microbik.ru
1 2 ... 6 7

К. Хомкин

Как разработать

бизнес-план проекта

коммерциализации

технологий




Как разработать бизнес-план проекта коммерциализации технологий.
Введение

Когда мы употребляем термин «проекты коммерциализации технологии», мы обычно говорим о высокорисковых инновационных проектах, в основе бизнес-идеи которых лежат высокие технологии и их практическое применение. Часто бизнес-идеи рождаются в результате прикладной научно-исследовательской деятельности, иногда в результате фундаментальных исследований.

Проекты коммерциализации технологий имеют, в большинстве случаев, трех глав­ных участников. Это Изобретатель, Менеджер и Инвестор. В некоторых случаях два ими три из них совмещаются в одном лице, но это, как правило, очень редкая ситуация. В качестве «менеджеров» проекта могут выступать сотрудники Центра коммерциализации, являющегося, по сути, посредником между автором и внешним миром. Итак, мы имеем три главные стороны проекта. В этом положении каждая из них играет свою определенную, уникальную роль.

Изобретатель - технический автор проекта. Его техническая идея является теоретической основой проекта. Иногда этим человеком является исследователь в науч­ной организации, иногда - свободный изобретатель. Он мечтает об успешной ком­мерциализации своей технологии и о богатом будущем, как о следствии коммерциализации изобретения. Как правило, Изобретатель не имеет никаких навыков в бизнесе и тем более никакого опыта в реализации рискованных инноваци­онных проектов.

Менеджер - человек или команда, которые знают, как делать деньги. Каждый их них имеет практические навыки в реальном бизнесе, иногда имеет одно или не­сколько небольших технологических предприятий, деятельность которых основана на высоких технологиях. Менеджеры имеют только общее представление относительно технической идеи Изобретателя и могут не понимать ключевые особеннос-1и предложенной технологии. Но они действительно понимают, как построить реально функционирующий бизнес-процесс на базе этой идеи, как создать денежные потоки и заставить их приносить прибыль всем участникам проекта.

Инвестор - это человек, группа людей или организация. Это может быть венчур­ный или иной фонд. Данная сторона проекта играет главную роль, потому что именно она вносит большую часть денежных средств в проект. Инвестор проводит технические, финансовые экспертизы, привлекает консультантов, которые на ос­нове детального анализа сделают вывод о целесообразности инвестирования средств в проект. Как видно из вышесказанного, каждая сторона проекта коммерциализации техно­логии играет уникальную роль, и все они действительно необходимы для успешной реализации проекта коммерциализации. Деятельность трех указанных сторон дол­жна иметь, во-первых, «Правила игры» - некоторые формальные соглашения и ограничения и, во-вторых, программу реализации. В нашем случае такой програм­мой будет «бизнес-план».

Центры коммерциализации, участвуя в проектах, могут выполнять не только роль менеджера, но и оказывать консультации всем сторонам-участникам. В первую очередь, авторам, как правило, имеющим самые слабые практические навыки ра­боты в рыночных условиях. Консультирование других участников проекта может иметь форму «перевода» интересов инвесторов на язык, понятный авторам, и на­оборот. Проблемы недосказанности, недоверия и недопонимания на ранних стади­ях могут обернуться провалом проекта в целом.

Перераспределение главных ролей является нормальной практикой в проектах коммерциализации. Зачастую, инвестор может рекомендовать своих менеджеров для управления проектом, так же как и автор может сам участвовать в управлении, при условии достаточного личного опыта или хорошего понимания рыночных за­конов, подкрепленного интуицией. Задачей Центров коммерциализации является, в общем случае, предоставление посреднических услуг на рынке трансфера техно­логий. Уникальной компетенцией Центров может стать относительно большая ло­яльность авторов по отношению к сотрудникам Центра, нежели к менеджерам со стороны и представителям инвесторов. В большинстве случаев авторам проще най­ти общий язык с менеджерами Центра, поскольку стратегия и цели Центра более понятны авторам. В ряде случаев сотрудники Центра являются выходцами из той же научной среды, что и авторы, что позволяет им лучше понимать друг друга.
3.1. Понятие бизнес-плана

Бизнес-план проекта коммерциализации технологии - это формальный документ, представляющий собой программу действий, которая состоит из различных последовательных разделов. Каждый бизнес-план должен быть реальной пошаговой инструкцией, как создать и развивать новый бизнес иль новое направление в существующем бизнесе.

Общие положения

Формальный бизнес-план имеет следующие обязательные разделы: меморандум о конфиденциальности; резюме; описание предприятия и отрасли; описание про­дукции; план маркетинга; инвестиционный план; производственный план; организационный план; финансовый план и показатели эффективности проекта; анализ рисков (анализ чувствительности проекта); выводы; приложения.

Традиционно различают несколько стадий жизненного цикла продукта (Рис.3.1).

Рис.3.1. Фазы жизненного цикл товара (проекта)

пунктирной линией обозначены доходы от реализации продукции,

сплошной линией - баланс денежных средств проекта

На рис 3.1 схематично представлены последовательные стадии развития проекта. Hа стадии становления происходит инициация проекта, техническая идея превращается в идею бизнеса, которая в свою очередь, формирует содержание бизнеса. Стадия завершается началом продаж продукции. На стадии роста происходит захват рынка, проект начинает генерировать денежные потоки и приносить прибыль. Стадия зрелости сопровождается относительным затишьем и началом снижений продаж, являющемся предвестником бури, а именно - стадии спада. Во время спада продукт начинает быстро терять свою долю на рынке, вытесняться более новыми предложениями и проект, связанный с исходным продуктом, завершается.

На первой стадии развития проекта бизнес-план представляет собой письменную документацию жизненных проблем, необходимых для убеждения инвесторов и том, что уникальность предложенного бизнеса достойна для инвестиций. В дальнейшем бизнес-план обеспечивает владельцу и менеджеру бизнеса детальную инструкцию по реализации проекта. Разработка такого документа требует систематического подхода, чтобы критические проблемы были вовремя выявлены и были разработаны соответствующие пути их разрешения. Безусловно, на каждой фазе жизненного цикла бизнес-план изменяется, усложняется, обрастает подробностями. Фактически, с течением времени повышается уровень детализации.

В каждом разделе бизнес-плана авторы описывают реальную ситуацию и планы относительно будущего с пессимистическими и оптимистическими прогнозами.

Главная проблема при разработке бизнес-плана - необходимость средне- и долго­срочного прогнозирования. Авторы должны проанализировать возможные буду­щие ситуации и риски, принять будущие решения и написать формальные планы по завоеванию рынка, инструкции и систему мотивации для персонала.

Бизнес-план - существенный компонент процесса получения прибыли. Это основной документ нового бизнеса и он должен отражать самые существенные моменты бизнес-процесса, соответствовать предлагаемой стратегии развития, собранной команде проекта. Хороший бизнес-план должен быть по возможности кратким, убедительным и реалистическим. Кроме того, лучший бизнес-план должен быть «гибким» документом - допускать изменения и приспосабливание, поскольку с началом реализации проекта и превращения его в реальный бизнес начнет изменяться и бизнес-среда, поэтому команда проекта должна будет отвечать на вызовы окружающей действительности.
Цель бизнес-планирования.

Процесс бизнес-планирования ставит своей целью систематизированное и глубоко структурированное изложение всех основных предложений и предположений, на базе которых планируется организация реального бизнеса. Четко выраженная структура документа позволяет любому читателю хорошо ориентироваться в бизнес-плане, не тратя время на подробное изучение всего документа. Это очень важно, так как в подавляющем большинстве случаев бизнес-планы проходят длительные и многоуровневые профессиональные экспертизы, во время которых экспертам приходится не только внимательно изучать содержание конкретных бизнес-планов, но и детально сравнивать их между собой. Поэтому, при разработке бизнес-плана важно соблюдать формальную структуру документа и общепринятые требования к наполнению каждого раздела.

Фактически, бизнес-план на стадии инициации проекта коммерциализации представляет собой заявку группы авторов на получение сторонних средств для реализации изложенного в плане проекта. В определенном роде бизнес-план - основной финансовый документ на стадии принятия решения о предоставлении или не предоставлении денежных средств. В дальнейшем бизнес-планирование будет сопровождать команду проекта на протяжении всего жизненного цикла бизнеса, вплоть до стадии продажи или ликвидации. Бизнес-план является чрезвычайно удобным инструментом планирования хозяйственной деятельности организации. Важно различать цели бизнес-планирования на различных стадиях развития проекта. В случаях, когда бизнес-планирование осуществляется в целях выбора или обоснования того или иного проекта внутри компании, формальная структура документа сохраняется. Фактически, в этой ситуации предоставляется выбор пути развития компании «с проектом» или «без проекта», и оба этих варианта требуют настоятельного описания на основе массива фактов.

При составлении бизнес-плана необходимо осознавать, что конечный документ должен отражать действительное положение вещей и в нем нет места домыслам и фантазиям. Любой прогноз должен основываться на глубоком и профессиональ­ном изучении всего объема фактической информации.

Главное преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе к описанию проекта. В любом бизнес-плане маркетинговые, финансовые и организационные аспекты деятельности предприятия не рассматриваются по отдельности. Все участники бизнес-процессов анализируются в рамках единой системы, единого проекта, что позволяет более объективно оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений, их влияние на окружение проекта.

Основная цель бизнес-плана - донести до читателя максимум объективной и достоверной информации о проекте в как можно более краткой, но в то же время подробной, убедительной форме. Учитывая многогранность документа и разнородность потенциальных потребителей бизнес-плана, необходимо преподносить информацию в максимально общеупотребительной форме, без использования профессиональной лексики и специальных терминов, осложняющих восприятие информации. Приветствуется наглядная иллюстрация.

Как правило, авторы бизнес плана ориентированы на получение каких-либо средств от читателя (будь то внешние финансовые ресурсы или перераспределение инвестиций внутри компании). В связи с этим необходимо стараться избегать соблазна «приукрасить» информацию в бизнес-плане, усилив привлекательные ас­пекты и скрыв потенциальные риски. В случае подобных махинаций, при условии принятия проекта инвестором, слишком велик риск получить недостаточный объем ресурсов для реализации проекта и, как следствие, провалить весь проект целиком.

Планирование решений и мероприятий на некоторое время вперед всегда сопряжено с риском, связанным с неопределенностью в исходных данных для принятия решений. В этом отношении составление бизнес-плана - само по себе рисковое мероприятие Важно осознавать различную степень достоверности представляемой информации на различных стадиях презентации проекта и подготовки бизнес-плана.

На начальной стадии проекта коммерциализации назначение бизнес-плана - проиллюстрировать наличие рынка и принципиальную возможность построения бизнеса. В этом случае достоверность оценок спроса и допустимая погрешность финансовых потоков может достигать ±30% и даже более.

При составлении бизнес-плана проекта, который уже получил принципиальное одобрение инвесторов, требуются более детальные маркетинговые исследования и финансовые расчеты на их основе. Крайне важно отметить, что все финансовые предположения должны в обязательном порядке иметь под собой фактические обоснование в виде маркетингового анализа и в некоторых случаях - подтвержденных обязательств третьих лиц о выкупе первых партий продукции. При этом допустимая погрешность составляет ±10%.


следующая страница >>