microbik.ru
1
Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Проект «Ребенок в мире людей».
Выполнила:

воспитатель первой квалификационной категории

Куликова Татьяна Александровна
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в мире людей». Цель проекта: своевременное, соответствующее возрастным, половым особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Изучив программные задачи ( Из детства в отрочество. Средний возраст.) и несколько программ социального развития- Стеркина « Я, ты, мы.»; « Я-человек» Козловой, « Познаю себя» Детский сад 2100; Алешина « Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, мы взяли за основу своей работы программу социального развития детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко, раздел « Человек среди людей». Этот раздел дифференцирован по блокам: « Я – человек, Я – мальчик, я – девочка», « Моя семья», « Мужчины и женщины», « Детский сад – мой второй дом». Далее нами был составлен перспективный план работы в соответствии с программой « из детства в отрочество». Также были прописаны формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности. Были определены задачи для детей:

-конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин; - формировать дифференцированные представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, о различных эмоциональных состояниях, о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми; - способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; - воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; - актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, его интеллектуальное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал. Участники проекта: Педагоги – воспитатели группы, музыкальный руководитель; дети средней группы; родители и другие члены семьи. Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог –дети -родители в реализации проекта: дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; стремятся к поиску своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – концепции». Занятия с детьми проводились один раз в неделю в соответствии с блочно-тематическим планом, который представляет логическую последовательность форм и методов работы с детьми по вопросам социального развития. Предварительная работа к занятиям проводится как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Очень удобным оказалось распределение тем по блокам. В блоке « Я – человек» мы учили давать отношение поступкам сверстников, правильно относиться к своему телу, к изменениям, происходящим в связи с ростом, учили мальчиков относиться к девочкам с нежностью, делать им комплименты, а девочек видеть в мальчиках защитников и помощников, играть в полоролевые игры, распознавать настроение друзей, помогать улучшить настроение. Также в этом блоке велась работа по правилам этикета для детей и по правилам безопасного поведения. В этом блоке нами была создана картотека игр на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей; картотека дидактических игр. Совместно с родителями создана картотека пословиц о поступках людей, оформлен фотоальбом «Детские годы наших родителей». В блоке « Мужчины и женщины» дети знакомились с трудом мужчин и женщин, с увлечениями мам и пап, внешними различиями мужчин и женщин, также с этикетом в жизни взрослых людей. Совместно с родителями был оформлен фотоальбом « Профессии наших мам и пап.» Создана картотека пословиц о труде, коллекции «Ткани», «Пуговицы». Оформлена стенгазета « Как я провел лето». Нами была создана картотека дидактических игр, альбом из рисунков детей « Моя мама, мой папа». В блоке «Моя семья» дети делились друг с другом своими взаимоотношениями в семье с разными ее членами, учились уважительно относиться к пожилым членам семьи, знакомились с « Домашним этикетом», семьи делились между собой традициями, интересами, семейными праздниками, фирменными блюдами и т.д. Совместно с родителями были оформлены фотоальбомы: «Моя семья», «Книга о вкусной и полезной пище», оформлена выставка семейных коллекций и выставка рукоделия. Создана картотека пословиц. В блоке «Детский сад» дети учились уважительно относиться к труду сотрудников детского сад, знакомились с профессиями , запоминали имена и отчества сотрудников. Также детям прививалась любовь к детскому саду, осознание того, что детский сад - второй дом. Был оформлен фотоальбом « Профессии в детском саду». Совместно с музыкальным руководителем и родителями был проведен праздник «День рождения детского сада.» В ходе реализации проекта помимо поставленных нами задач решилась задача взаимодействия со специалистами и с родителями, также значительно обогатилась и разнообразилась окружающая среда группы. Планируется продолжить работу по данному проекту в старшей и подготовительной группе.