microbik.ru
  1 2 3 4

Творческие находки автора.

Коррекционная работа в учебной деятельности.

1 .Ознакомление с окружающим и развитие речи.

В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром мы развиваем умственные способности и речь ребенка, воспитываем любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, любовь к родному краю. Мы вызываем у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их труду, природе, родному краю и т.д. Само познание должно доставлять детям радость.

Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей мы помним об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного и визуального восприятия. Мы стараемся обогащать сенсорный опыт детей, особенно зрительный. Например, процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т.д. мы организуем с учетом доступности для их зрительного восприятия. Или за строительством дома. Наши дети не смогут увидеть работу подъемного крана, а также каменщиков на большом расстоянии, поэтому мы показываем иллюстрации, диафильмы на эту тему. На экскурсии мы показываем то, что можно ощутить через другие анализаторы: слух, осязание и т.д. Например, можно показать детям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран. При наблюдении мы привлекаем все сенсорные функции к ознакомлению с объектом. Перед экскурсией продумываем, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движущимся транспортом, мы предлагаем детям послушать с закрытыми глазами шум машин, это дополнит их представление. На участке, в лесополосе мы с детьми рассматриваем деревья, листья, обследуем кору, находим общие и отличительные признаки, прислушиваемся к шелесту листвы разных деревьев (тополя, березы, рябины и так далее). Все это создает полную картину о наблюдаемых объектах. В работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам: для чего служат, как используются и т.д.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы используем различный иллюстративный материал: картины, игрушки, реальные предметы и т.д. При их использовании мы помним о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения мы сажаем ближе или приглашаем подойти, используем индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи даем предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняют какие-либо действия, даем задание рассказать, кто это,

в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной группе с подобными иллюстрациями мы даем задание составить
предложение из двух-трех слов. Игрушки даем каждому ребенку и предлагаем описать ее:
какая она? какого цвета? какой формы, величины? в чем одета? и т.д.



Таким образом учим детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Иллюстрации показываем индивидуально с учетом особенностей нарушений зрения, после прочтения книги.

При заучивании стихотворений, в беседе также используем иллюстративный материал: картины, предметы, игрушки. Например, на занятии «Беседа о земле» показываем иллюстрации, поем песни, загадываем загадки, приносим в группу снег, лед и наблюдаем, как он тает. На занятии «Беседа об осени» рассматриваем овощи, фрукты, колосья ржи, пшеницы, разноцветные осенние листья и т.д.

2.Физическое воспитание также строится на основе «Программы воспитания в детском саду», сообразуясь с особенностями развития и ориентации детей с нарушением зрения в пространстве. При нарушении зрения у детей отличаются недостатки физического развития (в быстроте, ловкости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зрительной неполноценностью отмечены нарушения в микро- и макроориентировке в пространстве. При нарушении зрения у детей отличаются нарушения осанки, позы, искривления позвоночника, поэтому назначение режима занятий для разных возрастных групп производим с учетом не только общего состояния здоровья, физического развития и подготовленности, но и состояния зрительных функций. Мы соблюдаем дифференцированный подход в назначении питания, закаливающих процедур,


при подборе подвижных игр, настольных и физических упражнений. При этом особое внимание обращаем на индивидуальный подход при коррекции недоразвитых двигательных функций. Особенно большое внимание мы уделяем формированию правильной позы и осанки у детей. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что «залогом правильной осанки является общее физическое развитие ребенка». Это положение приобретает особую актуальность при воспитании наших детей. Воспитание осанки находится у нас в центре внимания на всех занятиях, при всех видах деятельности ребенка. Два раза в год у наших детей проводится обследование осанки врачами-специалистами с целью определения конкретных рекомендаций в отношении каждого ребенка. Дети, у которых отмечены различные двигательные нарушения, занимаются лечебной гимнастикой. На физкультурных занятиях, в проведении подвижных игр, во время проведения утренней гимнастики мы учитываем рекомендации офтальмолога.

В целях преодоления недостатков развития движений используем физические упражнения, имеющие коррекционно-воспитательное значение. В процессе выполнения этих упражнений учим детей выполнять четко и точно движения как на основе показа, то есть наглядного образца, так и по словесной инструкции. Учим детей согласовывать движения с темпом и ритмом музыкального сопровождения: правильно оценивать и выполнять движения в определенном направлении на видимую цель или на звук; соответственно применять выработанные двигательные навыки в быту, игровой и учебно-воспитательной деятельности, при самообслуживании, проявлять выдержку, смелость, решительность.

Во всех физических упражнениях мы развиваем не только двигательные, но и зрительные, а также слуховые функции детей, формируем у них приемы макро- и микроориентировки в пространстве. Подбираем упражнения, которые направлены на развитие остроты зрения путем дистантного восприятия, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения. Серьезное внимание уделяем повышению активности детей в течении всего дня, создаем условия для развития пространственной ориентировки и движений детей на участке детского сада и в помещении. Для повышения двигательной активности детей используем мячи, кегли, прыгалки, кольцебросы, бильбоке и т.д.





Во всех подвижных играх мы используем различные ориентиры для выработки правильного движения детей: звуковые сигналы (колокольчики, бубны, музыкальные инструменты), зрительные (флажки, султанчики, значки, шапочки с изображением зверей и т.д.).

К нормативам основных движений, которые указаны в «Программе воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе, мы подходим с учетом индивидуальных особенностей зрения и движения детей. В зависимости от степени нарушенных функций нормы расстояний при метании в цель, лазанье, прыжках могут быть снижены. Делаем это с учетом советов врача-офтальмолога.

Утренней гимнастикой наши дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями мы осуществляем работу по предупреждению плоскостопия, исправлению осанки и др. Для укрепления организма проводим закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры).

Физическое воспитание осуществляем при соответствующих условиях: просторное светлое помещение, удобная одежда, специально подобранное оборудование, регулярный сон, режим проветривания помещений.

З.На музыкальных занятиях мы обращаем серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей, что не только обуславливает их высокий интерес к самим занятиям, но и имеет большое коррекционно-воспитательное значение, а также помогает преодолению отрицательных переживаний, обусловленных нарушением зрения.

При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Одновременно с общими задачами мы ставим коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора, учитывая специфические особенности детей. Упражнения показываем с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторяем несколько раз, берем ребенка за руку, двигаемся вместе с ним, чтобы он ощутил ритм.

Большинство коррекционных упражнений проводим с лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками. Предметы, с которыми дети выполняют упражнения, даем для детального изучения при помощи зрения и осязания, также закрепляем форму, цвет, величину данного предмета.

Полученные на музыкальном занятии знания и умения закрепляем в повседневной жизни. Учитывая недостатки детей с нарушением зрения в пространственной ориентировке и координации движений, мы на каждом занятии выполняем такие упражнения: построение в круг, в пары, в колонки, учим свободно располагаться по залу, не задевая друг друга, делать различные перестроения. Усложняем или упрощаем эти упражнения в соответствии с возрастом и возможностями детей.





Особое внимание уделяем формированию чувства ритма. Для этого используем такие приемы, как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, бубна или металлофона. Учим детей исполнять движения подражательного характера, для этого используем большие по величине иллюстрации. На них изображены заяц, кукла, медведь в характерных для них позах. Дети внимательно рассматривают полученную картинку, а когда прозвучит музыкальная характеристика его персонажа, они должны выполнить движения, согласно имеющейся у них иллюстрации. Таким образом происходит соединение зрительного и слухового образов. Содержание упражнений и игр, их последовательность и методика проведения зависят от цели, которую мы ставим, приспосабливаем то или иное упражнение к коррекционным задачам . Игру или упражнение разучиваем на трех-четырех занятиях. Но прежде чем поставить перед детьми задачи, связанные со зрительной нагрузкой, мы учим их музыкально-ритмическим движениям, необходимым для этого упражнения или игры.


4.В «Программе воспитания детей в детском саду» ставится задача формирования представлений у детей о множестве, количестве и счете, величине, пространстве и времени. Нарушения зрения усложняют процесс выделения множества предметов в окружающем мире. В результате чувственно-практический опыт детей обеднен, поэтому для осуществления обучения детей выделению множества и его составных частей (единиц) мы используем ближайшее окружение, объекты и предметы, с которыми дети сталкиваются в играх, на занятиях, в повседневной жизни. При счете натуральных предметов и игрушек мы формируем не только понятие о счете, но и обогащаем, конкретизируем их сенсорный опыт. Для того, чтобы детям было хорошо видно, мы в полтора раза увеличиваем размеры геометрических фигур и тел, картинок, таблиц и моделей, используемых для фронтальных демонстраций на занятиях. Кроме наборного полотна и фланелеграфа, для демонстрации предметов используем большие листы ватмана. Например, даем детям задание нарисовать определенное количество кругов или квадратов. Дети выполняют работу у себя в тетрадях, а мы рисуем фигуры на листе ватмана. Затем дети сравнивают свою работу с нашей.

В методике детских садов общего типа на занятиях по математике рекомендуется использовать плоскостные геометрические фигуры, а мы наряду с плоскостным геометрическим материалом используем объемные предметы и игрушки, так как в процессе действий с ними обогащается зрительный опыт детей.



В младшей группе с целью формирования представлений о множестве, широко применяем игровой прием обучения, где дети сами постоянно действуют с предметами. Например, предлагаем детям найти место для каждой игрушки. Таким образом, каждый ребенок может поставить одну игрушку в шкаф, в процессе действия мы уточняем, сколько игрушек он поставил, и сколько их стало в шкафу. От занятия к занятию меняем предметы и ситуации, в которых действуют дети. Так учим выделять количественную сторону объектов окружающего их мира. В старшем дошкольном возрасте в процессе обучения детей счетным действиям мы даем задания, в которых одновременно решаются различные задачи коррекции зрения, формируем конструктивные способности и обучаем счету. Например, выложить из девяти палочек домик, флажок, елочку и т.п.


При обучении рисованию по клеткам нашим детям трудно выполнять эту работу на готовых тетрадных листах, поэтому мы разлиновываем листы, линии делаем синего или зеленого цвета, в зависимости от характера цветового восприятия. Далее усложняем задание, делая только точки, затем дети работают по образцу. Самый эффективный метод обучения детей - это сочетание наглядности и словесного пояснения. Учим детей понимать задание и пояснение с одного раза,

ради чего раскладываем инструкцию на отдельные поэтапные действия. Например, учим детей делить целое число на четыре части. Сначала показываем как сложить листок вдвое, чтобы стороны и углы совпали. После этого дети выполняют эту часть задания. Далее рассказываем и показываем, как согнуть еще раз, дети выполняют вторую часть задания. Поэтапный способ пояснения и показа помогает овладению детьми практическими навыками и умениями, а так же формирует умение осмысливать процесс работы и подробно рассказывать о том, что и как делаем.

На занятиях по математике мы используем рисование, которое несет коррекционную направленность. Например, каждому даем листок с двумя разлинованными дорожками и предлагаем на одной из них нарисовать определенное количество кругов, на другой - определенное количество квадратов. Для закрепления у детей умения ориентироваться на листе бумаги даем задание нарисовать в углах и на середине листа заданные фигуры. Такие упражнения закрепляют понятия вверх, вниз, верхняя сторона, углы правый, левый, верхний, нижний. Проводим упражнения на выкладывание аппликаций на фланелеграфе, на расстановку определенного количества объемных игрушек на салфетке и т.д.

Для формирования пространственных представлений мы используем игры такого типа: «Найди место в комнате». Например, одному ребенку мы говорим: «Встань в правом переднем углу», другому: «Встань у середины левой стороны», третьему: «Встань в середине комнаты» и т.д. После того, как каждый получил и выполнил задание, дети получают еще задание: «Те, кто стоит в правом переднем углу и в середине комнаты меняются местами». Так дети учатся ориентироваться в помещении и соотносить названия сторон и углов комнаты со своим местонахождением. Используем также игру-загадку: «Угадайте, где стоит этот предмет?» Загадывающий должен описать предмет по форме, цвету и величине, остальные дети отыскивают этот предмет и называют, где он стоит.

В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей в окружающей обстановке надо проводить упражнения на выделение предметов в комнате, учим считать их, сравнивать между собой, находить общие и отличительные признаки. Дети любят играть, отыскивать предметы в комнате, например, мы говорим: «Посчитайте, сколько круглых предметов есть в комнате», или «Назовите самые высокие, самые низкие», «Найдите самые толстые, самые тонкие», «Чего в комнате по 4, по 6?», «Каких предметов в комнате больше: квадратной или прямоугольной формы?» и т.д.

Для формирования навыков количественного и порядкового счета мы используем счет с опорой на зрение, слух и осязание. Например, на уровне глаз детей мы устанавливаем настольную лампу, а дети считают, сколько раз она зажгется, сколько звуков сыграно на дудочке, или же сосчитать на ощупь предметы, находящиеся в мешочке.

Трудно усваивается нашими детьми счет прыжков, шагов, приседаний. Над этим мы постоянно работаем, особенно на прогулке. Там есть возможность счета движущихся предметов. Формирование измерительных навыков и умений мы начинаем с измерения высоты, ширины, длины, толщины окружающих предметов: крышки стола, стенки шкафа, стенки аквариума и т.д.

Мы рассказываем и показываем, что нужно делать при измерениях, а дети одновременно с нами выполняют все действия поэтапно, затем анализируем выполнение задания. При обучении измерению сыпучих тел и жидких мерки у нас для каждого ребенка: стаканчики, мензурки, ложки, чтобы дети одновременно могли измерять, так как при показе этого вида измерений нами не все дети могут увидеть, как это делается.

Для обучения детей составлению и решению арифметических задач мы используем наглядный показ. Например, даем одному ребенку две куклы, а другому - одну и спрашиваем: «Сколько всего кукол?» Или же показываем одинаковые предметы, затем убираем или прибавляем по одному и спрашиваем: «Сколько осталось?», «Сколько стало?» Затем предлагаем детям самим выполнить такую же работу со своими игрушками. Картинки даем с разными предметами, поэтому содержание задач разное и дети учатся считать разные предметы. В процессе выполнения практических действий с конкретными предметами мы формируем такие понятия, как «прибавить», «отнять», «получится», «будет», «останется».


<< предыдущая страница   следующая страница >>