microbik.ru
1
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы психологии и педагогики»


  1. Психология как наука. Этапы развития психологии.

  2. Объект, предмет и задачи психологии.

  3. Методы психологического исследования.

  4. Психика человека и ее основные функции.

  5. Сознание. Сознание и бессознательное.

  6. Самосознание личности. Основные компоненты самосознания. Я-концепция личности.

  7. Индивид, индивидуальность, личность.

  8. Структура личности.

  9. Направленность личности и ее качества.

  10. Потребности и мотивы. Понятие мотивации.

  11. Способности. Классификация способностей.

  12. Темперамент, его типы и свойства. Темперамент и личность.

  13. Характер, его структура и черты.

  14. Акцентуации характера и их типы.

  15. Ощущения и его типы. Восприятие, его свойства и типы.

  16. Память и ее качества. Характеристика процессов памяти.

  17. Память и ее виды. Законы памяти.

  18. Внимание, его виды и основные свойства.

  19. Мышление и его виды. Язык и речь. Функции и виды речи.

  20. Формы мыслительных процессов и характеристика мыслительных операций. Интеллект.

  21. Воображение, его виды и их характеристика.

  22. Эмоции и чувства, их классификация и функции. Эмоциональные состояния.

  23. Воля и психологическая структура волевых действий. Волевые качества личности.

  24. Психические состояния и их классификация. Положительные и отрицательные психические состояния.

  25. Основные социальные процессы и поведение человека.

  26. Понятие малой группы и ее структура. Классификация малой группы.

  27. Психологические механизмы формирования малых групп. Лидер и проблема лидерства.

  28. Коллектив, его функции и стадии развития. Стили управления коллективом.

  29. Межличностные отношения и общение. Формы и средства межличностного общения.

  30. Представление о коммуникации, интеракции и перцепции.

  31. Взаимодействие и барьеры в процессе общения. Модели общения.

  32. Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Классификация конфликтов.

  33. Причины возникновения конфликтов и стили поведения в конфликтных ситуациях.

  34. Психология управления как наука. Объект, предмет и базовые понятия.

  35. Основные принципы и законы управленческой деятельности.

  36. Личность как субъект и объект управления. Концепция А.Маслоу.

  37. Личность руководителя, его основные качества и психологические особенности.

  38. Критерии эффективности руководства.

  39. Организация и социальная группа как объекты управления. Компоненты лидерства.

  40. Механизмы групповой динамики. Стадии развития. Психологический климат в коллективе, определяющие факторы и принципы.

  41. Педагогика как наука. История педагогических идей и воспитательных практик.

  42. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Методология педагогики.

  43. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

  44. Методы педагогических исследований. Классификация методов и их краткая характеристика.

  45. Образование как социокультурный феномен. Основные функции и элементы образования. Виды образования.

  46. Система непрерывного образования, ее принципы и предпосылки возникновения.

  47. Современное состояние образования в мире. Тенденции. Мировое образовательное пространство и его типы.

  48. Национальная система образования в Республике Беларусь.

  49. Общие закономерности развития личности и определяющие факторы.

  50. Социальная среда и социализация личности. Издержки социализации.

  51. Воспитание как важнейший фактор развития личности. Классификация направлений воспитания, их краткая характеристика.

  52. Методы и средства воспитания.

  53. Особенности семейного воспитания, его принципы и содержание. Понятие семьи, ее типы и задачи.

  54. Стили семейного воспитания. Семейные конфликты.

  55. Закономерности и особенности обучения. Предмет дидактики, задачи и основные категории.

  56. Принципы обучения: классические и современные.

  57. Краткая характеристика видов и форм обучения.

  58. Методы обучения: общедидактические и частнодидактические.

  59. Доминирующие виды жизнедеятельности человека, их краткая характеристика.

  60. Игра и общение как специфические формы развития человека. Виды игр. Основное противоречие игры как средства воспитания.

  61. Учение как средство познания жизни. Структура процесса обучения.

  62. Педагогическое общение и его функции. Понятие деструктивного общения.

  63. Труд как деятельность и его виды.

  64. Акмеологические основы самосовершенствования личности. Основа самовоспитания и ее приемы. Карьера ее виды и значение.

  65. Пути самосовершенствования личности. Сила личности и ее составляющие.

66. Творческий потенциал личности. Мотивация творчества