microbik.ru
1 2 3 4




Банк

передового

педагогического опыта.


Авторы опыта:

Седова Надежда Ивановна.

Педагогический стаж : 39 лет. Квалификационная категория : 1.

Адрес: Саратовская область, г.Балашов,

ул. Юбилейная, 13,

МДОУ «Детский сад комбинированного

вида «Дубравушка»города Балашова

Саратовской области».

Тема:
"Коррекционно-педагогическая работа в

группах для детей с нарушением зрения."


Личностная концепция автора опыта.
Работа с детьми с патологией зрения решает следующие задачи :

  1. Всесторонняя подготовка к школе по программе детских садов.

  2. Коррекция и работа направлена на то , чтобы исправить все недостатки у слабовидящего ребенка. Зрительное восприятие страдает у детей в связи с тем, что нарушено зрение Чем больше патология зрения, тем больше встречаем патологии в нервно-психологическом развитии.

  3. Развитие у детей компенсаторных процессов . То, что ребенок не увидел, он должен заменить другим анализатором. Надо, чтобы ребенок четко ощущал тот или иной предмет, проделал с ним все (пощупал, понюхал, посмотрел, посчитал), а затем уже говорил, то есть сначала наши дети развивают чувственные признаки, а затем словесные.


Решение этих задач возможно только при систематическом их выполнении, используя всевозможные формы и методы обучения и создания благоприятных условий для обучения и воспитания. Мы оптимально используем наглядные пособия, коррекционно-педагогическую работу ведем с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка, учитывая психо-физиологические особенности детей.

Теоретическая интерпретация опыта.
К детям с нарушением зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения , многообразием клинических форм , энтологии , патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций .

Наиболее распространенной формой детской глазной патологиии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения , бинокулярного зрения ; фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основные группы детей с разными формами аномального развития:

а)дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центрально-нервной системы;

б)дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения , травмами мозга, последствиями перенесенных органических заболеваний. К их числу относят детей с недоразвитием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с нарушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии двигательной сферы; с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этиологией.

Большое разнообразие аномалий развития требует индивидуальной работы с каждым ребёнком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-воспитательной и коррекционно-воспитательной работы. Особое внимание уделено медицинскому обслуживанию и организации комплексной лечебно-профилактической работы в детском саду для детей с нарушениями зрения.

Характерными особенностями при разных формах аномального развития являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в формировании двигательных функций.

Очень важно учитывать возраст, в котором утрачено зрение. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и манипуляции предметами, в их расположении в зрительном поле. Образование зрительных системных связей оказывает положительное влияние на формирование всех психических процессов: зрительного внимания, зрительной памяти и других функций.

С учетом зрения в процессе воспитания образуются сложные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи.

Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сфере, физическому развитию ребенка.

У детей с нарушением зрения различают внутрисистемные вторичные отклонения, обусловленные нарушением функций в самой зрительной системе, и межсистемные отклонения, которые затрагивают деятельность многих функций. Внутрисистемные и межсистемные отклонения в развитии наиболее выражены при сложной структуре дефекта.
Зрение тесно связано с работой сенсорных систем, с жизнедеятельностью всего организма, со всеми психическими процессами эмоционально-волевой сферы, с ориентацией человека в пространстве в широком смысле слова. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии ребенка приобретает исключительно важное значение ранняя дифференциальная диагностика аномалий развития.

Среди детей с глубокими нарушениями зрения отмечаются аномалии развития цветовосприятия. Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу.

Это затрудняет формирование бинокулярного зрения, глазомерной оценки, установления пространственных связей между предметами, что в свою очередь затрудняет фиксацию взора. Развитие прослеживающих функций зрения нередко связано с сужением поля зрения, поля взора. Последнее в свою очередь затрудняет развитие целостного зрительного восприятия, иногда обуславливает его фрагментарность. Недоразвитие остроты зрения и бинокулярного зрения замедляет восприятие предметов, процессов и явлений, отрицательно сказывается на развитии макро- и микроориентировки в пространстве.

Нарушение зрения обуславливает отклонения в двигательной сфере, в развитии чувства ритма. Своевременное педагогическое воздействие на занятиях ритмикой, хореографией, музыкой, пением, специально направленной игровой деятельностью может предупредить возникновение вторичных отклонений в формировании ритмической деятельности у детей с нарушением зрения. При этом, чем раньше начата специально направленная коррекционно-педагогическаая работа с детьми, тем успешнее идет психическое развитие ребенка.

При зрительной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть растянуты во времени в связи с замедленностью развертывания анализирующего восприятия и ориентации в пространстве. А так же наблюдается снижение двигательной активности. Поэтому в процессе воспитания детей профилактическая и лечебная гимнастика приобретает важное значение.

При формировании психической деятельности ведущую роль играют не столько элементарные сенсорные функции, сколько развивающиеся на их основе высшие психические процессы: анализирующее восприятие, мышление, речь, логическая память, произвольное внимание. При обучении и воспитании должно уделяться особое внимание развитию образного мышления и речи детей.

Особенно важное значение приобретает умственное воспитание детей с нарушением зрения, которое подчиняется общим принципам формирования умственных действий, правильных представлений о предметах и явлениях природы, общественной жизни людей.

Учитывая своеобразие дефекта, характер первичных и вторичных отклонений развития, учебно-воспитательное воздействие направлено на развитие восприятия, наблюдательности, речи, внимания, воображения, образного мышления. На специально подобранном материале у детей формируем умственные умения и навыки, воспитываем способы и приемы наблюдательности при помощи остаточного зрения, слуха, осязательного восприятия. Мы учим детей зрительно наблюдать предметы, процессы и явления действительности, сравнивая их между собой по строению, форме, величине, цвету, определяем части и целое, взаимоположение предметов и их частей по отношению друг к другу. В связи с этим особое значение уделяем установлению ребенком под руководством воспитателя причинно-следственных связей и взаимозависимостей.

Недостаточно детям только зрительно наблюдать предметы. Знакомство с ними проходит с опорой на все виды чувствительности (слуха, зрения, осязания, обоняния и т. д.) Например, рисованию с натуры должна предшествовать лепка, конструирование, моделирование, предварительное ознакомление с данным предметом, явлением или процессом. При ознакомлении с окружающим мы учитываем остроту и поле зрения, бинокулярный характер зрения, цветоразличения, причины и клинические формы зрительных нарушений (на основе рекомендаций врача-офтальмолога).Соответственно дети наряду с фронтальными заданиями выполняют индивидуальные задания. Особое внимание уделяем детям, у которых амблиопия сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходящегося косоглазия).

Умственное воспитание направлено на формирование мыслительных операций и перцептивных действий, все это мы осуществляем на занятиях по развитию речи, математике, в процессе трудовой и игровой деятельности, на занятиях по музыке и пению. Особенно важное коррекционно-воспитательное значение имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием. У детей с нарушением зрения сужены представления о предметах, процессах и явлениях природы. Поэтому мы стремимся расширять их кругозор. Знакомим детей с явлениями природы, с различными видами трудовой деятельности людей, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, учим видеть и понимать прекрасное.

Важное развивающее значение имеет формирование устной речи. Слово ребенка при нарушении зрения играет доминирующую роль £ развитии наблюдательности, произвольного внимания, словесно-логической памяти, регуляции поведения, общения со сверстниками и взрослыми людьми. Развитие речи проходит в процессе самостоятельной практической деятельности детей (в игре, на занятиях по труду, в процессе изобразительной деятельности, на занятиях ритмикой, музыкальных и физкультурных занятиях и т.п.) У детей при зрительной неполноценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитие образных представлений. В связи с этим речевое развитие мы стараемся базировать на восприятии реальных предметов и процессов действительности, на основе практической деятельности с предметами. Такие методические приемы предупреждают возможные нарушения в соотношении образа и слова, слова и практического действия. У многих детей замечены речевые нарушения органического происхождения. В этих случаях у нас проводятся занятия с учителем-логопедом.

Особо важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение со взрослыми и сверстниками. Это помогает развивать социальные мотивы. Они способствуют успешному овладению способами действий по получению знаний.

Дети с нарушением зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира. Они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолёты в небе и т.д. Поэтому, мы стараемся обеспечить детям благоприятные условия для обучения:

  1. создаем соответствующие условия для зрительного воспитания,

  2. оптимально используем наглядные пособия,

  3. применяем специальные методы обучения и ведем коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка,

  4. подводим к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.


Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

У нас группа достаточно освещена. В понятие достаточной освещенности входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, ограничение слепящего действия от источников света, устранение резких и глубоких теней.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставим ближе к светонесущей стене на расстоянии 0,5 м так, чтобы свет падал слева. Не закрываем шторами верхнюю часть окна, занавески располагаем по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения усаживаем за первые столы, ближе к окнам.

Мебель подобрана по росту детей. Следим за правильной посадкой детей за столом в течении всего занятия. Постоянно смотрим за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, так как это особенно наблюдается у детей младшего дошкольного возраста.

В обучении дошкольников чаще всего используем наглядный метод в сочетании со сло-
весным. /

Так как у детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения и т. д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни мы используем сами предметы или их реальное изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируем фронтально, то есть для всех детей одновременно, располагаем на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Во время рассматривания картины дети подходят к ней, видят, что на ней изображено. Не допускаем ответов с места, пока не убедимся в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают. Даем ребенку возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины, при этом своими вопросами помогаем выделить в картине главные и второстепенные объекты, побуждаем детей к активному восприятию содержания.

Учитывая, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам, зная особенности зрительного восприятия, мы способствуем полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, доступны для всестороннего ознакомления. Дети рассматривают индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Для выполнения зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности может быть и вертикальной, и горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии- горизонтальная, а при сходящемся- вертикальная), при афакии, близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная. Именно поэтому для зрительной работы отдельных детей используем подставку, фланелеграф, мольберт. Доска покрашена в темно-зеленый цвет, мел мягкий желтого цвета.

При показе практических действий (вырезание, лепка, рисование, конструирование и др.) приглашаем детей к себе, чтобы они видели, как выполнять работу. Однако мы не используем образцы и показ постоянно, так как это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, мы учитываем не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится, часто используем контур для того или иного объекта и указку.

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и вторичного рассматривания предлагаемого материала.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физминуток или минуток отдыха, во время которых проводим специальную гимнастику для глаз, например: «Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки вверх и смотрят на кончики пальцев) вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.»



Физкультминутки проводим в игровой форме, иногда с музыкальным сопровождением, с учетом возрастных и зрительных особенностей. Например, для детей 3-4 лет желательно использовать игру «Мальчик, пальчик, где ты был ?- С этим братцем в лес ходил.- С этим братцем воду пил.- С этим братцем щи варил.- С этим братцем кашу ел.- С этим братцем песню пел.» (дети рассматривают каждый палец под аккомпанемент веселой детской песенки в грамзаписи).

Существуют методы и методики развития зрительного восприятия, которые мы используем в своей работе. Это два основных метода: психофизиологический, психолого-педагогический. К психофизиологическому методу относятся: работа на аппаратах в глазном кабинете (используются белые и цветные диффузные вспышки разной яркости в пределах диапазона реактивности). Геометрические формы и объемные фигуры белого, красного, зеленого и синего цветов - используем в играх и дидактических упражнениях. Работаем над развитием восприятия основных цветов в условиях снижения их яркости и насьпценности.

Сущность психофизиологического метода направлена на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации.

К психолого-педагогическому методу относятся следующие методики, которые мы используем в работе: предметная, пигментная, телевизионная, проекционная, изобразительная.

Каждая методика включает в себя два способа действия с материалом:

  1. наглядно-действенный способ;

  2. зрительно-вербальный способ.

Сущность психолого-педагогического метода направлена на: а) развитие анализа и синтеза сенсорных информации; б) интерпретацию и категоризацию высших психологических функций (мышления, речи, памяти, внимания); в) пигментность (способствует развитию простых и сложных форм зрительного восприятия: черно-белые, контурные, силуэтные, предметные, сюжетные изображения); г) вербальный способ (устный, зрительно-вербальный - смотреть и устно проговаривать). Это дает положительный результат.

следующая страница >>