microbik.ru
1


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Кафедра общей психологии и психологии личности

ПРОГРАММА КУРСА

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРЕССОЛОГИЯ»
Специальность 020400 Психология

Семестр IX

Утверждаю

Проректор по учебной работе

(Декан)____________________

«____» ____________________



Общее количество часов (трудоемкость) 30 часов

в том числе

  • лекции 24 часа

  • практические занятия 0 часов

  • семинарские занятия 0 часов

  • лабораторные занятия 0 часов





Отчетности:

  • зачет IX семестр



Разработчик программы доцент кафедры общей психологии и психологии личности кандидат психологических наук Карапетян Лариса Владимировна.






ВВЕДЕНИЕ

Проблема педагогической деятельности и ее продуктивности является одной из актуальных для педагогической психологии как науки и для педагогической практики. Одним из факторов, влияющим на эффективность осуществления педагогической деятельности, является способность педагога противостоять профессиональным стрессорам, т.е. его стрессоустойчивость.

Цель курса «Педагогическая стрессология» - ознакомление студентов с возможностью оптимизации педагогической деятельности путем повышения профессиональной стрессоустойчивости педагога.

Задачи курса:

  1. Формирование представлений о стрессе, его причинах и проявлениях в жизни человека.

  2. Ознакомление со спецификой педагогического стресса, факторами его появления.

  3. Получение опыта диагностики профессионального стресса педагога.

  4. Овладение методами и приемами повышения стрессоустойчивости педагога.

  5. Развитие навыков саморегуляции и совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

Место курса «Педагогическая стрессология» в системе высшего профессионального образования.

В качестве методологической основы курса «Педагогическая стрессология» служат такие дисциплины, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология стресса» Успешное освоение данной дисциплины способствует профессиональному самоопределению студента.

Требования к уровню освоения содержания курса «Педагогическая стрессология». В результате освоения курса студент должен:

Знать

Уметь


  • Осуществлять психодиагностические процедуры по исследованию стресса в деятельности педагога;

  • Осуществлять профилактические мероприятия по предотвращению стресса в педагогической деятельности;

  • Способствовать формированию стресс-компетентности педагога;

  • Применять способы саморегуляции и приемы совладающего поведения.


Методическая новизна курса «Педагогическая стрессология» заключается в применении таких приемов обучения, как:

  • Моделирование педагогических ситуаций;

  • Психотехнические игры и упражнения;

  • Методы творческого самовыражения;

  • Психодиагностические процедуры;

  • Решение практических задач;

  • Позиционный диалог;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Подходы к стрессу в современной зарубежной и отечественной психологии.

Тема 1. Проблема стресса в зарубежной психологии. Биологический (Г. Селье, J. Fuller, W. Thompson, P. Pasons), интегративный (N. Wiener, R. Scott, A. Howard), психодинамический (З.Фрейд, F.Alexander, R. Grinker, J. Spligel, J. Janis, H. Wolff.), психологический (Дж. Уотсон, Р. Лазарус, H. Basowitz, S. Hobfoll), социальный (B. Dohrenwend, J. Ivanovich, M. Mattenson, D. Mechanik и др.), профессиональный (М. Дэвидсон, Ф. Калимо, Л. Купер, С. Касл, Л. Леви, Т. Мейман и др.) подходы к проблеме стресса.

Тема 2. Проблема стресса в отечественной психологии (Б.А. Вяткин, Г.Н. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, Н.Д. Левитов и др.)

Раздел II. Стресс в педагогической деятельности.

Тема 3. Педагогическая деятельность как особый вид профессиональной деятельности. Подходы к пониманию структуры педагогической деятельности. Функциональный подход А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Стадиальный подход В.А. Якунина. Развивающий подход В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман.

Тема 4. Источники стресса в педагогической деятельности. Общие, особенные и единичные источники стресса. Трудности в педагогической деятельности как основной источник стресса.

Тема 5. Реакции педагогов на стресс в профессиональной деятельности. Фрустрация, тревожность, выгорание.

Раздел III. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.

Тема 6. Теоретические подходы к проблеме стрессоустойчивости. Профессиональная педагогическая стрессоустойчивость (А.А. Баранов, Г.Ф. Заремба, С.В. Субботин)

Тема 7. Личность педагога в психологии. Модели личности педагога (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина). Личность преподавателя как определяющий фактор педагогической деятельности.

Тема 8. Личностные особенности педагога и его устойчивость к профессиональному стрессу. Обусловленность стрессоустойчивости в педагогической деятельности свойствами нервной системы и темперамента педагога. Педагогические способности как условие стрессоустойчивости в педагогической деятельности. Зависимость устойчивости к стрессу в педагогической деятельности от свойств характера педагога. Влияние самооценки на повышение стрессоустойчивости в педагогической деятельности. Влияние системы мотивов на стрессоустойчивость в педагогической деятельности.

Раздел IV. Диагностика стресса и стрессоустойчивости в педагогической деятельности. Диагностика индивидных особенностей педагога. Диагностика личностных особенностей педагога. Диагностика профессиональных особенностей педагога.

Раздел V. Профилактика и преодоление стресса в педагогической деятельности.

Тема 9. Пути и способы предотвращения и нивелирования профессионального стресса.

Тема 10. Возможность повышения уровня стрессоустойчивости в педагогической деятельности.

Задания для самостоятельной работы


  1. Разработайте схему наблюдения за педагогом с целью определения уровня стресса в его профессиональной деятельности.

  2. Разработайте план беседы с педагогом с целью выявления факторов стресса в его профессиональной деятельности.

  3. Разработайте план беседы с педагогом для определения способов его совладания с профессиональным стрессом.

  4. Разработайте сценарий тренингового занятия с целью актуализации представлений педагога о профессиональной педагогической деформации.

  5. Разработайте сценарий тренингового занятия с целью актуализации представлений педагога о профессиональном выгорании.

  6. Разработайте сценарий тренингового занятия с целью формирования конфликтной компетенции педагога.

  7. Составьте модель стрессоустойчивости педагога.

  8. Составьте модель стресса в педагогической деятельности.

  9. Разработайте конспект выступления на педагогическом совете на тему «Профессиональный стресс педагога».

  10. Разработайте анкету для выявления особенностей стресса в деятельности педагога.

  11. Разработайте анкету для выявления особенностей реакций на стресс в профессиональной деятельности.

  12. Разработайте план мероприятий по профилактике стресса в педагогической деятельности.

  13. На основе бесед с учителями составьте список универсальных педагогических стрессоров.

  14. Составьте рекомендации для педагогов по профилактике профессионального стресса.

  15. Составьте рекомендации для педагогов по повышению профессиональной стрессоустойчивости.

  16. Составьте рекомендации для администрации школы по профилактике стресса в педагогической деятельности.

  17. На основе бесед с педагогами составьте список личностных качеств, способствующих повышению уровня профессиональной стрессоустойчивости.

  18. Разработайте модель негативного воздействия профессионального стресса на состояние психического здоровья педагога.

  19. Разработайте модель негативного воздействия профессионального стресса на личную сферу педагога.

  20. Соберите высказывания педагогов, свидетельствующие о неадекватных представлениях о профессиональном стрессе.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



Название разделов, тем

Учебный план, часов

Аудиторные занятия


Самостоятельная работа


Итого по темам

лекционные

практические

Раздел I. Подходы к стрессу в современной зарубежной и отечественной психологии.

Т.1. Проблема стресса в зарубежной психологии.

Т.2. Проблема стресса в отечественной психологии.
Раздел II. Стресс в педагогической деятельности.

Т.3. Педагогическая деятельность как особый вид профессиональной деятельности.

Т.4. Источники стресса в педагогической деятельности.

Т.5. Реакции педагогов на стресс в профессиональной деятельности.
Раздел III. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога.

Т.6. Теоретические подходы к проблеме стрессоустойчивости.

Т.7. Личность педагога в психологии.

Т.8.Личностные особенности педагога и его устойчивость к профессиональному стрессу.
Раздел IV. Диагностика стресса и стрессоустойчивости педагога
Раздел V. Профилактика и преодоление стресса в педагогической деятельности.

Т.9. Пути и способы предотвращения и нивелирования профессионального стресса.

Т.10. Возможность повышения уровня стрессоустойчивости в педагогической деятельности.



2

2

2
2

2

2

2

4

2

2
2

2

6
2
2






2

2

2
4

4

2

4

6

6
2
2


Всего по курсу


18


18





36