microbik.ru
1
Иванова Ирина Анатольевна,

учитель математики МБОУ «Шигалинская ООШ»

Урмарского района Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие по математике «Морской бой»

Цели мероприятия:

  • развитие сообразительности, любознательности, логического мышления

  • укрепление памяти учащихся;

  • развитие познавательной активности;

  • развитие и укрепление интереса к математике

  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности;

  • содействие воспитанию умения общаться.


Эпиграф: Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!
Оборудование:

  • два плаката с числами от 1 до 21;

  • маркеры;

  • табличка для ведущего;

  • таблички для команд-участниц;

  • табло для учёта очков;

  • презентация с игрой «Морской бой»;

  • мультимедийный проектор;

  • персональный компьютер;

  • секундомер.


Ход мероприятия:
Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!
Мероприятия бывают разные: и классные и внеклассные. Сегодня мы проведем с вами внеклассное мероприятие «Морской бой».

Математику учить, что по бурну морю плыть:

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти. Ох!

Сегодня вам предстоит ответить на интересные вопросы, посостязаться в находчивости и смекалке.

Эпиграфом нашего мероприятия послужат слова Д.Пойа «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Желаю вам удачи и успешной работы.

Правила игры:

  1. Класс делится на две команды. Ведущий предлагает придумать названия своих команд.

  2. Первой игру начинает команда, которая быстрее зачеркнет все цифры по порядку в таблице.

Задание. Найди число.

На доске два плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. По одному участнику от команды зачеркивают их по порядку. (Следит за процессом один человек из команды соперника).

11

19

5







14

7

1

9

1

17







4

20

10

13

21

3







11

15

13

4

8

12







2

8

6

10

14

6







16

12

17

18

2

16







5

18

3

15

20

7







19

9

21




  1. На поле ведущего - учителя расположены корабли двух цветов, а также сложность вопросов, «связанных» с той или иной клеткой. Все корабли «однопалубные» («одноклеточные»). Каждой команде выдается табличка с расположением кораблей этой команды. Координат «чужих» кораблей играющие не знают.




  1. Команда называет координаты клетки, по которой она стреляет. Учитель делает щелчок мышью по соответствующей клетке (идет демонстрация через мультимедийный проектор).

Если на соответствующей клетке стоит корабль, то эта команда получает 15 баллов (не зависимо от «стоимости» клетки) и продолжает «стрельбу». Если в названной клетке нет корабля, ведущий предлагает команде вопрос той сложности, которая указана в этой клетке (вопрос учащиеся видят на экране, как и баллы за ответ).

В случае правильного ответа команда получает соответствующее количество баллов. При любом ответе ход переходит к команде-сопернице.

На размышление команде дается до 30 секунд (для вопросов сложностью 5 и 10 баллов) или 1-2 минуты (для вопросов сложностью 15 баллов).


  1. После ответа на вопрос, учитель делает щелчок мышью, и учащиеся видят верный ответ, далее нажимается кнопка «домой» - возвращаемся на игровое поле.

Игроки на своих табличках зачеркивают сделанные ходы и свои, и те, что делают соперники, чтобы не стрелять дважды в одну и ту же клетку (хотя на экране видно по цвету, куда уже были сделаны выстрелы).

Если корабль соперника был «потоплен», учитель выбирает слева внизу «карандаш» и из предложенного списка: цвет чернил (какой выбрать цвет, видно по цвету фона слайда, где написано «Молодец! Попал!») и отмечает (например, рисует «крест» или обводит число в кружок) соответствующую клетку, чтобы было видно, сколько кораблей того или другого цвета «потоплено». После этого выбирает опять «карандаш» и в появившемся меню - стрелку. Далее продолжаем игру.


  1. Учет набранных баллов ведет на табло специально выделенный учащийся.




  1. Игра продолжается до того момента, когда все корабли одной из команд будут «потоплены».

Учитель нажимает на кнопку «далее» и переходит на заключительный слайд.

Победителем объявляется команда, набравшая к этому моменту максимальную сумму баллов (теоретически это может быть и команда, все корабли которой «потоплены», если она лучше отвечала на вопросы).

Примечание. По желанию учащихся (для интереса) можно «поиграть» дальше – ответить на оставшиеся вопросы.

Ну, а теперь мы в путь

Семь футов вам под килем.

Кто в терминах не знает затрудненья,

Потопит корабли без промедленья!
Вопросы: сложность 5 баллов

Координата

Вопрос

Ответ

а3


Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром?

радиус

а6

Как называется «нижняя» часть дроби?

знаменатель

б4

Как называется «верхняя» часть дроби?

числитель

в1


Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?

неправильная

в4

Равенство двух отношений?

пропорция

г5


Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками?

противоположные

д2


Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы.

сокращение

д6


Число, которое не является ни отрицательным, ни положительным.

0

е1

Есть у растения и у уравнения?

корень

е4


Произведение длины и ширины прямоугольника?

площадь

ж3

Прибор для измерения углов?

транспортир

ж4

Сотая часть числа?

процент


сложность 10 баллов

Координата

Вопрос

Ответ

а2

Чему равно 3 в четвертой степени?

81

б1


Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате – 16. А чему равен угол в квадрате?

900

б6

Число, делящееся на 2 без остатка

четное

в2


Назовите следующее число в последовательности 10; 8; 11; 9; 12; 10; 13…

15

в3


Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности

масштаб

г1


К натуральному числу приписали 3 нуля. Во сколько раз увеличилось число?

в 1000

г6

Сколько вершин у куба?

8

д3


Отношение длины окружности к диаметру?

Пи

е2


Уравнение обязательно содержит этот знак.

=

е5

Соотношение между числами.

неравенство

ж1


Какое число делится на все числа без остатка?

0

ж6


Геометрическая фигура, площадь которой вычисляется по формуле S=пR2

круг


сложность 15 баллов

Координата

Вопрос

Ответ

а5


Какую часть часа составляют 20 минут?

1/3

б3


Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2, но меньшее 3?

запятая

б5


Число, определяющее положение точки на прямой?

координата

в6


На сколько нужно разделить 2, чтобы получилось 4?

1/2

г2

1% от рубля

1 копейка

г4

Разделите 100 на половину

200

д5

Sкв.=49 см2. Чему равен его периметр?

28 см

е3


Я приношу с собою боль,

В лице – большое искажение,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложенья.

флюс - плюс

ж2


Арифметический я знак,

В задачнике найдешь во многих строчках

Лишь букву «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

плюс - полюс

ж5


на основании первых трех строк установите правило, по которому получается число с из a и b, и впишите в пустые клетки недостающие числа

a

b

c

5

-11

6

-2,7

-2,3

5

32

-18

-14

-17

5




14

-14







-(a+b)


Подведение итогов:

Вы смелые и дружные,

Иначе как сказать?

Еще вы очень умные

И это вам не надо проверять.