microbik.ru
  1 ... 8 9 10 11 12


Задания могут быть и менее общего характера, когда изучается влияние какого-либо одного фактора на растение или животное. Более локальный подход осуществляется при формировании экологических представлений менее сложного, промежуточного порядка. Такая этапность позволяет лучше учитывать недостаток зрения школьников. При такой методике осязание или остаточное зрение фиксируется на небольшом количестве признаков (фактор среды — приспособление), и эффективность исследования взаимодействия фактора и организма возрастает. Задание для учащихся по наблюдению может быть дано в виде заполнения следующей таблицы:


Названия растений

Отношение к влаге

Приспособление










66

Аналогичную таблицу для заполнения можно предложить учащимся и при проведении зоологической экскурсии:


Названия животных

Корм, способ его добы-пачия

Приспособление










В заключение экскурсии в природу необходимо провести беседу, в ходе которой закрепить, обобщить и логически осмыслить те взаимосвязи растений и животных с окружающей средой, которые учащиеся наблюдали на занятии. К примеру, на ботанической экскурсии в природу, на сельскохозяйственное производство учащимся можно предложить следующие вопросы:

  1. Какие характерные признаки имеют влаголюбивые и засухоустойчивые растения?

  2. Как влияет недостаток влаги на рост и развитие растений?

  3. Какие мероприятия можно предложить, чтобы увеличить содержание влаги в почве?

  4. Как влияет избыток влаги в почве на растения?

  5. Какими приемами можно избавиться от избытка влаги в почве?

  6. Как связаны растения, которые мы наблюдали, с окружающим животным миром?

7. Какие агротехнические приемы, способствующие лучшему росту и развитию растений, необходимо применять осторожно? Почему?

8 Что необходимо сделать для лучшего роста и развития растений на данной территории (леса, поля, луга, водоема)?

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ



Весенняя экскурсия в лес по теме «Изучение взаимосвязей растений в природе»
(7-й класс)

Подготовка экскурсии

1. Задачи экскурсии:

образовательные: сформировать у учащихся понятие о лесе как о растительном сообществе, обобщить их знания по системетике растений, особенностям роста и развития растительных организмов;

воспитательные: воспитать у учащихся любовь к природе, лесу, к зеленому растению, бережное отношение к растительному миру;

67

показать значение леса в жизни человека, в его хозяйстве, влияние этого биоценоза на равновесие экологических систем;

развивающие: развивать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение на примере единства растительных сообществ и условий окружающей природы, сформировать у них природоохранительные навыки, умения определять видовой состав растений с помощью сохранных у детей видов чувствительности, развивать ориентировочные действия.

  1. Оборудование: секаторы, ботанизирки для образцов древесных и кустарниковых растений, фоновые (контрастные) экраны, оптические средства коррекции зрения для слабовидящих и частично видящих учащихся, рулетки с рельефными или четкими, контрастными делениями, нанесенными плоским шрифтом, гербарные сетки или папки.

  2. Подготовка учителя к экскурсии.

Выбор места: наличие различных древесных и кустарниковых пород, соседство разнообразных условий обитания, не захламленность участка сухостоем, пеньками, лесоповалом, наличие ориентировочных тропинок и др.

Выбор объектов: наличие деревьев и кустарников с яркими характерными признаками, доступными для констатации с помощью остаточного зрения или осязания; определение приемов и способов проведения экскурсии; подготовка определительных карточек и заданий для самостоятельной работы учащихся.

4. Подготовка учащихся к экскурсии:

теоретический обзор материала по теме «Лес как растительное сообщество» (сообщение учителя);

знакомство с характерными представителями древесной и кустарниковой растительности леса с помощью гербарного материала и свежих срезов растений;

выработка навыков работы с определительными карточками (они готовятся шрифтом Брайля для слепых учеников и крупным плоским шрифтом для слабовидящих);

сообщение учащимся цели экскурсии, порядка ведения дневников, правил поведения в лесу и на маршруте. Распределение учащихся попарно (в зависимости от сохранных функций зрения, подготовленности, личностных качеств и др.).

5. Определение маршрута.

По возможности по дороге к месту проведения экскурсии учащимся следует показать разнообразие деревьев и кустарников в зависимости от условий обитания.

Ход экскурсии

1. Вводная беседа на месте проведения занятия с демонстрацией древесных и кустарниковых растений.

Эта беседа начинается на маршруте. Учитель характеризует видовой состав растений леса в зависимости от почвенно-климатического фактора и других условий обитания. На месте проведения экскурсии делает предварительное обобщение и подводит учащихся к понятию «фитоценоз».

68

2. Инструктаж учащихся.

Учитель рассказывает о порядке и этапах проведения работы, совместно со школьниками вспоминает приемы и способы работы по определению видового состава растений с помощью сохранных у слепых и слабовидящих анализаторов.

Учащиеся распределяются на несколько групп для работы на участках лесного массива с разными условиями обитания растений (сырой низменный участок, опушка леса, чаща, сухой высокий участок и др.).

Школьников необходимо предупредить о бережном отношении к природе: экземпляры древесных и кустарниковых растений для определения (срезы побегов) следует брать по одному (не больше), причем срез делается в наиболее густой, нижний части кроны. Травянистые растения выкапываются также по одному экземпляру на группу и только тех видов, которые не находятся под охраной закона.

На этом этапе учащиеся получают задания для самостоятельной работы и определительные карточки.

3. Самостоятельная работа учащихся по заданию. Задание для самостоятельных наблюдений и сбора растений: охарактеризовать почву (механический состав, влажность, наличие лесной подстилки и др.);

определить плотность древесных и кустарниковых растений на площади 25 кв. м, плотность травостоя на площади 1 кв. м;

определить видовой состав древесных, кустарниковых и травянистых растений, обратить внимание на особенность их цветения;

рассказать, как растения располагаются по ярусам, какой видовой состав этих растений?

из собранных на экскурсии растений и срезов побегов подготовить материал для гербаризации, сделать пометки с названием растений, указать место и время сбора. Подготовить материал для удобной транспортировки.

Видовой состав растений определяется с помощью определительных карточек. Учащиеся пользуются для этой цели фоновыми экранами, оптическими средствами коррекции зрения, а также используют остаточное зрение и осязание.

Учитель биологии направляет действия учащихся, следит за тем, чтобы дети умело использовали для определения растительного материала остаточное зрение и осязание, подключали к определению другие виды чувствительности (обоняние, суставно-мышечное чувство), следит за режимом зрительной и тактильной нагрузки в соответствии с офтальмологическими и другими гигиеническими рекомендациями. После 2—3 определений видового состава растений необходимо делать небольшой перерыв.

69

Участки для определения плотности растений должны быть огорожены ориентировочным шнуром с контрастной зебровидной окраской.

  1. Обобщающая беседа с демонстрацией собранных объектов, сообщение учителем дополнительных данных (того, что не смогли или не сумели пронаблюдать слепые и слабовидящие учащиеся),необходимых для выявления признаков растительного сообщества.

  2. Прощание с лесом и обратный путь.

Этот этап экскурсии должен быть связан с тематикой «Лес — наше богатство». В ходе рассказа учителя и беседы с учащимися разбирается не только народнохозяйственное значение леса, но и его экологическое и эстетическое значение для человека.

Важно, чтобы экскурсия осталась в памяти учащихся, дала им заряд духовной бодрости, создала положительный эмоциональный настрой.

Подготовка гербария и отчета по экскурсии

Отчет представляется по мере того, как будут готовы (высушены и оформлены) гербарные препараты.

По отчету учащиеся делают краткие сообщения с демонстрацией собранного в лесу и оформленного материала.

Задача учителя направить деятельность слепых и слабовидящих учащихся при подготовке отчета на такой подбор материала, чтобы он наилучшим образом соответствовал программной теме по биологии.
Экскурсия в природу по теме «Кольчатые черви»

(8-й класс)

Подготовка экскурсии

1. Задачи экскурсии:

образовательные: сформировать у учащихся понятия о кольчатых червях на примере дождевого червя, показать его приспособление к условиям окружающей среды (форма и строение тела, способ передвижения, наличие слизи, отношение к свету, экологическому фону и др.);

воспитательные: воспитать любовь и бережное отношение к природе путем показа единства животного и растительного мира, пагубного влияния различных нарушений в экологических системах и биоценозах, показать хозяйственное значение дождевых червей;

развивающие: развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, раскрывая причины поведения животных в связи с изменениями в окружающей среде (температура, влажность, наличие пищи, света), отработать приемы фиксации наблюдений на основе использования сохранной сенсорной сферы и вспомогательного оборудования.

2. Подготовка учителя к экскурсии.

Выбор места проведения экскурсии (влажный теневой участок, богатый растительными перегнивающими остатками). Установление небольшого деревянного щита для создания микроклимата (щит плотно прижимается к верхнему слою почвы и под ним происходит концентрация дождевых червей). Под щит следует положить испитый чай.

Разработка маршрута.

Определение приемов и способов проведения экскурсии, разработка задания для самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся.

Подготовка крупных образцов дождевых червей с наличием характерных признаков.

3. Подготовка учащихся к экскурсии: вспомнить теоретический материал по теме;

разобрать на моделях, скульптурах, плоских цветных и рельефных рисунках и схемах внешнее и внутреннее строение дождевого червя;

довести до сведения учащихся правила поведения на экскурсии, распределить их попарно (слепой и частично видящий, слабовидящий с низким порогом остаточного зрения и слабовидящий с более высокой остротой зрения);

рассказать о порядке ведения дневника наблюдений и составления отчета об экскурсии.

4. Оборудование: деревянные коробки с закрывающимися крышками, контрастные фоновые экраны, рельефные линейки или линейки с четкими, контрастными линиями делений, совки для перекопки почвы, оптические лупы разного увеличения.

Ход экскурсии

1. Движение к месту проведения экскурсии.

Беседа учителя с учащимися о местах распространения дождевых червей и условиях обитания этих представителей животного мира.

2. Фронтальное обследование выбранного участка обитания дождевых червей (подъем щитов, нахождение с помощью осязания и остаточного зрения нор, ходов, земляных выбросов, определение условий обитания).

3. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Отлов дождевых червей.

Слепые учащиеся с помощью осязания, а слабовидящие с помощью остаточного зрения находят дождевых червей, осторожно перелопачивая совком почву и просеивая ее сквозь пальцы.

71

Частично видящие и слабовидящие ученики могут использовать для этой цели контрастные фоновые экраны. Перебирая почву с органическими остатками на таком экране, легче обнаружить дождевых червей.

Слепые школьники лучше справятся с поставленной задачей, если образцы почвы с червями поместить в деревянный ящик и в нем осуществлять поиск необходимых экземпляров.

Если ученики найдут неудачные экземпляры дождевых червей, то их следует заменить на более удачные (крупные, с хорошо выраженными признаками строения). Здесь необходима помощь учителя.

Определение формы и внешнего строения дождевых червей.

С помощью осязания и сохранного зрения определяются:

форма;

размер (с помощью рельефной линейки или линейки с четкими, контрастными линиями делений);

передняя и задняя части тела, наличие пояска;

слизистый покров, наличие щетинок на брюшной части (путем проведения пальцами вдоль тела животного от переднего конца брюшной части к задней и обратно, для учащихся с остатком зрения доступна дифференцировка брюшной части от спинной по более светлой окраске первой);

способ передвижения (с использованием осязания, слуха и контрастных экранов. Обратить внимание учащихся на характерный шорох, издаваемый брюшными щетинками, цепляющимися за бумагу при передвижении);

чувствительность дождевого червя на механическое и световое раздражение (светочувствительность проверяется следующим образом: в деревянный ящик с почвой помещают несколько дождевых червей и ящик закрывают крышкой. Спустя некоторое время крышку открывают, и учащиеся с помощью осязания или остаточного зрения констатируют наличие на поверхности почвы нескольких экземпляров червей, которые стремятся укрыться от света в почву, на поверхности почвенного слоя дождевых червей не остается).

4. Беседа с учащимися о регенерации червей и проведение опыта.

После беседы, в ходе которой учитель объясняет сущность регенерации, у нескольких червей отрезается часть хвостовой части тела на поверхности контрастного экрана с тем, чтобы показать слабовидящим и частично видящим учащимся наличие гемоглобина в крови дождевого червя. На белом фоне экрана красная окраска крови будет хорошо заметна. Осязательное обследование регенерированных частей на поверхности экрана также более удобно.

Препарированные черви доставляются в живой уголок (в ящике с почвой) и помещаются в специально подготовленный червятник с тем, чтобы впоследствии учащиеся смогли определить способность этих животных восстанавливать утраченную часть тела.

72

  1. Обсуждение и обобщение итогов самостоятельной работы учащихся.

  1. Подготовка собранного материала к доставке в школу.

Обработка материала и составление отчета по экскурсии

1. Постановка опыта в школе.

Помещение препарированных червей в червятник для поэтапного наблюдения хода регенерации.

В деревянные ящики с почвой и дождевыми червями насыпается слой чистого речного песка или древесных опилок (слоем в 1 см) с тем, чтобы можно было наблюдать комочки земли, вынесенные на поверхность песка или опилок в результате переработки почвы в кишечнике червя.

Слепые легко могут констатировать эти комочки с помощью осязания, ученики с остаточным зрением лучше определяют этот показатель, если песок или опилки будут белыми (для контрастности темных комочков выноса).

2. Составление отчета.

В отчете по теме экскурсии отражаются результаты поставленных опытов.

Вместе с тем ученикам предлагается вылепить дождевого червя из пластилина с соблюдением характерных признаков внешнего строения.
Осенняя экскурсия по теме «Борьба за существование»

(11-й класс)

Подготовка экскурсии

1. Задачи экскурсии:

образовательные: познакомить учащихся с конкретными биологическими объектами, с особенностями их роста и развития в реальных условиях окружающей среды, сформировать у них понятие о борьбе за существование в природе;

воспитательные: показать борьбу за существование как главную движущую силу эволюции биологических видов в природе, воспитать у учащихся любовь к природе, привести примеры разумного использования человеком взаимоотношений между организмами;

развивающие: скоррегировать представления слепых и слабовидящих учащихся о биологических объектах и взаимоотношениях между собой и с окружающей средой, развивать ориентировочные

73

навыки школьников, экологическое мышление и мировоззренческие позиции по диалектике природы.

  1. Оборудование: деревянные рамки (1 кв. м), ориентировочный (зебристо окрашенный) шнур, фоновые экраны, фотоэлектрические сигнализаторы, оптические лупы, совки.

  2. Подготовка учителя к экскурсии.

Выбор места: опушка леса, прилегающий участок поля; место должно быть возвышенное, сухое, вблизи дороги, необходимы участки поля, леса, придорожья, лишенные дернины (если их нет, то надо создать искусственно, дней за двадцать до проведения экскурсии) ; место проведения должно быть чистым, незахламленным сухостоем, мусором, иметь четкие ориентиры.

Выбор объектов: необходимы крупные экземпляры полевых и луговых растений на разных фазах развития (всходы, образование прикорневой розетки листьев, стебля с листьями, цветущие и плодоносящие экземпляры); наличие деревьев одного вида в возрасте 5—7 и 10—15 лет, деревьев и кустарников с повреждением стволов, ветвей, листьев, хвои (повреждения должны быть доступны для восприятия с помощью осязания или остаточного зрения).

4. Подготовка учащихся к экскурсии:

теоретический разбор дарвиновского толкования борьбы за существование (сообщение учителя и беседа с учащимися);

предварительное знакомство с видами растений, кустарников, деревьев, с которыми предстоит встреча на экскурсии. Отработка определительных навыков с использованием осязания и остаточного зрения на натуральных образцах растений и на гербарном материале;

сообщение учащимся целей и задач предстоящей экскурсии, порядка ведения записей, правил поведения в природе, определение рабочих групп для ведения самостоятельной работы.

5. Определение маршрута.

Маршрут должен проходить через места, где можно встретить многообразие растительных форм, примеры взаимоотношений между организмами одного вида, разных видов, организмами и неорганической природой.

Ход экскурсии

1. Вводная беседа, в ходе которой учитель характеризует тот участок биоценоза, на котором проводится экскурсионное занятие (почвенно-климатические условия, ландшафт, видовой состав растений и животных, хозяйственная деятельность человека и т. п.).

Создается проблемная ситуация по формам биологического состязания (борьбы) в зависимости от внешнего окружения организмов и условий неорганической природы. Ситуация привязывается к выбранному участку проведения экскурсии и возможностям восприятия природных объектов слепыми и слабовидящими школьниками.

74

Возможным вариантом проблемной ситуации может быть такой: «Несмотря на интенсивность размножения организмов, в природе довольно редко встречается перенаселение какого-либо вида. Почему?».

2, Знакомство учащихся с местом проведения экскурсии, их ориентировка на местности.

Учитель совместно с учащимися обходит участок, обращает внимание слепых и слабовидящих на ориентировочные показатели: направление дорог, тропинок, отдельно стоящие деревья, кустарники, расстояние между ними, зоны для самостоятельной работы учеников, положение солнца, направление ветра, шум листвы деревьев и др.

Для ориентировки на местности используются светочувствительные сигнализаторы типа «Фотофон».

3 Инструктаж учащихся.

Все ученики разбиваются на звенья (по 3—4 человека) с учетом состояния зрения.

Учитель совместно с учащимися разбирает приемы и способы работы с объектами, вспоминаются ранее усвоенные умения и навыки констатации и выделения биологических признаков.

4. Задания учащимся для самостоятельной работы.

Задания распределяются в зависимости от подготовленности учащихся, владения умениями и навыками ориентировки в пространстве, приемами и способами определения биологических объектов, а также от состояния зрения и вторичных отклонений в развитии.

Содержание заданий может быть следующим:

собрать по одному экземпляру плодоносящего растения (лучше всего дикой редьки) и подсчитать количество семян, образующихся на этом растении;

подсчитать количество растений дикой редьки на площади в 1 кв. м на различных участках (поле, придорожье, лес). Определить степень их развития;

собрать каждому ученику звена по одной грозди рябины. Подсчитать количество семян в каждой, определить количество гроздей (примерно) на одном дереве и общее количество семян;

подсчитать количество проростков ели на площади в 1 кв. м.

подсчитать количество молодых елей в возрасте до 8 лет на площади 5 кв. м;

подсчитать количество елей в возрасте от 10 до 15 лет на площади 10 кв. м;

подсчитать количество елей (взрослых) на площади 25 кв. м;

определить длину годичного прироста ветвей рябины у молодых и взрослых деревьев;

найти молодые деревья с явными признаками повреждения (поломка, заболевания, поражения вредителями). Сделать вывод об особенностях роста и развития найденных экземпляров деревьев;

75

на площади в 10 кв. м молодого подроста деревьев определить те экземпляры, которые в процессе дальнейшего роста и развития будут угнетены другими деревьями. Сделать вывод о санитарной рубке на данном участке.

(Некоторые рекомендации взяты из заданий, разработанных И. Н. Пономаревой [20], и модифицированы с учетом специфики обучения слепых и слабовидящих школьников).

Для самостоятельной работы учащимся подобраны те представители флоры, которые наиболее доступны для восприятия с помощью сохранных у детей анализаторов. Среди сорных растений наиболее распространена и имеет хорошо развитые и достаточно различимые органы редька дикая.

Для подсчета семян учащимся с нарушениями зрения следует предложить определить в среднем их количество по размеру стручка и затем умножить на количество стручков в растении. Подсчет семян в стручке легко осуществляется тактильно с последующим расчетом.

Данное растение отвечает и целям экскурсии, поскольку производит ежегодно до 12 тысяч семян, которые не могут все выжить в условиях борьбы за существование.

Не случайно среди многообразия деревьев для проведения самостоятельной работы учащимся предложены ель и рябина. Их биологические признаки (наличие хвои, смолистых веществ, характерного запаха (для ели), крупных характерных листьев, опушенных ветвей, крупных годовых колец, плодов (для рябины) и др.) позволяют вести самостоятельное исследование с использованием сохранных у учащихся органов чувств.

Для лучшей ориентировки в пространстве при количественном определении растений необходим огородить участок для самостоятельной работы, используя деревянную рамку (1 кв. м) или отличительный шнур.

Длину годичного прироста веток деревьев слепые ученики определяют с помощью линейки с рельефными делениями, а слабовидящие — с помощью линейки с контрастным плоским шрифтом. Подобный измерительный инструмент используется и при исследовании роста и развития поврежденных деревьев в сочетании с осязательным обследованием и контролем с помощью сохранного зрения.

При нахождении угнетенных деревьев, которые подлежат санитарной рубке, их следует пометить цветной контрастной бумагой или тканью. Для этой цели также можно использовать легкие прищепки, цветные ленточки и другой подсобный материал.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Учащиеся докладывают о результатах своих определений, подсчетов, измерений и т. п. Учитель уточняет результаты, конкретизирует представления школьников, предлагает им сравнить результаты, выводы по разным заданиям, подводит слепых и слабовидящих детей к пониманию сущности борьбы за существование в природе.

76

Учащиеся говорят о том, что дикая редька цветет и плодоносит до глубокой осени, что больше всего этих растений в придорожье, особенно на тех участках, где отсутствует или незначителен дерновый покров. Там, где плотная дернина, растений значительно меньше, им трудно прорастать в густом травостое. Нет растений на самой дороге, поскольку они там механически уничтожаются в стадии семени или зачаточного проростка.

Аналогичный вывод учащиеся делают и о деревьях в лесу, аргументируя свои рассуждения, приводя данные своих подсчетов, измерений, определений характерных признаков, полученные с помощью сохранной сенсорной сферы.

На этом этапе экскурсии следует предложить ученикам приемы взаимного контроля и обобщения полученных результатов.

6. Вывод о наличии в природе борьбы за существование и использовании человеком сложных взаимоотношений в живой природе.

Беседа с классом о различных формах борьбы за существование: внутривидовая (дикая редька, ель), межвидовая (дикая редька и другие сорняки, ель и рядом растущие березы, сосны, рябины и др.), борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы (условия прорастания семян на различных участках: дорога, придорожье, поле, лес, наличие густого травостоя, дернины и др.).

В ходе беседы еще раз сравниваются результаты самостоятельной работы учащихся. Обсуждается влияние животных на рост и развитие растений, приводятся данные наблюдений за теми деревьями, которые были поражены насекомыми.

Учащимся предлагается привести знакомые им примеры борьбы за существование в природе и использования человеком этой борьбы в своих хозяйственных целях.

Учащиеся говорят о биологических методах борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, о регуляции численности хищников в природе, о соблюдении правил чередования культур на полях в зависимости от почвы, от отношения к влаге, теплу, к вредителям и болезням.

В ходе обсуждения примеров учащиеся подводятся к пониманию роли человека в сохранении и приумножении природных богатств, у них формируется экологическое мышление.

7. Подведение итогов экскурсии.

При подведении итогов экскурсии учитель рассказывает о том, что в природе постоянно идет борьба за существование, в результате которой выживают более приспособленные и сильные организмы, а менее приспособленные погибают, подводя учащихся к закономерному выводу, что борьба за существование является реальной движущей силой эволюции.

77

На заключительном этапе учитель оценивает работу отдельных учащихся и звеньев при проведении наблюдений, говорит о тех недостатках, которые были вскрыты в ходе самостоятельной работы. Особое внимание обращается на умения и навыки слепых и слабовидящих учащихся ориентироваться в пространстве, определять биологические объекты по их признакам, на умение анализировать полученный материал и делать выводы. Здесь же дается задание ученикам, которое они должны подготовить к уроку закрепления знаний, умений и навыков, полученных на экскурсии.

8. Обратный путь.

На обратном пути следует обратить внимание учащихся на хозяйственную деятельность человека, примеры которой будут встречаться на пути (севообороты, применение удобрений и гербицидов, выпас животных и т. п.). Все эти примеры следует связать с темой экскурсии, показать, что учение о борьбе за существование служит научной основой для решения многих вопросов сельскохозяйственной практики.

Решение проблемного мировоззренческого вопроса: «Распространяется ли учение о борьбе за существование на человеческое общество?»

В ходе дискуссии следует четко объяснить учащимся, что биологическое состязание организмов применимо только к миру растений, животных и микроорганизмов и ни в коей мере не относится к человеку и человеческому обществу.


<< предыдущая страница   следующая страница >>