microbik.ru
1



МОУ «Калеевская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Ведерникова Валентина Николаевна



Внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 5-6 классов
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. Б.Паскаль

Основная цель: привитие и развитие познавательного интереса и эрудиции в области математики.

Задачи:

Обучающая: формирование интереса к математике, умения решать задачи на составление уравнений, решать кроссворды; умение применять полученные знания при решении;

Развивающая: развитие внимания, сообразительности, находчивости, логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, укрепление памяти учащихся;

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, коллективизма, чувства товарищества, формирование дружеских межличностных отношений, уважительного отношения к сопернику, умения положительно оценивать свои и чужие знания.

Форма проведения: игра КВН.

Оборудование, оформление: персональный компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация; раздаточный материал, плакаты-названия команд.

Предварительная подготовка: создание жюри, обеспечение необходимыми материалами; помощь учащимся в организации команд, каждая из 5-6 человек, подготовка к представлению команд; выбор капитанов; подбор материалов для заданий для команд.

Ход мероприятия.

1)Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас всех, кто любит сказку и математику, совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями, на пути будут встречаться математические трудности и преграды, которые вы должны будете преодолеть, но я уверена в сплоченности и знаниях ваших команд. И так начнем…

2) Слайд 1

В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро на свете побеждает зло!

3) Слайд 2

В некотором царстве, в некотором явно математическом государстве. Почему? Да, потому что жил был царь мудрый и справедливый, который любил различные загадки, да шифровки разгадывать. И была у него дочь-царевна. Но приключилась с ним горе великое: похитил Кощей Бессмертный царевну и заточил ее в темницу и запер на 2 ключа, а ключи положил в сундук, на котором шифровка со словом

заветным написана. Кто шифровку разгадает, да слово заветное на ключах напишет, тот темницу и откроет и спасет царевну.
Но смогут это сделать только люди умные и верные самой главной науке - царице всех наук! Издал тогда царь указ, кто спасет его дочь из плена, разгадает все загадки-ребусы, тот получит приз и звание почетного математика! Приехали к царю 2 молодца со своими дружинами – решили счастья попытать, да царевну спасти.

Представление команд: 2 команды по 6 человек, сидят за круглыми столами.

Посмотрел царь на них и говорит: «Вижу, ребята вы славные, но Кощей Бессмертный хитрый, тоже любит мудреные загадки, да уравнения загадывать. Чтобы спасти мою дочку много решить всяких разностей придется. Давайте проверим, готовы ли вы к путешествию далекому. Много верст проехать вам придется, а знаете ли вы старинные меры длины и какие?»

4) Слайд 3

Старинные меры длины

Косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев правой поднятой руки

Маховая сажень (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в сторону рук

Локоть (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки

1 верста (1 км 67 м)=500 саженей

1 аршин (71 см)

1 сажень=3 аршина (213см)

5) Слайд 4

командам раздаются карточки с заданиями и мерами длины, после выполнения сдают помощникам.

Ответьте на мои вопросы:

Вопросы Царя-Батюшки:

  1. Найдите высоту моего терема равную 3 косым саженям 7м 44 см

  2. Найдите ширину моей царской горницы 2 маховые сажени 3м 52 см

  3. А темница, где царевна спрятана, находится за 7 верст. Сколько по вашему будет? 7 км 469 м

Проверка решений через проектор, командам раздают жетоны-очки, раздаются карточки со следующими заданиями

6) Слайд 5

А теперь, ребята задание вашим молодцам капитанам! Даю им задачу! Решив ее, вы ответите: Сколько лет моей дочери!

Мне Царю столько лет, что я старше своей дочери в 5 раз, а она моложе меня на 48 лет. СКОЛЬКО ЛЕТ МОЕЙ ДОЧЕРИ? 12 лет

А пока капитаны решают, команды с помощью блок-схем для устного счета узнают, как зовут мою дочку?

7) Слайд 6 карточки командам.

Как зовут мою дочку?
32 – Ольга,14 – Марья, 65 – Софья,
21– Василиса, 33– Елена, 68 – Варвара

a = 5 b = 6 Посчитайте!

33-Елена
7) Капитаны и члены команд выбегают к доске, записывая свои решения, проверка решений через проектор, раздаются призовые жетоны-очки.

Вижу ребята вы славные, дружины у вас разумные. Что ж отправляйтесь в путь, верните мне мою дочь - молвил царь.

Дружины отправились в путь выручать Елену-царевну. Вышли они к реке, а там огромный камень дорогу-брод перекрыл. А на камне 6 уравнений написано. Если правильно их решить, то камень повернется и дорогу освободит. Приступайте, ребята к делу – решайте уравнения, а верные ответы на доске записывайте. Кто быстрее все решит тот и первый камень одолеет.

8) Слайд 7 раздаются карточки с уравнениями.

34s-68=68 38x+15=91 54l-28=26 89n+68=9057 43m-215=43 15a+15=330

4 2 1 101 6 21

9) Слайд 7

команды решают уравнения на скорость, проверка через проектор, раздаются призовые жетоны-очки.

10) Слайд 8 карточки - задания командам.

Молодцы! Поехали дружины дальше по дороге. Долго ли, коротко ли они ехали, а заехали в дремучий лес, дорога привела их к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным, потому что он заколдовал ее избушку, наложил заклинания на все бревна, и она теперь стоит к лесу передом, а ко всем задом. Баба Яга согласилась тайну Кощея открыть, дорогу к сундуку заветному указать, если дружины поставят правильно знаки и скобки в примерах, что б в каждом примере получилось число 10, и тогда избушка расколдуется.

(4 – 3)5 *3-5= 10

6 +3 * 4- 2- 6 = 10

(5 + 5)2- 5- 5 = 10

(7- 5 + 3) 3 - 5 = 10

7(3 – 2)-5 +8= 10

8 * 2 -4-6+ 4 = 10


11) На работу время 5 минут, проверка через проектор, раздаются жетоны-очки.

Да, говорит Баба Яга, славные вы ребята, помогли мне расколдовать избушку. Показала она дорогу к дубу, на котором сундук висит с ключами от темницы царевны и дала 3 стрелы, чтоб сундук с дерева сбить. Поехали ребята - молодцы дальше, выехали в чистое поле, а на нем дуб стоит высокий, а на дубе том сундук висит. Возьмите по стреле Бабы Яги. Подумайте, по какому правилу составлен каждый ряд чисел на стреле, напишите по 3 следующих числа последовательности – отгадаете – запишите на стреле – стрелы тогда точно в цель попадут, и сундук с дерева упадет.

12) Слайд 9, 10, 11, стрелы с заданиями раздают помощники, команды разгадывают математические последовательности.





13) собираются стрелы-задания, проверка заданий через проектор, раздаются жетоны-очки.

Молодцы! Сбили сундук! Теперь разгадайте шифровку, на нем написанную, разгадаете – слово заветное узнаете, произнесите его громко! Сундук откроется!

14) Слайд 12, задания с кроссвордом

Разгадайте кроссворд.

Число. (Миллион)

То, что надо знать наизусть. (Правило)

Геометрическая фигура. (Треугольник)

Арифметическое действие. (Деление)

Единица измерения длины. (Метр)

Равенство, содержащее неизвестное. (Уравнение)

Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой. (Точка)

Математический инструмент. (Циркуль)

Геометрическая фигура. (Квадрат)

Деления на измерительных приборах. (Шкала)

15) Собираются решения кроссворда, проверка через проектор, задавая вопросы участникам, раздаются жетоны-очки.

Молодцы! Отгадали шифровку! Произнесите слово, что получилось выделенное – заветное. Царицу наук всех так зовут – МАТЕМАТИКА! Она вам в путешествии помогает, и царевну спасти поможет. Открылся сундук! Возьмите ключи от темницы, напишите на них слово заветное. Да еще возьмите с собой деньги, что в сундуке хитрым Кощеем положены, а вдруг пригодится!

16) Раздаются ключи и жетоны-монеты,

17) Слайд 13.

А царевна Елена вас уже дожидается, слезами обливается! Приехали дружины дружные к темнице царевны, хотели ее открыть, но тут появился коварный Кощей Бессмертный – и потребовал выкуп за царевну!

18) Слайд 14, карточки задания командам


½ копейки – грош

¼ копейки – полушка

3 копейки – алтын

5 копеек – пятак

15 копеек – пятиалтынный

10 копеек – гривенник

20 копеек – двугривенный

25 копеек – четвертак

50 копеек – полтинник

ВЫКУП ЗА ЦАРЕВНУ

Один алтын – полушками

1алтын – 12 полушек

Пятиалтынный – пятаками

1пятиалтынный – 3 пятака

Пять двугривенных – четвертаками

5двугривенных – 4 четвертака

Рубль – гривенниками!!!!!

1 рубль – 10 гривенников


19) Задание выполняется по времени (5 минут), собираются монеты, проверка через проектор,

20) Слайд 15

Умницы! Отдайте Кощею выкуп, проверим, правильно ли вы посчитали. Уверена, вы справились с заданием, откроем темницу и освободим царевну Елену.

21) Слайд16

А теперь посчитайте, сколько жетонов волшебных набрала ваша команда – у кого жетонов больше тот и победил в нашей сказочной математической игре, они получают звания заслуженных математиков и 5 в журнал за игру! Молодцы!

Заключительный этап мероприятия.

22) Слайд 17. Объявляем победителей, по количеству жетонов грамотами и призами.

Всем спасибо!