microbik.ru
1 2 ... 28 29









СОДЕРЖАНИЕ
Благодарность………………………………………………………….7

Введение…………………………………………………………..........8
1. Основные демографические характеристики…………………….13

2. Динамика уровня жизни семей с детьми………………………….16

3. Дополнительные меры государственной поддержки

семей с детьми, принятые в Омской области в 2010 году………...18

4. Состояние здоровья детей………………………………………....24

4.1. Основные характеристики состояния здоровья детей………....24

4.2. Состояние репродуктивного здоровья женщин………………..34

4.3. Удовлетворенность населения медицинской помощью……….40

5. Состояние питания детей…………………………………………. 44

6. Обеспечение прав детей в области образования,

воспитания и развития…………………………………………..........49

6.1. Обеспечение дошкольного присмотра детей………………….. 50

6.2. Качество общего образования…………………………………...52

6.3. Организация дополнительного образования детей…………….58

6.4. Обучение детей с опережающим развитием,

поддержка одаренных детей……………………………………………67

6.5. Обучение детей с ограниченными возможностями……………73

6.6. Начальное профессиональное образование…………………….79

6.7. Организация патриотического и духовно -

нравственного воспитания несовершеннолетних…………………..84

7. Организация досуга детей и подростков………………………… 92

8. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление……………..100

9. Обеспечение прав детей в сфере

профориентации, профессиональной подготовки

и трудовой занятости………………………………………………..105

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации……………………………………………………………...111

10.1. Положение детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей……………………………………………...111

10.1.1. Условия содержания детей в домах ребенка………………113

10.1.2. Условия содержания детей в интернатных учреждениях 115

10.1.3. Развитие форм семейного устройства детей……………….118

10.2. Положение детей-инвалидов и меры

по их социальной поддержке……………………………………….124

10.3. Обеспеченность жилыми помещениями детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей…………………….129

10.4. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних ……...132

10.4.1. Общее состояние работы по профилактике

безнадзорности несовершеннолетних……………………………...133

10.4.2. Положение детей, находящихся

в специализированных учреждениях

для несовершеннолетних, нуждающихся

в социальной реабилитации…………………………………………138

10.4.3. Положение детей, находящихся в специальных

учебно-воспитательных учреждениях для детей

с девиантным поведением (закрытого типа)……………………....141

10.5. Детская преступность и правонарушения……………………143

10.5.1. Организация работы по профилактике

преступности и правонарушений несовершеннолетних………….143

10.5.2. Положение подростков в центрах временного

содержания несовершеннолетних правонарушителей,

следственных изоляторах и местах исполнения наказания……...149

10.6. Преступления против детей…………………………………...172

10.7. Развитие системы учреждений социального обслуживания

семьи и детей…………………………………………………………..178

11. Развитие и поддержка детских общественных организаций....186
Заключение. ………………………………………………………….194

Приложение № 1……………………………………………………..198

Приложение № 2……………………………………………………..208

БЛАГОДАРНОСТЬ
Аппарат Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка выражает искреннюю признательность и благодарность людям, которые сделали возможным подготовить и опубликовать этот Доклад.

Исходные материалы подготовлены работниками отраслевых министерств и ведомств Правительства Омской области, Администрации города Омска, УВД по Омской области, УФСИН Российской Федерации по Омской области, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области», областного военного комиссариата Омской области, прокуратуры Омской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, в компетенцию которых входит разрешение вопросов, связанных с улучшением положения детей в Омской области и защитой их прав. Ими проделана большая работа по подготовке исходного информационного материала.

Особые слова признательности выражаем руководителям и преподавателям Омского государственного педагогического университета: Н.В. Чекалевой, А.В. Губановой, Е.А. Чередовой, Е.В. Бурмистровой, Т.И. Целевич, Т.Ю. Волгиной; сотруднику Центра медицинского права К.Г. Хасикяну.

Текст Доклада написан людьми, которые искренне и заинтересовано работают с детьми и в интересах детей. Вдохновленные новизной экспертной работы и совместным бескорыстным трудом мы смогли вместе найти другой формат подготовки ежегодного Доклада и особенно тщательно подойти к отбору и анализу материала, сделать беспристрастные выводы и подготовить взвешенные рекомендации.

Без представленных иллюстраций к Докладу восприятие материала было бы не полным, его прочтение не было бы так привлекательно и наглядно, не отражало бы настроение и восприятие самих детей окружающей жизни. Искреннею благодарность выражаем исполняющему обязанности ректора Омского государственного института сервиса Д.П. Маевскому и его коллегам, студенткам 5 курса художественно-технологического факультета (специальность дизайн костюма) Татьяне Апанасовой и Александре Симакиной; руководителю Омской городской детской общественной организации «Оазис» Н.К. Шершневой и ее коллегам по муниципальному учреждению дополнительного образования «Центр детского творчества «Оазис». Благодарим О. В. Гетман, О.В. Бобровицкую.

Издание сборника не состоялось бы без административной поддержки Управления делами Правительства Омской области. Особую признательность мы хотим выразить П.А. Зуеву.

Спасибо всем, кто был с нами рядом в период подготовки Доклада за искреннее желание улучшить качество его подготовки, поделиться своими знаниями и видением проблемы, тем самым, проявив гражданскую ответственность в вопросах отстаивания прав детей и улучшения их положения в Омской области.
_______________

ВВЕДЕНИЕ
События последних десяти лет оказали исключительно сильное влияние на весь контекст социализации подрастающего поколения. Еще вчера унитарное и застывшее, российское общество сегодня более всего характеризуется двумя признаками – различиями и изменчивостью. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век информатизации и развития новых технологий.

В современных условиях наблюдаются значимые изменения ребенка и ситуации его развития. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возраста находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а «бисерно», ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития и является причиной психических, психофизиологических, личностных изменений современного ребенка.

Закончившийся год характеризовался еще одной тенденцией: растущей в стране потребностью в большей личной и политической свободе, усилиями государственной власти способствовать дальнейшему подтверждению того, что права человека лучше всего расцветают в условиях демократии, с участием всего населения, при сильном гражданском обществе.

На страницах ежегодного Доклада о положении детей в Омской области в 2010 году, подготовленного по поручению Губернатора Омской области, вступают в незримый диалог государство, которое по своему статусу обязано защищать права детей, и общество в лице ее активных граждан, которые отстаивают права детей, основываясь на гражданской активной позиции и ответственности.

В Докладе не только изложены статистические показатели, отчетные данные, результаты локальных социологических исследований, результаты предпринятых действий чиновников и профессиональных сообществ, но и прослеживаются основные подходы: взаимодействия государственного и общественного сектора, мультидисциплинарный подход во взаимодействии специалистов.

Представляя этот Доклад, мы в полной мере осознаем, какое пристальное внимание уделяется в стране и нашем регионе вопросам защиты прав ребенка, выполнению Международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, прозвучавшем 30 ноября 2010 года, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что 26 миллионов детей и подростков, проживающих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами – это задача номер один для всех нас. В Послании так же подчеркивается, что забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции.

В Омской области в конце года создан еще один институт по защите детства. Указами Губернатора Омской области от 5 февраля 2010 года № 7 «Об Уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребёнка», от 12 октября 2010 года № 91 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области» учреждена должность и регламентируется деятельность Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребёнка.

Распоряжением Губернатора Омской области от 29 октября 2010 года № 159-р на должность детского омбудсмена в Омской области назначена Ирина Касьянова. Подготовка настоящего Доклада Губернатором Омской области была возложена на нее. Впервые к работе над основными положениями Доклада привлечены общественные эксперты, во время индивидуальных встреч с общественными деятелями обсуждались выводы и рекомендации по расширению прав ребенка по отдельным разделам.

Подготовленный материал, мы надеемся, создаст основу для выработки дальнейших мер Правительства Омской области, органов местного самоуправления Омской области и послужит справочным материалом для других ведомств, их учреждений и общественных организаций, правозащитников и журналистов.

Содержащая в Докладе информация в подавляющем объеме получена от органов исполнительной власти Омской области, некоторые материалы – от федеральных органов исполнительной власти, преподавателей высшей школы, в единичных случаях предоставлены руководителями общественных организаций, ресурсных центров. Специфику рассматриваемых вопросов за истекший 2010 год можно представить рядом общих сквозных наблюдений.

Во-первых, реализацией Указа Губернатора Омской области от 16 июля 2003 года «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики Омской области по улучшению положений детей до 2010 года» было положено начало формированию механизма решения региональных задач: осуществление неотложных мер по решению проблем детства; решение долгосрочных задач по улучшению положения детей на программно-целевой основе (разработка целевых программ Омской области, ведомственных и муниципальных программ); регламентация и стандартизация социальных услуг семей с детьми; укрепление и развитие детской инфраструктуры.

Во-вторых, нарушение прав ребенка является симптомом более глубоких сбоев несовершенства законодательства в отношении детей. Семейный кодекс Российской Федерации не в полной мере социально защищает ребенка. Защита прав ребенка семейным законодательством безусловно затрудняется тем, что в Семейном кодексе Российской Федерации содержатся неработающие, «мертвые» нормы, создающие лишь иллюзию защиты прав несовершеннолетнего члена семьи в той или иной сложной ситуации.

Российская система юстиции во многом несовершенна и не соответствует положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Многие другие вопросы, как например, несовершенство правового регулирования алиментных обя­зательств родителей и проблемы в процедуре исполнения решения суда в делах данной кате­гории, пока остаются в стадии дискуссии и формулировки предложений.

По-мнению многих правозащитников, рассматривать конкретные положения, связанные с защи­той прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правопри­менительной практикой.

В-третьих, вероятность соблюдения прав ребенка намного выше в семьях, где высокий уровень родительской ответственности, правомерное исполнение родительских прав и обязанностей, наличие навыков правовой культуры и высокой степени законопослушания. Наиболее серьезные нарушения прав ребенка имеют место в неблагополучной семье, особенно алкоголизированной: насилие, жестокое обращение, нарушение имущественных прав, отсутствие заботы, создание угрозы жизни и здоровью.

Лидирующее место среди прав занимает право ребенка жить и воспитываться в се­мье (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием. Следует заметить, что проблема ужесточения за­кона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к чис­лу непростых и дискуссионных проблем.

Сторонники усиления ответственно­сти родителей за своего ребенка затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, однако при ужесточении мер существует опасность игнорирования специфики семейного права. Кроме того, существующая практика рассмотрения про­блемы, относящейся к материальному обеспечению родителями инте­ресов ребенка, зачастую находится вне связи с действительностью. Законность и справедливость не всегда отождествляются вместе при решении детских проблем.

Представительные, подотчетные, прозрачные демократические институты власти, включая суды, действующие в рамках законности, сильное гражданское общество, в т.ч. профессиональные в вопросах ювенальной защиты средства массовой информации, способны адекватно реагировать на любые проявления ущемления интересов и нарушения прав детей.

В совокупности эти три тенденции подтверждают сохраняющуюся потребность в том, чтобы высшему должностному лицу Омской области – Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области Л.К. Полежаеву ежегодно представлялась достоверная информация о реальном положении детей в Омской области для принятия энергичных мер государственного сектора власти. Эти тенденции также подтверждают необходимость сочетать государственную ответственность с созидательными стратегиями, способствующими становлению в регионе здоровой и полноценной семьи и поддержке гражданского общества.

Ежегодный Доклад о положении детей в Омской области является официальным документом, подготавливаемым и распространяемым в целях обеспечения органов государственного управления и населения Омской области объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии защиты прав ребенка в различных областях его жизнедеятельности, условиях и факторах формирования его личности, о качестве государственных услуг и помощи, организационных, социальных и экономических мерах по охране и укреплению семьи с детьми.

Основополагающий тезис настоящего Доклада состоит в том, что в современном мире социально-экономическое развитие любой страны, в том числе и России, зависит от ее внутреннего потенциала и от степени и характера ее участия в глобальных экономических и политических процессах. Внутреннее состояние страны заключается в том, обеспечивает ли оно соответствие международным требованиям и стандартам.

Международные семейно-правовые нормы, посвященные несовершеннолетним детям, пронизаны одной идеей – идеей приоритетной защи­ты интересов ребенка.

Содержание Доклада носит больше безоценочный характер. Документ ставит и пытается дать ответ на вопросы: что и с каким результатом сделано для лучшего благополучия детей в Омской области, каким образом можно сделать регион привлекательным и добродетельным с точки зрения гуманного отношения к своим маленьким гражданам. При этом авторы стремились дать ответ, как достигнуть этого в нынешних реалиях, в той международной личностно-ценностной системе, которая существует сегодня.

Отвечая на поставленные вопросы, информационный материал изложен по следующей структуре.

Вначале (главы I, II) приводится краткий обзор характеристики демографических показателей детского населения Омской области, семей с детьми, социальной дифференциации бедности, ее причин и мер, принимаемых для преодоления бедственного положения семей с детьми.

Дальнейшие главы документа призваны обосновать, раскрыть и обрисовать механизмы достижения главной цели – улучшения положения детей в Омской области. Состояние здоровья детей (глава IV) рассматривается в контексте с состояниями репродуктивного здоровья женщин и питания детей (глава V). Впервые в главе даны сведения о состоянии здоровья молодежи допризывного возраста.



следующая страница >>