microbik.ru
1
А13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


  1. Чистые вещества и смеси.

Смесь — материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.
Чистое вещество - физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и то же

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Разделение

С помощью химических реакций

Физическими методами 




Смеси

Однородные (гомогенные)

Неоднородные (гетерогенные)

Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне

Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)

Примеры смесей

Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)

Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок

Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.

Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир

Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)

Аэрозоли (газ + жидкость), например туман




  1. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

  1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

  2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

  3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.

  4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать пищу, пить воду.

  5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.

  6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

  7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

  8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

  9. На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.

  10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

  11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки органически вещества и их растворы.

  12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.

  13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

  14. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.

  15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.

  16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и совком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толстое войлочное), заряженные огнетушители.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

  1. Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.

  2. Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.

  3. При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

  4. Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.

  5. Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка - в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после стряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.




  1. Лабораторная посуда и оборудование.




  1. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.




  1. Разделение смесей и очистка веществ.




Способы разделения смесей

Однородные (гомогенные)

Неоднородные (гетерогенные)

Дистилляция (вода-поваренная соль)

Фильтрование (вода-песок)

Кристаллизация (вода-сахар)

Отстаивание (вода-мел)

Выпаривание (вода-поваренная соль)

Центрифугирование (вода-мел)

Перегонка (нефть)

Магнитная сепарация (железо-медь)

Каждый компонент смеси сохраняет набор своих характеристик, поэтому разные вещества можно выделить из смеси.

Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.

Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

Выпаривание это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.

  1. Приготовление растворов.

  2. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.