microbik.ru
1 2 ... 5 6




Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3

1 Описание объекта диагностирования…………………………………………….4

1.1 Функциональная схема и описание работы объекта диагностирования…….4

1.2 Анализ диагностических параметров объекта диагностирования………….14

2 Диагностическое оборудование (устройства, приборы) для оценки технического состояния объекта диагностирования……………………………………….....15

3 Разработка таблицы состояний………………………………………………….16

3.1 Методика построения таблицы состояний……………………………………16

3.2 Построение структурной и логической модели объекта диагностирования.17

3.3 Построение таблицы состояний……………………………………………….19

4 Алгоритмизация процесса диагностирования……………………………….....20

4.1 Разработка алгоритма оценки вида технического состояния……………..…20

4.2 Разработка алгоритма поиска отказа……………………………………….…20

5 Технология диагностирования…………………………………………………..24

5.1 Нормирование трудоемкости операций………………………………………24

5.2 Технологическая карта на диагностирование…………………………….…..27

Заключение……………………………………………………………………….…28

Список литературы…………………………………………………………………29

Приложение

Введение.
Контрольно-диагностические работы служат для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов и являются элементами управления технологическими процессами обслуживания и ремонта подвижного состава. Объем контрольно-диагностических работ для современных автомобилей составляет по отношению к объему исполнительной части около 30%.

При диагностировании выявляют автомобили, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности движения, а перед ТО определяют потребность устранения неисправностей или проведения ремонта, контролируют качество ТО и ТР, определяют возможность исправной работы агрегатов и механизмов автомобиля в предстоящем межконтрольном пробеге, собирают и обрабатывают информацию, необходимую для управления производством

Целью данной курсовой работы является разработка системы диагностирования тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105

Тормозная система автомобиля ВАЗ-2105 по своему назначению и выполняемым функциям разделяется на рабочую, запасную и стояночную. Рабочая тормозная система обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой эффективностью, запасная остановку автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы, а стояночная служит для удержания стоящего автомобиля. Ее можно использовать и как аварийную при выходе из строя рабочей или запасной тормозных систем. Рабочая тормозная система имеет двухконтурный раздельный гидравлический привод на тормозные механизмы передних и задних колес, что значительно повышает безопасность движения автомобиля. При отказе одного из контуров другой используется в качестве запасной тормозной системы, т. е. она является частью рабочей тормозной системы.

1 Описание объекта контроля.

    1. Функциональная схема и описание работы объекта контроля.


Привод тормозов. Гидравлический привод включает в себя тормозную педаль 31, вакуумный усилитель 32, главный цилиндр 2 гидропривода тормозов, бачок 7, регулятор 10 давления задних тормозов, колесные (рабочие) цилиндры тормозных механизмов, трубопроводы и шланги. Педаль тормоза шарнирно соединена с толкателем вакуумного усилителя и в исходное положение возвращается усилием оттяжной пружины. В этом положении упор педали упирается в буфер выключателя стоп-сигнала.



Рисунок 1.1 – Схема привода тормозов:

1 - диск тормоза; 2 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 3 - трубопровод контура привода передних тормозов; 4 - защитный кожух переднего тормозного механизма; 5 - суппорт переднего тормоза; 6 - наконечник с трубопроводом; 7 - бачок главного цилиндра; 8 - трубопровод контура привода задних тормозов; 9 - колесный цилиндр заднего тормоза; 10 - регулятор давления задних тормозов; 11 - рычаг привода регулятора давления; 12 - колодка тормозного механизма; 13 - рычаг ручного привода колодок; 14 - стойка рычага привода регулятора давления; 15 - кронштейн крепления оболочки троса; 16 - задний трос; 17 - контргайка; 18 - регулировочная гайка; 19 - втулка; 20 - направляющая заднего троса; 21 - направляющий ролик; 22 - передний трос; 23 - возвратный рычаг привода стояночного тормоза; 24 - кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 25 - защелка рычага; 26 - упор включателя контрольной лампы стояночного тормоза; 27 - тяга защелки рычага; 28 - рычаг привода стояночного тормоза; 29 - кнопка рычага привода стояночного тормоза; 30 - выключатель стоп - сигнала; 31 - педаль тормоза; 32 - вакуумный усилитель.

Бачок гидроцилиндра двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за уровнем жидкости. В нижней части корпуса бачка имеется два наконечника для подсоединения шлангов. На заливную горловину бачка навернута крышка 5, которая поджимает корпус 3 клеммного устройства и отражатель 7 к торцу горловины. В корпусе 3 смонтировано устройство для контроля уровня жидкости в бачке. Оно состоит из поплавка 8, на штоке которого расположен подвижный контакт 2, и неподвижного контакта 1, закрепленного в пластмассовом корпусе 3. При понижении уровня жидкости поплавок опускается, контакты замыкают цепь контрольной лампы, и она загорается. В центральном отверстии корпуса клеммного устройства установлен толкатель 4, при нажатии на который проверяется работоспособность цепи контрольной лампы при полном уровне жидкости в бачке.



Рисунок 1.2 – Бачок главного цилиндра:

1 - неподвижный контакт; 2 - подвижный контакт; 3 - корпус клеммного устройства; 4 - толкатель для проверки исправности устройства контроля уровня жидкости; 5 - крышка бачка; 6 - корпус контактного устройства; 7 - отражатель; 8 - поплавок.
Регулятор давления включен в привод задних тормозов для того, чтобы не допускать повышения давления в этом контуре при уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе возможна блокировка задних колес и их юз. Регулятор давления крепится двумя болтами с пружинными шайбами к кронштейну кузова, причем одно отверстие в кронштейне выполнено овальным, что позволяет регулировать положение регулятора давления. В действие регулятор давления приводится торсионным рычагом 1. В корпус регулятора давления ввернуты штуцеры двух трубопроводов: нижнего для подвода жидкости от главного цилиндра, верхнего для подачи жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов. Поршень 9 регулятора давления на выходе из корпуса уплотнен кольцом 8, расположенным в металлической обойме. Это кольцо поджато к нижней части корпуса пружиной 7. Верхний конец пружины упирается в плавающую тарелку 5 и через нее в заплечики поршня. Пружина стремится поджать поршень до упора его в пробку 2. которая ввернута в корпус регулятора давления. Под пробку установлена уплотнительная прокладка. Втулка 3 свободно надета на головку поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя 4 вверх к головке поршня.



Рисунок 1.3 - Регулятор давления:

1 - рычаг привода регулятора давления; 2 - пробка корпуса регулятора давления; 3 - втулка; 4 - уплотнитель головки поршня; 5 - тарелка пружины; 6 - корпус регулятора давления; 7 - пружина; 8 - уплотнительное кольцо поршня; 9 - поршень регулятора давления; 10 - ось рычага; 11 - пластина рычага.
Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к педали тормоза при торможении. Он крепится к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках гайками.



Рисунок 1.4 - Главный цилиндр и вакуумный усилитель:

1 - наконечник с трубопроводом; 2 - тарелка пружины уплотнительного кольца; 3 - штуцер; 4 - стопорная шайба; 5 - уплотнительная прокладка; 6 - распорное кольцо; 7 - корпус вакуумного клапана; 8 - вакуумный клапан; 9 - обойма уплотнителя штока; 10 - уплотнитель штока; 11 - шток; 12 - возвратная пружина корпуса клапана; 13 - диафрагма; 14 - крышка корпуса вакуумного усилителя; 15 - корпус клапана вакуумного усилителя; 16 - буфер штока; 17 - наружная оболочка шланга; 18 - нитяная оболочка; 19 - внутренняя оболочка; 20 - упорная пластина поршня; 21 - поршень клапана; 22 - уплотнитель крышки корпуса вакуумного усилителя; 23 - клапан вакуумного усилителя; 24 - защитный чехол корпуса клапана; 25 - воздушный фильтр; 26 - толкатель клапана вакуумного усилителя; 27 - корпус вакуумного усилителя; 28 - регулировочный болт; 29 - поршень привода передних тормозов; 30 - возвратная пружина поршня; 31 - упорная шайба; 32 - поршень привода задних тормозов; 33 - ограничительный винт поршня; 34 - уплотнительное кольцо; 35 - пружина уплотнительного кольца; 36 - пробка корпуса главного цилиндра.

Главный цилиндр 2 гидропривода тормозов крепится на двух шпильках к вакуумному усилителю. Сверху в его корпусе выполнены три резьбовых отверстия для штуцеров трубопроводов, отводящих жидкость в контуры привода передних и задних тормозов, и два гнезда, в которых крепятся стопорными шайбами штуцеры, соединенные шлангами с бачком гидропривода тормозов. Внутреннее цилиндрическое отверстие цилиндра обработано с большой точностью и высокой чистотой поверхности. С одной стороны полость цилиндра закрыта резьбовой пробкой. В цилиндре последовательно установлены два поршня, один из которых приводит в действие задние тормоза, другой - передние. В исходном положении поршня распорное кольцо, упираясь в стопорный винт, отводит уплотнительное кольцо от торца канавки. При этом через образовавшийся зазор рабочая полость цилиндра сообщается с бачком гидропривода тормозов. Канавка переднего уплотнительного кольца через радиальное отверстие и осевой канал в поршне сообщается с рабочей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей полости увеличивается давление жидкости, уплотнительное кольцо плотнее прижимается к зеркалу цилиндра. Последовательное расположение поршней в цилиндре обеспечивает раздельный привод передних и задних тормозов.

Тормозные механизмы колес смонтированы непосредственно в колесах автомобиля. Они предназначены для создания сопротивления движению автомобиля. Тормозной механизм переднего колеса дисковый. Он состоит из суппорта 5 в сборе с рабочими цилиндрами, двух тормозных колодок, пальцев крепления колодок и трубопроводов. Суппорт отлит из высокопрочного чугуна. Он крепится к фланцу поворотного кулака вместе с защитным кожухом и поворотным рычагом. В суппорте выполнены радиусный паз для размещения тормозного диска и два поперечных паза, в которых расположены тормозные колодки. В приливах суппорта имеются два окна с направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих колесных цилиндра. Точное расположение цилиндров относительно суппорта обеспечивается пружинными фиксаторами. При установке цилиндра в паз суппорта фиксатор под действием пружины заходит в специальный боковой паз суппорта. Корпус рабочего цилиндра отлит из алюминиевого сплава. В цилиндре расположен стальной полый поршень, уплотненный резиновым кольцом. Оно расположено в канавке цилиндра и служит не только для уплотнения зазора, но и для возврата поршня в исходное положение при растормаживании. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым колпачком, наружная кромка которого удерживается на буртике цилиндра, а внутренняя кромка охватывает посадочный поясок поршня. Рабочие полости цилиндров соединены между собой трубкой. Во внешний цилиндр ввернут штуцер для прокачки привода передних тормозов, во внутренний - штуцер для подвода жидкости. Поршни упираются в тормозные колодки, на которые наклеены фрикционные накладки. Колодки установлены на направляющих пальцах, которые удерживаются от осевого смещения шплинтами, а чтобы не было вибраций колодок на пальцах, применяются пружины, прижимающие колодки к пальцам. Под головки пальцев установлены пружины. При торможении поршни под давлением жидкости выдвигаются из колесных цилиндров и увлекают за собой уплотнительные кольца, которые при этом скручиваются. При растормаживании, когда давление в приводе падает, поршни за счет упругой деформации колец вдвигаются обратно в цилиндры. При этом накладки тормозных колодок будут находиться в легком соприкосновении с тормозным диском. При износе накладок, когда зазор в тормозном механизме увеличивается, в приводе создается большее давление жидкости, чтобы создать тормозной момент. Под действием давления жидкости поршни проскальзывают относительно колец и занимают новое положение в цилиндрах, которое обеспечивает оптимальный зазор между диском и колодками.



Рисунок 1.5 - Тормозной механизм переднего колеса:

1 - диск тормоза; 2 - защитный кожух; 3 - штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 4 - соединительная трубка цилиндров; 5 – шплинт; 6 - фиксатор цилиндра; 7 - палец крепления колодок тормоза; 8 - уплотнительное кольцо поршня; 9 – поршень; 10 - защитный колпачок поршня; 11 - фрикционная накладка колодки; 12 - пружины пальцев крепления колодок; 13 - колесный цилиндр; 14 - прижимная пружина колодки; 15 - тормозные колодки; 16 - суппорт тормозного механизма.
Тормозной механизм заднего колеса - барабанный, смонтирован на опорном щите, который крепится болтами к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками крепится пакет пластин, из которых пластина является опорной для колодок, а пластины ограничивают осевое перемещение нижней части колодок. В верхней части щита крепится двумя болтами колесный цилиндр. Снаружи в резьбовое отверстие цилиндра ввернуты штуцер для прокачки привода тормозов и штуцер трубки подвода жидкости в цилиндр. С обеих сторон в цилиндр установлены поршни с уплотнительными кольцами, которые прижимаются к торцу поршней пружиной через опорные чашки. В поршни запрессованы упоры, в прорези которых заходят верхней частью колодки. Полость колесного цилиндра предохраняется от загрязнения резиновыми колпачками, которые надеваются внутренней кромкой на поршни, а наружной на корпус цилиндра. Тормозные колодки стянуты пружинами, которые поджимают колодки к нижней опоре и упорам поршней колесного цилиндра. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза, они самоустанавливаются в момент соприкосновения с тормозным барабаном, что улучшает эффективность торможения и приводит к более равномерному износу накладок.



Рисунок 1.6 - Тормозной механизм заднего колеса:

1 - тормозная колодка; 3 - рычаг привода стояночного тормоза; 4 - палец рычага привода колодок; 5 - корпус колесного цилиндра; 6 - упорный винт; 7 - упорное кольцо; 8 - сухари; 9 - опорная чашка; 10 - пружина; 11 - уплотнительное кольцо поршня; 12 - поршень цилиндра; 13 - штуцер для прокачки привода заднего тормоза; 14 - штуцер трубки подвода тормозной жидкости; 15 - упор колодки; 16 - защитный колпачок колесного цилиндра; 17 - верхняя стяжная пружина колодок; 18 - распорная планка тормозных колодок; 19 - оболочка троса; 20 - опорный щит тормозного механизма; 21 - нижняя стяжная пружина колодок; 22 – заклепка крепления опорной и направляющей пластин колодок; 23 - направляющая пластина; 24 - задний трос привода стояночного тормоза; 25 - пружина заднего троса; 26 - наконечник заднего троса.

Для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном на колодках смонтированы специальные устройства. Каждое из них состоит из оси, приваренной к оси тормоза, и фрикционного элемента. Ось проходит через овальное отверстие ребра колодки. На оси установлены с зазором две свинченные между собой втулки. Между фланцами втулок расположена пружина, ее опорные чашки и две фрикционные шайбы, которые зажимают ребро колодки с определенным усилием. Это усилие таково, что стяжные пружины не могут сместить колодки относительно фрикционных шайб, несмотря на овальные отверстия в ребрах колодок. Но при износе накладок. когда водителю приходится увеличивать усилие на педаль тормоза, увеличивается давление в контуре привода задних тормозов, поршни перемещают колодки относительно фрикционных шайб, прижимая колодки к барабану. При этом колодки займут новое положение относительно барабана. При дальнейшем торможении колодки будут перемещаться на величину зазора между втулкой и осью. Этот зазор обеспечивает плотное прижатие колодок к барабану и необходимый тормозной момент. При растормаживании колодки отводятся от барабана стяжными пружинами на величину зазора между втулкой и осью.


следующая страница >>