microbik.ru
1 2 3

Вопросы к зачету по курсу «Этика» на Факультете психологии, д/о, весна 2009





  1. Этика, ее предмет и строение.

  2. Прикладная этика и этика психолога.

  3. Возникновение этики и ее место в философии.

  4. Определения морали и ее сущность.

  5. Аксиология и этика. Ценности и их соотношение (М.Шелер, Г. Риккерт).

  6. Идеалы, идеал жизни и Я-идеальное. Смысл жизни и счастье.

  7. Добро как высшая нравственная ценность. Добро и зло.

  8. Нравственный долг, категорический императив Канта и золотое правило нравственности.

  9. Совесть, нормы, принципы и добродетели.

  10. Справедливость и ее виды. Два принципа справедливости Дж. Ролза.

  11. Свобода, необходимость и нравственная ответственность.

  12. Общественное и личное назначение морали.

  13. Особенности моральной нормативности по сравнению с нормативностью обычая и религии.

  14. Мораль и право.

  15. Основные нравственно-значимые культурно-мировоззренческие ориентиры и критерии рассмотрения и сопоставления исторических типов морали.

  16. Родоплеменная мораль. Национально-сословная и национально-государственная мораль.

  17. Мораль мировых религий: буддизм (по учебнику), христианство и ислам (по учебнику).

  18. Светская просветительская мораль и коммуникативно-плюралистическая мораль информационного общества.

  19. Главные позиции в современной философии морали по проблеме оснований морали.

  20. Утилитаризм и деонтологизм.

  21. Прикладная этика и Этика ненасилия (по учебнику).

  22. Этические принципы деятельности психолога (Этический кодекс Российского психологического общества - РПО).


Обяз. источники: лекции, уч-к: Гусейнов-Апресян, схемы к лекциям, Этич. кодекс РПО

(См. Материалы, полученные студентами в начале курса)

Препод. Н.Ф. Рахманкулова

Э́тика — исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла

Проблема смысла жизни и назначения человека

Проблема справедливости

Проблема должного
История этики




  • В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).

  • Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

  • Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.

  • Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

Возникновение

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа.

Несправедливо совсем отрицать существование философской этики у философов досократовского периода. Она несомненно существовала у пифагорейцев, у Гераклита и Демокрита, если не в виде законченной системы, то как ряд обобщений, находящихся в логической связи с их метафизическими воззрениями. В их взглядах впервые обнаруживаются те общие этические принципы, которые были положены в основание теорий позднейших моралистов.

  • Пифагорейцы, в согласии со своей метафизикой чисел, ставили такими принципами гармонию, порядок и меру. На них основывали они как физическое, так и моральное устройство вселенной. Соответственно этому зло признавалось отсутствием меры, пороки — нарушением душевной симметрии. Гераклита следует признать родоначальником этического универсализма. По справедливому мнению Лассаля, вся этика Гераклита выражается в одной формуле: «преданность всеобщему». Быть нравственным — значит, для Гераклита, быть причастным единому вселенскому разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона. Всё индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

  • В воззрениях Демокрита обнаруживается сродство материализма с эвдемонизмом. Высшим благом, по мнению Демокрита, является счастье. Но истинное и прочное счастье даётся только духовными радостями. Это мнение даёт основание видеть в Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.

  • Деятельность софистов дала отрицательные результаты для развития этики. Выставляя своим девизом условность и субъективизм в сфере познания и практики, софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должного или ценного и превратили нравственное в пригодное или желательное для тех или иных условных целей. В лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонравия, как, например, в известной аллегории Продика «Геркулес на распутье».

Нравственное поведение для софистов — это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе.




следующая страница >>