microbik.ru
  1 ... 2 3 4

Управление образования

0М0 Балашовского района

Путешествие в подводный мир.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

для детей коррекционной

группы для слабовидящих детей,

детей с амблиопией и косоглазием

«Землянички» (6 – 7 лет)

воспитателя: Седовой Н.И.

МДОУ д/с «Дубравушки»

«Балашов 2010»


Програмное содержание: Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира (скорости и полноты зрительного обследования). Активизация двигательно-зрительного восприятия. Обучение умению пользоваться оптическими приборами (лупой). Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: Глобус, указка, рыба; на каждого ребенка - лупа, фонарик, сумочка, удочка, лист бумаги и силуэт камбалы, карточка с «зашумленным» рисунком; плакат с нарисованными морскими рыбками, раскрашенные силуэты рыб (часть с колечками в© рту), два больших листа бумаги (желтого и голубого цвета); «фотографии» - изображения рыб с недостающими «деталями»; изготовление из картона «детали» рыб.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением моря (рыб, в том числе глубоководных; медуз и т.п.); беседа по теме занятия.

Ход: Обращаю внимание детей на глобус. Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты Земля. Где на Земле живут люди? (На суше). Какими цветами на глобусе обозначается суша? Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого). Что обозначается голубым цветом? (Вода). Дети, а какие водоемы вы знаете? Правильно, это река, ручей, море, океан. Кто живет в воде? (Рыбы, медузы, морские звезды и т.п.) Жизнь в подводном мире намного разнообразнее, чем на суше, но люди еще недостаточно изучили его. Сегодня мы поговорим о хорошо известных вам обитателях этого мира. Чтобы узнать, о ком, вы должны отгадать загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток».(Рыбы). Если рыбы живут в реках, мы их называем ... (речные), если в морях ... (морские). Какая рыба водится в водоемах нашей местности? (В реке Хопер - окунь, линь, щука, плотва и т.п.; в прудах - карп, карась). А каких морских рыб вы знаете? (Ответы детей). Ученых, которые изучают жизнь рыб, называют ихтиологами. Хотите отправиться сегодня в морское путешествие, чтобы узнать о работе ихтиологов и жизни рыб? (Ответы детей). Мы должны как следует подготовиться. (Дети кладут в сумочки лупы и фонарики). А сейчас закройте глаза (включается аудиозапись шума моря, крики чаек). Представьте, что мы плывем на корабле. Сегодня предстоит большая исследовательская работа. Сначала мы поедем в научную лабораторию.

Подхожу к столу, на котором лежат указка и рыба (например, речной окунь). Показываю части тела рыбы и объясняю их назначение: плавники, хвост и слизь, покрывающая все тело рыбы, помогают рыбе плавать. С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Дети, а как вы думаете, для чего рыбе жабры? (Ответы детей). Правильно, жабрами рыба дышит. А теперь рассмотрим чешую. (Дети достают лупы). По чешуе можно определить возраст рыбы, сколько тёмных линий на чешуе, столько рыбе лет.

Сейчас нам предстоит спуститься на морское дно и обследовать его. Включите свои фонарики. (Приглушается свет. Дети идут, освещая себе путь. Обращаю внимание на подвешенные к стене на нитках силуэты рыб). Можете ли вы узнать и назвать этих рыб? (Дети находят рыбу-молот, удильщика, камбалу и т.п.) У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело? (У камбалы). Как она маскируется? (Ответы детей). Нам пора возвращаться. (Идут в обратном направлении.) Обращаю внимание детей на силуэты рыб-бабочек, подвешенных на нитях. Посмотрите, какая яркая раскраска! А теперь закройте глаза (заменяю одну рыбку). Откройте глаза и скажите, что изменилось? (Одна рыбка покраснела). У некоторых рыб цвет чешуи отражает настроение. Если рыбка покраснела, наверное она сердится или волнуется. Посмотрите она держит во рту письмо. (Читаем). «Тревога! Тревога! Морской волной выбросило на берег много рыбы, надо срочно помочь и отправить её обратно в море!»
Нам нужно скорее выбраться на берег и спасти рыбу. (Включается свет). Дети подходят к лежащему на полу листу желтой бумаги, иллюстрирующему песок, на котором расположены силуэты рыб с колечками во рту. Дети удочками подцепляют рыб и переносят их в «море» (на лист бумаги голубого цвета). Каждый ребенок называет рыбу, которую он спас.

Ребята, во время нашего путешествия я вела фотосъемку, но, к сожалению, фотографии получились некачественные. Вы поможете мне разобраться с ними? (На фланелеграфе - изображение рыб с недостающими деталями). Дети подбирают нужные детали и приставляют их к силуэту, чтобы получилась целая рыба. Называют ее. Показываю силуэт камбалы. Дети, помогите ей спрятаться от врагов. Каждый ребенок получает лист бумаги с разным фоном (зеленый - водоросли, черный - камень, желтый - песок и т.д.) и вырезанный из бумаги белого цвета силуэт камбалы. Задание - раскрасить рыбу так, чтобы ее не было заметно на фоне.

Пока вы помогали камбале спрятаться от врагов, ко мне подошли рыбаки и попросили им помочь - сосчитать, сколько рыб они поймали? (на карточках с «зашумленным» рисунком дети находят рыбу. Считают, сколько всего рыб поймали рыбаки).

Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии. У меня в руках рыбки трех цветов. Желтую зовут хорошо, оранжевую - очень хорошо, а красную - отлично. Выберете ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой на занятии. (Дети выбирают).

Управление образования

0М0 Балашовского района.


Путешествие в страну математики.


Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

для детей коррекционной

группы для слабовидящих детей,

детей с амблиопией и косоглазием

«Землянички» (4 – 5 лет)

воспитателя: Седовой Н.И.

МДОУ д/с «Дубравушки»

«Балашов 2010»
Програмное содержание: Продолжать знакомить с понятиями таблицы (строка, столбец), формировать умение зрительно находить геометрическую форму по осязаемо-воспринимаемому образу, закреплять знания геометрических фигур. Формировать навыки по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепить знание цифр. Развивать мыслительные операции. Воспитывать желание прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование: Геометрические фигуры, фланелеграф, карточки для фигур с условными изображениями. Таблица с изображением строк и столбцов. План - карта. Игра - головоломка «Танграм». Мешочек для фигур, цифр, цветы (из картона), настольная лампа, магнитофон.

Ход: Дети, я вас сегодня приглашаю побывать в сказке, хотите туда попасть? Но ведь в сказку попасть не так уж и просто. Я вам предлагаю полететь вот на этом воздушном шаре. Но чтобы он полетел, надо быстро посчитать до 10. Полетели, высоко летим (звучит музыка). Вот мы и в сказке.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Было их много: вот сколько! Они вам знакомы. Что же это за фигура? (Квадрат).Какого цвета, размера? Что можно сказать про его стороны? Найдите фигуру, которая больше всего не похожа на него. (Маленький красный круг). Правильно, по каким признакам они отличаются?

(Цветом, размером, формой).

Правил этим царством король. Отгадайте, как его звали?

Узнает очень просто

Его любой дошкольник.

Он тупо-прямо-остро

Угольный (треугольник).

И был у того короля прекрасный принц, отгадайте, как его звали?

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Как его зовут? (Квадрат.)

Все жители этого царства жили мирно, дружно, даже звери и те дружили.

Однажды поднялся сильный ветер. Дети закройте глаза, послушайте, как гудит ветер (звучит грамзапись). Произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на короля страны и одним взмахом волшебной палочки отправил всех его подданных в глубокое подземелье, а всех зверей его царства в кусочки картона.

Дети, я думаю, что надо спасти жителей этого царства, царевича и зверюшек. Вы согласны? Тогда идемте на помощь. Посмотрите, вот сюда отправил он все фигуры (показать мешочек), надо на ощупь найти фигуру, определить ее, достать и найти ее паспорт (карточки с условными обозначениями формы, размера и цвета). Дети выполняют.

Вот и вернули все фигуры, как они рады, побежали все домой. Смотрите, в каком доме живут фигуры. Сколько этажей в доме? (6). Этажи в доме называются как? (Строки). Повторите Рома, Саша. Сколько квартир на каждом этаже? (4). Какие фигуры живут во всех первых квартирах? (Красные); во вторых? (желтые) и т.д. Квартиры с одним номером как называются? (Столбец). Повторите Коля, Л ера. Сколько столбцов? (4). Покажите их. Пришел домой


большой красный треугольник, где его квартира? А где живет большой красный круг? Иди Оля рассели все большие квадраты, Саша - все маленькие квадраты и т.д.

Так кто же живет на пятом этаже в третьей квартире? А на втором этаже в первой квартире? Ну вот все фигуры дома, а нам с вами пора освобождать принца - квадрата, надо выполнить сложное задание, чтобы чары злого колдуна распались.
Физминутка: (звучит грамзапись)

Дети представьте себе, что вы нераскрывшиеся бутоны цветов.

1,2,3 - выросли цветы!!! (дети медленно поднимаются, поднимают руки вверх и

раскрывают ладони)

К солнцу потянулись высоко, (тянутся на носочках, смотрят вверх)

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал,

Стебельки покачал.

Влево качнулись, (наклоны влево, посмотреть влево) Низко пригнулись,

Вправо качнулись, (наклоны вправо, посмотреть вправо)

Низко пригнулись.

Ветерок убегай,

Ты цветочки не ломай.

Пусть они растут, растут (показать, как цветы растут)

И всем радость принесут, (руки развести в стороны и улыбнуться)

Дети, смотрите, сколько много выросло цветов. А какой аромат от них, давайте подышим.

Дыхательное упражнение:

вдох через нос - выдох через нос, вдох через нос - выдох через рот, вдох через рот - выдох через нос, вдох через рот - выдох через рот.

Понюхаем цветочки (вдох) - выдохнем ртом "Ах" (как хорошо пахнет).
Дети а теперь давайте посчитаем цветы. Сколько всего цветов? (7). Иди Денис, покажи цифру 7. Сколько цветов красных? (2).Иди Лера, покажи цифру 2. Сколько цветов больших? (4). Покажите цифру 4. Сколько цветов маленьких? (3). Покажите цифру 3. Молодцы! Вот и развеялись чары злого волшебника, и вернули принца - квадрата.
Дети, нам надо торопиться на помощь зверятам, надо вернуть зверюшкам прежний вид.

Пришел злой волшебник.

Он руками помахал,

Всех зверей заколдовал.

У нас на столах кусочки картона, надо из них сложить наших зверюшек, помогите им.

Но пришли друзья - ребята

Вмиг злодея юн прогнали

И зверей расколдовали.

Будем мы теперь плясать,

Веселиться и скакать.


И стали в том царстве жить дружно и ходить друг к другу в гости. Даже заяц и лиса живут теперь в дружбе. Пригласила лиса зайца в гости. А живет лиса очень далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала лиса зайцу дорогу к своему дому (показать план). Расскажите и покажите зайцу, как до лисы дойти. Дети описывают весь путь.

Иду прямо, прохожу мимо дерева (оно слева), иду дальше, прохожу мимо пенька (он справа), иду дальше, дохожу до ежа, поворачиваю направо и т.д. Сколько дорог ведет к домику лисы? Пойдем по второй дороге. А если зайцу захочется искупаться? Помогите ему дойти до озера. А как на грибное место попасть? А если он захочет лисе цветов нарвать, то как ему до цветочного поля дойти? Ну вот заяц и попал в гости.

Дети, нам пора с вами возвращаться в детский сад. Чтобы воздушный шар вернул нас обратно надо выполнить очень сложное задание. Вот смотрите, рыбка. Посчитайте, сколько раз рыбка засветится, надо закрыть глаза и показать столько пальчиков. Ну вот мы и полетели. Летим высоко. Медленно опускаемся.
Ребята, где мы с вами были? Вам понравился дом, в котором живут фигуры? Как же называются этажи в доме в математической стране? (Строки). А квартиры с одним номером? (Столбцы). Какие „мы с вами добрые дела сделали? А теперь поделитесь впечатлениями со своими товарищами.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова

Саратовской области»
Математический КВН.


Конспект занятия по

формированию элементарных

математических

представлений

в коррекционной группе

для слабовидящих детей,

детей с амблиопией и

косоглазием «Земляничка»

воспитателя: Седовой Н.И.


Балашов 2010г.
Цель: Закрепить прямой, обратный и порядковый счет, используя зрительный, слуховой и тактильно-двигательный анализатор. Упражнять детей в различении геометрических тел и геометрических фигур, умении обозначать их символами. Развивать глазомер детей. Воспитывать уверенность в свои силы и стремление помочь товарищу.

Оборудование: карточки-цифры,- картинка, разрезанная на 8 частей, геометрические фигуры, геометрические тела, пособия-лабиринты, пособия на развитие глазомера, плоскостные фигуры, пособие для обозначения геометрических фигур символами, фломастеры, гуашь.

Ход занятия:

Дети, давайте поиграем в игру «Пустое место».

Во время игры стук в дверь. Ребята, к нам кто-то стучится. Кто же это? (Почтальон дает письмо)

Ребята, нам пришло письмо. Открываю, читаю:

«Здравствуйте, дети группы «Вишенка». Пишет вам Звездочет. Вы наверное знаете, чем я занимаюсь. Да, я смотрю на небо, считаю звезды, отыскиваю самую яркую. Но все звезды на небе я уже пересчитал и решил поискать звезды на Земле. Может среди вас есть звезда или целое созвездие. Буду у вас во вторник».

Ребята, а какой сегодня день недели? А какой был вчера? А какой будет завтра? А какой день после среды и т.д. Так если сегодня вторник, значит, Звездочет придет к нам сегодня. Но я еще не дочитала письмо, слушайте дальше: «Но я не смогу попасть в ваш детский сад, так как моя визитная карточка порвалась. Если вы сможете помочь мне - помогите ее собрать, пожалуйста! Звездочет».

Дети, вы хотите, чтобы к нам пришел Звездочет? (Да!) Тогда давайте соберем его визитную карточку. (Дети из частей собирают целое.) Появляется Звездочет: «Здравствуйте, ребята! Это я, Звездочет. Спасибо, ребята, быстро вы собрали мою визитную карточку. Молодцы. Вы, наверное, слышали, что среди певцов, артистов, писателей есть звезды, а я решил найти ее среди вас».

Ребята, а чтобы показать свои знания и умения, я предлагаю вам игру КВН, а Звездочет и еще несколько наших гостей будут наше жюри.

«Кто будет самый ловкий

Мы хотим узнать.

Встанем в две колонны

И начнем играть!»

Детям раздаются карточки с цифрами разного цвета. Так формируются команды. В каждой команде дети выбирают капитана. Названия команд — «Знайки» и «Умейки».

Приветствие команд. 1. «Команде «Умеек» шлем пламенный привет. И от души желаем знать правильный ответ». 2. Дружно всей командой «Знаек» мы приветствуем. И ответы на вопросы точно знать советуем. А теперь у нас разминка. Вопросы задаю поочередно то одной команде, то другой.




  1. Сколько носов у трех котов?

  2. Сколько лап у двух медвежат?

  3. Назовите фигуру, у которой нет углов.

  4. Посчитайте, сколько треугольников в данной фигуре.




1.Сколько ушей у двух мышей?

2.У пяти братьев по одной сестре. Сколько всего человек в семье?

3.Назовите фигуры, у которых четыре стороны.

4.Посчитайте, сколько треугольников в данной фигуре.


Молодцы! А теперь следующее задание. Лабиринт.

1 .Посмотрите! От Егорки

Убежала лыжа с горки!

Помогите кто-нибудь!

Отыщите верный путь.
2.А вот здесь от Анечки

Укатились саночки,

Кто по дорожке пойдет,

Ане саночки найдет?

Дети фломастером рисуют путь до найденного предмета (слово жюри).

Игру мы продолжаем, наши глазки упражняем. Мы глазами поведем, предметы нужные найдем.

1.Найти предметы,- имеющие форму прямоугольника.

2.Найти предметы, имеющие форму круга.

А теперь конкурс капитанов.

Задание капитану команды «Знаек». Раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате.

Задание капитану команды «Умеек». Раскрась фигуры так, чтобы треугольник лежал под прямоугольником.

Пока капитаны выполняют задание, остальные выполняют следующее задание: «Найди заплатку к вещи».

Следующее задание.

Появился новый дом,

Цифры поселились в нем.

Кто соседи у меня?

Помогите мне, друзья!

1. Какие цифры (числа) — «соседи» цифры «8»?

2.Какое число стоит перед «4»?

3.Какое число стоит после «7»?

4.Какое число больше восьми на один?


  1. Назовите «соседей» числа «5».

  2. Какое число стоит перед «6»?

  3. «Соседи» числа «9».

  4. Какое число больше семи на один?

Слово жюри.

Еще задание. Посчитайте и выполните столько движений, сколько услышите звуков.

Следующее задание: определите на ощупь геометрические тела. (В мешочке геометрические тела. Дети называют их и показывают.)

На столе у детей плоскостные фигуры (разные). Поставить их в ряд, посчитать. Найти нужную цифру.

Назвать, которая по счету елочка, матрешка и т.д.

Слово жюри.

Еще задание. Сколько шагов между деревьями?

На глаз определить самое длинное расстояние.

На глаз определить самое короткое расстояние.

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри.

Звездочет вручает детям корзину с яблоками и спрашивает, как их разделить, на две команды (пополам). Сколько яблок досталось каждой команде? Всем ли детям хватит яблок?

Звездочет прощается с детьми и уходит.

Источник информации:

Опыт обобщен и оформлен в МДОУ d/с «Дубравушка» в феврале 2004 г. Зафиксирован на методическом объединении воспитателей коррекционных групп города, педагогическом совете коллектива детского сада.


Экспертное заключение:

Администрация детского сада дала положительную оценку опыта и рекомендовала к использованию в коррекционных группах ДОУ.

Использование опыта:

Опыт используется в практике работы воспитателей детского сада.

<< предыдущая страница