microbik.ru
1
Библиотека в социуме: новые отношения в интересах

пользователей
А. И. Загребельная,

директор, Ставропольская краевая

библиотека для слепых имени В. Маяковского

В докладе представлен опыт партнерских отношений, выходящий за рамки уставной

деятельности библиотеки, носящий эпизодический и системный характер при объединении ресурсов нескольких участников для решения важной социальной проблемы в интересах пользователей библиотеки.
В науке нет однозначного понимания термина «социум», как и решения вопроса о соотношении понятий «общество» и «социум». В разных словарях чаще всего встречаются следующие определения социума: общество как целостная социальная система; большая устойчивая социальная общность, для которой характерно единство условий жизнедеятельности людей, культуры; социальное окружение человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Общепризнанным является то, что в содержание понятия «социум» включаются социальные связи и взаимосвязи, социальные действия, взаимодействия и отношения, личности и их объединения, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование и т. д.

Существующий формат социальной сферы (патернализм и социальная пассивность) приводит к тому, что чаще инициаторами новаторских идей выступают библиотеки. С одной стороны, это говорит об нициативности библиотекарей, с другой – постоянное позиционирование интересов библиотек в качестве совпадающих с интересами большинства членов социума иногда воспринимается как навязывание, что при

водит к эпизодическому характеру отношений с отдельными учреждениями. Но максимальная приближенность библиотек к нуждам населения, доступность и многофункциональность деятельности позволяют создавать многосторонние партнерские проекты для обеспечения потребностей пользователей, и пренебрегать этим не стоит.

Деятельность библиотек основывается на требованиях социума и обеспечивается различными ресурсами (библиотечно-информационными, коммуникативными, кадровыми и др.), т. е. адекватность библиотечной практики внешней среде – это требование времени и условие существования учреждения.

В области сотрудничества с органами власти и социальной защиты Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского является полноправным участником краевой и городской программ по реабилитации инвалидов, членом постоянного «круглого стола» по проблемам инвалидов и инвалидности. Традиционным в работе библиотеки стало сотрудничество с кандидатами в депутаты и депутатами городского и краевого уровней, избирательными комиссиями. Библиотека участвует в создании условий для голосования лиц с нарушениями зрения путем подготовки информации в озвученном и брайлевском вариантах, организует встречи в стенах библиотеки, поддерживает обращения по частным вопросам наших пользователей к депутатам и в администрацию. Библиотека предоставляет свое помещение как посредническую площадку для дискуссий и встреч, идеи которых способствуют вовлечению инвалидов в круг новых интересов.

По инициативе члена молодежной палаты при Государственной Думе Ставропольского края инвалида по зрению А. Фитисова на базе библиотеки в течение 2010 г. состоялись 2 «круглых стола» с участием представителей власти и общественных организаций инвалидов, где обсуждались вопросы трудоустройства, защиты прав и интересов молодых людей, имеющих инвалидность. Одним из практических шагов в решении этих острых проблем стала работа при библиотеке волонтерской службы «Юрис клиника» – регулярное юридическое консультирование пользователей библиотеки по всем возникающим вопросам и проблемам.

Идея другого волонтерского проекта «Голос просвещения», нацеленного на озвучивание серии книг «Мы вместе» (в настоящее время начитаны тексты пяти книг), получила воплощение в этих же стенах.

Библиотека пришла на помощь незрячим пользователям, когда Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края развернуло активную кампанию по вовлечению инвалидов в спорт: в течение двух месяцев, пока ситуация стабилизировалась, библиотекари сопровождали инвалидов на тренировки.

Теперь библиотека может гордиться достижениями своих читателей: создана и уже участвует в соревнованиях команда по гандболу; инвалид по зрению Евгения Цахилова за короткий период выполнила нормативы мастера спорта международного класса в пауэрлифтинге, вошла в сборную России, стала трижды чемпионом мира и страны. Не осталось без внимания и стремление молодых инвалидов совершить

восхождение в горы и сплавиться по рекам. Помогли им в этом городской центр поддержки молодежных инициатив «Трамплин», который занимается организацией пешеходного туризма, и библиотека, выступившая в качестве посредника. Все это – яркие примеры объединения усилий для решения текущих задач работы с инвалидами. Заметим, что по отношению к основной деятельности библиотеки эта работа носит прикладной характер и не имеет правовой основы, но такие ситуации будут иметь место и в будущем, и избежать их невозможно.

В то же время отношения системного характера – это стимулирующий шаг в социальном партнерстве, более высокая ступень развития библиотеки. Наиболее успешно они реализуются в процессе совместной, в том числе проектной, деятельности с образовательными учреждениями, учреждениями культуры. Вот несколько примеров:

 Проект «Иной путь познания мира: программа методического обеспечения библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих» (грант Президента Российской Федерации), был ориентирован на три сферы деятельности: «незрячий и природа», «незрячий и его безопасность», «незрячий и общество». Идея разработки темы «незрячий и его безопасность» родилась у психолога библиотеки в процессе психокоррекционной работы с пользователями – инвалидами по зрению, когда было замечено, что такие люди, попадая в нестандартные для них ситуации, связанные с окружающей средой, не могут из них выйти, не причинив себе вреда. Проанализировав фонд, убедились, что изданий в доступных для незрячих форматах по интересующей теме в библиотеке недостаточно. В первую очередь, были установлены контакты и заключены договоры о сотрудничестве со специалистами в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, центра исследования проблем терроризма, психологами-практиками, согласно которым эти профессионалы не только разработали и провели мероприятия с группами по 12 человек, сформированными из числа незрячих пользователей, но и предоставили библиотеке теоретические материалы для публикации.

Всего состоялось четыре семинара-тренинга, посвященных безопасности незрячих. Лекционная форма подачи материала сопровождалась игровыми элементами и тренингом. Первое такое мероприятие «Чрезвычайная ситуация – факторы угрозы жизни» и последующее за ним – «Как выжить при ЧС», где инвалидам были даны практические рекомендации с применением наглядных пособий: противогазов, дозиметров, прорезиненных костюмов и т. д., подготовила и провела заместитель директора учебно-методического центра Ставропольского края по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям С. Н. Аброськина. Об этом мероприятии был снят и показан по местному телевидению репортаж, после которого в библиотеку обратились несколько незрячих с просьбой пригласить их на последующие тренинги.

Завершающими стали семинары-тренинги «Терроризм: сущность и прогноз» и «Методы психологической помощи, используемые при ЧС. Основы психологической саморегуляции». Мероприятия способствовали формированию у слепых и слабовидящих людей целостного представления о различных опасных жизненных ситуациях и закономерностях их развития, что значительно повысило их возможности в случае необходимости предпринять конкретные действия.

По итогам этой деятельности выпущены практические пособия, которые поступили во все филиалы Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского и библиотечные пункты выдачи литературы Ставропольского края, Разработана консультация по теме «Знать – чтобы жить: роль информации по ЧС и методам выхода из них для инвалидов по зрению» для специалистов муниципальных библиотек (на выездном семинаре в г. Ипатово ее проводили специалисты по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

 Проект «Векторы поддержки: воспитываем сильных» получил одобрение первого конкурса Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его соисполнителями стали Кисловодская и Георгиевская специальные коррекционные школы-интернаты. Также в эту работу были вовлечены (в качестве непосредственных участников, «трансляторов» разнообразной проектной информации и материалов) около 50 образовательных, социальных, реабилитационных учреждений, библиотек, общественных организаций инвалидов, в том числе 21 организация краевого центра, в частности, 15 детских садов Ставрополя, имеющих воспитанников с нарушениями зрения; Городской кабинет охраны зрения; Центр помощи семье и детям; трахоматозное отделение Краевой клинической больницы. В первую очередь, все эти учреждения получили листовки, плакаты для размещения в помещениях и информирования родителей; была достигнута договоренность о совместной деятельности по проекту, что стало важным шагом на пути развития социального партнерства.

В начальный период реализации проекта сотрудники библиотеки были приглашены для участия в «круглом столе» «Современные проблемы и пути реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», организованном факультетом специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института. Подготовленное специалистами Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В. Маяковского выступление, содержавшее рассказ о библиотеке, о проекте и Фонде поддержки детей, предоставивших грант на его реализацию, услугах Центра поддержки семей детей с инвалидностью, вызвало живой интерес слушателей (преподавателей, студентов, родителей детей-инвалидов, специалистов социальных и реабилитационных служб), что способствовало более широкому распространению информации среди общественности города. На этом мероприятии также прозвучала информация о планах открытия на базе 19-й ставропольской школы коррекционного класса для детей с нарушениями зрения. Прошло менее года, и эта школа стала новым социальным партнером библиотеки –подписан договор о сотрудничестве, определено содержание совместной работы, начата практическая деятельность (регулярные занятия с детьми как в школе, так и в библиотеке; консультирование и рекомендации по чтению родителей).

Другим примером партнерских отношений стало Родительское собрание с участием более 60 человек в режиме видеоконференции, организованное Ставропольской краевой библиотекой для слепых имени В. Маяковского совместно с Кисловодской и Георгиевской школами-интернатами для слепых и слабовидящих детей. Консультантами из Ставрополя выступили ведущие специалисты Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, руководитель краевой общественной организации общества слепых, представители «детского» филиала Главного бюро медико-социальной экспертизы, сотрудники библиотеки, юристы. Сеанс трехсторонней видеосвязи со школами – новая для библиотеки форма мероприятия, оказался эффективным и взаимно полезным – для того, чтобы получить квалифицированную консультацию, людям не пришлось тратить время на поездку в Ставрополь – ответы на свои вопросы они получили, общаясь с консультантами в режиме реального времени. В свою очередь, отраслевые специалисты краевого центра восприняли видеоконференцию как эффективный инструмент обратной связи. В ходе мероприятия участники успели обсудить свыше 20 актуальных вопросов: о ЕГЭ для детей – инвалидов по зрению, инклюзивном образовании, об обеспечении летнего отдыха для таких детей и др.

Особо хочется выделить сложившиеся отношения с Главным бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю (МСЭ), его филиалом № 28, занимающимся проблемами детей-инвалидов. В процессе этого взаимодействия всем родителям детей с проблемами зрения, обратившимся в МСЭ, будут выдаваться буклеты с информацией об услугах библиотеки и рекомендации об обращении в библиотеку (с записью в Индивидуальную программу реабилитации – ИПР); МСЭ окажет содействие библиотеке в выявлении детей-инвалидов через имеющиеся у них адресные базы данных; сотрудники бюро будут принимать участие в групповых консультациях и других мероприятиях в рамках проекта. Библиотека, в свою очередь, взяла на себя организационную работу по проведению выездных мероприятий на ее базе.

Уже состоялось одно такое выездное заседание, в ходе которого были проведены комплексные осмотры и консультации врача-офтальмолога, ортопеда, психолога-реабилитолога, дефектолога, руководителя МСЭ. Услуги получили семьи с детьми, имеющими, помимо патологии зрения, сопутствующие заболевания.

 Проект «История на ладони: изучение родного края как фактор реабилитации инвалидов по зрению» (грант Президента Российской Федерации). В его реализации принял участие Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, с которым библиотека в сентябре 2009 г. заключила договор о совместной деятельности по этому направлению. Общими усилиями был составлен календарный план, согласно которому специалисты разработали и провели пять основных адаптированных тематических экскурсий по залам музея с демонстрацией экспонатов, отобранных для тактильного осмотра и маркированных этикетками по Брайлю. Более 130 инвалидов по зрению разного возраста посетили зал археологии, этнографический зал, ознакомились с исконными ремеслами на Ставрополье, животным миром региона, историей казачества в крае, экспозицией к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и др.

Помимо упомянутых выше экскурсий, была организована еще одна, выездная экскурсия для незрячих в археологический и природный музей-заповедник «Татарское городище» – структурное подразделение краеведческого музея. Это – единственный в крае музей под открытым небом, располагающийся на месте древнего поселения – крупного города на Великом Шелковом Пути. Экскурсанты познакомились с наиболее интересными объектами археологического комплекса, формировавшимися на протяжении четырех исторических периодов: кобанского, скифского, сарматского, хазарского – остатками фортификационных и храмовых сооружений, Цитаделью, склеповыми могильниками, древними дорогами; посетили Травертиновый водопад и ознакомились с еще более 30 другими достопримечательностями природы – скалами, гротами, живописными камнями, родниками, удивительными реликтовыми растениями и т. п. Эта экскурсия в заповедник стала для незрячих посетителей (в ней приняли участие 38 человек) уникальной возможностью совершить путешествие в реликтовый лес Предкавказья, в далекую историю Ставрополья, в глубины геологического прошлого, запечатленного в камне, совместить получение новых знаний с культурным и оздоровительным отдыхом на природе.

Для того, чтобы облегчить процесс восприятия музейных экспонатов, в библиотеке были выпущены издания в форматах, доступных для незрячих, включающие коллекции адаптированных материалов, в частности:

 путеводитель по музею, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для слабовидящих пользователей это издание воплощено в современной медиа-интерпретации. Виртуальная презентация музея позволила сделать описания экспонатов более яркими и доступными для понимания, расширить аудиторию участников за счет виртуальных посетителей.

 коллекция масштабированных копий музейных предметов, имеющих значительные размеры: скелетов южного слона, носорога эласмотерия, кита цетотерия, ископаемого тунца, окаменелого морского моллюска наутилуса, каменного надгробного изображения древнего воина алана, мавзолея аланского правителя XI века, половецкой бабы, скульптуры «Ангел – Хранитель города Ставрополя – Града Креста», макета Ставропольской крепости времен образования города. Создание этой коллекции позволило расширить возможности «показа» различных этапов истории края и обогатить тактильный опыт инвалидов по зрению;

 альбом рельефно-графических изображений музея, схем расположения залов, отдельных экспонатов, выполненных в технике рельефной графики на рельефообразующей бумаге. Специфическая техника печати и фактура бумаги позволили передать рельеф и структуру музейных предметов и помогли незрячим

и слабовидящим людям правильно воспринимать экспонаты музея;

 5 тактильных рукодельных книг в формате комплексных изданий в отдельных контейнерах. Комплексные издания представляют собой сочетание озвученного текста по теме (на CD-R) и комплекта предметов для тактильного изучения (костюмы, аксессуары и антураж – копии предметов быта, убранства, украшений), отражающих этнографическую коллекцию музея и выполненных из натуральных материалов

(кожа, мех, текстиль, природные материалы). Рукодельные издания помогли сформировать у детей с проблемами зрения представление об обычаях, быте, костюмах и культуре людей, населяющих наш край. В рамках проекта изгтовлены следующие комплексные издания: «Культура и быт народов Северного Кавказа»; «Женский казачий костюм»; «Мужской казачий костюм»; «Предметы быта ставропольского казачества»; «Сокровища древних курганов».

Итоговое мероприятие включило в себя выступления непосредственных участников проекта – создателей, организаторов, музейных работников, и, конечно, представителей целевой группы, от которой поступило много отзывов о положительном воздействии проведенных экскурсий; презентацию всех адаптированных материалов, созданных в ходе его реализации; виртуальную мультимедийную экскурсию по залам музея. В целом, данный проект дал инвалидам по зрению возможность обогатить свой интеллектуальный багаж и историческое самосознание, способствовал их социокультурной реабилитации, а также формированию толерантного отношения со стороны общества.

Все реализованные проекты являются убедительными примерами того, что успех социального партнерства зависит от значимости выделенной социальной проблемы и интересов сторон. Опыт показывает, что, прежде всего, важна реальная оценка собственных возможностей в решении конкретной проблемы. Затем устанавливается значимость этой проблемы для каждого потенциального партнера, его интересы. Только после этого совместно формулируются цели и задачи, вырабатывается четкий план действий в процессе сотрудничества. Осознание сторонами-участницами того, что объединение ресурсов дает кумулятивный эффект, обеспечивает этим отношениям стабильность.

Социальное партнерство значительно расширяет возможности интегрированного библиотечного обслуживания. Муниципальные библиотеки края в контакте со специальной библиотекой помогают людям с ограничениями в жизнедеятельности адаптироваться в современных социально-экономических условиях, предлагая им те же стандарты обслуживания, что и другим пользователям, содействуя развитию их интеллектуальных и творческих возможностей, вовлекая в круг общения с другими людьми, участвуя в общекраевых мероприятиях типа месячника «Белая трость», декады инвалидов и др.

Успешное функционирование системы социального партнерства в социуме со стороны библиотеки предполагает: создание имиджа в социальной среде региона; наличие четко определенной стратегии и тактики библиотечной политики; общие интересы с возможными партнерами; наличие подготовленного персонала. Определенная часть вопросов сотрудничества решается только администрацией, другая – делегируются сотрудникам. Например, с торговой фирмой «Книгомир», которая постоянно делает скидку библиотеке на приобретаемую продукцию не менее 20%, контактирует заведующая отделом комплектования. Полномочия поддерживать отношения с муниципальным литературным театром «Гармония» переданы заведующей отделом делового и досугового чтения, которая одновременно является и руководителем клубного объединения «Саламандра», что, с одной стороны, обеспечивает посещаемость незрячими мероприятий с участием его представителей (спектакли, встречи), а с другой – запись с их помощью различных произведений, пользующихся спросом у пользователей.

Таким образом, приобщая незрячих к ценностям культуры, библиотекари становятся людьми публичными. Умение общаться, наличие коммуникативной компетенции позволяет им успешно находить новые связи в интересах читателей, поддерживать их и делегированные им обязанности по продолжению отношений, установленных библиотекой в ходе реализации проектов, совместных мероприятий и т. д. В целом социальное партнерство – это свидетельство профессионализма и ответственности за процесс выполнения взятых на себя обязательств.

В практике Ставропольской краевой библиотеки для слепых имени В. Маяковского социальное партнерство – важная функциональная обязанность каждого структурного подразделения и каждого работника библиотеки. В перспективе в каждой библиотеке должны создаваться структурные подразделения, которые будут заниматься поиском возможных партнеров и развитием сотрудничества.
// Информационный бюллетень РБА. – 2011. – № 61. – С. 67-71.