microbik.ru
1 2 3 4
Введение в химию

Тема1. Понятие о веществах и превращениях.

Требование-1. Вам необходимо распознавать физические тела и вещества; физические и химические явления.

Стандарт (обязательная часть)

Задание 1. Выполните упражнения 1-4 с.9 учебника.

Задание 2. Выполните упражнения 1-4 с.12 учебника.

Задание 3. Выполните упражнения 1-4 с.15 учебника.

Задание 4. Выберите из характеристик те, что свойственны: 1) физическим телам; 2) химическим веществам.

а)цвет; б) размер; в) форма; г) запах; д) плотность; е) объем; ж) растворимость в воде.

Задание 5. Укажите прилагательные, которые могут быть отнесены: 1)только к веществу; 2)только к телу; 3)и к телу и к веществу:

а) круглое; б) жидкое; в) выпуклое; г) пахучее; д) тяжёлое; е) растворимое; ж) стеклянное; з) хрупкое; и) прозрачное.

Задание 6. Соотнесите понятия: 1) тело; 2) вещество

а) гвоздь; б) ваза; в) железо; г) стекло; д) монета; е) медь; ж) вода; з) пластмасса; и) алюминий.

Задание 7. Выберите физические свойства, характерные: 1) для твёрдых; 2) для жидких; 3) для газообразных веществ.

а) малая сжимаемость; б) очень малая плотность; в) пластичность; г) высокая плотность; д) текучесть; е) хрупкость; г) низкие температуры плавления и кипения; д) вязкость

Задание 8. Подберите синонимы к понятию «физические явления»:

а) явления, происходящие с веществами, при которых сохраняются их молекулы; б) явления, происходящие с веществами, при которых молекулы их разрушаются; в) явления, при которых из одних веществ образуются другие; г) явления, при которых изменяются размеры, формы тел, агрегатное состояние вещества, но само вещество не изменяется.

Задание 9. Подберите синонимы к понятию «химические явления»:

а) явления, при которых вещество не меняется; б) явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества; в) явления, при которых меняется цвет вещества, образуется осадок или газ; г) явления, при которых изменяется агрегатное состояние вещества; д) химические реакции.

Задание 10. Укажите: 1) физические явления; 2) химические явления (химические реакции):

а)вода кипит при температуре 1000С, а замерзает при 00С; б) в карбюраторе двигателя происходит сгорание бензина; в) под действием электрического тока вода разлагается на кислород и водород; г) при трении спичка воспламеняется; д) сахар хорошо растворяется в воде, а углекислый газ - плохо; е) со временем серебряные изделия темнеют; ж) за счет испарения воды образуются облака; з) при растирании сахарного песка образуется сахарная пудра; и) при стоянии молока образуются сливки; к) при скисании молока образуется простокваша; л) при добавлении уксуса к соде образуются пузырьки газа; м) горение электрической лампочки.

Стандарт + «хорошо»

Задание 11. Сравните свойства следующих пар веществ: а) кислород и азот, б) железо и алюминий. Что у них общего и чем они различаются?

Задание 12. Приведите как можно больше известных вам свойств: а) углекислого газа; б) воды.

Задание 13. Укажите признаки всех выбранных химических реакций, которые указаны в задании №10.

Задание 14. Поясните, какие признаки подтверждают, что: а) пригорание масла во время жарки, б) гниение пищевых остатков - химические явления.

Стандарт + «отлично»

Задание 15. Приведите пример какого-либо вещества или тела и поясните, какие могут происходить с ним физические, химические явления.

Задание 16. Если вы за праздничным столом посадили на одежду жирное пятно и не можете сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать его солью. иногда после такой обработки пятно исчезает полностью. К каким способам выведения можно отнести этот приём - физическим или химическим?

Задание 17. Пятно от смолы с одежды иногда удаётся вывести так: проглаживать горячим утюгом, проложив с обеих сторон пятна плотную ткань, которую надо постоянно менять. какие при этом происходят процессы и к каким явлениям они относятся - физическим или химическим?

Задание 18. Как экспериментально установить, что при горении свечи образуется вода?

Домашний эксперимент.

Перед выполнением экспериментальных заданий, прочитайте §4 (стр.16) учебника и выполните упражнения 1-4 после параграфа.

Задание 20. Налейте молоко в один стакан до ½ его объёма. Налейте столовый уксус в другой стакан до ¼ его объёма. Влейте постепенно столовый уксус в молоко, перемешивая жидкости чайной ложкой. Опишите, как изменился внешний вид молока? Что произошло с молочным белком (казеином)? Денатурация (свёртывание) молочного белка - это физические или химические явление?

Задание 21. Налейте в кастрюлю холодную воду из-под крана и поставьте её на газовую плиту. Объясните появление и исчезновение капелек воды на стенках кастрюли с холодной водой (сначала стенки запотевают, а затем вода со стенок кастрюли исчезает). Какие явления наблюдаются? Опишите их.
Тема 2. Химия и окружающий мир.

Требование-2. Вам необходимо отличать превращения веществ в живой и неживой природе и безопасно использовать химических веществ в быту.

Стандарт (обязательная часть)

Задание 1. Выполните упражнения 1 и 2, с.20 учебника.

Задание 2. Выполните упражнения 1-4, с.24 учебника.

Задание 3. Выполните упражнение 1, с.28 учебника.

Задание 4. Перечислите физические свойства воды (при комнатной температуре). Какие из них используются в природе, быту, промышленности?

Задание 5. Перечислите физические свойства следующих металлов: а) железа; б) алюминия; в) золота. Какие из перечисленных свойств используются при их применении.

Задание 6. Перечислите физические свойства пластмассы (на примере полиэтилена). Какие из перечисленных свойств используются при их применении.

Задание 7. Из каких веществ растения вырабатывают углеводы: глюкозу, сахарозу, крахмал, целлюлозу? При каких условиях протекают эти процессы?

Стандарт + «хорошо»

Задание 8. Выполните упражнение 3, с.20 учебника.

Задание 9. Выполните упражнение 2, с.28 учебника.
Задание 10. Сравните физические свойства металлов и пластмасс (используя задания 5 и 6). В каких областях деятельности человека металлы могут быть заменены пластмассами, а в каких нет?

Стандарт + «отлично»

Задание 11. Выполните упражнение 4, с.20 учебника.

Задание 12. Выполните упражнение 3 и 4, с.28 учебника.

Задание 13. При сжигании серы образуется сернистый газ, который в атмосфере вызывает образование кислотных дождей. Какие продукты попадают в атмосферу при сжигании угля и могут ли они вызывать образование кислотных дождей?

Расчётные задачи

Задание 14. В одном килограмме выхлопных газов автомобиля содержится 10 г угарного газа. Некоторые автомобильные двигатели выделяют в час до 800 г выхлопных газов. Рассчитайте массу (г) угарного газа, который загрязняет атмосферу при шестичасовой работе такого двигателя.

Задание 15. Потребность растущего организма в кальции составляет 1 г в день. Сколько стаканов молока следует выпивать ежедневно, чтобы удовлетворить эту потребность, если известно, что 1 стакан молока содержит 288 мг кальция (соотношения между единицами см. с.205 учебника)?

Задание 16. Для засолки огурцов готовят рассол, в 100 г которого содержится 6 г поваренной соли. Сколько столовых ложек поваренной соли и какой объём (л) воды следует взять для приготовления 3 кг такого рассола? Одна столовая ложка вмещает 30 г поваренной соли.

Задание 17. Для заготовки не сочных плодов готовят сахарный сироп, в 1 кг которого содержится 400 г воды. В каком соотношении по массе смешиваются сахар и вода для приготовления такого сиропа?

Домашний эксперимент

Задание 18. Для эксперимента приготовьте канцелярскую железную (или алюминиевую) скрепку и кусочек полиэтилена. Сравните их физические свойства: а) цвет, запах; б) плотность по отношению к воде и, соответственно, растворимость в воде; в) прочность на разрыв; г) электропроводность (ВНИМАНИЕ!!! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ПОСТОЯННЫЙ ТОК БАТАРЕЙКИ!!!); д) отношение к слабому нагреванию ( ВНИМАНИЕ!!! ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО СТРУЮ ГОРЯЧЕГО ВОЗДУХА, НАПРИМЕР, ФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВОЛОС!!!). Составьте отчёт о проделанной работе.

Задание 19. Реактивом на крахмал служит йод. Добавьте несколько капель йодной настойки к 10 мл воды, чтобы получился слабо-жёлтый раствор, который является индикатором для обнаружения крахмала. Подействуйте этим раствором на крахмалсодержащие продукты (берите минимальные порции) - хлеб, муку, плоды, сырые и варёные овощи и др. Определите наличие крахмала в различных сортах бумаги, манной каше и т.д. Составьте отчёт о проделанной работе.

Задание 20. Для тайнописи разведчики использовали различные самодельные «чернила», например, молоко или лимонный сок. Напишите ими на бумаге письмо. После высыхания надписи становятся незаметными. «Проявить» её можно, прогладив лист бумаги горячим утюгом. Для отчёта сдайте учителю «зашифрованные» и «расшифрованные» письма. Какие вещества, находящиеся на вашей кухне, можно использовать для тайнописи? Ответ подтвердите экспериментально.

Состав вещества.

Тема 3. Атомно-молекулярное учение.

Требование -3. Вам необходимо определять понятия АМУ: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, химическая формула, химическая реакция, уравнение химической реакции, типы химических реакций, закон сохранения массы, участвующих в реакции веществ, аллотропия.

Стандарт (обязательная часть)

Задание 1. Выполните упражнения 1-4, с.34 учебника.

Задание 2. Выполните упражнения 1-4, с.37 учебника.

Задание 3. Выполните упражнение 1-3, с.41 учебника.

Задание 4. Выполните упражнение 1-3, с.44 учебника.

Задание 5. Напишите и прочтите символы химических элементов: а) азот, алюминий, бор, бром; б) калий, кальций, кислород, кремний; в) железо, магний, марганец, натрий; г) сера, серебро, фосфор, фтор; д) водород, кислород, углерод, хлор.

Задание 6. Напишите латинские и русские названия химических элементов: а) Al, Ag, Ar, B, Ba; б) Be, Br, C, Ca, Cd; в) Cl, Co, Cr, Cs, Cu; г) F, Fe, H, He, K; д) Mg, Mn, N, Na, Ne; e) P, Pb, S, Si, Sn. По Периодической системе элементов определите их порядковый номер.

Задание 7. Определите в какой группе Периодической системы находится элемент: а) натрий, азот, калий, фосфор; б) кальций, магний, алюминий, кислород. Напишите символ каждого элемента и прочтите его.

Задание 8. Определите в каком периоде Периодической системы находится элемент: а) кремний, алюминий, магний, кальций; б) углерод, калий натрий, азот. Напишите символ каждого элемента и прочтите его.

Задание 9. Укажите номер периода и номер группы (координаты в Периодической системе) для пар элементов: а) натрий и хлор; б) калий и бром; в) сера и кислород; г) азот и фосфор.

Задание 10. О простом веществе, а не о химическом элементе кислород идёт речь в выражении: а) кислород плохо растворяется в воде; б) кислород входит в состав воды; в) в человеческом организме содержится приблизительно 65% кислорода; в) бинарные соединения кислорода называются оксидами.

Задание 11. Во фразе «… кислород входит в состав всех жизненно важных органических веществ: белков, жиров, углеводов» пропущены слова: а) сложное вещество; б) простое вещество; в) химический элемент; в) аллотропная модификация.

Задание 12. В домашней аптечке имеется раствор перекиси водорода, который применяется в качестве обеззараживающего средства. Современное название этого вещества «пероксид водорода». В молекуле пероксида водорода на один атом кислорода больше, чем в молекуле воды. В молекуле угарного газа на один атом кислорода меньше, чем в молекуле углекислого газа. Напишите и прочтите формулы этих веществ.

Задание 13. Установите соответствие:

Исходные вещества

Продукты реакции

  1. 2 + О2 =

  2. 2Cu + O2 =

  3. CaO + H2O =

  4. Zn + H2SO4=

  5. CaCO3 + 2HCl =

А) 2CuO

Б) Ca(OH)2

В) ZnSO4 + H2

Г) 2H2O

Д)CaCl2 +CO2 + H2O

Подчеркните формулы простых веществ и назовите их. Укажите типы реакций.

Задание 14. Запишите уравнение реакции с помощью численных коэффициентов и формул: две молекулы водорода + молекула кислорода = две молекулы воды. Укажите тип реакции. Определите сумму всех коэффициентов в уравнении. Сформулируйте закон, который выполняется при составлении уравнений.

Стандарт + «хорошо»

Задание 15. Выполните упражнение 4, с.41 учебника.

Задание 16. Запишите уравнения реакций с помощью численных коэффициентов и формул: а) атом серы взаимодействует с одной молекулой кислорода и образуется молекула, состоящая из одного атома серы и двух атомов кислорода; б) два атома углерода взаимодействуют с одной молекулой и образуются две молекулы, состоящие из одного атома углерода и одного атома кислорода; в) четыре атома бора взаимодействуют с тремя атомами кислорода и образуются две молекулы, состоящие из одного атома бора и трёх атомов кислорода. Укажите тип реакций. Определите сумму всех коэффициентов в уравнении.

Задание 17. Подберите коэффициенты в схемах химических реакции и укажите их типы:

а) Al + O2 → Al2O3; б) Mg + O2 → MgO; в) Fe2O3 + H2 → Fe + ???

Подчеркните формулы простых веществ и назовите их. Укажите тип реакции. Определите сумму всех коэффициентов в уравнении.

Стандарт + «отлично»

Задание 18. Выполните упражнение 4, с.44 учебника.

Задание 19. При хранении на свету пероксид водорода разлагается на воду и кислород. Составьте схему и уравнение протекающей химической реакции. Укажите тип реакции и сумму коэффициентов в уравнении реакции. NA

Задание 20. Составьте уравнение реакции образования озона из кислорода. Укажите тип реакции, условия её протекания и сумму коэффициентов в уравнении реакции.

Расчётные задачи

Задание 21. При реакции разложения 50 кг известняка СаСО3 получили 28 кг СаО (негашёной извести). Какая масса углекислого газа СО2 образовалась в результате этой реакции?

Задание 22. Сколько молекул воды может образоваться из одного миллиона молекул кислорода?

Задание 23. Сколько молекул воды образуется при поджигании смеси десяти молекул водорода и семи молекул кислорода?



следующая страница >>