microbik.ru
1 2 ... 9 10


Авторы и составители - канд.истор.наук,доцент В.И.Степаненко,

канд.истор.наук,доцент А.П.Глебов

Политология - одна из базовых современных дисциплин, изучающих общество. Политологическое осмысление проблем – актуальная задача в развитии знаний о господстве и подчинении, отстаивании индивидуальных и групповых интересов, преодолении конфликтов и т.д.

Сегодня изучение политики связывается с рассмотрением проблем нравственности, а, значит, политология приобретает антропологическое измерение.

В пособии рассматриваются теории политики, власти и её типов, проблема свободы и прав человека в демократическом обществе, а так же государство как политический институт, элиты, лидерство и др. Пособие предназначено для студентов всех специальностей, в том числе заочников дистанционного обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………………..4

1. ПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ……………….…………………………………..7

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ ТИПЫ…….……………………………..……12

2.1 Тоталитаризм…………………………………………………………………….16

2.2 Авторитаризм………………………………………………………………..…..19

2.3 Демократия……………………………………………………………………. 21

а)Проблема свободы в демократическом обществе…………………………..23

б)Права человека………………………………………………………………...26

3.ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ………………………….34

3.1Классификация государств по способу организации высшей власти………..41

3.2 Классификация государств по видам национально-территориальной

организации………………………………………………………………………43

3.3 Классификация государств по преимущественным функциям во

внутренней политике…………………………………………………………. 46

3.4 Органы государственной власти России по Конституции, принятой

Референдумом 12 декабря 1993 г.……….…………………………………. 47

4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ…………………….………………………………… 51

5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО……………….……………………………….. 56

6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ………………….……………………………... 62

7.ИДЕОЛОГИЯ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ………………. 71

8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

8.1 Либерализм…………………………………………………….……………72

8.2 Консерватизм………………………………….…………………………. ..75

8.3 Коммунистическое учение…………………………………………………78

8.4 Социал-демократия…………………………………………………………84

8.5 Фашизм и нацизм…………………………………………………………..87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………………… 96

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ…………………….……………………….….. 98

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………….…………..……………..…99

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..……………...106

ПРИМЕЧАНИЯ…………………………………….…………………..……….…….108

ВВЕДЕНИЕ
Современное общество представляет собой совокупность большого числа индивидов и их групп. Все они имеют свои интересы, стремления и цели, которые нередко трудно совместить. Чтобы в обществе не возник хаос или, того хуже, серьёзные конфликты, интересы людей нужно совмещать, приводить людей к компромиссам и консенсусу (согласию). Это становится возможным только тогда, когда существуют правила взаимодействия между индивидами и их группами, когда люди умеют грамотно устранять возникающие противоречия. Таким образом, мир в обществе, взаимное уважение и социальный прогресс невозможны без существенных изменений в сознании людей.

Вместе с тем, человечество выработало множество социально-политических концепций, имеющих нередко прямо противоположные цели: от разрушения государства (анархия) до максимального усиления роли государства в жизни индивида с полным контролем не только поступков, но и мыслей человека (тоталитаризм). Между этими полюсами находится целый спектр фашистских, радикально-националистических, гедонистических, коммунистических и многих других учений по преобразованию социальной действительности.

Историческая практика привела большинство современных обществ к демократическим принципам организации государственной власти и взаимодействиям между индивидами. Проблема, однако, в том, что упомянутые выше радикальные взгляды невозможно устранить простым законодательным запретом, поскольку невозможно запретить людям думать. А если так, то единственным способом уберечь общество от радикализма, подавления личности и от кровавых столкновений на улицах и между странами может стать политическое просвещение людей.

Ещё древние мыслители (Аристотель) отмечали, что человек "обречён" жить в коллективе и взаимодействовать с другими людьми. Из этого следует, что политика связана с базовыми основами социального (общественного) существования, а потому политическая грамотность населения является насущной необходимостью в демократическом обществе. В авторитарном и тоталитарном государствах она, напротив, нежелательна правящим кругам и потому любыми способами пресекается властями.

На доиндустриальной стадии развития население также не нуждалось в политическом образовании, поскольку власть осуществляли выходцы из правящего сословия (бояре, дворяне и другие представители знати). Для нормального функционирования государства было достаточно, чтобы подавляющая часть населения ("низы") усвоила традиции своего сословия и подчинялась "верхам".

С развитием производства и началом промышленного переворота (перехода от мануфактуры к фабрике), ростом городов и увеличения городского населения (урбанизации) общество стало усложняться; появлялись новые профессии. Традиционные принципы организации жизни людей пришли в движение, возросла регулирующая роль государства в экономической и социальной сферах. Размывание сословных перегородок, появление возможностей хотя бы частичного обновления правящих элит стало особенно заметно в XIX веке. В итоге возросло значение политических знаний, поэтому на рубеже XIX-XX веков в некоторых странах, в первую очередь развитых, окончательно оформились специальные институты политического образования.

С тех пор прошло более ста лет. В большинстве современных государств нет сословий. Органы власти формируются демократическими процедурами, в которых принимает участие всё взрослое население страны. Это означает, что каждый из нас, идя на выборы (от муниципального до федерального, общегосударственного уровня) берёт на себя ответственность не только за собственное существование на ближайшие несколько лет, но и за жизнь собственных детей, своей семьи и своей страны. Это тяжёлое бремя ответственности, возлагаемое на каждого избирателя, на каждого человека, выходящего на митинг или пикетирование, заставляет с большей ответственностью задумываться о том, с какими мыслями люди это делают. Невежество и легкомыслие в вопросах формирования органов государственной власти, непонимание даже фундаментальных принципов жизни общества грозят обернуться новыми социальными и экономическими потрясениями.

За истекшие сто с лишним лет существенным образом поменялся и мир. Ушли в прошлое колониальные системы, почти во всех странах нет законодательно закреплённого рабства. Изменения, затрагивающие развитие государств, носят глобальный (общепланетарный) характер. Глобализация несёт с собою не только упрощение товарооборота и экономического сотрудничества, но также своеобразный экспорт идей новых или обновлённых политических и экономических учений. Не всегда они носят позитивный и человеколюбивый характер; не всегда направлены на взаимное уважение людей и народов.

Эти обстоятельства ещё раз убеждают в необходимости осознания каждым гражданином значимости своего поведения на политическом поле; в крайней важности понимания политических и социальных процессов в современном мире. Политическая грамотность населения - это одно из необходимых условий процветания любого демократического государства.

В предлагаемом учебном пособии излагаются основные принципы и направления современной политической науки. Их усвоение студентами и всеми, кто интересуется вопросами социально-политической жизни, позволит лучше понять и преобразовать общество, в котором мы живём.

1. ПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ
Ни один коллектив, ни одно взаимодействие людей не может обходиться без отношений властвования и подчинения. В этом нет ничего отрицательного или унижающего человеческое достоинство. Всё очень просто: кто-то принимает управленческое решение, а кто-то его выполняет. Так в общем виде функционирует любое сообщество людей от семьи до государства. Если властвование - это одна из главных основ социальной жизни, то, разумеется, необходимо знать что такое власть, каковы особенности её применения и пр. Именно власть и всё, что с ней связано, является главным объектом изучения политики.

Политика - явление разноплановое, поэтому термин политика многозначен. Политика - это:

1. Основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. (Существует, например, политика примирения противоборствующих сторон как принцип деятельности какого-либо органа).

2. Сфера общественной жизни, связанная с установлением, организацией и функционированием власти в обществе и государстве.

Понятие "политика" возникло в глубокой древности. Так называлось одно из основных произведений древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 до Р.Х.). Оно было посвящено описанию фундаментальных принципов власти, а также организации и деятельности государства.

В общем виде политика делится на внутреннюю (внутригосударственную) и внешнюю. К внешней политике относятся не только взаимоотношения между государствами и народами, но и политические процессы на мировом уровне. Сегодня политика рассматривается как социальный феномен, как совокупность теорий политических явлений (теория власти, теория государства, теория элит и т.д.) и как связанные с повседневной практикой определённые знания по организации, формированию методов и механизмов политической деятельности.

На заре своего существования политика занималась государством. Оно по отношению к людям наделялось функциями полицейского и нередко воспринималось как некое чудовище ("государство-левиафан"). Общественно-политическая жизнь Европы в середине XIX века ознаменовалась чередой буржуазных революций в разных странах (1830, 1848 годы). Руководители государств осознали необходимость пересмотра отношения к государству и его функциям в обществе, иначе очередная революция смела бы правящие круги. С этого периода государство наделяется функциями социальной защиты собственного населения. Начинают вырабатываться законы о труде и положения об охране труда, поднимаются вопросы о необходимости выплат пособия по безработице, пенсий по старости и инвалидности, обеспечения гарантий политических свобод и прав человека и т.д. Поэтому перечисленные аспекты государственной деятельности сегодня также лежат в сфере политики (принято говорить, например, о социальной политике государства или правительства).

Нам всем регулярно приходится слышать рассуждения и дискуссии о нравственности или безнравственности политики и политиков. Надо заметить, что сами политики и политологи часто считают эту сферу деятельности в принципе безнравственной. Русский философ И.А. Бердяев полагал, что она всегда основана на лжи, а поэт Максимилиан Волошин отмечал:
Политика есть дело грязное -

Ей надо

Людей практических,

Не брезгающих кровью,

Торговлей трупами

И скупкой нечистот.
Можно ли согласиться с мнениями таких авторитетных людей? Политику можно уподобить сосуду: без него человек не может обойтись, но наполнить его можно чем угодно, - от благовоний до испражнений. Думается, пренебрежение моральными нормами в достижении целей всегда будет стараться найти место в политической сфере. Вместе с тем, мы не должны воспринимать безнравственность как правило: во что выливается принцип "цель оправдывает средства" мир хорошо усвоил из деятельности католического ордена иезуитов. Неразборчивость в средствах рано или поздно приводит народы, партии и отдельных политиков к человеконенавистничеству, фашизму, нацизму и, в конце концов, к разрушению собственной страны. Политика должна и может делаться чистыми руками, а потому должна и может преследовать исключительно нравственные цели.

Политология же в общем виде - это наука о политике, её закономерностях, её выражении и о "технологиях" политических процессов. Одним из ключевых понятий политологии является политический институт. Этот термин, как и политика, многозначен. Под политическим институтом понимаются:

1. Политическое учреждение, имеющее:

- организованную структуру

- централизованное управление

- исполнительный аппарат

(Например, правительство, Государственная Дума, префектура, городской или муниципальный совет и пр.)

2. Форма и сущность политических функций, отношений и типов управления (Например, институт президентства и т.д.)

Объектом политической науки является политическая сфера жизни общества. Предметом политологии являются закономерности организации, функционирования и изменения политической власти.

При изучении политической сферы первостепенной внимание уделяется выявлению общих закономерностей образования, развития и смены политических систем; вырабатывается политическая теория, основные категории и понятия этой области. Во-вторых, политология изучает реальные политические процессы, что обеспечивает дальнейшее развитие теории и методики политической жизни. В-третьих, рассматриваются конкретные политические институты, а также деятельность и взаимодействие участников политического процесса.

Среди основных функций политологии можно выделить следующие:

1. Методологическая. Выводы политологии используются для дальнейших исследований политического процесса, а также служат основой формирования новых политических теорий различных общественных явлений.

2. Теоретико-познавательная. Выработка знаний о политике и её роли в обществе.

3. Мировоззренческая. Даёт основу для формирования собственного взгляда на политическую жизнь общества.

4. Регулятивная. Знание теории и практики политической науки способствует регулированию политического поведения.

5. Прогностическая. Политология выявляет тенденции и закономерности общественного развития и даёт возможность прогнозировать направление дальнейшего развития политических процессов.

6. Аксиологическая (Аксиология (греч.) - наука о ценностях). Политология оценивает политические события, институты и политическое поведение.

Как самостоятельная наука политология утвердилась лишь к середине ХХ века. В СССР она считалась "буржуазной" наукой, поэтому ни о каких серьёзных исследованиях в этой сфере при коммунистическом правлении не могло быть и речи. Это привело к серьёзному отставанию в развитии отечественной политической науки от других стран как в теории, так и в практике. С ослаблением политического давления государства на граждан в начале 1960-х годов в СССР начинает больше проявляться интерес к политологии. Однако, полностью эта сфера научной деятельности была реабилитирована только в начале 1990-х годов после падения в нашей стране советской власти. С этого периода в высших и средних учебных заведениях России начинают вводиться обязательные учебные курсы политологии.
Вопросы для повторения
1. Что является главным объектом изучения политики и почему?

2. Что такое политика, политология и политический институт?

3. Как и почему изменилась сфера интересов политики?

4. Что является объектом и предметом политологии?

5. Каковы функции политологии?

6. Почему в нашей стране политическая наука стала преподаваться только в начале 1990-х годов?
Литература

1. Аристотель. Политика. //Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1984.

2. Античная Греция. Т. 1. - М., 1983.

3. Античная демократия в свидетельствах современников. - М., 1996.

4. Аристотель и античная литература. - М., 1978.

5. Берк Э. Размышления о революции во Франции. - М., 1993.

6. Власть и демократия: зарубежные ученые о политической науке. Под ред. П.А. Цыганкова. - М., 1991.

7. Галкин А.Н. Становление политической науки: от философии политики к политическому моделированию. - М., 1991.

8. Даватур А. Политика и полития Аристотеля. - М.-Л., 1965.

9. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. - СПб., 1994.

10. Многообразие интересов и институты власти. /Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. - М., 1994.

11. Монтескье Ш. О духе Законов. //Избранные произведения. - М., 1955.

12. Платон. Государство. //Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. - М., 1994.

13. Политическая наука: новые направления. Под ред. Гудина Р., Клингемана Х.-Д. - М., 1999.

14. Политология и современный политический процесс. - М., 1990.


следующая страница >>