образа жизни; немаловажную роль играют этнические особенности, доходы, образование и многое другое, что отличает людей друг от друга. Все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний, опыта и владения определенным инструментарием, с помощью которого компании могут продвигать свои бренды, выводить на рынок новую продукцию, а также поддерживать интерес и спрос на продукцию хорошо известную.

Элементы PR-деятельности в работе фармацевтических компаний.

Эффективность функционирования фармацевтического предприятия (ФП) в современных условиях рыночной экономики обеспечивает использование руководством концепций управления, разработанных согласно стратегическому маркетингу. Сегодня недостаточно управлять поведением людей: необходимо управлять их мыслями и чувствами, формировать общественное мнение. Для ФП средством стратегического управления мнением представителей целевых аудиторий являются отношения с общественностью — Public relations.

Результативность деятельности ФП зависит от различных общественных групп: партнеров, врачей, конечных потребителей лекарственных средств (ЛС), акционеров, инвесторов, средств массовой информации (СМИ), органов государственной власти. Соответствующей эффективности способствует сочетание внутреннего управления и внешнего общественного одобрения стратегий и действий, которые осуществляет ФП.

Результаты практической реализации функций PR формируют соответствующий PR-ресурс ФП — совокупность активов предприятия в сфере связей с общественностью. Основными составляющими PR-ресурса ФП являются его репутация, паблисити, имидж и корпоративная (организационная) культура. Каждая из составляющих непосредственно влияет на эффективность деятельности предприятия и требует от руководства значительных физических и материальных затрат на их формирование и поддержку.

Данные зарубежной литературы и мониторинга отечественной специализированной прессы свидетельствуют, что представительства иностранных фармацевтических компаний высоко ценят свою репутацию, постоянно работают над ее поддержкой и имеют многолетний опыт соответствующей деятельности. Для отечественных предприятий формирование репутации — относительно новое направление деятельности. Пионерами в этой сфере являются ФФ «Дарница», ОАО «Фармак», ЗАО «НПЦ «Борщаговский ХФЗ», ОАО «Киевмедпрепарат». Активизация соответствующих усилий характерна для компании ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье», «Стиролфарм», ОАО «Галычфарм», ОАО «ХФЗ «Красная звезда».

Особенности коммерческой деятельности в фармацевтической отрасли, которые обусловлены специфичностью ЛС как товара, а также современная тенденция самолечения среди населения, актуализируют для отечественных предприятий фармацевтического профиля необходимость положительной репутации.

Репутация ФП, удовлетворяющая потребности общества в эффективных ЛС и приносящая предприятию финансовую прибыль, является главной задачей деятельности связей с общественностью в фармации. Американский специалист в области PR Роджер Хейвуд определяет связи с общественностью как управление корпоративной репутацией. Формированию репутации ФП в значительной степени способствует его паблисити.

Паблисити невозможно без широкого привлечения СМИ. Имидж характеризуется меньшей аудиторией известности ФП и не предполагает масштабного использования СМИ.

Имидж ФП для отдельных целевых аудиторий может иметь некоторые отличия. Так, для широких кругов общественности важна высокая гражданская позиция ФП (меценатство, экологические аспекты производства и т. д.); для врачей — обеспечение достоверной информацией об особенностях применения, противопоказаниях, побочных эффектах ЛС (проведение конференций, семинаров и т. п.); для посредников — стабильность высококонкурентной позиции ФП на рынке, надежность партнерства, инновационные методы сотрудничества (высокие рейтинговые позиции ФП, нестандартные методы стимулирования продаж и т. п.); для конечных потребителей — гарантия эффективности и экономической доступности ЛС (известность ФП).

Результативность формирования имиджа определяется с помощью следующих параметров:

  • показатели оценки имиджа (качественные: цель, структура, содержание, исполнители, технологии осуществления; количественные: затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность);

  • методы оценки (профиль восприятия; метод семантического дифференциала);

  • характеристики имиджа (группа восприятия; комплекс воспринимаемых и измеримых свойств; вес и значение оценок свойств; длительность существования, устойчивость; уровень позитивности / негативности; оптимальность; затраты на создание имиджа).

Имидж и паблисити имеют весомые преимущества перед прямой рекламой в связи с тем, что пользуются большим доверием и воспринимаются общественностью как объективные новости, а не как самопродвижение ФП на рынке.

Интегрированным индикатором репутации, паблисити и имиджа ФП является его корпоративная культура. Корпоративная культура — это система убеждений, норм поведения, установок, материальных и духовных ценностей, присущих фармацевтическому предприятию, которые отражают его индивидуальность и проявляются во взаимодействии с представителями внутренней и внешней среды предприятия. Комплексным показателем корпоративной культуры ФП, отражающим его организационную структуру и доминирующие корпоративные ценности, является тип организационной культуры.

Различные подразделения ФП могут демонстрировать различные типы организационной культуры. В связи с этим для эффективного использования возможностей существующей корпоративной культуры, а также с целью ее повышения руководителям ФП необходимо определить, какой тип культуры характерен отдельным подразделениям и предприятию в целом. Данная информация предоставит возможность для оптимизации стратегической деятельности ФП по следующим направлениям:

  • повышение эффективности коммуникационной политики ФП;

  • определение особенностей мотивации каждого сотрудника и всего коллектива;

  • изучение негативных и позитивных ценностей существующей организационной культуры, которые значительно влияют на эффективность деятельности ФП, с последующей разработкой соответствующих программ их нейтрализации либо потенцирования;

  • усовершенствование системы управления и контроля деятельности ФП;

  • формирование корпоративной культуры, которая способствует внедрению стратегического управления в деятельность ФП.

В процессе формирования корпоративной культуры необходимо учитывать, что для ФП оптимальной является культура, которая в большей степени поддерживает миссию и стратегию предприятия.3

Вопросы этики и «черного пиара» в деятельности фармацевтических компаний.

Вопрос об этических нормах в PR сегодня стоит особенно остро, что связано с проблемой разумного использования средств массовой информации в решении корпоративных задач. Главная миссия PR - согласование социальных интересов, содействие консолидации общества. Именно поэтому любая форма деятельности в этой области должна признавать нравственные ограничения на тиражирование социально значимой информации. Это особенно актуально в условиях российской действительности, когда очевидны проблемы в построении конструктивных отношений между бизнесом и властью, бизнесом и обществом, между различными социальными группами.

То, что профессионалы фармацевтической отрасли заговорили сегодня об этике - хороший симптом, свидетельствующий об эволюционировании рынка. Известно, что этические стандарты востребованы лишь при наличии серьезной и цивилизованной конкуренции, проявляющейся, в первую очередь, в формировании корпоративного сообщества, в пределах которого участники рынка договариваются о нормах и правилах взаимодействия друг с другом. О том, что такое сообщество строится и в фармацевтической отрасли, свидетельствует еще одна новая тенденция рынка - создание профессиональных союзов и ассоциаций: Лиги фармацевтических работников, СПФО, Ассоциации российских фармпроизводителей. С точки зрения Елены Вольской, председателя редакционного совета журнала "Ремедиум", создание корпоративных объединений отражает процессы саморегулирования рынка, что особенно актуально на данном этапе его развития, так как многие аспекты фармдеятельности, и в первую очередь, корпоративный PR, не регулируются законодательно. "И это потому, что образовавшиеся только что организации пока еще не имеют собственных этических кодексов", - считает Елена Вольская.4

Между тем фармацевтические компании уже давно и весьма активно используют Public Relations при продвижении лекарственных препаратов, и, кстати, это направление регулируется достаточно четко, в том числе "Российским рекламным кодексом", разработанным Рекламным советом России. Тем не менее, используемые при рекламе лекарственных средств методы в ряде случаев назвать этичными было бы неэтично. Примеры грубого нарушения законодательства, как ни прискорбно, — явление обычное, хотя элементарные нормативные требования хорошо известны и производителям препаратов, и рекламным агентствам, и средствам массовой информации: не рекламировать рецептурные препараты, не использовать в рекламе образ врача, ссылки на "исцелившихся" пациентов и другие методы психологической манипуляции, провоцирующие людей на бесконтрольное самолечение и немотивированные риски.

В этой связи одна из главных задач PR - организация взаимодействия фармацевтических компаний со СМИ, тиражирование достижений в бизнесе, формирование положительных стереотипов в восприятии отдельных предприятий и отрасли в целом. Екатерина Коляда, вице-президент по PR холдинга "Металлинвест", в составе которого состоит фармацевтическая компания "Эркофарм", отметила при этом, что "сейчас СМИ публикуют все за деньги, а в головах журналистов все перемешано, и они, как правило, не понимают что делают". "Посредников в передаче информации", считает Екатерина Коляда, необходимо просветить о рынке, "чтобы они знали, что рынок сегментирован, и у каждого сегмента есть своя целевая аудитория", пока же фармацевтические компании "боятся давать информацию, потому что она вся будет исковеркана".

По мнению Алексея Сухенко, генерального директора консалтингового агентства "BNB", журналистов надо бояться, пока у руководителей фармацевтических компаний нет четкого представления о том, какую именно информацию они хотят довести до аудитории. Неудивительно, что в отсутствии PR-концепции имидж компании формируется спонтанно, на основе той информации, которая доступна. Не секрет, что компании расположены к общению с прессой только тогда, когда дела идут хорошо, предпочитая "не выносить сор из избы".

Да, действительно, подавляющее большинство отраслевых компаний сегодня не готово предоставлять о себе объективную информацию. Однако этот факт вряд ли оправдывает деятельность других компаний, превративших составление "имиджевых" рейтингов в неплохой бизнес. "Нам не хватает объективной информации. Производители фармпрепаратов готовы платить деньги за достоверные данные, но пока между участниками рынка не выстроены финансовые отношения таким образом, чтобы каждый из нас получал то, что он хочет. Но эта ниша свободна, и все еще впереди", - считает Лариса Анч, директор по маркетингу компании "Красногорсклексредства".5

Особые приемы PR в фармацевтической отрасли.

PR в бизнесе явление модное, но уж точно не новое. О необходимости постоянной работы с СМИ и своими потребителями задумывается большинство компаний, ведущих активную политику на рынке. Несмотря на расхожее утверждение, что именно "реклама - двигатель торговли", ответственный бизнесмен понимает: если речь идет о построении репутации, создании имиджа или изменении позиционирования компании, реклама бессильна. Однако и без информирования потребителей о своей деятельности производитель не имеет перспектив развития. Когда речь идет о стимулировании продаж либо о продвижении продукта на рынок, то самым простым и эффективным способом является реклама.
Между тем продвижение медицинских препаратов и лекарств сопряжено с целым рядом сложностей. Это и ограничения по нормам законодательства, и труднодоступность целевой аудитории, и, конечно, деликатность многих медицинских проблем и т.п.

Сложность организации рекламной деятельности в фармацевтическом бизнесе обусловлена рядом запретом на рекламу рецептурных медикаментов в СМИ. При проведении PR-компаний в этой сфере необходимо четко разделять целевые аудитории, наиболее крупными из которых являются врачи и пациенты. Они в свою очередь подразделяются на более узкие группы, например, врачи различных специальностей.6

Удачное сочетание методов рекламы и PR, а также внедрение современных методов маркетинга являются залогом успешного развития компании.
Фармакологический бизнес как производитель товаров высокого уровня сложности, правила пользования которыми, требуют объяснения, одним из первых осознал необходимость новых подходов к PR и маркетингу.

Фармрынок является на сегодняшний день наиболее емким и динамично развивающимся, отличается высокой конкуренцией и строгими законодательными ограничениями. Главная же особенность фармацевтического рынка состоит в том, что конечный потребитель - пациент - практически отстранен от прямого участия в формировании спроса на необходимый ему препарат. Законодательно запрещены реклама и любое стимулирование продаж рецептурных препаратов, на долю которых приходится почти половина (в стоимостном выражении) российского рынка медикаментов. Между тем и покупка безрецептурного лекарства зачастую происходит под сильным влиянием рекомендации, данной врачом или фармацевтом. Поэтому продвижение медицинских препаратов осуществляется с использованием своего, во многом уникального набора методов. В его основе лежит кропотливая работа с экспертами, дистрибьюторами, врачами и государственными структурами.
Благоприятные тенденции в развитии рынка медпрепаратов повлияли на решение Communication agency "Connecta" выступить учредителем и организатором Премии "Рецепт года", которая ежегодно будет вручаться лучшим специалистам в области фармацевтической рекламы, маркетинга и PR, сочетающим искусство стимулирования продаж с неукоснительным соблюдением правил предоставления потребителю объективной и достоверной информации. Это единственный подобный проект в России

Не секрет, что медицина и фармацевтика - это зона повышенной ответственности производителей перед обществом, а значит, и особого общественного интереса. Решения, которые принимаются участниками фармрынка, касаются жизней тысяч и миллионов людей. Ошибки здесь могут быть роковыми, сопоставимыми по масштабу с глобальными природными катастрофами, поэтому медицинские препараты можно рассматривать как товар, обеспечение населения которым является одним из элементов национальной безопасности страны. И вполне естественно, что ко всем событиям на лекарственном рынке привлечено пристальное внимание. В этой связи особое значение приобретают рекламные и PR-технологии. Именно поэтому фармацевтической общественности необходимо разбираться в многообразии агентств, предоставляющих коммуникационные услуги, а также иметь критерии для их оценки. И такую возможность дает Премия "Рецепт года", выделяющая лучших специалистов в этой области - профессионалов, работающих в жестких рамках законодательства и соблюдающих этические нормы, создающих и развивающих положительный имидж как отдельных производителей, так и Фарминдустрии в целом.7

    Поскольку PR продвигает не столько сам продукт на рынке, сколько формирует отношение к нему в массовом сознании, то, значит, основная его цель - это создание среды, благоприятной для успеха организации, и обеспечение необходимого поведения среды по отношению к фирме. PR осуществляется в зависимости от конкретных целей фирмы (в данном случае фармацевтической) по следующим направлениям:

 работа со СМИ;

 отношения с потребителями (клиентами), с партнерами (поставщиками и финансовыми институтами), со своим персоналом, с местной общественностью и местными органами управления, с государством (лоббирование своих интересов);

Здесь нужно обратить внимание на приоритетность направления развития отношений, которая зависит от сегмента рынка. Как отмечает Давид Мелик-Гусейнов, дистрибьюторы играют определяющую роль на всем фармрынке. Однако, по его словам, например,в сегменте простудных заболеваний нет такой зависимости производителя от дистрибьютора, как, например, в госпитальном или в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения.
 конкретная работа по формированию имиджа компании, по организации специальных мероприятий, по преодолению и управлению кризисными ситуациями на фирме;

 деятельность по продвижению товаров и услуг либо удержанию интереса к ним у потребителя;

 отдельным и весьма значимым направлением деятельности PR является прямая работа фармацевтической компании с наиболее авторитетным членом целевой группы, так называемым <лидером мнения> (opinion leader), поскольку любое сообщение, посланное аудитории, достигает сначала <лидера мнения>, а затем уже через него распространяется на других, рядовых участников данной целевой аудитории; иными словами, в массы, как правило, идеи несут лидеры, причем для разных групп - разные лидеры.

Определение инструментов продвижения задуманных положений (или выбор средств PR):

 каналы личной коммуникации;

 каналы неличной коммуникации;

 мероприятия событийного характера (презентации, пресс-конференции, специальные мероприятия, церемонии торжественного открытия организации или какой-либо новой программы, выставки и т.д.);

 средства массового воздействия - центральная пресса и другие СМИ, щиты, вывески, плакаты, почтовая реклама и др.;

 средства локального и избирательного воздействия, рассчитанного на специализированные аудитории.

Практическая часть.

PR-технологии дистрибьюторской фармацевтической компании «Протек».
Хотелось бы на примере ГК «Протек»- крупнейшего дистрибьютора на российском фармацевтическом рынке, - рассмотреть те приемы и PR-технологии, которые может использовать фармацевтическое предприятие для эффективной работы.

Компания «Протек» была создана в 1990 году. Изначально она занималась дистрибуцией лекарственных препаратов. На сегодня Центр внедрения «Протек» — крупнейший в России дистрибутор лекарств с  оборотом около $2 млрд. Также в состав холдинга входят два производственных предприятия — ЗАО «Сотекс» и ООО «Протек-СВМ». Они специализируются на производстве брэнд-дженериков по лицензиям западных компаний. Есть в холдинге и розничное подразделение - аптечная сеть «Ригла», которая по итогам первого полугодия 2006 года насчитывает 415 аптек. В группу компаний также входят ЗАО «Спарго технологии», разрабатывающее специализированное программное обеспечение для фармацевтических дистрибуторов и аптечных учреждений, и ООО «Промофарм», занимающееся продвижением и  маркетингом препаратов. «Протек» имеет собственный таможенный склад «Транссервис», оказывающий услуги по таможенно-складской обработке фармацевтической продукции.
Основная цель деятельности «Протек» в области PR — это создание внутренней и внешней социально-политико-психологической среды, обеспечивающей отношение представителей этой среды к компании, которое способствует общественному и коммерческому успеху предприятия. Достижение соответствующей цели предполагает выполнение следующих PR-функций:

1. Информационная:

  • установление доброжелательных отношений с представителями СМИ;

  • организация мероприятий с участием журналистов, на которых обсуждается деятельность ФП;

Генеральный директор ЦВ "ПРОТЕК" представил модель развития своей компании:
Сконцентрироваться на масштабе деятельности – создании и поддержании высококачественной инфраструктуры по всей стране. "ПРОТЕК" планирует быть рядом с каждым клиентом.
Обеспечить максимальную эффективность процессов – только так можно предоставить партнерам качественный продукт по конкурентной цене, т.е. соответствовать их потребностям.
Развивать в первую очередь сотрудников с предпринимательскими способностями, поскольку в рамках корпоративной стратегии именно они смогут придать компании гибкость и клиентоориентированость. Обеспечить прозрачность бизнеса.
"Это не бизнес-стратегия компании, а ее фундамент"

  • предоставление в СМИ пресс-релизов (сообщений о новостях предприятия);

«Изменится фирменный стиль компании — он станет более ярким и насыщенным. $15 млн будет потрачено на  переоборудование существующих аптек, униформу для сотрудников сети, дисконтные программы и ряд специальных мероприятий. Над созданием нового стиля сети работало британское агентство Identica — то самое, которое разработало современный имидж «Аэрофлота».

До недавнего времени аптека прочно ассоциировалась с больницей или поликлиникой, куда человек придет лишь в случае острой необходимости. И это восприятие мы хотим изменить. Сейчас стоит задача привлечь в аптеки людей, у  которых нет особых проблем со здоровьем. В сети «Ригла» лишь 40—50% ассортимента составляют собственно лекарства, все остальное - биоактивные добавки, витамины, шампуни, косметика и многое другое. Все можно потрогать руками: новые магазины открываются только в  формате фармамаркета. Обеспеченные люди хотят жить до 90 лет, при первой же болячке бегут в больницу. Среди таких клиентов популярной становится профилактика.»- говорит генеральный директор ГК «Протек».

  • организация в СМИ интервью представителей предприятия;

«Оптовое звено — это локомотив нашего бизнеса. Оборот Центра внедрения «Протек» в прошлом году превысил $1, 8 млрд. Показатели розницы скромнее — $107 млн, а у производства — $40 млн. Дело в том, что в оптовой торговле мы практически достигли предела интенсивного развития. Тенденции рынка требуют идти по пути диверсификации, инвестировать в новые сегменты фармбизнеса. В ближайшее время расклад сил в отрасли будет меняться, аптечные сети начнут играть роль законодателей мод.

«Протек» имеет широчайшую на отечественном фармацевтическом рынке региональную сеть, которая работает в 86 регионах. Для производителя открывать представительства в регионах, к тому же без знания российской специфики и менталитета наших врачей достаточно проблематично. Поэтому у нас даже крупным западным фармацевтическим компаниям необходима поддержка российского игрока с широкой филиальной сетью. Кроме этого, в рамках группы мы можем предложить партнерам полный комплекс услуг от совместного производства до продвижения товаров. Таким образом, «Протек» позволяет партнерам сконцентрироваться на их основном бизнесе и не распылять силы.»- заявил в интервью генеральный директор ГК «Протек» Вадим Музяев.8

  • подготовка теле- и видеофильмов, теле- и радиорепортажей о деятельности ФП;

  • мониторинг газетно-журнальных публикаций, телепередач, интернет-сообщений о предприятии.

Привлечь внимание «Протек» может и статьями о грядущем приобретении стратегического партнера, инвестора: «Вообще-то уважаемый руководитель "Протека" нас выступлениями в СМИ радует крайне редко.Что произошло в этот раз? Что же  побудило Вадима Сергеевича лично высказать намерения и бизнес-планы? Спешка? Плохое настроение? Или что-то еще?То, что сам комментарий, вызвавший массированный информационный посыл, как факт был, почти не сомневаемся, так как пишущая братия могла выдумать все что угодно, только не личные высказывания самого  Протековского  лидера. Деловое издание  «Ведомости»  эту информацию тоже подтверждает..»9

2. Престижная:

  • издание газеты или журнала предприятия; «Протек» имеет свою газету и журнал, который бесплатно распространяется целевым группам.

  • организация специальных мероприятий: презентаций, приемов, юбилеев; За шестилетнюю историю существования Всероссийского Открытого Конкурса профессионалов фармацевтической отрасли "Платиновая Унция", ведущий фармдистрибьютор – "Центр внедрения "ПРОТЕК" –  в очередной – уже 6-ой раз, признается "Лучшим дистрибьютором  лекарственных средств года" в номинации "Компания года".10

3. Реклама предприятия и стиля его работы:

  • участие в работе съездов, конференций, семинаров представителей целевых аудиторий;

Одной рекламой, какой бы она ни была масштабной, не обойтись. Необходимо выстроить весь комплекс трейд-мероприятий, включающий работу с дистрибьюторами и розничным звеном – аптеками. Только в этом случае есть уверенность, что потребитель, заинтересовавшись рекламой препарата, сможет найти его в ближайшем аптечном пункте. А если посетитель аптеки по какой-то причине не видел рекламы, продавец-консультант обязательно обратит его внимание на тот или иной продукт.

По словам генерального директора «Протека» компания помимо рекламы «Оциллококцинума» на телевидении для продвижения препарата организовала работу медицинских представителей с врачами и фармацевтическими работниками, а также проводит обучающие семинары для фармацевтических работников крупных аптечных сетей с участием ведущего специалиста компании.

  • экспозиционирование;

Одной из ключевых статей расходов «Протека», например, в области распространения противопростудных препаратов является реклама на массовых носителях. Особенно если речь идет о выводе на рынок новой торговой марки. «В этой категории прямая реклама в СМИ оказывает наиболее значимое воздействие на продажи в рознице, – рассказывает Станислав Решетников из «Протека». – Связано это с тем, что большинство лекарств данной группы пациент выбирает самостоятельно, без обращения к врачу».

Прямая реклама позволяет быстро донести необходимый месседж не только до потенциальных потребителей, но и, что не менее важно, до профессиональной аудитории (заведующих аптек, дистрибьюторских компаний и лечащих врачей).

  • проведение акций, конкурсов, направленных на целевые аудитории.

Крупнейший дистрибьютор ГК «Протек» уже больше года реализует программу «Банк желаний». В рамках этой программы проводятся конкурсы среди аптек по объемам закупок лекарственных средств. Например, с конца октября по конец декабря 2006 года «Протек» проводил конкурс по закупке противопростудных средств индийской компании Unique Pharmaceutikal Laboratoris – препараты «Ринзасип», «Ринза Лорсепт» (таблетки) и «Доктор Мом» (пастилки). Механика акции такова: при закупке партии препаратов (от 250 долларов) на «счет» аптеки в «Банк желаний» зачисляются баллы. Чем больше закупленная партия – тем выше количество баллов. На накопленную сумму аптека может заказать призы из каталога, который содержит такие разделы, как «TV, видео-, аудиотехника», «Бытовая техника», «Обучение. Групповой туризм», «Оборудование для аптек», «Косметика».

Конкурс «Протека» проводился на фоне массированной рекламной кампании препаратов Unique Pharmaceutikal Laboratoris на национальном (Первый канал, «Россия», СТС, «Домашний») и региональном ТВ, в специализированной и общей прессе, в наружной рекламе («Ринзасип»).

4. Напоминающая:

  • проведение на предприятии Дней открытых дверей;

  • шефская, спонсорская деятельность;

  • организация фотовыставок, посвященных деятельности ФП.

«Протек» периодически проводит мероприятия типа Дней открытых дверей и организовывает выставки о деятельности организации за период, однако хорошо бы было еще расширить спонсорство и более активно осуществлять благотворительную деятельность.

Для создания паблисити современные ФП проводят следующие мероприятия, в последствии широко освещаемые в СМИ и укрепляющие их репутацию:

Главный менеджер отдела связей с общественностью компании «Протек» отмечает: «Одно из основных правил – тесное сотрудничество с медицинским миром. Наши контакты здесь очень обширны. Несмотря на то, что большинство наших сотрудников имеют, кроме основного (журналистского, экономического, менеджерского), еще и медицинское образование, мы постоянно взаимодействуем с opinion лидерами в области медицины, которые дают нам квалифицированные консультации, взгляд «изнутри» очень важной для нас аудитории.

Мы знаем о фармацевтическом рынке многое. Мы можем ответить на ключевые вопросы: клиента: когда и как наиболее эффективно информировать целевую аудиторию? Как грамотно организовать BTL– программу с участием врачей? Какие методы продвижения следует использовать для рецептурных (Rx) и безрецептурных (OTC)? Мы стараемся работать таким образом, чтобы в результате клиент смог в действительности измерить эффективность наших усилий и своих вложений.

Мы умеем создавать нестандартные информационные поводы, добиваться появления ярких, интересных публикаций, грамотно предоставлять уникальную информацию о новостях медицины, инициировать тематическую полемику в прессе. Новости от фармацевтических компаний зачастую являются новостями с передовых рубежей современной медицинской науки, и узнать о них «из первых рук» - отличный информационный повод. Из подобного рода «кирпичиков» вырастает репутация компании в глазах общественности, в том числе и журналистской.» - говорит Юлия Светова".11
Кроме того, «Протек» осуществляет такие виды акций как:

  • благотворительная деятельность, меценатство;

  • спонсорская поддержка конференций, семинаров, форумов, съездов врачей и провизоров;

  • организация визитов на предприятие высоких правительственных делегаций, приемов представителей государственных органов власти, зарубежных коллег;

  • проведение тренингов, бизнес-школ, специальных мероприятий (конференции, семинары, праздничные балы, юбилеи) для представителей целевых аудиторий;


Эффективной промоакцией для фирм производителей была "Школа гипертоника". Это семинары, проводимые в стационаре врачами для пациентов, страдающих артериальной гипертонией. В ходе этих семинаров пациентам предоставляется информация об их заболевании, факторах риска, профилактике возможных осложнений, способах мониторинга и контроля АД. В качестве дополнительной информации пациентам могут быть представлены данные о тонометрах фирмы производителя. С одной стороны данная акция носит просветительскую функцию, повышает интерес пациентов к собственному здоровью, с другой стороны – до потенциальных покупателей доносится информация о товаре. На семинарах должны распространятся брошюры, написанные доступным для пациентов языком специалистами в этой области, чтобы в последующем пациент мог закрепить полученные знания. Подобная брошюра была создана на нашей кафедре. В качестве вклеек содержится реклама тонометров. Наиболее эффективно проведение подобных акций в стационаре, а не в поликлиниках, так как пациенты имеют относительно неограниченный временной ресурс, и проявляют повышенный интерес к своему здоровью.



  • организация предприятием профессиональных клубов, члены которых — его клиенты;

  • издание и распространение газеты (журнала) предприятия;

  • создание профессиональных ассоциаций;

Как рассказали "Ведомостям" несколько представителей торговцев лекарствами, в начале этого года фармдистрибутор "Протек" начал формировать виртуальную сеть (см. справку), предлагая независимым аптекам вступить в программу под названием "Феникс". "Этот проект - нечто среднее между франчайзингом и закупочным альянсом. Программа рассчитана на несетевые коммерческие аптеки - участие муниципальных или государственных аптечных учреждений в нем не предусмотрено", - подтвердила специалист "Протека" по маркетингу Валентина Павлова. Франчайзинг в аптечном бизнесе пока развит слабо, а такая промежуточная форма работы интересна и перспективна.12

Наиболее традиционными PR-акциями, проводимыми «Протеком», являются:

  • тематические семинары и симпозиумы;

Семинары проводятся компанией «Протек» в рамках конгрессов или организуются специально. Как правило, на семинарах в качестве докладчиков выступают opinion leaders, являющиеся ведущими специалистами в своей области. «Протек» находится в длительном сотрудничестве с opinion leaders. Он предоставляет им препараты для апробации, проводит клинические исследования на базе лечебных учреждений и клиник, где практикуют opinion leaders (в частности, зарегистрированные препараты в качества испытуемого материала для диссертационных работ). В ходе семинаров могут быть доложены результаты проведенных исследований препаратов, производимых фирмой.

Семинары, как правило, носят тематический характер, то есть посвящены определенной медицинской проблеме, а сведения о препарате могут подаваться в качестве дополнительного, иллюстративного материала.

Иногда в ходе семинара делаются доклады только по медицинской проблеме без упоминания препарата производителя, в этом случае на имидж компании работает сам факт организации подобного семинара, так же как спонсорство и участие в организации крупных научных форумов с участием ведущих специалистов в определенной области.

Важно создать доброжелательную атмосферу, закрепить позитивную эмоциональную связь с образом фирмы-производителя, сформировать социально-ориентированный имидж компании «Протек».

Семинары могут проводится и в нетрадиционной форме, в качестве примера можно привести PR-акцию «СИМБИКОРТ – завтра начинается сегодня или Один день из жизни пульмонолога», организованную агентством PR-Premier по заказу фармацевтической компании «Протек».

Акция прошла в рамках 11-го Национального конгресса по болезням органов дыхания. Сотрудники агентства PR-Premier провели презентацию препарата для врачей-пульмонологов, участвующих в конгрессе. Презентация прошла в форме эстрадного шоу, в котором зрители принимали самое активное участие. Информация о новом препарате была представлена в легкой и живой форме. Специальным гостем вечера был Дмитрий Маликов. Завершилась программа чаепитием с тортом, украшенным словом СИМБИКОРТ, танцами и раздачей участникам мероприятия фотографий на память. В рамках 11-го Национального конгресса по болезням органов дыхания также состоялась акция «Легкий кроссворд для врачей легких».
Участники конгресса разгадывали кроссворды, заполняли статистические анкеты и участвовали в розыгрыше призов от компании. Сотрудники PR-агентства PR-Premier составили кроссворды, разработали анкету для врачей и выполнили все остальные работы по подготовке и проведению акций.


  • участие в выставках проводится «Протеком» регулярно;

  • освещение результатов клинических исследований в специализированных изданиях и СМИ;

Для возрождения интереса к хорошо известным препаратам, расширения спектра показания и выявления новых побочных эффектов фармацевтические компании проводят так называемые исследования IV фазы, постмаркетинговые или пострегистрационные исследования. Если исследования I-III фазы необходимы для регистрации препарата регуляторными инстанциями, т.е. обязательны, то исследования IV фазы проводятся по желанию компании с целью поддержания маркетинговых мероприятий по продвижению продуктов компании. Отчеты о результатах «маркетинговых» клинических исследований активно используются в программах продвижения, в рекламных буклетах, в статьях специализированных печатных изданий.

В ходе проведения таких исследований врачи – исследователи получают возможность проверить препарат на практике, убедиться в его эффективности, рассмотреть преимущества перед другими лекарственными средствами. В последующем они назначают исследуемый препарат пациентам, рекомендуют своим коллегам включать его в лечебные программы, выступают с сообщениями о результатах исследований на конференциях. Для компании опубликование результатов этих исследований позволяет создать дополнительный информационный повод и возродить новую волну интереса к препарату, в частности возможностью использования широкоприменяемого препарата у новый группы больных, так как подобные исследования при грамотной организации и грамотной подаче вызывают широкий резонанс в научной медицинской общественности.


  • организация тематических сайтов в Интернете;

Тематические сайты увязываются со сферой медициной, в которой применяются препараты, производимые данной фармацевтической компанией, или поднимают социальнозначимые проблемы, что создает позитивный социально ориентированный имидж компании.

  • создание горячих линий. Эта акция только начинает эффективно функционировать и «Протек» спонсирует такую культуру непосредственного общения с клиентом во всех аптеках своей розничной сети.

Таким образом, PR-технологии являются важнейшим инструментом продвижения продукции фармацевтических компаний. При этом PR-акции отличаются разнообразием и ориентированы как на врачей, так и пациентов.

Заключение.

Фармрынок - весьма деликатный сектор экономики, требующий максимально корректных подходов к работе, особенно в сфере маркетинга и рекламы, сочетающих искусство стимулирования продаж с неукоснительным соблюдением правил предоставления потребителю (фармацевту, провизору, врачу, покупателю) объективной и достоверной информации как о новинках рынка, так и об уже известных препаратах. А в условиях ощутимых ограничений, существующих на рынке рекламы фармпродукции, достижение серьезных успехов требует еще большего профессионализма.
Репутация фармацевтических компаний ведущих стран мира, которые функционируют в условиях информационного (постиндустриального) развития бизнеса, является их главным нематериальным активом, который имеет значительную стоимость. За последние 15 лет доля стоимости репутации в общей стоимости западных компаний возросла от 18% до 82%. Так, 62% опрошенных считают, что компания с хорошей репутацией не будет продавать продукцию ненадлежащего качества. Таким образом, уверенность представителей общественности в том, что ФП с положительной репутацией не продаст ЛС( лекарственные средства) ненадлежащего качества отразится на увеличении скорости и объемов реализации ЛС соответствующего ФП. Для потребителей ЛС высокая репутация предприятия-производителя служит гарантией качества и эффективности выпускаемых препаратов.

Фармацевтическое предприятие, которое владеет механизмами управления своей корпоративной культурой, имиджем, обеспечивает паблисити, положительную репутацию и поддерживает их на высоком уровне — имеет значительные конкурентные преимущества, обеспечивающие эффективность функционирования и стабильный успех перспективной деятельности предприятия.13

Действенность всех составляющих PR-ресурса ФП и его итоговая эффективность зависят от культуры управления предприятием, предполагающей систему знаний, совокупность науки и искусства управления, различного рода рекомендаций, которые имеют научно-практическую ценность и органично, системно взаимосвязаны.14

В целом, полученная в ходе исследования информация позволяет оценить, как крупные фармацевтические компании, на примере деятельности ГК «Протек», внедряют свои технологии на рынке лекарственных средств и в чем специфика этой сферы PR-деятельности.

Использованная литература:

  • «Ведомости», 29.01.07, "Протек" ушел в виртуальную сеть. Фармдистрибутор присоединяет независимые аптеки, Мария Плис

  • «PR активность на фармацевтическом рынке», Елена Пуппинь, Источник: CreateBrand, 2005

  • www.pronline.ru, «Продвижение фармацевтических препаратов: результат и закон»

  • www.sovetnik.ru, «Фармацевтические компании – новые клиенты на рынке PR»

  • www.pharmvestnik.ru «Фармацевтический вестник», №40 (279) от 24 декабря 2002 года, PR на фармрынке: Специфика “черного” и “белого” пиара при продвижении медикаментов

  • Компания «Комкон» исследует врачей // Деловая столица.— 2002.— № 46.

  • Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., «Дело», 2006

  • Маркони Д. PR: полное руководство. М., Вершина, 2006.

  • Шомели Ж., Уисман Д. Связи с общественностью. 9-е изд. СПб., Нева, 2003.
  • СТАТЬЯ "pr ПО РЕЦЕПТУ"("Фармацевтические ведомости" № 7-8, 2005)




1 «PR активность на фармацевтическом рынке», Елена Пуппинь, Источник: CreateBrand, 2005

2 www.pronline.ru, «Продвижение фармацевтических препаратов: результат и закон», 21.01.2005

3 Спивак В. А. Корпоративная культура.— СПб: Питер, 2001.— 352 с.

4 «Фармацевтический вестник», №40 (279) от 24 декабря 2002 года, PR на фармрынке: Специфика “черного” и “белого” пиара при продвижении медикаментов




5 http://www.nizhpharm.ru/press/about/6489, Этот черно-белый PR,


15.02.2003, Нино Гвазава



6 Компания «Комкон» исследует врачей // Деловая столица.— 2002.— № 46.

7 СТАТЬЯ "pr ПО РЕЦЕПТУ"("Фармацевтические ведомости" № 7-8, 2005)





8 Будущее аптек за торговлей «товарами для красоты» и здоровья, 04 Сентября 2006 , www.adme.ru


9 Иностранные инвестиции в фармрынок РФ: ожидания и реальность, Номер 39(140)
Россия. Октябрь 2007. Информационно-аналитическое издание «Провизор»


10 www.protek.ru, новости от 12.04.2006, Профессионалы фармотрасли в шестой раз признают ЦВ "ПРОТЕК" лучшим дистрибьютором года

11 www.sovetnik.ru, «Фармацевтические компании – новые клиенты на рынке PR», 2004-12-20


12 «Ведомости», 29.01.07, "Протек" ушел в виртуальную сеть. Фармдистрибутор присоединяет независимые аптеки, Мария Плис

13 Репутация, паблисити, имидж и корпоративная культура как составляющие стратегического PR-ресурса фармацевтического предприятия Г. Н. Лысак, З. Н. Мнушко, Национальный фармацевтический университет,Представительство «Pfizer H. C. P. Corp. USA» в Украине





14 Синчалова И. Корпоративная культура компании // Провизор.— 2000.— № 2.— С.16-17.