microbik.ru
1
Социологические науки

УДК 301.085:15
Власть как объект восприятия общественным мнением

Задонская Ирина Анатольевна

кандидат социологических наук, доцент,
кафедра теоретической и прикладной социологии.


ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
392008, г.Тамбов, ул.Советская 191 "и"


8 (475) 58-24-30,
E-mail: ir-yar75@mail.ru


Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия общественного мнения и власти, перспективам их взаимоотношений в современной России. Доказывается, что функционирование общественного мнения как социального института предполагает наличие обратной связи между властью и гражданами. Оно заключается в возможности эффективного воздействия общественного мнения на процесс разработки и реализации политических решений.

Ключевые слова: общественное мнение, власть, демократия, гражданское общество, правовое государство.
В настоящее время во многих социологических исследованиях общественного мнения рассматриваются различные аспекты отношения населения к деятельности властных структур, динамика доверия к политическим партиям, лидерам и т. д.

Благодаря массовой культуре происходит быстрое распространение тиражированных изображений, массовое производство и потребление визуальных образов. Трансформационные процессы современного российского общества, включающие изменения гендерных стереотипов, привели к формированию новых культурных моделей мужественности и женственности [1].

При этом за пределами внимания остаются особенности представлений о природе и функциях власти, присущие массовому сознанию современного общества. Между тем, текущие оценки властных структур и власть имущих во многом определяются теми ожиданиями, теми стереотипами и мифами восприятия этих социальных феноменов, которые устойчиво сохраняются в массовом сознании. В нашем общественном мнении обычно слабо различаются механизмы и функции власти, структура властных институтов, роли и действия конкретных лиц, наделенных властью.

Общественное мнение постоянно персонализирует власть, и на этой основе смешивает отношение к властным институтам и оценки деятельности конкретных лиц – исполнителей или инициаторов каких-то акций. В связи с выше сказанным необходимо проанализировать теоретические подходы к изучению власти и общественного мнения. На наш взгляд логично начать анализ с рассмотрения феномена «общественное мнение». Проблема общественного мнения всегда была одной из самых актуальных в сфере общественных наук, таких как политология, философия, социология, психология. Каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определенной морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением. Общественное мнение – результат социального развития, отражающий социокультурную динамику в обществе.

Интерес к общественному мнению как к публичному существовал еще в Античности. Уже в трудах Платона, Сократа, Протагора, Аристотеля мы находим интерпретации понятия общественного мнения, первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни. На протяжении всего последующего исторического периода общественное мнение интересовало ученых и политиков постольку, поскольку имело отношение к вопросам о власти [2].

Основы социологического анализа общественного мнения были заложены американским исследователем У. Липпманом, актуализировавшим вопрос о социальной сущности и специфическом характере исследуемого феномена. У. Липпман за основание выделения общественного мнения взял способ его функционирования и формирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окрашенных стереотипов, представляющих своего рода механизм «селективного восприятия» [3]. Посредством влияния на стереотипы, которые определяют общественные чувства и являются распространителями общественного мнения, может быть проложена дорога в политику.

Позже Г. Блумер и Ч. Кули рассуждают о природе, механизмах и особенностях формирования общественного мнения, понимая его как надиндивидуальный продукт, возникающий в результате дискуссии [4].

Ю. Хабермас выделяет общественное мнение, связывая его с субъектами последнего, в качестве которых он называет группы правящей элиты, владеющей собственностью. Для него общественное мнение – это мнение, выраженное в официальных источниках информации и являющееся инструментом в руках политически доминирующей социальной группы. Ю. Хабермас говорит об общественном мнении, об информации от граждан как о потоке, для которого в институтах власти должны быть некие диффузные «поры», «канальцы», в которые проникает неинституциализированная, «нерасписанная», нефиксированная информация от общества [5].

Противоположной точки зрения, отрицающей наличие субъектов общественного мнения, придерживается Н. Луман, связывающий выделение последнего с объектами отражения. В качестве последних называет актуализированные в обществе темы, по поводу которых складывается то или иное мнение [6].

Оригинальную концепцию общественного мнения разработала Э. Ноэль-Нойман, положившая в основу определения последнего способ его проявления. Автор считает, что «социальная природа человека, побуждающая его дорожить своим именем и бояться изоляции, подчиняет всех людей давлению конформизма, называемому общественным мнением».

Но именно Г. Тард заложил основы настоящего социологического анализа «общественного мнения». В работе «Общественное мнение и толпа» утверждается, что общественное мнение порождается «публикой», которая возникает как социальная общность при капитализме, порывая с нормативным подходом к новому феномену. Социальную основу подъема общественного мнения он видит в появлении и развитии «общественности», что само по себе – результат нового способа соединения людей, характеризующий современные общества. Г. Тард описывает в негативном ключе традиционные движения «толпы», которые, по его мнению, принадлежат уже прошлому, чтобы лучше выявить новые свойства, принадлежащие общественности [2, С.29].

Рассматривая содержательные аспекты общественного мнения, можно сказать, что зачастую общественное мнение понимается как состояние массового сознания, заключающее скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Общественное мнение выступает реакцией на острые, требующие разрешения социальные проблемы. Оно проявляется в сопоставлении, столкновении взглядов, позиций по вопросам социальной значимости, в одобрении, поддержке или отрицании, осуждении тех или иных социальных событий и действий.

Общественное мнение, выражая позицию одобрения или осуждения по общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений. Оно действует как в рамках общества в целом, так и социальных групп. Активность общественного мнения задается характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической и политической культуры, состоянием демократических институтов, реализацией прав и свобод [7].

Автор разделяет теоретическую позицию, согласно которой общественное мнение являет собой аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп, общностей по вопросам, представляющим их интересы. Общественное мнение предстает опосредованным ценностным суждением, которое в социальной жизни функционирует как реальная общественная сила.

Основная проблема при оценке общественного мнения связана с характеристиками его субъекта. Общественное мнение выражает интересы социальных групп с позиций общезначимости. Субъектом общественного мнения являются большие социальные группы – страты, этносы, нации. Высшая форма общественного мнения – общенародное мнение, выражающее совпадающие суждения народа по вопросам, представляющим всеобщий интерес [8].

Общественное мнение выражает принципы, заставляющие людей поступать так, а не иначе, некую нормативную константу, которая может быть выражена в требованиях, заявлениях, отношениях по тому или иному вопросу. Автор приходит к выводу, что анализ общественного мнения сводится к оценке существенных ценностных оснований его институциализации.

Общественное мнение – наиболее подвижная часть массового сознания. В нем содержатся результаты отражения реальности, оценки, императивы поведения. Оно репрезентирует позиции социальных групп как общезначимые. Общественное мнение относительно безразлично к истине или заблуждению. Оно ситуативно и возникает как реакция субъекта на некоторую злободневную проблему. Общественное мнение – некий массовый процесс, оно стереотипно, что облегчает его доступность и широту распространения в социальной реальности [9, С. 13].

Общественное мнение не предстает выражением какой-то единой позиции. Сущность общественного мнения заключается в том, что оно объединяет совокупность позиций. Логические основания способности суждения в общественном мнении совпадают с объективными познавательными возможностями массового сознания (например, мерой его компетентности). Эти границы постоянно «нарушаются» стихийно функционирующим общественным мнением, но с необходимостью должны учитываться при оценке (анализе) высказываний общественности [9, С.14].

Конечно, в нескольких словах невозможно раскрыть суть теоретических концепций указанных авторов, но есть один главный тезис, который объединяет воззрения российских ученых. Он заключается в том, что Россия должна сама выбирать свой путь развития в соответствии с идущими из глубины веков традициями формирования общественных идеалов и с учетом современных глобальных социальных тенденций.

Если попытаться обобщить все имеющиеся в науке подходы, то можно сказать, что общественное мнение – это совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающего воздействие на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти).

Содержание суждений общественного мнения определяется его границами – социальными условиями, в которых реализуется социальное действие. Они задаются объемом и широтой циркулирующей в обществе открытой, доступной информации.

Основу общественного мнения составляют: а) молва, слухи, сплетни; б) совокупный личный опыт индивида, накапливающийся в процессе непосредственной практической деятельности людей; в) совокупный коллективный опыт, опыт других людей, который поступает к индивиду в виде разного рода сведений. В формировании мнений роль источников предстает неодинаковой. Наибольшее значение имеет последний из них, так как он включает непосредственно социальную среду индивида.

Источниками общественного мнения в общих чертах являются: формы общественного опыта, прежде всего опыта ближайшего социального окружения людей; «народная мудрость» – пословицы, поговорки, основанные на здравом смысле суждения о жизни; научные знания, официальная информация, сведения, поставляемые учреждениями образования и культуры, средствами массовой информации и пропаганды и т.д.; средства массового воздействия (радио, пресса, телевидение).

В содержании общественного мнения в зависимости от различных подходов и критериев рассмотрения выделяются многообразные элементы его структуры: а) по субъектам-носителям оно может быть групповым, коллективным, национальным, классовым, массовым, общественным; б) по широте распространения в обществе – местным-локальным, региональным, общим и общечеловеческим; в) по характеру воздействия на социальные процессы – конструктивным (позитивным), деструктивным (негативным) и нейтральным (созерцательным); г) по времени действия и длительности существования - устойчивым и постоянным, неустойчивым и временным, а также кратковременным; д) по содержанию социальных проблем, подвергаемых оценке, оно может иметь экономическую, политическую, социальную или духовную направленность; е) по глубине выражения и характеру отношения к решению острых социальных проблем оно может быть либеральным, радикальным, консервативным или умеренным [9, С. 15].

И все же общественное мнение – это не все массовое сознание, а совокупность оценок и представлений, которые могут объединять какую-либо группу (локальные точки зрения) или, что возможно, большинство людей (массовые точки зрения). Однако эти оценки влияют на политическую атмосферу в обществе, формируют поведение масс и обладают смыслом и значением для людей, облеченных властью. Возникновение и соотношение точек зрения в обществе зависят от степени конкурентности в обществе, от наличия механизмов презентации социальных интересов, степени развитости институтов гражданского общества.

Роль общественного мнения в обществе выражается в выполнении им своего рода «социальной власти» – власти, которая детерминирует поведение субъектов социального взаимодействия. Всякая оценка власти или власть имущих в общественном мнении непременно (явно или скрыто – другой вопрос) начинается с тех ожиданий, которые имеют люди в отношении власти в определенных условиях места, времени, традиций и т. д., - а точнее, тех моделей власти, на которые они ориентируются.

Участие общественного мнения в вопросах политической жизни – злободневный вопрос для российского общества. Проблема заключается в поиске и практической реализации оптимального механизма взаимодействия властных институтов и общественного мнения, определении эффективных способов включения общественного мнения в политический процесс.

Взаимодействие власти и общественного мнения – закономерное отражение становления политических институтов, эволюции конституционных, демократических, либеральных ценностей. Возможность реализации общественного мнения в политической жизни определяется прежде всего спецификой функционирования политической системы, наличием условий формирования развитой политической культуры. Необходимость учета взаимодействия общественного мнения и власти – современная тенденция функционирования социальных и общественных институтов, характерный показатель развитости политических процессов.

Учет общественного мнения в реализации политического процесса – закономерный итог культивирования гражданских, гуманитарных, демократических ценностей. При этом социальное развитие оценивается прежде всего как гуманитарный рост, утверждение правового, законного социального регламента. Соответственно, расширение процедуры политического участия, привлечение общественного мнения к функционированию политического процесса, свидетельствует о возникновении важнейших ценностей социального развития – права, демократии, либеральных свобод, законности.

Социальный механизм и особенности реализации общественного мнения в политическом процессе определяются рядом условий и предпосылок, среди которых наиболее важными выступают: господствующий тип социально-экономического развития, содержание и характер политических ценностей, уровень политической культуры

Функционирование общественного мнения как социального института предполагает наличие обратной связи между властью и гражданами. Оно заключается в возможности эффективного воздействия общественного мнения на процесс разработки и реализации политических решений. Общественное мнение способно выполнять многообразные социальные функции, среди которых выделяются: оценочная, аналитическая, конструктивная, деструктивная, контрольная, регулятивная, консультативная и другие [10].

Последовательное движение России по пути интеграции в мировое сообщество сопровождается поиском эффективной модели общественного развития, ведущего к формированию гражданского общества как необходимого компонента демократической системы. Выбор оптимального варианта отношений между властью и народом осуществляется в сложных условиях трансформации государственных и общественных институтов и структур.

Общественное мнение как самостоятельный элемент общественной жизни – одно из необходимых условий существования демократического общества. Эффективность развития демократии в стране зависит не только от внешних вызовов или угроз, но, и главным образом, от характера внутренней государственной политики. В современных условиях демократических преобразований, постоянно трансформирующейся структуры российского государства и общества, а также под влиянием множества других внешних и внутренних факторов, институционализация общественного мнения является важной составной частью формирования гражданского общества и правового государства.
Литература

  1. Белинская Д.В. Визуальная репрезентация мужских и женских образов // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2010. – № 4.

  2. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. – М., 2004. - 559 с.

  3. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. – М., 2004. – 384 с.

  4. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева; 2-е изд., доп. и перераб. – Казань. - С. 150-159.

  5. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб., 2001. - 417 с.

  6. Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – М., 2001. - 256 с.

  7. Падерин В.К. Общественное мнение в политической системе советского общества: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. 1987. – 42 с.

  8. Судас Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 19-27.

  9. Галимова М.А. Общественное мнение и власть: социально-философский анализ взаимодействия.. – М., 2006. – 23 с.

  10. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995. - 235 с.