microbik.ru
1
Волчек Оксана Анатольевна,

ГУО «Гимназия № 75 г. Минска»

Тема: «Понятие текста. Основные признаки текста.

Виды, способы и средства связи предложений в тексте»

(10 класс)
Цели урока:

  1. Познавательно-практическая: углубить знания учащихся о тексте, его основных признаках, видах, способах и средствах связи предложений в тексте; формировать умение определять способ и средства связи предложений.




  1. Развивающая: развивать умение анализировать учебный материал путём составления таблиц и схем; развивать письменную монологическую речь.




  1. Воспитательная: формировать ценностное отношение к слову; воспитывать умение слушать друг друга.



Тип урока: урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование:

  1. Карточки для подведения итогов урока и рефлексии.

  2. Русский язык: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения с 11-летним сроком обучения / Л. А. Мурина [и др]. – Мн.: Нар. асвета, 2005. – 271 с.



Ход урока


  1. Объявление темы урока, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.

  1. Сообщение учителя

Добрый день, мой дорогой 10 «А» класс. Я очень рада снова Вас видеть. Надеюсь, все уже готовы к нашему очередному уроку русского языка. Теперь, чтобы полностью сосредоточиться, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Вот и замечательно. Но перед тем как начинать нашу беседу, я предлагаю вам угадать, о чём мы с вами будем сегодня говорить. Сейчас я буду называть вам определение какого-либо языкового термина. Ваша задача – этот термин записать и взять из него ту букву, которую я попрошу. В результате из выбранных вами букв мы сможем составить слово и угадать тему нашего урока. Если ни у кого нет вопросов, то давайте начинать.


  1. Игра «Угадай слово» (индивидуально, письменно)




  1. Часть слова, располагающаяся перед корнем. Взять 5-ую букву. (приставка)

  2. Часть речи, которая указывает на предмет, его признак или количество, но не называет его. Взять 2-ую букву. (местоимение)

  3. Изменяемая часть слова, не включаемая в основу. Взять 2-ую букву. (окончание)

  4. Служебная часть речи, которая соединяет однородные члены или части сложного предложения. Взять 1-ую букву. (союз)

  5. Слово, которое используется в какой-либо области науки, техники, искусства. Взять 1-ую букву. (термин).

(ключевое слово – «текст»)



  1. Сообщение учителя


Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Правильно. Итак, тема нашего урока – «Текст». Я напомню вам, какие признаки являются обязательными для хорошего текста, какие виды связи в тексте бывают. Мы попытаемся научиться определять способ и средства связи предложений. Всё это, во-первых, пригодиться вам на централизованном тестировании, потому что задания, которые проверяют знание этого материала, там были, есть и, скорее всего, будут. Во-вторых, я просто хочу, чтобы каждый из вас был грамотным человеком с правильной и красивой речью. А сейчас – за работу.


  1. Актуализация опорных знаний.




  1. Фронтальный опрос (коллективно, устно):

Помните ли вы, что такое текст? (несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически) А какие бывают тексты? (устные и письменные; книжные и разговорные; подготовленные и спонтанные; короткие и длинные) Сейчас я называю вам литературное произведение или какой-либо речевой жанр, а вы должны ответить мне, текст ли это:

«Евгений Онегин» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя, «Ася» Тургенева, пьеса «Ревизор» Гоголя, «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева, отзыв о стихотворении Фета, сказка про репку, статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка. (всё названное является текстом)

Молодцы! Итак, кто может сделать вывод, что же такое текст? (несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)



  1. Введение нового материала.




  1. Сообщение учителя.

Вот мы с вами и вспомнили, что текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически и объединённые одной темой и основной мыслью. Текст бывает устный и письменный. Может относиться к разным стилям речи. А давайте посмотрим, какие же признаки являются обязательными для хорошего текста. Сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вам нужно определить, можно ли назвать их текстом и если нет, то почему.


  1. Наблюдение над языковым материалом (коллективно, устно).

Отрывок 1:

Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – птица семейства вороновых с телом длиной около 47 см и серым либо черным оперением. А в луже, глубокой-преглубокой, ворона купается. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. И даже каркает она от удовольствия: такая вода приятная! На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.

Вопросы для наблюдения:

  1. Текст ли это? (нет)

  2. Что нарушено?

  3. Одна ли тема? (нет, потому что здесь говориться о вороне из басни Крылова, о вороне как представителе царства животных и вороне из рассказа)

  4. Связаны ли между собой предложения? (нет; единственное, что их объединяет, - это слово «ворона»)

  5. Последовательно ли развиваются мысли в тексте? (нет)

  6. Завершен ли текст? (нет)



  1. Сообщение учителя.

Таким образом, вы заметили, что предложения в настоящем тексте должны развивать одну и ту же тему, идти последовательно, без путаницы и нелогичности, быть связаны друг с другом. Кроме того, правильный текст обязательно должен быть завершён, то есть тема в нём должна быть раскрыта полностью. Вот мы с вами и получаем несколько основных признаков текста, а именно: тематическое единство, последовательность, связность и завершённость. Но это ещё не всё. Прослушайте, пожалуйста, ещё один фрагмент.



  1. Наблюдение над языковым материалом (коллективно, устно).

Отрывок 2:

Ворона – птица семейства вороновых. Длина ее тела составляет около 47 см. Оперение серое или черное. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. Птицы способны к сложным формам поведения и умеют хорошо приспосабливаться к различным условиям среды.

Вопросы для наблюдения:

Соответствует ли отрывок понятию текста? (да. Здесь присутствуют такие признаки текста, как тематическое единство, последовательность, связность, завершённость)

С каких сторон описывается ворона? Какие подтемы можно выделить? (семейство, длина тела, оперение, место обитания, поведение).


  1. Сообщение учителя.

Ещё одни признак текста – развернутость. Это значит, что в тексте должно быть достаточное количество подтем и микротем, то есть вы должны стараться описать предмет речи с разных сторон, чтобы наиболее полно раскрыть выбранную тему. Теперь давайте систематизируем, какие же признаки являются для текста обязательными.



  1. Первичное закрепление знаний.




  1. Устный фронтальный опрос:

Какие признаки для текста являются обязательными? (тематическое единство, связность, последовательность, развёрнутость, завершённость)

Что такое тематическое единство? (раскрытие в тексте одной темы)

Что такое связность? (грамматическая связь предложений в тексте)

Что такое последовательность? (последовательное и непротиворечивое развитие мысли в текте)

Что такое развёрнутость? (достаточное для полного раскрытия темы количество подтем и микротем)

Что такое завершённость? (полное раскрытие темы в тексте)


  1. Составление схемы (коллективно, письменно)


Запись в тетради:

Признаки текста:







Текст



  1. Тематическое единство;

  2. Последовательность;

  3. Связность;

  4. Развёрнутость;

  5. Завершённость.


  1. Введение нового материала (продолжение).

  1. Сообщение учителя с элементами беседы и наблюдения над языковым материалом.

Вы уже знаете, что предложения обязательно связаны между собой. Выделяют два вида связи предложений в тексте. Давайте теперь попробуем определить, какие же это виды. Запишите текст. (один ученик работает у доски, остальные записывают предложения в тетради)

Материал для наблюдения:

«В классе на стене висит доска. На ней написано слово текст. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически».
Давайте определим, где новое, а где известное. Известное – это то, о чём уже говорящий знает. Мы обозначаем его буквой «И». Новое – информация, которая появляется в предложении. Чаще всего это признак или действие, которое приписывается предмету речи. Попытаемся нарисовать схему.

И1(в классе) – Н1 (доска)

И2 (на ней) – Н2 (слово текст)

И3 (текст) – Н3 (несколько предложений…)
Посмотрите, что предложения словно цепляются друг за дружку. Вот сейчас я беру скрепки и начинаю их нанизывать, делая цепь. Вот такой вид связи называется цепным, а способ связи – связь через новое, потому что наше новое становится известным для следующего предложения и именно ему потом приписывается какой-то признак.
Материал для наблюдения (запись предложений под диктовку; один ученик работает у доски, остальные записывают предложения в тетради):

«В классе на стене висит доска. В комнате много разных книг. Здесь светло и уютно».

Попытайтесь определить, где известное и где новое. Давайте вместе составим схему.
И1 (в классе) – Н1 (доска)

И2 (в комнате) – Н2 (книги)

И3 (здесь) – Н3(светло и уютно)
А что такое «в классе», «в комнате», «здесь»? (это контекстуальные синонимы) То есть у нас одно и то же известное во всех предложениях, и мы просто приписываем ему каждый раз новый признак. Такой вид связи называется параллельным, а способ связи – связь через известное, которое у нас везде одно и то же.
Материал для наблюдения (запись предложений под диктовку; один ученик работает у доски, остальные записывают предложения в тетради):

«У нас замечательный кабинет русского языка! В классе на стене висит доска. В комнате много разных книг. Здесь светло и уютно».

А что у нас с третьим текстом? Посмотрите, ведь у нас второе, третье и четвёртое предложения раскрывают смысл первого. Их можно поменять местами, и текст от этого не разрушится. Вот как будет выглядеть наша схема:

И (у нас замечательный кабинет)
И1 (в классе) – Н1 (доска) И2 (в комнате) – Н2 (книги) И3(здесь) – Н3(светло и уютно)
Такой вид связи тоже относится к параллельной связи, а способ связи – связь через известное в первом предложении.


  1. Первичное закрепление знаний (продолжение) и формирование умений и навыков.




  1. Составление таблицы (коллективно, письменно)

Теперь давайте систематизируем всё, что мы узнали о видах и способах связи в тексте и попытаемся упорядочить материал в виде таблицы.


Вид связи

Способ связи

Схема


Цепная

Через новое

И1 – Н1

И2 – Н2

И3 – Н3


Параллельная

Через известное

И1 – Н1

И2 – Н2

И3 – Н3

Через известное в первом предложении

И

И1 – Н1 И2 – Н2 И3 – Н3




  1. Составление текста

Выполнение упражнения (индивидуально, письменно, с последующей выборочной проверкой)

Составьте текст из 4 – 5 предложений на тему А. Фет.

Первый ряд составляет текст со связью через новое, второй – связью через известное, третий – связью через известное в первом предложении.



  1. Введение нового материала (продолжение).

  1. Наблюдение над языковым материалом.

(Материал для анализа – тексты, записанные учащимися при введении нового материала)

Посмотрите на записанные вами предложения про класс. С помощью каких языковых средств они связаны между собой? (местоимения, наречия, повторы, синонимы, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм)


  1. Сообщение учителя с параллельной записью учащимися в тетради списка языковых средств

Всё верно. Кроме того, обратите внимание, что глаголы или опущенные связки относятся к одному и тому же времени: настоящему. Если бы мы описывали комнату в прошлом, то и время глаголов соответственно использовали бы прошедшее. Наконец, о нашем классе через пять лет мы будем говорить в будущем времени. Единство временных форм глаголов-сказуемых также служит средством связи предложений в тексте. Таким образом, предложения могут связываться с помощью следующих языковых средств:

  1. Местоимения, наречия;

  2. Повторы;

  3. Синонимы;

  4. Слова на одну тему;

  5. Союзы;

  6. Синтаксический параллелизм (одинаковое строение предложений);

  7. Единство временных форм глаголов-сказуемых.



  1. Первичное закрепление знаний (продолжение) и формирование умений и навыков.




  1. Устный коллективный опрос

Выполнение упражнения (предложения читает учитель)

Определите средства связи предложений

  1. Предложения в тексте могут быть связаны с помощью связи через новое. Она часто выражается местоимениями. (местоимение, единство временных форм глаголов-сказуемых)

  2. Друг познаётся в беде. Он твоя поддержка и опора в любом несчастье. (местоимение, синонимы, слова одной тематической группы, единство временных форм)

  3. На каждое упоминаемое в книге подземелье пролит свет. В издании также есть обширные примечания. (синоним, союз)

  4. Никто не может точно сказать, сколько существует на свете книг. В мире их даже больше, чем островов в океане. (местоимение, синоним, единство временных форм)

  5. Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали… (повтор, местоимение, союз)

  6. Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте. (союз, повторы, синтаксический параллелизм, слова одной тематической группы)

  7. Надеюсь, что наш с вами урок не оказался напрасным. Я хочу верить, что он вам понравился и на занятии вы узнали что-то новое и интересное. (местоимение, синоним, повтор, синтаксических параллелизм, единство временных форм глаголов-сказуемых)




  1. Составление связного текста (индивидуально, письменно, с последующей выборочной проверкой)

Составьте два предложения о Фёдоре Тютчеве и определите вид, способ и средства их связи.



  1. Информация о домашнем задании

  1. Выучить правила на стр. 18, 20-21.

  2. В статье «Начало литературной деятельности» (учебник по русской литературе под ред. Усольцевой, стр. 257) определить способ и средство связи всех предложений друг с другом. Первый абзац разобрать по членам предложения.




  1. Подведение итогов. Рефлексия

  1. Сообщение учителя

Наш с вами урок почти подошёл к концу. Я предлагаю вам ещё раз вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили, а для этого посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Вам требуется завершить предложения.


  1. Заполнение карточек (индивидуально, письменно)

Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных… (по смыслу и грамматически).

Основные признаки текста – это… (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, завершенность). Связь бывает двух видов: … (цепная и параллельная). Выделяют три способа связи предложений: … (через новое, через известное и через известное в первом предложении). Предложения могут связывать между собой с помощью … (повтора, местоимений, наречий, синонимов, слов одной тематической группы, союзов, синтаксического параллелизма, одинаковых форм глаголов).


  1. Сообщение учителя

Вы сегодня молодцы. Огромное спасибо вам для работу. Чтобы лучше понять, как нам с вами сотрудничать дальше, я прошу вас заполнить карточки для рефлексии. Выберите, пожалуйста, тот вариант, который подходит именно Вам, либо допишите что-то своё. Карточки анонимны, так что можете отвечать совершенно искренне.

Я ещё раз благодарю вас. Удачного вам дня!
Приложение
Карточки для подведения итогов




Продолжите предложения.

Текст – это несколько предложений, связанных .

Основные признаки текста – это . Связь бывает двух видов: . Выделяют три способа связи предложений:




Предложения могут связываться между собой с помощью

.


Карточки для рефлексии



Выберите тот вариант, который Вам подходит, либо допишите что-то своё.

1. На уроке мне было совершенно неинтересно. Я ничего нового не узнал.

2. На уроке мне часто было неинтересно, но кое-что всё же понравилось.

3. На уроке мне часто было интересно, я узнал что-то новое.

4.