microbik.ru
1
Внеклассное мероприятие в игровой форме:

Путешествие по родному краю.

Старцева Лариса Валентиновна – учитель биологии;

Герасименко Лариса Леонидовна – учитель начальных классов.

Цель:

  1. Обобщение и закрепление знаний о природе; расширении е кругозора.

  2. Формирование понятий: «охрана природы», «экология».

  3. Применение знаний о природе на практике.

Задачи:

  1. Научить детей распознавать виды животных и растений данной местности; учить детей распознавать опасные опасных животных и полезных растений.

  2. Обучить детей правилам поведения на природе.

  3. Научить применять знания на практике о природе.

Подготовка к мероприятию:

  1. Проводится конкурс рисунка на темы: «Растительный и природный мир Прикамья», «Грибы», «Враги природы».

  2. Проводится экскурсия в краеведческий музей.

  3. Проводится конкурс загадок.

  4. Заранее объявляется тема мероприятия.

  5. Оформление к занятию стендов: «Грибы», «Животные», «Природа родного края»

  6. Подготовка игрового поля из 6 секторов.

  7. Для каждой команды кубик с 6 цифрами на сторонах.

  8. Класс делится на 3 группы. Придумывают названия команды, эмблему, девиз. Выбирают капитана. Подготавливают домашнее задание.

Ход урока:

Вступительное слово.

Учитель объявляет тему мероприятия и объясняет правила проведения игры-мероприятия. На экране изображено поле, разделённое на сектора (Слайд № 2).Команды учащихся по очереди бросают кубик. Та цифра, которая выпадает на кубике, соответствует сектору. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу.

  1. Растительный мир.



6. ?! «Угадай-ка!» 2. В царстве животных…


Карта Прикамья

Яйва


5. «Скорая помощь» 3. О грибах.

4. Правила поведения.

Задания для секторов.

  1. Сектор «Растительный мир»



  1. Загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Ягоды - не сладость,

Зато глазу – радость.

И лесам – украшенье,

И дроздам – угощенье. (Рябина)

Костяной Антошка

На язык попал –

Язык чёрным стал. (Костянка черёмухи)

  1. Изображения растений: лопух, мать и мачеха, одуванчик, лисохвост.

Узнать какое из них лекарственное растение. (Слайд № 3)

  1. Изображение растений: вороний глаз, волчье лыко, белена, ромашка, колокольчик.

Узнать какие из них ядовитые. (Слайд № 4).

  1. Изображения растений: подснежник, кувшинка, венерин башмачок, пион уклоняющийся или марьин корень, ромашка. (Слайд № 5).



  1. Сектор «В царстве животных…»

  1. Загадки:

Эту птицу всякий знает: на шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает, а зовут её …(Скворец).

Раньше всех встает, громко песни поёт. (Петух).

Днём сидит совсем слепой,

А как вечер – на разбой. (Филин)

Листья падают с осин, летит в небе острый клин. (Журавли).

Прячьтесь, куры! В небе ясном

Черной тенью кружит…(Ястреб)

  1. Изображение редких и охраняемых животных (летучие мыши, лебедь белый, орёл, тритон, махаон) (Слайд № 6).

Узнать какие животные на картинках.

  1. Какие хищники обитают у нас? (ласка, рысь, волки, лисы, куница) (Слайд № 7).



  1. Сектор: Грибы.

  1. Загадки:

На пеньке сидит грибок, возьми его в кузовок. (Опёнок)

Гриб «волнуется», ясно почему:

Как бы не испортили на шляпке бахрому. (Волнушка)

Стоит на полянке в красном платье Татьянка:

Вся в белых крапинках. (Мухомор)

Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

  1. Изображение грибов. (Подосиновик, подберёзовик, белый, маслёнок, сыроежка, мухомор, ложный опёнок, ложный подберёзовик).

Отгадай съедобные и несъедобные грибы. (Слайд № 8).

  1. Вопросы:

Почему грибы называют санитарами леса? (Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмёршую листву).

Почему съедобные грибы, вырастая вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов, автотрасс, становятся опасными для здоровья? (Съедобные грибы при неблагоприятных экологических условиях накапливают токсические вещества, особенно тяжелые металлы: ртуть, свинец, кадмий.)

Как вы понимаете выражение: «Бойся гриба не червивого, а старого»? ( В старых грибах накапливаются в больших количествах вредные для здоровья вещества).

Некоторые посетители леса хотят набрать побольше грибов, вооружившись палкой, они перерывают лесную подстилку, раскидывают её. Почему нельзя этого делать? ( Это приводит к повреждению грибницы и, кроме того, незащищенная подстилкой грибница высыхает и погибает, а её восстановление, если и происходит, то очень медленно, много лет.)

  1. Сектор: Правила поведения. (Учащиеся получают написанные на карточки правило и объясняют его.)

  1. Как правильно собраться в поход или на экскурсию в лес?

  2. В лесу нельзя шуметь. Почему?

  3. Где и как правильно разжигать костёр?

  4. Как правильно нужно собирать грибы?

  5. Почему нельзя ломать ветви деревьев?



  1. Сектор: «Скорая помощь»

  1. Укусил клещ. Что делать?

  2. Поранился. Что делать?

  3. Съел несъедобный гриб. Что делать?

  4. Заблудился в лес. Что делать?



  1. Домашнее задание.

Дети готовят заранее к мероприятию загадки, вопросы о природе, ребусы. И когда выпадает данный сектор, они задают свои вопросы соперникам. Если команда не отвечает не вопрос, то задающий получает балл.

Литература:

  1. Д. Садовников, «Загадки русского народа», М, «ТЕRRА», 1996 г.

  2. В.А.Верещагина, Растительный мир Прикамья», «Перемское книжное издательство», 1988 г.

  3. «Животные Прикамья» I и II том, Пермь, «Книжный мир», 2001г.

  4. А.А.Плешаков, «Зелёные страницы», М. «»Просвещение», 1994 г.

  5. «Сокровища Пермского края», Пермь, «Книжный мир», 2001г.