microbik.ru
1 2 ... 5 6
А. Меметов

«Крымскотатарский язык. Фонетика.»

Аннотация:

Фонетический строй современного крымскотатарского языка представляет собой продукт длительного исторического развития. В работе рассматриваются основные закономерности фонетического строя крымскотатарского языка, проводятся фонетические исследования на субъективно-слуховом уровне и методом непосредственного сравнения акустических и артикуляционных характеристик гласных и согласных. Выводятся основные закономерности звуковых изменений в крымскотатарском языке.
Ключевые слова: Фонетика, слух, язык, ударение, корень, слог, интонация, редукция, элизия, гласные, согласные, тембр.

Анотація

Фонетичний лад сучасної кримськотатарської мови являє собою продукт тривалого історичного розвитку. У роботі розглядаються основні закономірності фонетичного ладу кримськотатарської мови, проводяться фонетичні дослідження на суб'єктивно-слуховому рівні і методом безпосереднього порівняння акустичних і артикуляційних характеристик голосних та приголосних. Виводяться основні закономірності мовних змін у кримськотатарській мові.
Ключові слова: Фонетика, слух, мова, наголос, корінь, слог, інтонація,

редукція, елізія, голосні, приголосні, тембр.
Annotation

The phonetic structure of modern Crimea Tatar language is the product of long historical development. The main consistencies of Crimea Tatar language are distinguished in the work, phonetic researches on subjective-auditory level and with the straight acoustic and articulation characteristics comparison of vowels and consonantals are realized. The main principles of sound changes in Crimea Tatar language are deduced.
Key words: Phonetics, hearing, language, word stress, base, syllable, intonation, reduction, elision, vowel, consonantals, tone.

ФОНЕТИКА

Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (греч. phōnē – голос; греч. phōnētikēотносящийся к голосу, к звукам).

Фонетический строй современного крымскотатарского языка представляет собой продукт длительного исторического развития. Он складывался на протяжении многих столетий в результате взаимодействия фонетических систем огузских, кыпчакских и карлукских племенных тюркских языков в тесном контакте с фонетическими системами монгольских, иранских и других языков.

Основные фонетические закономерности крымскотатарского языка возникли еще задолго до появления первых письменных памятников на этом языке, т.е. на много столетий раньше XIV в., следовательно, до возникновения крымскотатарской народности.

Исследование крымскотатарских звуков проводилось нами на субъективно-слуховом уровне и методом непосредственного сравнения акустических и артикуляционных характеристик гласных и согласных. Несмотря на наличие разнообразных современных технических средств, которыми располагают объективные методы исследования в фонетике, они не исключают возможности пользования и субъективными методами. Л.Р. Зиндер пишет: «Приступить к изучению фонетики какого-нибудь языка при помощи приборов без предварительного определения состава фонем этого языка и их основных характеристик невозможно. Чтобы решить объективными методами тот или иной вопрос, нужно суметь правильно поставить этот вопрос, а для этого нужно ориентироваться в фонетической системе изучаемого языка. Такая ориентировка достигается слуховым методом. Последний имеет, однако, не только рекогносцировочное значение. Им приходится пользоваться очень часто из-за громоздкости объективной методики. Применение слухового метода вполне допустимо с общеметодологической точки зрения, так как наше восприятие существует не независимо от объективной действительности, а отражает её» [Зиндер,1979,с.30-31].

Чтобы с успехом пользоваться слуховым методом для определения характерных особенностей звуков речи, исследователь должен обладать не только тонким слухом, но и развитым мускульным чувством. Можно сказать, что оба эти свойства оказывают взаимное влияние друг на друга. Чтобы правильно интерпретировать услышанное, т.е. чтобы правильно определить, какая артикуляция вызвала его, исследователь должен четко понимать, какие движения он производит произносительными органами, образуя тот или иной звук. Для этого он должен упражняться в произвольных движениях всеми органами произношения, постепенно изменять характер этих движений и внимательно прислушиваться к тому, какой акустический эффект вызывается этими изменениями. И наоборот, услышав какое-нибудь новое для себя звучание, он должен суметь подобрать ту артикуляцию, которая лежит в его основе [Зиндер,1979,с.31-31].

Звуки речи принято делить на две основные группы: гласные и согласные. Нередко в отдельную группу выделяют сонанты (м, н, л, р), как переходную категорию между гласными и согласными. Однако по своим свойствам они стоят ближе к согласным, поэтому мы будем их рассматривать в группе согласных.



следующая страница >>