microbik.ru
  1 2 3 4

5.Занятия по рисованию, лепке, аппликации содействуют всестороннему развитию детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знания о предмете и их свойствах: форме, цвете, расположении и величине. В процессе изображения мы учим детей использовать разные материалы: карандаши, краски, бумагу, ножницы, глину, пластилин и т.д. Все это вырабатывает у детей определенные навыки и умения. Но для того, чтобы изобразить предмет, дети должны его хорошо видеть, что возможно только при создании особых условий для рисования, лепки и аппликации с натуры.



Надо, чтобы он находился на доступном расстоянии для зрительного восприятия. Поэтому мы на каждый стол ставим изображаемый предмет. Например, дети лепят овощи с натуры, у них на столах лежат эти овощи, они могут брать их в руки, обследовать их форму, видеть окраску, форму, величину. У детей есть особенность при изображении больше опираться на имеющиеся представления, чем смотреть на натуру, они рисуют вне зависимости от присутствия натуры по сложившемуся уже представлению. А мы обращаем внимание на то, похоже ли их изображение на подлинный предмет.

При обучении детей изображению мы учим их обследовать и рассматривать предмет. Исследования психологов показали, что дети лучше запоминают форму предметов, когда знакомство с ними начинается с осязания. С этой целью мы используем игру «Чудесный мешочек». Например, на занятиях по рисованию в средней группе мы учим детей рисовать круглые формы. В «Чудесный мешочек» мы кладем мячи, яблоки, шары разной окраски. Дети ощупывают и достают предмет, затем рассматривают, выделяют форму, обводят пальчиком вокруг по контуру, и после этого каждый рисует свой предмет. Мы нацеливаем детей на сравнение своего рисунка с натурой, учим приемам сличения натуры с изображением, делать поправки в свой рисунок.

Большую роль при этом мы отводим слову, как регулятору действий ребенка, так же художественному слову. На занятиях идет значительная работа по обогащению зрительных представлений детей. Поэтому, прежде чем изобразить предмет, мы добиваемся, чтобы ребенок выделял все его характерные внешние признаки, то есть должны сложиться реальные представления. Мы уделяем время на обследование, узнавание, выделение предметов и их свойств, проводим работу по сенсорному восприятию.

Во время показа приемов рисования красками мы пользуемся кисточкой большего размера, чем у детей, а вместо карандаша используем фламастер. При фронтальном показе приемов рисования, лепки, аппликации приглашаем детей поближе к себе, чтобы они могли рассмотреть, как надо выполнять задание.

Наши дети затрудняются изображать предметы в пространстве с учетом их величины, поэтому мы стараемся развить восприятие перспективы через наблюдение объектов вдали и вблизи.
Коррекционная работа в свободное от занятий время.

У нас в детском саду общеобразовательная подготовка, игры и деятельность детей в быту осуществляется в тесной взаимосвязи с лечебными мероприятиями. В процессе воспитания и лечения учитываются разносторонние возможности каждого ребенка.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:

  1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

  2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.

При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и др. В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.

По содержанию дидактические игры можно также представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, так как в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображенного, их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи, а также способствует осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов.

Игры и задания, которые мы проводим в группе.

Игра «Кто скорее соберет палочки». Детям предлагается в стаканчики определенного цвета собрать палочки такого же цвета. В процессе игры они дифференцируют цвет, считают, сколько всего собрали палочек. Из этих же палочек они выкладывают различные геометрические фигуры и простые предметные изображения (домик, флажок, заборчик, елочку и др).

В игре «Разложи по цвету» дети по образцу, кто скорее, создают цветовой ряд по оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее создает гамму цветовых оттенков.

В дидактическом задании «Выложи орнамент» предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.

Игра «Подбери чашки к блюдцам». Даются изображения чашек и блюдец. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, относим мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.



Для развития цветоразличения применяем дидактические игры и упражнения: «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к шарам цветные нитки». Дидактические игры «Какой предмет больше (меньше)?», «Что дальше (ближе)?», «Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет» упражняют детей в развитии глазомера.

Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания: «Угадай, что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди такой же предмет». В игре «Кто скорее соберет листья» дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета.

В игре «Найди каждому ребенку свою игрушку» дети подбирают игрушки: мальчику - самокат, девочке - скакалку, другим детям - волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу. В дидактической игре «Одень куклу» дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду .Игра «Какой геометрической фигуры не стало?» предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дидактическая игра «Кто скорее нанизает свои бусы» способствует развитию глазомера, моторики рук.

Для развития зрительно-пространственной ориентировки используем игру «Найди в комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины». Каждый ребенок получает свою мерку: палочку, ленту и др. Надо найти предмет соответственно заданной мере по длине вы соте, ширине. Например, «Найдите игрушки по высоте палочки».

Для упражнения в выделении формы даемся игра «Найди предмет по форме «геометрической фигуры». Дети получают геометрические фигуры (круг, овал, эллипс, треугольник, прямоугольник) и геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма) и описывают предметы комнате. В игре «Каждой игрушке свое место» дети учатся вкладывать в коробки игрушки соответственно размеру.

В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» идет упражнение на выделение направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т.д. Игра «Угадай кто позвал?» учит детей дифференциации голоса товарищей.

Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.


Игра-лабиринт «Чей телефон?» учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Мы проводим следующие игры-лабиринты: «Кто чем питается?», «Помоги Красной Шапочке дойти до бабушки», «Помоги медведю пройти к меду», «У кого какая собачка», «Помоги бродячему музыканту выйти из города», «Как мышкам пройти в норку», «Найдите мне маму».

Для закрепления детских представлений используем словесные дидактические игры. Игра «Котятки и перчатки». Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка:

Потеряли котятки от костюмов перчатки. Прибежали котятки, отыскали перчатки.

Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.

Игра «Угадай по описанию». Детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда, мебель и др.) Нужно загадать загадку, описать предмет. Кто отгадает, тот получает карточку. Выигрывает тот,у кого больше карточек.

Детям предлагаем игры-упражнения типа: найди знакомые качества в других предметах, сравни, сопоставь; всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.

Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции-обобщению). Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у детей с нарушением зрения страдает и развитие межой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом.

Для активизации зрения в период плеоптического лечения мы проводим упражнения с использованием электрофицированных игрушек. Например, игры с карманным фонариком: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся?», «Сколько горит лампочек на панели«Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение а каким закончилось).

В подвижных играх мы создаем условия для тесного и разнообразного контакта между детьми и сближения их друг с другом. Систематическое проведение подвижных игр способствует нравственному и физическому развитию детей, повышению их двигательной активности.

Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в воспитании детей с амблиопией и косоглазием, нам хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей успешно осуществляется под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве.

В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений.

Качество и эффективность развития движений в определенной степени зависят от полноценности участия зрения, поэтому у детей с нарушением зрения в сравнении с нормально

видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией, с косоглазием встречаются нарушения осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения связаны с патологией зрения.

Учет особенностей зрительных и двигательных нарушений у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей.

В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедагогическими задачами, мы учитываем задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей и увертыванием, лазаньем и перепрыгиванием, бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания и т.д.

В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, прыгалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения. В играх на метание, бросание, прокатывание и др. у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения.

Для того, чтобы облегчить детям ориентировку в пространстве в процессе бега, ходьбы мы используем различные ориентиры: цветные кубики, флажки и др. Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляем детей активно упражнять зрение, тем самым развиваются зрительно-двигательные возможности детей.

В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настольный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и здесь осуществляем работу по тренировке зрения.

Подвижные игры используем в течении всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях. В большинстве подвижных игр, сюжетных, мы используем различные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки, мячи, обручи и т.д.

Мы всегда используем рекомендации врача - офтальмолога при организации двигательной активности детей, чтобы не было негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.

Большое внимание мы уделяем трудовому воспитанию. Детям слабовидящим больше уделяем внимания по привитию навыков самообслуживания, систематизируем труд в разных его видах, осторожно подходим к увеличению объема труда, нежелательна работа с лобзиком.



Основной метод работы со слабовидящими детьми - это поэтапный показ способов и последовательности действий и одновременное выполнение их детьми. На занятиях по труду мы создаем удобные условия для зрительного восприятия приемов показа, приглашаем детей поближе к себе.

В процессе трудовой деятельности мы решаем задачи зрительного восприятия, предметно – практическим методом формируем предметные образы.




Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются соответствие режима психофизическим особенностям детей с нарушениями зрения, четкое выполнение основных

режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок), а также чередование деятельности с отдыхом.

При проведении прогулок, мы так же учитываем зрительные возможности: ребенка с низкой остротой зрения ставим в паре с лучше видящим ребенком, ребенку со светоболезнью даем светозащитные очки или головной убор с козырьком, чтобы не было прямого попадания Солнечных лучей в глаза.

Утренней гимнастикой дети занимаются ежедневно, где наряду с общеукрепляющими упражнениями осуществляется работа по предупреждению плоскостопия, исправлению осанки и др.

Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные и водные процедуры) проводим на основе рекомендаций педиатра и офтальмолога.

Наши дети посещают бассейн - плавание влияет на укрепление околопозвоночных мышц, способствует исправлению осанки. Однако и здесь к каждому ребенку подходим индивидуально. Детям с близорукостью (миопией) и некоторыми другими заболеваниями глаз нельзя позволять прыгать, нырять, а так же плавать на скорость.

Систематически мы проводим гимнастику для глаз. Это несложные комплексы профилактических упражнений, которые направлены на коррекцию зрения и укрепление глазных мышц. Их выполняем и на занятии, и после занятия, если это связано с нагрузкой на глаза, или в течение рабочего дня. А также на всех занятиях проводим специальные физминутки, для снятия усталости глаз.

Важным моментом в лечение и профилактике глазных заболеваний является правильно организованное питание. В рационе должны присутствовать молочные продукты, черный хлеб, морковь (тертая и перемешанная с жирами или маслом, сметаной).

Для здоровья глаз очень полезна черника. Родители по возможности приносят нам овощи, по совету врача-офтальмолога покупают витаминные комплексы для профилактики глазной патологии.

У нас также существуют такие мероприятия, как лечебные процедуры, логопедические занятия с детьми, имеющими речевые нарушения, занятия тифлопедагога, психолога. Мы стараемся организовать таким образом распорядок, чтобы у детей не было перевозбуждения.

На протяжении всего пребывания в детском саду мы стараемся создать комфорт для зрительного восприятий. Часть занятий переносим во вторую половину дня, а так же Занятия на лечебных аппаратах, занятия тифлопедагога, то есть мы не даем детям уставать, напрягать свое зрение.
Большое внимание уделяем работе с родителями. В первую очередь знакомим родителей с режимом дня детей в детском саду, с тем, какое лечение и коррекционно-воспитательную работу проводим с каждым ребенком. Ведем разъяснительную работу о том, что в выходные и праздничные дни родителям необходимо соблюдать режим дня, в течение дня следить за правильным приемом пиши.

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития всех органов в системе организма.

Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:

1) наличие в пище всех необходимых ингредиентов;


2)здоровый пищеварительный тракт, а так же наличие в нем всех ферментов для
правильной переработки этих пищевых веществ;

3) рациональный режим питания и правильная технология приготовления пищи.

Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов

отрицательно сказываются на физическом развитии ребенка.

При дефиците витамина В мышцы плохо сокращаются, снижен их тонус (так называемый синдром "вялых плеч") в том числе и тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения. Нарушается белковый обмен в мышцах и в следствии дефицита витамина С. Мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок. Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина А ведет к рахиту.

Наиболее важные для работы мышц минеральные вещества - калий, магний, кальций, железо. Дефицит кальция и магния понижает сохранительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок, особенно нагрузок на глаза, поэтому в течение дня надо следить за правильной нагрузкой на глаза.

Говорим, что серьезным фактором, влияющим на зрительное утомление, являются электро-лучевые приборы: телевизор, Видео, компьютер. Эти приборы превратились в игрушки, они вредно отражаются на состоянии здоровья детей, очень сильно "подсаживают" детское зрение. Рекомендуем в выходные дни делать аклюзию на глаз (наклейку) по рекомендации врача-окулиста и использовать различные пособия: это мозаика, разрезные картинки, обведения предметов через кальку, закрашивание в книжках-раскрасках, печатание в тетрадях букв, цифр, сортировка по цвету палочек, пуговиц. Работу проводим с каждым ребенком и родителем индивидуально, так как у всех детей разная острота зрения и различная патология.

Родителям Оли Б., Насти М., Насти С. рекомендуем крупные, яркие пособия, иллюстрации с ярко выраженным контуром, чтобы рабочая поверхность была вертикальной. Этого требует их диагноз и острота зрения. Для этих детей рекомендовали изготовить игру «Монтессори» (рамки-вкладыши). Играя в эту игру у детей включается в работу тактильно-двигательный орган. В то же время развивается зрительное внимание, что способствует повышению остроты зрения. Картинку крупного размера разрезать на 4 части не более, понятную для рассматривания, предлагать детям собрать ее.

Родителям, дети которых имеют остроту зрения 0,4 и выше, рекомендуем составлять узоры по образцу Д 0,5 см, сортировать спичечные палочки, покрашенные в красный, зеленый, желтый цвета. Изготовить для них пособие «Коврики», ширина полос которых 0,5 см.

Говорим о том, чтобы чередовали виды занятий, давали возможность детям побегать, поиграть в любимые игрушки, обязательно подходили к окну и рассматривали окружающую местность.




<< предыдущая страница   следующая страница >>