microbik.ru
1 2
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Цель: познакомить детей с 3-мя основными красками - красной синей и желтой. Путем смешивания этих красок получить новые нужные цвета. Обогащать словарь детей красочными определениями - унылая пора, пурпур осенний, золотая листва. Воспитывать любовь к литературе, изобразительному искусству

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня я украсила группу репродукциями картин, на которых изображены осенние пейзажи. Полюбуйтесь ими, а я почитаю вам стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора. Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Такие прекрасные строки посвятил великий русский поэт своему любимому времени года. Осень называют волшебной художницей. Она пришла и все деревья, кусты перекрасила в яркие солнечные цвета. Сейчас мы с вами составим палитру осени.

Дидактическая игра «Нарисуем радугу»

Воспитатель читает стихи, а дети на палитрах ставят карточки определенного цвета.

Осень

Э. Федоровская

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник, покраснели клены

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите, роща золотом одета!

Осень в лесу

Л. Яхнин

Воспитатель: Ребята, какие цвета на нашей палитре?

Дети: Перечисляют цвета на палитре.

Воспитатель: Дети, к нам пришла Королева-Кисточка

Королева-Кисточка: Здравствуйте, дорогие дети. Сегодня я иду на бал к Королеве-Осени и хочу подарить ей венок из ее любимых осенних листьев. Ребята, помогите, пожалуйста.

Воспитатель: Дети, поможем Королеве-Кисточке?

Дети: Да.

Воспитатель: Что нам надо сделать, чтобы получился венок из листьев на Королеву-Осень?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы должны выбрать не краски, а слова для своего рисунка.

Детям дается задание (для читающих):

На листе у каждого написаны слова: свет, холод, мрак, темнота, смех, тишина, мир, страх, слезы, туча, солнце. Дети обводят грустные слова «грустным» цветом.

Воспитатель: Ой, ребята, стало совсем грустно. Как мы можем изменить наше настроение?

Дети: Надо раскрасить листья.

Королева-Кисточка: Какие краски вам понадобятся для того, чтобы раскрасить листья?

Дети: Красная, желтая, зеленая, оранжевая.

Воспитатель: Эти цвета мы видим на нашей палитре.

Королева-Кисточка: Я принесла вам свою палитру. На ней вы видите только 3 краски - красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Королева-Кисточка, ты наверное ошиблась, ведь синяя краска нам не нужна, как вы думаете, ребята?

Дети: Не нужна, синих листьев не бывает.

Королева-Кисточка: Ребята, я не случайно. Это три главные краски, а почему они главные, вы мне скажите сами. Я предлагаю Вам стать волшебниками, ведь только они могут превращать один цвет в другой.

Хочешь стать волшебником,

Но не знаешь как?

Ты меня послушай и сделай точно так!

Возьми скорее краски и кисточку с водой

Начнутся превращения у нас с тобой!

Вот лист, пока еще он белый

Ты его зеленым сделай

Второй листок пусть желтым станет

Как солнышко он засверкает.

А третий листик будет красным!

Как огонек горит! Прекрасно!

А если желтый с красным цветом

Смешаешь ты, то будто летом

В погожий солнечный денек

Расцвел цветок ноготок

Оранжевого цвета.

Для волшебства у вас есть все - 3 краски, палитра, кисточка. Итак, начинайте!

Дети: смешивают краски и приходят к выводу сами, что зеленую краску можно получить, смешав синюю и желтую, оранжевую — смешав красную и желтую.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь мы превратимся в осенние листочки.

Физкультминутка: «ЛИСТОЧКИ»

Воспитатель: А теперь за работу - раскрасьте листья для венка Королевы-Осени (дети раскрашивают листья).

Королева-Кисточка: Спасибо, милые дети, сегодня вы были настоящими волшебниками - вы сами смогли получить нужные краски? Как вы их получили, какие краски главные? А в подарок я принесла вам три рисунка, по которым можно сочинить волшебную сказку. Рассмотрите рисунки - с чего начинается сказка, чем заканчивается.

Дети: Сочиняют сказку и прощаются с Королевой-Кисточкой.

ГАРМОНИЯ ЧЕРНОГО И БЕЛОГО

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:В ходе занятия ребенок решает задачу:как влияет белая(черная) краска на основные цвета?

Развитвать художественный вкус,познакомить детей с нетрадиционным способом рисования –граттажем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в черно-белую сказку. А вот и главный герой этой сказки (воспитатель показывает черного кота).

Кот: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, кот!

Воспитатель: В одном доме жил-был черный-пречерный кот Васька. Часто дремал он, лежа на книгах или белых, чистых листах бумаги, разбросанных на столе его хозяйки. К хозяйке часто приходили гости, они вели долгие умные беседы обо всем на свете. Васька очень внимательно слушал эти рассказы, и поэтому сам был очень мудрым и важным.

Однажды, как всегда после обеда, он дремал, лежа на своём любимом месте, и вдруг кот навострил уши - он услышал, что кто-то плачет! Васька открыл глаза и увидел, что в незакрытой коробке плачет белыми слезами белая краска:

- Никому я не нужна, никто меня рисовать не берет!

Ребята, мне жалко бедный белый цвет.

Его как-будто бы и нет.

Вот белый лист передо мной,

Всем сразу видно - лист пустой!

Ребята, а может быть белая краска нам совсем не нужна? Что ей можно рисовать?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, ребята, белой краской написана книга зимы.

Вдруг я вижу сквозь пургу

Там лебедь мерзнет на снегу,

Еще я вижу там и тут

Цветы воздушные цветут.

И белый парус снега, кораблик изо льда.

Дети, только зимой можно увидеть белый цвет?

Ответы детей: Облака, сады, цветы, городской пух, и т.д.

Кот: А как еще мы можем использовать белую краску? А может попробуем смешать её с другими? Это будет такая игра. Возьмём на палитру 3 кружка с белой краской. В один кружок добавим красную, в другой жёлтую, в третий синюю и посмотрим, что стало с красками? Краски изменились? Что произошло с красками?

Ответы детей:

Кот: А сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Кошки-мышки». Кошку выберем с помощью «белой» считалки, а мышку поможет выбрать «черная» считалка.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота -

Отыщи-ка там кота!

Игра: «Кошки-мышки»

Кот: Ребята, белая краска повеселела. Она поняла, что очень нужна вам.

Воспитатель: Вдруг на белый лист упала крупная черная слеза и растеклась большой лужей. Кот расстроился - опять слёзы! Теперь плачет черная краска:

- Со мной никто не играет! Все говорят, что я страшная, не будем с тобой рисовать!

Кот: Как это не будем рисовать? А какой краской рисовать мой портрет? Может быть розовой? Вон какой я чёрный, блестящий - раскрасавец кот. Ребята, а кто еще не обойдется без чёрной краски?

Ответы детей: (грач, пантера, лебедь, собака, конь, жук ит.д)

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я придумала - я эту кляксу превращу в кота. Белая краска поможет нарисовать усы и глаза! На белом листе появился чёрный кот. Две краски у нас подружились и нарисовали красивый потрет. В окраске каких живых дружат два цвета: чёрный + белый.

Ответы детей: (зебра, пингвин, медведь гималайский, дог, сорока, собака, кошка, и корова и т.д).

Кот: Ребята, давайте продолжим игру с красками. Что будет если в краски красную, синюю и желтую мы добавим капельку черной. Что изменилось? Краски стали темнее, как-будто наступил вечер.

Ребята, вы знаете, что кот я умный, много загадок знаю. Вам я загадаю непростые загадки, в них есть черный или белый цвет.

Загадки или игра «Скажи наоборот»:

Шуба бела весь свет одела (снег).

Гляжу в окошко - ходит черная кошка (ночь).

Чёрные немые по отдельности немые встанут в ряд – сейчас заговорят (буквы).

Белый хвост, черный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать (щенок).

Бел, как снег в чести у всех

В рот попал там и пропал (сахар).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.

Спасибо большое, дорогой кот, и за чудесную сказку и за загадки. Наши дети узнали много нового, интересного (повторить основную задачу).

Мы очень хотим подарить тебе друга, тоже кота, только не черного - а белого.

Ребята, как вы думаете, на каком фоне он будет лучше всего смотреться?

Дети: Конечно на черном!

Дети выполняют работу техникой граттаж (нетрадиционным способом).

(Тушь + гуашь) на восковой основе.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как изменялись цвета при помощи белой и черной красок? Что сделала с цветами белая краска? (высветлила), а черная? (затемнила).

РАЗНЫЕ КРАСКИ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:В ходе занятия дети должны самостоятельно составить ЦВЕТОВОЙ КРУГ,состветствующий расположению цветов в радуге,познакомить детей со структурой сказки,развиватьречь,творческие способности.

Дети образуют круг, воспитатель в центре с мячом в руках.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поздороваться с вами необычно, а как со сказочными героями.

Воспитатель бросает мяч детям и говорит:

. - Здравствуй, Мальвина!

- Доброе утро, Золушка!

И т.д

Воспитатель: Ребята, вы уже наверно догадались, что сегодня мы отправляемся в сказку. Нам надо найти среди цифр самую сказочную, (перед детьми цифры от 1 до 10).

Дети: Находят цифру 3. Она чаще всего встречается в сказках:3 брата, 3 желания, 3 медведя, 3 задания, 3 загадки, выстрелил 3 раза Иван Царевич, 3 раза закинул старик невод и т.д.

Воспитатель: Ребята, я знаю еще одну волшебную цифру - это цифра 7, она встречается в пословицах:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»,

«Семеро одного не ждут».

В неделе у нас - 7 дней, в радуге - 7 цветов - давайте назовём их, ребята.

(Воспитатель демонстрирует радугу).

Воспитатель: Ребята, а пока вернемся к цифре 3.

Даже сказка состоит из трёх частей.

Первая часть - присказка, т.е. сказочное начало. «Жили - были», или «В некотором царстве...».

Вторая часть - основные события сказки.

Третья часть - заключительная - концовка «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Итак, до скольки нам надо сосчитать, чтобы попасть в сказку?

Дети: Сосчитаем до трёх! Раз - два – три.

Воспитатель: Вот и в сказке мы - смотри!

В стране Нигде

Давным-давно,

Наверно лет сто,

Живёт король сам Всёравно,

С ним верный пес - Никто.

А как выглядит король Всёравно вы сами, определите.

Игра « Угадай настроение»

(Дети выбрали фигуру короля бесцветного с безразличным выражением лица).

Воспитатель: Вот таким и был король, которого звали Всёравно. Равнодушным, безразличным и ничего его не радовало, даже его верный пес Никто. Мир вокруг был бесцветным, таким же, было и настроение короля. Но как всегда в сказках наступает одно прекрасное время, и в нашей сказке оно тоже наступило.

В одно прекрасное утро в гости к королю Всёравно пришли красками. От их яркого цвета в глазах у него зарябило. Да еще каждая краска первой хотела назвать себя и кричали: «я - красная краска, я - желтая, я - синяя,...». Пес Никто решил их успокоить, ведь они все - таки во дворце, на приёме у короля и вести себя здесь надо скромно.

Пес (взмолился): Краски! Вы можете стоять спокойно и не кричать все сразу? У нас от вас в глазах рябит.

Краски: Можем, но для этого нас надо поставить по порядку. Это будет не просто!

Пес: Что тут хитрого? Пусть главный встанет вперед, остальные за ним.

Воспитатель: Но у нас 3 главные краски» (дети называют их).

Пес: Вот и ищи порядок в их беспорядке».

Воспитатель: Давайте поставим их не в линейку, а в кружок».

Краски: Нам это нравится, это похоже на игру».

Пёс: Ребята, помогите, пожалуйста, правильно поставить краски, я ведь даже не знаю их названий.

У детей на палитрах 4 краски: красная, желтая, голубая, синяя. Ребята, поставить оставшиеся краски надо не так как вам хочется, а так чтобы один цвет плавно переходил в другой. Как вы думаете, между какими красками должна стоять оранжевая? (В ответах детей желательно услышать, что оранжевая краска получилась путем смешивания красной и жёлтой, и поэтому должна стоять между ними). Давайте проверим! (Дети работают с палитрами, получают таким же образом зеленую и фиолетовую краски и определяют их места в цветовом круге).

Воспитатель предлагает поставить краски и линейку, начиная с красной, посчитать сколько всего красок встали в ряд? (7) Что напоминает это детям? Конечно радугу!

Физкультминутка «Радуга»

Здравствуй, радуга – дуга (медленно делают радугу)

Разноцветный мостик

Здравствуй, радуга – дуга

Принимай нас в гости (поклон)

Мы по радуге бегом (бег с высоким подниманием колен)

Пробежимся босиком

Через радугу – дугу

Перепрыгнем на бегу (прыжки)

И опять бегом, бегом

По дуге босиком.

Ребята, а теперь полежите на зеленой травке и послушай мою разноцветную сказку. «Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ясным. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зеленой, а вот листья на деревьях уже пожелтели и покраснели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головками от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой разноцветной».

Воспитатель: Ребята, какую сказку я рассказала?

Дети: Вы рассказали разноцветную сказку.

Воспитатель: О каких цветах шла речь в сказке?

Дети: речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленым, фиолетовым, голубом цветах.

Ребята, наши краски очень хотят послушать ваши разноцветные сказки. (Дети берут лоточки с цветочными кружочками и сочиняют свои сказки).

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получились чудесные разноцветные сказки, а кроме этого вы помогли краскам занять их законные места в цветовом круге, пора нам заканчивать нашу сказку попрощаться с безразличным королем Всеравно, его равнодушным псом Никто и со всем его бесцветным и грустным королевством. Нравится вам такой конец сказки?

Ответы детей: кто-то из детей предлагает раскрасить его замок или подарить королю цветную картину и.т.д.

Дети раскрашивают замок, рисуют и бесцветная картина превращается в цветную сказочную страну, изменился король и пес – они стали яркими, веселыми, радостными.

Подходят ли теперь нашим героям их имена?

Дети: Нет давайте придумаем новые (Например, король Радости, пес Весельчак, страна Цветария).

Воспитатель: Вот теперь, когда все счастливы и веселы, можно придумать концовку нашей сказки: «Добро творить – себя веселить».

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХОЛОДНУЮ СТРАНУ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:Учить детей самостоятельно составлять холодную цветовую гамму,опираясь на сравнение со льдом,снегом.Подвести к понятию «ломаная»линия.

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришла… (в-ль показывает синюю краску)

Дети: Синяя краска!

Синяя краска: Здравствуйте ребята, а скажите-ка мне, что можно нарисовать синей краской?

Дети: Небо, дождик, василёк и.т.д.

Синяя краска: Молодцы ребята, я очень рада, что вы часто используете синий цвет в своих рисунках. Сегодня я прилетела к вам с волшебной звезды, на которой есть две большие страны – теплая и холодная – там живут мои подруги краски. Жители теплой страны любят огонь, солнце, а холодной – воду, холод. Как вы думаете, в какой стране я живу?

Дети: Ты живёшь в холодной стране.

Синяя краска: Ребята я предлагаю вам угадать, какие ещё краски живут в холодной стране. У вас в лоточках цветные кружочки. На свои палитры вместо красок вы должны положить кружочки холодных оттенков.

Дети выполняют задание: выкладывают на палитры цветные кружочки холодных оттенков.

Синяя краска: К сожалению, не все мои подружки (холодные краски) оказались на ваших палитрах. Ребята, а чтобы вы их хорошо запомнили, я приглашаю вас в путешествие в холодную страну, но оно будет нелёгким. Там ждут вас препятствия, трудные задания, с которыми могут справиться только умные, смелые, дружные дети. Итак, летим!

Играет музыка.

Синий вихрь закружил ребят. От страха они зажмурили глаза, а когда открыли, то увидели сверкающее в холодных лужах «Поле ледяных цветов».

Дети внимательно рассматривают цветы на этом необычном поле. Лепестки цветка похожи на кристаллы с острыми краями. Каждый лепесток был своего холодного оттенка. Синий цвет состоял из колючих льдинок темно-синего, голубого и бледно-голубого цвета.

Фиолетовый цветок переливался темно-фиолетовыми и нежно-сиреневыми льдинками. Цветы мерцали, как маленькие холодные звездочки. За полем ледяных цветов, на фоне темнеющего неба, призрачно светился странный лес. Он совсем не походил на тот лес, что мы привыкли видеть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на что похожи эти деревья?

Дети: На ежей они похожи. Может быть на сосульки. Они похожи на кристаллы, на звезды.

Воспитатель: Ребята, с помощью какой линии мы можем изобразить дерево, цветы из этой страны?

Дети пытаются объяснить, как изобразить эту линию, но не могут назвать её. Воспитатель предлагает им воспользоваться веревкой или палочками из веток. Дети берут веревку и пытаются сделать из нее ломаную линию, но у них не получается, тогда берут палочки и выкладывают из них линию. Воспитатель предлагает сделать такую линию каждому ребенку из своей палочки. Детям приходится сломать палочку и поэтому на вопрос, как они сделали эту линию дети – отвечают – мы сломали палочку. Следовательно, линия так и называется – ломанная, с её помощью можно нарисовать деревья и цветы холодной страны.

Воспитатель: Ребята, кто из сказочных персонажей смог бы поселиться в холодной стране?

Ответы детей: Снегурочка, снеговик, снежная королева, снежная баба и.т.д.

Физкультминутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес (ходьба по комнате)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руки в стороны)

Справа берёзка в шубе стоит (руку вправо)

Слева белка на нас глядит (руку влево)

Снежинки в небе кружатся (фонарики)

На землю красиво ложатся (кружатся и приседают)

Вот и зайка прибежал, от лисы он убежал (прыжки)

Это серый волк рыщет (руки на пояс)

Он себе добычу ищет (наклоны в сторону)

Все мы спрячемся сейчас (приседают, прячутся)

Не найдет тогда он нас.

В лесу красота и покой

Ну, а нам пора в наш лес ледяной! (разводят руками).

Воспитатель: Путешественники, давайте полюбуемся этой сверкающей холодной красотой. Очень жалко, что у нас нет фотоаппарата или камеры, чтобы заснять на память замечательные пейзажи холодной страны.

Дети: Мы можем нарисовать картину холодной страны.

Воспитатель: Конечно, ребята, настоящие путешественники всегда ведут дневник путешествия и все в него зарисовывают. Накануне мы с вами уже нарисовали вечернее небо. Оно голубое, прозрачное у горизонта, темнеет, приобретая глубокий синий цвет в вышине. Как называется этот прём, когда вверху мы проводим широкую темно-синюю полосу, а потом следующую полоску проводим синей краской и, наконец, следующую голубой?

Дети: Этот прием называется растяжкой, каждая следующая полоска светлее предыдущей. В ней больше белой краски, а синей меньше.

Воспитатель: Итак, на фоне вечернего неба мы можем нарисовать дерево ледяной страны, или поле цветов, а может быть лес. Я напомню вам, что деревья его, как кристаллы, сверкают светлыми и темными гранями. Земля растрескалась от холода на множество кусочков. Небо синее, глубокое, чистое, на нем звёзды, начищенные до блеска, сияют белыми холодными огоньками.

(Дети под музыкальное сопровождение рисуют пейзажи Холодной страны.)

Воспитатель: Молодцы, хорошие путешественники из вас получились: вы очень внимательно смотрели, слушали, запоминали, сделали замечательные зарисовки Холодной страны. С их помощью можно сразу вспомнить, какие краски и линии живут в Холодной стране.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЕПЛУЮ СТРАНУ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:Учить детей самостоятельно составлять теплую цветовую палитру,опираясь на сравнение с солнцем.Познакомить детей с волнистой линией.Развиватьвоображение,творчество.

Появляется кот (игрушка или картинка)

Кот: Здравствуйте, ребята, я очень рад встречи с вами. Пришел я сегодня не с пустыми руками, а принес картинки и прошу выбрать ту, которая подходит вашему настроению.

Детям предлагаю картинки с изображением:

1) сердитый лев 2) веселый котенок 3) радуга 4) грустный заяц 5) легкое розовое облачко 6) тучка 7) радостная обезьянка 8)сердитая акула.

Кот: А у меня сегодня вот какое настроение (показывает картинку с изображением веселого зайчика) Угадайте, почему?

Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать! Вспомните, в какой стране мы побывали с вами, когда играли в путешественников?

Дети: Мы побывали в холодной стране.

Воспитатель: Какие краски живут в этой стране?

Дети: В этой стране живут холодные краски - голубая, синяя, фиолетовая, сиреневая, бирюзовая.

Воспитатель: Какие линии мы там увидели? Дети: В холодной стране мы видели и рисовали ломаные линии.

Кот: Молодцы, путешественники все вспомнили, а кисточки и краски приготовили? Они сегодня нам пригодятся. Ведь мы отправляется в теплую страну.

Все путешественники берутся за руки, закрывают глаза.

Воспитатель: Теплый вихорь закрутил, и не успели мы опомниться, как очутились на знойном берегу моря Теплой страны (на большом листе бумаги или фланелеграфе изображен пейзаж Теплой страны).

На небе, затмевая друг друга, горело не одно, а несколько солнц. Теплое сияние грело землю и раскрашивало ее в разные теплые цвета. Одно солнце было оранжевое, другое бордовое.

Ребята, а каких цветов еще могло быть солнце в теплой стране?

Дети: Называют цвета палитры (и эти цвета появляются на фланелеграфе).

Кот: Какая красота! Как мне нравятся эта страна! Здесь тепло как на печке или летом на крыше.

Воспитатель: Знойные солнца подымались все выше, становилось жарко, воздух плыл и вот путешественникам предстала такая картина (картина с изображением цветных волнистых полос, яркий теплый цвет переходит в менее насыщенный).

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите на что это похоже?

Ответы детей: Это похоже на море, холмы, песок, облака. Краски: Это долина горячих песков.

Воспитатель: Какие линии живут здесь?

Дети: Волнистые, плавные.

Воспитатель: Да, движение волнистых линий медленные, плавные. Это они рисуют облака, ветер, барханы песков. Нарисуйте рукой волнистую линию. Ребята, посмотрите, в этих песках растут необычные цветы, они тоже нарисованы волнистой линией. Растут они на лугу в долине горячих песков. Луг мы уже нарисовали, а цветов на нем нет. Но мы оставили для каждого цветка незакрашенное место. Прежде чем рисовать цветы теплой страны, мы сами станем цветами.

Психогимнастика «Цветы»

Кот: А теперь снова превращайтесь в детей и рисуйте такие же нежные, красивые цветы.

Воспитатель: Какие цвета, линии вы будете рисовать?

Дети: Цветы нарисуем волнистыми линиями. Использовать можно теплые цвета: красный, желтый, розовый, бордовый, малиновый, оранжевый, золотистый.

Звучит плавная, нежная музыка. Дети рисуют цветы, используя прием «растяжка».

Воспитатель: Яркий цвет с каждой волной становится менее интенсивным и наоборот. Ветер раскачивает траву на лугу, как волны на море. Уставший Васька дремал, представляя легким розовым облаком медленно плывущим над цветущим лугом. А луг радовал нас палитрой теплых красок.

Ну вот, дорогие путешественники нам пора возвращаться домой. До свидания, Теплая страна!

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:Познакомить детей с ЦВЕТОВЫМ КРУГОМ ,обогащать представления о цветах и оттенках.учить называть цвета по предметному признаку(малина-малиновый),развивать логическое мышление,связнуюречь,Учить работать в группе.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что природные явления вызывают у нас разное настроение. Солнце - радость, (дети называют сами радуга -восторг, гроза - страх, снег - покой, а дождь - грусть, печаль). Да, ребята, капельки воды падают с неба, как слезы. Это обычный дождь. Дети, я предлагаю придумать такой дождь, который вызвал бы радость, веселье.

(Фантазии детей).

Я придумала для вас тоже необычный дождь. Из чего? Узнаете, если отгадаете загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

Воспитатель подбрасывает вверх бабочек, раскрашенных в цвета радуги.

Возьмите по одной (две) бабочки и встаньте так, как стоят цвета в радуге.

(В этой ситуации в группе появляется лидер, дети учатся работать вместе). Если дети затрудняются, можно напомнить подсказку «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте построим радугу наоборот. (Усложнение). Ребята, к нам прилетела еще одна бабочка и расцветка на ее крыльях напоминает волшебный цветок. Он расцвел в одной сказке и выполнял разные желания девочки Жени. Что это был за цветок?

Дети: Это был цветик-семицветик!

(Воспитатель демонстрирует рисунок радуги и цветка)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем похожи радуга и цветик-семицветик?

Ответы детей (определяют, что 7 цветов составляют радугу и цветок, цвета в них одинаковые)

Воспитатель: Хорошо, а чем же они отличаются друг от друга?

Ответы детей (в радуге цвета расположены по прямой линии, а в цветке - по кругу)

Воспитатель: Да, ребята, лепестки в цветке образуют цветовой круг, но здесь вы видите только основные цвета. В цветовом круге они переходят друг в друга через множество цветовых оттенков. Сейчас мы с вами составим цветовой круг неполный, но с некоторыми цветовыми оттенками.

Дидактическая игра «Нарисуем радугу»

Каждому ребенку дается «палитра» и набор цветных кружочков. Воспитатель называет цвет и ребенок ставит его на «палитру».

Красный - алый - оранжевый - желтый - золотой - лимонный -зеленый - болотный - изумрудный - голубой - синий - фиолетовый -лиловый - розовый - алый.

Круг замкнулся, и так без конца цвета от теплых переходят к холодным, затем вновь теплеют.

Воспитатель: Давайте ребята поговорим о цветах. Как вы думаете, от какого слова происходят названия розовый? Лимонный? Болотный? Малиновый? Салатовый?

Ответы детей.

Воспитатель: А знаете ли вы, что название красного цвета произошло от слова «красивый» (прекрасный). Вспомните, как называется главная площадь в Москве, как в сказках называют красивую молодую девушку.

Голубым назвали цвет по оперению шейки голубя.

Оранжевым - по цвету апельсина, который по-французски произносится «оранж». От этого слова произошло и название оранжереи, где вначале выращивали только апельсины.

Франция - родина названия лилового цвета. «Лиля» по-французски — сирень. Значит, слова сиреневый и лиловый обозначают один и тот же цвет.

Все эти интересные сведения я узнала из словарей. Это такие умные книги, в которых можно узнать много интересного. Теперь вы можете поделиться своими знаниями с родителями, друзьями.

А теперь из бесконечного цветового круга мы перейдем в бесконечную сказку.

Знаете вы такие сказки?

Ответы детей: Докучные сказки.

Физкультминутка

Шел я как-то через мост

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет.

Шел я как-то через мост

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет.

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, бабочка принесла нам очень интересные задания.

Задание 1. Раскрась только те предметы, которые дали свое название какому-либо цвету.

Рисунки с изображением вишни, лимона, яблока, сирени, ромашки, моркови, репы. Задание 2. Кроссворд.

ЛИЛОٱЫЙ Цветные кляксы лилового, красного,

ٱٱЛЫЙ белого, синего, зеленого, желтого,

ٱٱРЫЙ серого цвета

ٱٱНИЙ

ٱٱٱٱНЫЙ

Появляется бабочка бесцветная, очень грустная.

Воспитатель: Ребята, наша бабочка промокла под сильным дождем и он смыл с нее все краски. Она стала совсем некрасивой, грустной. Как нам ей помочь?

Дети: Мы раскрасим твои крылышки и ты снова станешь красивой и веселой

(Можно использовать нетрадиционные способы рисования - «набрызг», «по-мокрому», «печатанье» и т.д.)

В конце занятия воспитатель демонстрирует 3 рисунка:

1. Бабочка попала под дождь и он смыл с нее краски.

2. Художник раскрашивает бабочке крылышки.

3. Бабочке-красавице мотылек преподносит букет цветов.

Дети по этим рисункам сочиняют сказку.

ЦВЕТ В ПРИРОДЕ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Цель:познакомить детей с особенностями зеленого цвета.Расширять знания об окружающем мире,познакомить с понятием «мимикрия».Закреплять умение составлять

Предложения.

Нет, не пейзаж влечет меня

Не краски жадный взор подметит

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

(И. Бунин)

Воспитатель: Ребята, я хочу показать вам два пейзажа и прочитать к каждому рисунку стихотворение. Вы сравните их пожалуйста!

Первый пейзаж.

Золотых — золотых индюков.Я рано утром залез на сосну

Я увидел вдали голубую страну

Голубых лошадей, голубых людей

Голубых - голубых индюков.

Второй пейзаж.

Когда же вечером залез на сосну

Я увидел вдали золотую страну

Золотых людей, золотых лошадей

Чем отличаются эти пейзажи?

Ответы детей: Пейзажи отличаются цветом.

Воспитатель: Один и тот же пейзаж меняется в зависимости от освещения: сначала мы видим его утром, он еле освещен первыми лучами неяркого солнца - поэтому пейзаж кажется голубым, а от золотых вечерних лучей пейзаж кажется солнечным.

А вот тот же пейзаж – ночью:

А если б я ночью залез на сосну

Увидел бы я никакую страну

Никаких людей, никаких лошадей

Никаких — никаких индюков.

Ребята, почему мальчик ночью ничего не увидел?

Ответы детей: Ночью темно, поэтому ничего не видно.

Воспитатель: Правильно, ребята. Ведь все тела в действительности черны и ночью они принимают свой цвет, но тела одарены способностью, воспринимать световые лучи и отражать те или другие цвета. Ведь в природе так много удивительных красок. Кажется, что природа - мозаика разных красок.

(Предложить детям различные пейзажи, плакаты из пособия «Цвета».)

В мире животных цвет тоже имеет большое значение. Одно из самых удивительных приспособлений, которое появилось у разных живых существ в борьбе за выживание, называется мимикрия - защитная окраска. Удачно подобрав цвет, слился с окружающей средой, - тем самым спас себе жизнь. Вот как важен цвет в природе. Посмотрите на хамелеона - это пресмыкающееся, живущее на деревьях, меняет свой цвет даже когда переходит со ствола дерева на покрытую листьями ветку: на стволе он бурый, а среди листьев - зеленый.

Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра называется « Помоги животному спрятаться».

Дидактическая игра «Мимикрия»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, у природы есть любимый цвет?

Ответы детей: Цвет зеленый - цвет весенний, он любимый цвет растений.

Воспитатель: Да, ребята, все цвета в природе удивительны и прекрасны, но зеленый - уникальный цвет. Вы помните, как мы получаем зеленую краску? Смешиваем желтую и синюю краску, поэтому это не основной цвет, а дополнительный цвет. Из дополнительных цветов зеленый - настоящая суперзвезда. Сама природа призывает нам любить его. Он ассоциируется с живой природой, растениями, умиротворяет, успокаивает. Уникальность зеленого цвета еще и в том, что он может быть как теплым, так и холодным. Есть волшебный секрет: добавишь в зеленую краску один цвет — она становится теплой салатовой, добавишь другой — зеленая становится холодной изумрудной. Попробуйте получить разные оттенки зеленой краски.

(Самостоятельная работа детей с цветом.)

Психогимнастика «Актеры»

Физкультминутка «Цветные фонарики»

Воспитатель: Ребята, рисовать мы с вами можем не только красками, но и словами. Вот послушайте, какое стихотворение я вам сейчас «нарисую».

Зеленое, зеленое сегодня все вокруг

Зелеными травинками шумит зеленый луг

Зелеными тропинками ребята в лес бегут

Зеленые кузнечики нам песенку поют.

Дидактическая игра «Мимикрия»

Я предлагаю вам составить «зеленые предложения».

(На отдельных карточках написаны слова).

крокодил

летит

По траве

лягушка

лежит

С дерева

кузнечик

падает

В болоте

лист

квакает

В небе

шар

лежит

На грядке

огурец

прыгает

По реке

Дети соединяют слова в предложении и читают их.

Воспитатель: Итак, сегодня мы познакомились с зеленым цветом, увидели, почему он уникален, его двуликость в то, что с желтым он выглядит теплым, а с синим - холодным. Какой будет зеленая травка на солнечной поляне? (теплая) А в тени под деревом, какой она будет? (холодной). Не забывайте об этом свойстве зеленого цвета.

А сейчас растения приготовили для вас свои загадки.

На каких зверей похожи эти растения?

Кактус - на ежа. Огурец - на крокодила.

Пальма - на страуса.

Дети рисуют свои отгадки.

ЮНЫЕ МОДЕЛЬЕРЫ

Цель:дать представление детям о сочетаемости цветов в одежде,развиватьвкус.умение одеваться по погоде.Развиватьфантазию.творческое воображение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, послушайте мою загадку

«Растили мы все лето

Для Золушки карету

Сварила мама наша

Из той кареты кашу»

Отгадайте что же это за карета?

Ответы детей: Это тыква, которая в сказке «Золушка» превратилась в карету.

Воспитатель: А еще какие превращения произошли в этой сказке?

Ответы детей: мыши превратились в лошадей, крыса в кучера, а старое грязное платье золушки в чудесный наряд.

Воспитатель: Ребята, а почему золушка не могла пойти на бал в своем старом платье?

Ответы детей: В таком наряде её не пустили на бал.

Воспитатель: Да, одежда в нашей жизни имеет большое значение. Есть даже такая поговорка «По одежке встречают» А вы как думаете, для чего человеку одежда?

Ответы детей: Одежда нужна, чтобы не замерзнуть, а потом не заболеть. Зимой мы одеваем тёплую одежду, а зимой лёгкую.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что одежда должна соответствовать погоде. На территории нашей страны погода бывает разная летом – жаркая, зимой – холодно, весной, осенью – сыро и каждому времени года должна соответствовать определенная одежда.

Если на дворе тепло

Солнце с неба припекло

И дождя не будет вроде

Одевайся по погоде.

Куртку на меху отложим

Плащ тебе не нужен тоже

Надо всем всегда стараться

По погоде одеваться.

Демонстрация наглядного пособия «погода и мода».

Воспитатель: Ребята, у одежды есть еще одна особенность, она должна соответствовать месту вашего пребывания. Например, на стадионе заниматься спортом неудобно в нарядном костюме, а в пижаме не пойдешь в школу и.т.д. Я предлагаю вам стать стилистами – определить стиль одежды и подобрать нужные костюмы для кукол.

Игра «Определим стиль одежды»

А сейчас без труда мы выберем наряд для Золушки – красивое бальное плате и туфли. А теперь нужно найти оригинальный головной убор. А какие головные уборы вы знаете?

(шляпа, шапка, пилотка, берет, панама, тюбетейка, платок).

Пластический этюд «Волшебные платки».

На полу лежат свернутые в виде цветов газовые платки разных цветов.

Воспитатель: Смотрите ребята, какие диковинные цветы выросли на нашей поляне. А может это и не цветы? Давайте проверим (дети берут в руки платки). Ой да это большие платки, посмотрите, какие они лёгкие порхают, как бабочки (дети выполняют взмахи платками). Эти платки не простые, а волшебные. Они могут превращаться во что угодно. Давайте проверим.

Вот они превращаются в морские волны, набегающие на песок (дети выполняют мелкие взмахи платками). А вот и бабочки порхающие над цветками (дети кружатся). А потом платочкирешили отдохнуть и превратились в фартучки, а теперь в головной убор, а теперь поднимем платки над головой и превратим их в большие крылья, полетели...

А теперь это большие птицы, они закружились в воздухе и стали рисовать различные фигуры (дети бегут по кругу и выполняют различные взмахи одной рукой). А теперь запустим праздничный салют (дети подкидывают свернутые в клубочки платки вверх и кричат – «Салют»). А теперь платки превращаются в весёлые ручейки, они встречаются друг с другом и разбегаются в разные стороны (дети бегут в середину круга, поднимая платки, и пятятся назад, рисуя платком ручеек на полу). А теперь мы спрячемся под платочками как бабочки в цветочек и посмотрим, как окрасился наш зал вокруг, он стал совсем другого цвета. Какой зал у тебя, Арина? (зелёный) и.т.д.

А какой головной убор мы выберем для Золушки? Ответы детей. Итак, костюм для Золушки должен быть необычным, нарядным, праздничным ведь на балу она может встретить самых необыкновенных, сказочных гостей.

Игра «Узнай по описанию».

1. «Он был одет в курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки, на ногах туфли из старого голенища на голове красно-белая полосатая шапочка с кисточкой из старого носка». (Буратино)

2.. «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит» (Царевна-лебедь)

3. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать

В рукава просунул руки

Оказались это брюки…

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки». (Человек рассеянный)

А какие гости еще будут на балу, подскажет нам их тень.

Игра «Тень».

Ах, как сегодня весело

Пляшу я целый день

Со мною вместе пляшет

Послушная мне тень. (персонажи игры это Красная шапочка и Мальвина и.т.д.)

Воспитатель: Ребята, а почему не всех персонажей нам удалось узнать по их тени?

Ответы детей: Тень передает контур, силуэт предмета, но не может передать цвет!

Воспитатель: А важен ли цвет в костюме?

Ответы детей: Цвет очень важен, он играет большую роль в выборе наряда.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем больше ярких, разных цветов в костюме, тем лучше! (понравится ли Золушке такой костюм – и продемонстрировать костюм клоуна).

Ответы детей: Нет не понравится, он слишком яркий.

Воспитатель: Кто же поможет нам узнать как правильно сочетать цвета в своём костюме? В сказке Золушка помогла Фея, и нам тоже поможет волшебница это Флора – Царица растительного мира.

Флора: Здравствуйте ребята, я хочу поиграть с вами, и узнать хорошо ли вам известны обитатели моего царства? Посмотрите на мой венок и вспомните названия этих цветов. Скажите почему их так назвали? (незабудка, одуванчик, подснежник, подорожник).

Ответы детей.

Флора: А теперь найдите в моем букете цветки, которые дали названия цветовых оттенков (роза, сирень, василек).

Молодцы ребята, а теперь я открою вам свой секрет – посмотрите на цветы – цветовые оттенки в них гармоничны, прекрасны. И вы в своих нарядах можете использовать такие же цветовые сочетания. (демонстрирует цветы с различными цветовыми сочетаниями). Теперь вы сами можете стать настоящими модельерами и создать для Золушки красочные гармоничные неповторимые наряды.


следующая страница >>