microbik.ru
1
Шаповалова Н.А.,

методист кабинета проблем

воспитания БелРИПКППС
ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ РОССИИ
Из опыта работы образовательных учреждений Белгородской области.

Воспитание детей и молодежи в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма.

Словари определяют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите, участию в развитии экономической и оборонной мощи, укреплении самостоятельности государства.

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально- культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, к так называемой малой Родине.

Белгородский край – благодатная, щедро одаренная природными красотами земля, богатая легендарными историческими событиями, уникальными народными традициями, на которых воспитывается поколение за поколением. Издревле Белгородчина являлась форпостом Российского государства, который защищал границы от набегов врагов. Здесь в XVI- XVII веках проходили сражения с татарами. Белгородская засечная черта служила щитом от набегов врага. Здесь в июле- августе 1943 года разыгралось крупнейшее сражение второй мировой войны – Курская битва.

На Белгородчине всегда бережно хранили великое чувство любви к своей Родине, чувство гордости за своих земляков, которые внесли большой вклад в развитие культуры, науки, образования нашего государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашей области является приоритетным направлением. Разработана и реализуется областная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы».

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у молодежи чувства верности своему Отечеству.

В соответствии с многообразием поставленных задач, система военно-патриотического воспитания детей и подростков включает в себя следующие разделы: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую и военно-техническую подготовку, подготовку по основам военной службы (начально-довоенную подготовку).

Работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, в единстве всех ее составных частей и учетом возрастных особенностей детей.

Систематическая работа по патриотическому воспитанию учащихся проводится во всех школах Белгородской области. В ряде районов она представляет собой стройную систему внеклассной, внешкольной работы. Традиционными стали такие мероприятия, как военно-спортивные игры, слеты юных патриотов, спартакиада школьников «Отчизны верные сыны», проводится смотр оборонно-массовой работы. Во многих районах области не угасает Вечный огонь, мальчишки и девчонки с гордостью продолжают нести Вахту Памяти на Посту № 1.

Центром патриотического воспитания в образовательных учреждениях являются краеведческие музеи, залы Боевой славы. В настоящее время в области работает 404 паспортизированных музея. Практически все музеи имеют разделы о Великой Отечественной войне. В экспозициях музеев преобладает военно-историческая тематика. Так, из 19 школьных музеев Белгорода -16 являются военно-историческими, посвящены истории и боевому пути дивизий, подвигам солдат, освобождавших город в 1943 году.

Школьные музеи хранят память о полководцах, осуществивших решающую роль в разгроме гитлеровцев на южном фасе Курской битвы. Сражение под Прохоровкой в июле 1943 года завершило коренной поворот в войне. Все эти исторические события 43-го нашли отражение в школьных музеях области. Советы музеев школ поддерживают связи с ветеранами воинских частей, воевавших под Белгородом, прошли по местам боев, собрали множество ценных исторических материалов, большая часть которых передана следопытами в государственные музеи. Учащиеся области активно участвуют во Всероссийском краеведческом движении «Отечество». Ежегодно в области проводится областная конференция участников движения «Отечество».

Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма можно наиболее эффективно прийти вновь к величию Российского государства.

Среди важнейших звеньев воспитания следует выделить подготовку к военной службе, которую активно ведут военно-патриотические и военно-спортивные клубы и объединения. Потребность в них постоянно растет. В Белгородской области действует более 200 таких клубов и объединений, в которых занимаются около 3000 детей и подростков.

Идеи развития личности подростка с позиции гражданского долга, патриотизма, физического и морального совершенствования легли в основу создания военно-спортивного клуба «Омега» Центра развития творчества детей и юношества №2 г. старый Оскол. В программу деятельности клуба входят такие дисциплины:

  • история и культура родного края;

  • история Вооруженных сил;

  • строевая подготовка;

  • туристическая подготовка;

  • военная топография;

  • инженерно-саперная подготовка;

  • общефизическая подготовка;

  • парашютно-десантная подготовка и т.д.

Воспитанникам клуба «Омега», прошедшим полный курс обучения, усвоившим все, предусмотренные программой знания, умения и навыки, выполнившим нормативы, выдается удостоверение установленного образца, выдаются характеристика и рекомендации для поступления в военное училище.

С 2001 года в Красненском районе действует судомодельный клуб «Касатка». В клубе занимаются учащиеся 4 – 11-х классов. С учетом возраста, уровня знаний и интересов педагоги развивают их творческую инициативу, самодеятельность, самостоятельность и социальную активность. Воспитанники клуба изучают историю российского флота, традиции русского и советского военного и морского флота, занимаются моделированием, судомодельным спортом, проводят встречи с бывшими моряками, с представителями различных профессий.

Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение.

В нашей области накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем формировались в кадетские классы.

В настоящее время в области действует 93 кадетских класса.

Это - спасатели МЧС, юные авиаторы, пограничники, юристы, морские пехотинцы, десантники. Первые кадетские классы в Белгородской области появились в образовательных учреждениях г. Белгорода, Старого Оскола, г. Губкина.

Десять лет в СОШ №41 г. Белгорода существует Клуб юных моряков «Маяк». На базе клуба созданы кадетские классы по направлению «Морские кадеты». Кадеты школы занимаются в рамках программы элективных курсов «Морское дело», где изучают историю Российского флота, на практических занятиях отрабатывают навыки установки парусных мачт, вязки морских узлов, приемы флажного телеграфа, как в школьных кабинетах, так и на воде: учатся «ходить под парусом», участвуют в парусных гонках.

В конце учебного года выпуску морских кадетских классов присваивается звание «Старшина шлюпки».

Занятия в кадетских классах СОШ № 41 служат делу патриотического воспитания молодёжи, пропаганде морских видов спорта и подготовке к службе в рядах военно-морского флота России. Сила, выносливость, отвага – качества отличающие морских кадетов. И не случайно многие выпускники кадетских классов СОШ № 41 поступают в Академию Петра Великого, Санкт- Петербург, военно-морские училища и отлично несут службу в армии и на флоте.

Кадетские классы морских пехотинцев открыты в СОШ №29 г. Белгорода на базе музея- комплекса истории военно-морского флота, который был открыт 15 ноября 2002 года. Один из разделов музея посвящен выпускнику школы Дмитрию Мурачеву, капитану 3 ранга, командиру дивизиона атомной подводной лодки «Курск», трагически затонувшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море.

Морские кадеты СОШ №29 овладевают знаниями по таким предметам как: история военно-морского флота, рукопашный бой, стрельба; осваивают азы морской подготовки: изучают сигналы, учатся вязать узлы, занимаются судомоделированием. Традиционные мероприятия кадетских объединений: Дни воинской славы России, неделя морской славы, дни флота, День моряка – подводника, День призывника.

В сентябре 1996 году в СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старый Оскол создан кадетский корпус «Виктория».

С 1997 года кадетский корпус «Виктория» является членом Союза кадетских корпусов России, с которым осуществляет постоянное взаимодействие. За годы существования корпуса наработан опыт организации учебно-воспитательной работы, сложились традиции, расширились функции кадетского корпуса. В 2001 году управлением Гражданской обороны и Чрезвычайных ситуаций совместно с управлением образования города Старый Оскол в корпусе открыты 2 профильных класса спасателей.

Образовательный процесс состоит из общеобразовательного блока предметов и программы дополнительного образования, который включает следующие разделы: военно-исторический и военно-правовой, военная подготовка из 7 предметов, эстетическая и психологическая культура (этикет, бальные танцы, хоровое пение, психология взаимоотношений).

В учебно-воспитательной работе с кадетами кроме учителей школы задействованы 16 педагогов дополнительного образования, из них 3 офицера.

В школе имеется бассейн, стрелковый тир, тренажерный зал.

На сегодняшний день кадетский корпус включает 10 кадетских классов. За годы существования кадетского корпуса произведено 10 выпусков кадет (90 выпускников поступили в высшие военно-учебные заведения). Кадетский корпус «Виктория» с 2000 года активно взаимодействует с Фондом содействия кадетским корпусам им. А. Йордана.

В феврале 2004 года создан Губкинский имени Святого благоверного князя Александра Невского кадетский корпус, который объединил в своей структуре классы мотострелков, МЧС, ВДВ, пограничников, а также классы юридического и погранично- казачьего профиля различных школ Губкинского района.

Основанием корпуса стало открытие в 1999 году кадетского класса общевойсковой направленности в СОШ №17 г. Губкина по инициативе директора школы Н. М. Еремина и по благословлению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

В становлении кадетских объединений активно помогают представители военкомата Губкинского района, Отдела внутренних дел, сотрудники ГО и ЧС.

Многое объединяет кадетские классы корпуса, но если знакомиться с каждым классом в отдельности, можно увидеть специфику, направления и формы деятельности присущие только данному объединению.

Кадетский класс средней школы № 2 имеет юридический профиль. Кадеты занимаются по программе общеобразовательной школы и программам дополнительного образования. Это курсы милицейского минимума , рукопашный бой, строевая подготовка, «Белгородоведение». Кадеты школы №2 взаимодействует с Белгородским лицеем милиции, УВД г. Губкина.

Кадетский класс школы №3 имеет профиль - спасатели МЧС.

Практические и теоретические занятия с кадетами по программе проводятся на базе МЧС г. Губкин квалифицированными специалистами. Здесь ребята знакомятся с техническим оснащением и оборудованием, которое используется в спасательных работах. Изучают технологии проведения спасательных работ.

На базе средней школы № 13 класс кадетов-спасателей открыт в 2002 году. Помимо изучения общеобразовательных дисциплин, с кадетами проводятся лекционно-практические занятия специалистов ГО и ЧС города по программе «Юный спасатель», которая включает в себя медицинскую подготовку, общую подготовку спасателей, изучение технического оснащения аварийно-спасательных команд, промышленный альпинизм.

  • 3 часа в неделю проводится физическая культура

  • 2 часа в неделю: ОБЖ

Изучаются основы православной культуры и мировая художественная культура. Итоги практической деятельности спасателей подтверждаются полевыми выходами.

Практические занятия проводятся совместно со специалистами аварийно-спасательной службы Лебединского ГОКа, которые помогают осваивать кадетам специальную альпинистскую подготовку.

По окончании обучения кадеты сдают экзамены по специальности и вместе с аттестатом зрелости ребята получат свидетельство спасателя. Кадетам удалось побывать в высших военных учебных заведениях нашей страны, в которых проходят обучение выпускники кадетских классов школы №13. Это Воронежское военное пожарно-техническое училище, Кадетский корпус «Юниспас» г. Тула.

Система дополнительного образования в классах представлена спецкурсами, факультативами, кружковой деятельностью, которые проводятся во второй половине дня. Это - начальная военная подготовка как обязательная дисциплина, история русской армии и кадетских корпусов, история Отечества, прикладная физическая культура, краеведение, изучение религии и православия, риторика, художественное творчество, театральная студия, бальный танец.

Обучение в кадетских классах не только дает воспитанникам широкий кругозор, но и прививает им высокие человеческие качества: патриотизм, товарищество, верность долгу и своему Отечеству.

Кадеты имеют свои славные традиционные праздники: «С днем рождения, кадет», «Марш – парад», кадетский бал, смотр-конкурс кадетских классов «Вперед, кадеты». Одно из ярких мероприятий - посвящение в кадеты. Накануне этого знаменательного события кандидаты в кадеты учат присягу, проходят подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, историю кадетского корпуса, историю Петровской эпохи, строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и учителей. Присягу принимают представители военкомата, благословляют кадетов священнослужители.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения активно ведется через учреждения дополнительного образования. Областной Дворец детского творчества ежегодно проводит ряд мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей. Это такие мероприятия как: конкурсы творческих работ «Навечно в памяти народной», посвященный великому полководцу- земляку Н.Ф. Ватутину, «Женщины России на службе Отечеству». Учащиеся области работают над созданием рукописного альбома- эстафеты «Белгородчина – малая родина, отчий край дорогой». На конкурс представляются работы исследовательского характера, с использованием музейных материалов, семейных архивов, рассказов очевидцев исторических событий.

Патриотическое воспитание в области реализуется и через детские общественные организации. В настоящее время в области действует 689 детских общественных организаций и объединений, их них-57 патриотических , 15- краеведческих, 14- экологических, 452 –социально- творческих, 134-пионерские организации.

В целях формирования у молодых людей активной гражданской позиции, стимулирования интереса молодого поколения к решению важных проблем общества ежегодно проводится региональный этап Всероссийской акции «Я гражданин России».

Военно-патриотическое воспитание связано с активным участием ребят в походах по местам героических подвигов нашего народа. Областным Центром детского и юношеского туризма разработано более 60 маршрутов туристских походов по местам боев Великой Отечественной войны. Походы по местам боевой славы связаны с предварительной подготовительной работой по выбору маршрута с военно-историческими памятниками и мемориалами. При прохождении пути историческая информация маршрута дополняется материалом, полученным в ходе поисковой работы учащихся. Поиск архивных документов после похода, встречи с ветеранами во многом способствуют созданию более целостных представлений о военно–исторических событиях. Целевые туристско-краеведческие и экскурсионные программы, по которым работает отдел путешествий и экскурсий Центра - «Моя Родина – Россия», «Духовное наследие края», «Великий русский актер М.С. Щепкин - мой земляк», «Подвиг героев живет в сердцах белгородцев» помогают реализовать совместные творческие поиски педагогов, учащихся и родителей.

Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций патриотического и гражданского воспитания молодежи. Различные формы и методы патриотического воспитания, которые сегодня используют образовательные учреждения, необходимы современному российскому обществу. А национальная идея, которую искали последнее десятилетие, на самом деле проста и вечна - любовь к своей Родине и она воплощается в жизнь.